17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 147

«Универсальная электронная карта»: из первых рук

<p>На 2-м Международном Форуме «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011» Александр Капустин, директор по развитию бизнеса...
«Универсальная электронная карта»: из первых рук

На 2-м Международном Форуме «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011» Александр Капустин, директор по развитию бизнеса Федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта», выступил с докладом, посвященным деталям реализации этого масштабного национального проекта.

На 2-м Международном Форуме «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011» Александр Капустин, директор по развитию бизнеса Федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта», выступил с докладом, посвященным деталям реализации этого масштабного национального проекта.

О том, что будет представлять собой Универсальная электронная карта (УЭК), уже сказано довольно много. Вкратце напомню о ее функционале: УЭК будет содержать набор средств для доступа к дистанционным государственным услугам и платежное приложение. Карта будет иметь три интерфейса: магнитная полоса, чип со стандартной контактной площадкой и бесконтактный интерфейс для различных приложений, например, транспортных.

Приложения УЭК

Итак, что конкретно будет размещаться на карте?

Во-первых, идентификационное (ID) приложение, которое будет формироваться при выпуске карт по определенным правилам и абсолютно уникально для каждого держателя карты.

Процедура выпуска карты подразумевает одновременно и выверку данных. Прежде чем персонализировать карту и запустить ее в использование, проводятся запросы во все государственные базы. В случае возникновения ошибок их либо попытаются исправить (если это ошибка на уровне операциониста), либо производится выверка данных на уровне баз министерств. В крайнем случае в выпуске карты отказывается до выяснения причин ошибки и/или ее исправления.

Во-вторых, на карте можно размещать дополнительные приложения. Это ключевой момент: на чипе есть область, где можно размещать различные коммерческие приложения, востребованные в тех или иных регионах. Анализируя сведения примерно по 70 регионам, мы видим, что по набору услуг есть достаточно большой разброс. Многие услуги, необходимые в одном регионе, в других регионах не нужны. Поэтому предлагается такое решение: можно создать приложение практически для любой услуги и после сертификации в ФУО «УЭК» добавить его на карту.

Предпосылки реализации проекта

Разумеется, идея УЭК возникла не на пустом месте.

Если говорить о предпосылках создания системы УЭК, то в России до принятия законодательства и внедрения определенных решений реализован ряд успешных проектов с применением социальных карт. Например, проект Сбербанка в Астрахани, проект при участии банка УРАЛСИБ в Башкирии, проект при участии банка АК БАРС в Казани и др.

Участники этих проектов присутствуют на форуме, некоторые из них выступают с докладами: какая работа проделана, как мигрировать на УЭК в перспективе.

Развитие этих проектов говорит о том, что уже существует необходимая инфраструктура, прообраз уполномоченных организаций субъектов (УОС) Федерации, на базе которой будут строиться региональные узлы в рамках проекта УЭК. Кроме того, данные локальные решения приняты для реализации пилотных проектов УЭК. Как только у населения появятся на руках карты УЭК, в этих регионах начнется «оттачивание» технологии – будут проводиться тестовые транзакции, как по запросам в министерства и ведомства, так и по оказанию коммерческих услуг.

Также хочу отметить, что в ходе реализации ранее запущенного национального проекта «электронное правительство» компания Ростелеком разработала важный информационный шлюз – систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Через эту систему все запросы граждан будут попадать в соответствующие министерства, а оттуда будут возвращаться ответы. Разумеется, для этого различные устройства (инфоматы, банкоматы, POS-терминалы и т. д.) должны поддерживать технологию УЭК.

Задачи проекта

Что необходимо сделать, чтобы система заработала?

Главная задача для ФУО «УЭК» – создать расчетный центр (центр обработки данных, процессинговый центр). Мы уже провели конкурсы по подбору технических решений. В марте 2011 г. тендеры завершены, контракты заключены, и в июне мы начинаем тестировать полученные решения.

Следующая важная задача – обеспечить поддержку карт УЭК с помощью существующей инфраструктуры. В первую очередь крупные сети розничного обслуживания банков должны «уметь» принимать эти карты. В соответствии с планом, подготовленным Министерством экономики РФ, выпущен полный комплект нормативно-правовой документации, который с 31 мая проходит процесс согласования. Документация содержит регламенты работы с участниками проекта, протоколы обменов, технические спецификации, набор договоров о присоединении и все остальное, что необходимо для работы.

В настоящее время мы ведем активные переговоры с потенциальными участниками проекта. Необходимо до запуска пилотных проектов (сентябрь–октябрь) подготовить информационные системы этих участников к работе с УЭК.

В ходе реализации ранее запущенного национального проекта «электронное правительство» компания Ростелеком разработала важный информационный шлюз – систему межведомственного электронного взаимо-действия (СМЭВ)

«Универсальная электронная карта»: из первых рук - рис.1

Участники проекта и их функции

Несколько слов о структуре УЭК. Какие стороны участвуют в проекте?

  1. Федеральная уполномоченная организация «УЭК» осуществляет процессинг и маршрутизацию сервисных и платежных транзакций. Также ФУО «УЭК» является держателем реестра всех эмитированных карт, т.е. гарантирует ведение всех выпущенных, испорченных и перевыпущенных карт в едином хранилище.
  2. Банки, размещающие на карте платежное приложение и/или обеспечивающие розничную инфраструктуру проекта УЭК. Они уже имеют огромную базу устройств доступа (банкоматы, инфоматы), и есть прогнозы, что за ближайшие три года большинство крупных банков планирует увеличить свои терминальные сети в несколько раз.
  3. Органы исполнительной власти – в первую очередь министерства, в базы которых при помощи карты будут попадать запросы через устройства самообслуживания. Соответственно, имеются региональный и федеральный уровни оказания услуг. Т. е. в архитектуре системы «зашиты», если использовать модный термин, технологии облачных вычислений. Еще раз подчеркну, что одним из основных элементов системы (именно в части оказания госуслуг) является СМЭВ.

План работ

Осталось напомнить планируемые временные рамки проекта.

В апреле 2011 г. мы опубликовали методические рекомендации для УОС (Уполномоченная организация субъекта Федерации) – набор технических, организационных и правовых аспектов.

В конце мая мы подготовили и отправили на согласование нормативно-правовую базу проекта.

В июне мы принимаем от поставщиков заказанные в марте и оплаченные работы по оборудованию расчетного центра.

По планам, утвержденным правительством РФ, система должна быть полностью готова к приему в регионах к 10 июля 2011 г. К этому моменту процессинговый центр должен быть полностью готов, и мы начнем тестирование системы.

В сентябре–октябре пройдут пилотные проекты.

В ноябре–декабре нужно сгладить все выявленные шероховатости. И к 1 января 2012 г. мы будем готовы выдавать карты УЭК всем желающим по заявлению.

В 2013 г. пройдет доработка региональных систем, а с 2014 г. по законодательству карту будут получать все граждане, не написавшие заявления об отказе. Соответственно, прогнозируемая эмиссия – порядка 100 млн карт.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 7 (171) ’2011 с. 28

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube