Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 16.12: USD 62.5544 EUR 69.8608
криптовалют: BTC 7113.7$ ETH 142.28$
lupa
416 просмотров

Пресс-конференция в АРБ «Какая национальная платежная система нужна России?»

8 июня 2011 г. в Ассоциации российских банков (АРБ) прошла пресс-конференция «Какая национальная платежная система (НПС) нужна России?» На мероприятии выступили президент АРБ Гарегин Тосунян, исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам Андрей Емелин и депутат Госдумы Павел Медведев. 

Г. Тосунян напомнил, что первая редакция законопроекта «О национальной платежной системе» являлась «здравым компромиссом», учитывавшим интересы разных участников финансового рынка. Напротив, ко второму чтению в Госдуме был представлен «совершенно другой документ», что с точки зрения законотворчества совершенно недопустимо. В частности, изменения подразумевают возвращение федерального закона №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», чем могут воспользоваться представители «черного рынка». Также Г. Тосунян отметил, что в настоящее время АРБ практически не допускают к обсуждению закона об НПС. 

П. Медведев в свою очередь коснулся изменений в законопроекте и их возможных последствий. Злоупотребления могут быть связаны с тем, что в новой редакции допускается использование неперсонифицированных электронных средств платежа (ЭСП) при расчетах между физическими лицами. В частности, это дает юридическим лицам возможность выстроить схемы ухода от налогов. Также неперсонифицированные ЭСП могут применяться для платежей в «виртуальных казино» (интернет-сайты, предлагающие азартные игры). Это противоречит № 244ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» и проекту ФЗ № 524473-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предложенного на рассмотрение Государственной Думы Президентом РФ. 

Кроме того, оставление в силе № 103-ФЗ подразумевает бесконтрольную деятельность платежных агентов. Поскольку им не требуется государственная лицензия, фактически они самоназначаются (на основе договора с юридическим лицом или частным предпринимателем – поставщиком услуг или продавцом товаров). Одно из самых страшных последствий в данном случае – развитие сферы бесконтактной купли-продажи наркотиков, при которой поймать преступников и наказать их почти невозможно. 

Также вторая редакция законопроекта открывает широкие возможности для обналичивания электронных денег, в частности через счета мобильной связи (статья №13). Эту неконтролируемую функцию ЭСП, как и некоторые другие, способны задействовать различные преступники – от мелких мошенников до наркоторговцев и террористов. 

П. Медведев подчеркнул, что единственное решение затронутых проблем – разрешить ЦБ РФ регулировать и контролировать все электронные платежи (этот пункт присутствовал в первой редакции законопроекта, но был убран из второй). 

А. Емелин добавил, что закон должен предусматривать распределение рисков убытка клиента (физического лица) при использовании ЭСП с открытием банковского счета. В частности, нужно найти единое решение проблемы отзыва несанкционированных и ошибочных платежей. Также он обратил внимание, что на данный момент законопроект отличается нечетким регулированием сферы ЭСП и фактически не ограничивает юридические лица в объеме операций с помощью ЭСП. Эти и другие принципиальные положения требуют отдельного обсуждения и пересмотра законопроекта.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных