17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 224

Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту

Активная автоматизация банковской розницы, наблюдаемая в России на протяжении последних лет, обусловила появление принципиально...
Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту

Активная автоматизация банковской розницы, наблюдаемая в России на протяжении последних лет, обусловила появление принципиально новых форматов точек обслуживания. Одним из наиболее инновационных решений являются банковские павильоны, активно устанавливаемые сегодня Сбербанком по всей территории страны. О преимуществах и особенностях нового формата рассказывает Денис Лукинов, руководитель направления «Автоматизированные банковские мини-офисы» компании INPAS, за пять лет работы в этом направлении ставшей практически основоположницей современного рынка таких решений в России.

Вначале я хотел бы сказать несколько слов о тех тенденциях, которые предопределили выход компании INPAS на рынок банковских павильонов, практически совпавший с самим появлением этого направления в России и СНГ. Как известно, INPAS традиционно является разработчиком и поставщиком решений практически для всех сегментов банковской розницы и эквайрингового обслуживания. И уже в 2006–2007 гг. в рамках предоставления клиентам – розничным банкам – комплексных решений для автоматизации розничных услуг нашей компанией наряду с полнофункциональными банковскими офисами предлагался целый ряд других, весьма разнородных решений, среди которых были программно-аппаратные комплексы систем банковского самообслуживания и концептуально новые форматы, весьма близкие к сегодняшним банковским павильонам. С течением времени последние трансформировались в отдельно выделенное направление, которое мы сейчас успешно развиваем.

Есть все основания утверждать, что именно компания INPAS фактически создала российский рынок банковских павильонов, поскольку до нас на этом поприще успешно еще никто не выступал. Несмотря на то, что в начале 2000-х годов отдельными крупными банками предпринимались попытки использования этого формата, дальнейшего развития их разовые проекты тогда не получили.

Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту - рис.1

Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту - рис.2

Дело в том, что вплоть до 2008 года, ознаменовавшегося приходом в Россию мирового финансового кризиса, на отечественном рынке банки делали основной акцент в своих розничных стратегиях не на развитие инфраструктуры обслуживания, а на максимально широкий охват населения продуктами и услугами. Иными словами, ставка делалась на наращивание количественных показателей, а не на повышение качества предоставляемых услуг. Так, несмотря на бум потребительского кредитования, соизмеримого увеличения точек обслуживания, включая автоматизированные зоны, в которых клиенты могли бы комфортно погашать свои кредиты, не наблюдалось. И только кризис, заставивший банки пересмотреть свои приоритеты и усиливший борьбу за лояльность клиентов, изменил ситуацию, сместив акценты в сторону качества обслуживания. И банковские павильоны компании INPAS оказались здесь именно тем решением, которое позволяет банку поднять планку качества обслуживания.

Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту - рис.3

Основной проблемой для банка, активно работающего на розничном рынке, стала острая нехватка точек обслуживания на фоне значительно возросшей клиентской аудитории. Эффективным решением данной задачи является развитие систем самообслуживания, с помощью которых банк получает возможность предлагать свои услуги в режиме 24х7, и банковские павильоны, оснащенные полнофункциональными банкоматами и платежными терминалами, выглядят на этом фоне оптимальным решением. Они эффективно решают актуальную сегодня для крупных городов проблему с нехваткой подходящих арендных площадей, а также позволяют постепенно приучать клиентов пользоваться банковскими услугами в автоматизированном режиме, обеспечивая им полноценное комфортное обслуживание в шаговой доступности и в удобное для них время.

Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту - рис.4

Кроме того, банковский платёжный терминал – это прекрасная возможность привлечения новых клиентских групп, включая население, ранее не охваченное банковскими услугами. Именно этот формат позволяет банку разместить свою точку именно там, где в настоящий момент наблюдается достаточно большой клиентский поток, и где его услуги широко востребованы, а в случае изменения конъюнктуры – оперативно перенести павильон на другое, более перспективное место.

Так, все банковские платежные терминалы, предлагаемые INPAS, имеют габариты, позволяющие перевозить их автотранспортом, приходят на место установки в полной заводской готовности. Павильон, полностью готовый к коммерческой эксплуатации, сгружается с платформы стандартным автокраном, устанавливается на площадку, подключается к коммуникациям, после чего он готов к эксплуатации. Сам процесс установки и подготовки занимает не более 5 дней.

Экономическая модель развития розничной инфраструктуры такого формата принципиально отличается от модели реализации сети традиционных полноформатных отделений или офисов. Во-первых, банковский павильон обладает уникальной мобильностью и может быть перемещен с одной точки установки на другую с помощью автотранспорта в считанные часы.

Более того, это решение дает возможность эффективно реализовывать пилотные (или пробные) офисы. Если банк до конца не уверен в том, принесет ли выбранная точка установки павильона ожидаемый доход, он может договориться с владельцами арендуемой площади на временную установку, например, на полгода. И только потом, по результатам работы павильона и анализа реального объема спроса на банковские услуги, реализовать на этом месте полноценный офис, оставить установленный павильон либо перенести его на другое место.Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту - рис.5

Со своей стороны, компания INPAS еще несколько лет назад в полной мере оценила огромные перспективы данного направления и приняла решение активно его развивать. Результатом на данный момент можно считать весьма успешное внедрение этой программы в крупнейшем отечественном розничном банке – Сбербанке России, выступившем пионером в распространении данного формата.

На сегодняшний день наши павильоны установлены Сбербанком уже в более чем 40 городах по всей России. Наибольшее распространение они получили в Дальневосточном и Северном, а также Центрально-Черноземном, Дальневосточном, Юго-Западном регионах России.

Положительный трехлетний опыт Сбербанка в развитии этого направления вызывает понятный интерес присутствующих в этих регионах коммерческих банков самого разного масштаба. Сегодня они внимательно приглядываются к проекту Сбербанка и рассматривают собственные планы по реализации сетей обслуживания такого формата. Несмотря на понятный консерватизм и осторожность, сегодня эти кредитные организации уже успели убедиться, что такой подход перспективен, поскольку позволит им выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов на фоне растущей конкуренции, в том числе со стороны того же Сбербанка. Интересно, что речь идет о структурах, ориентированных не только на чистую розницу – многие из них представляют собой банки со сложными продуктами и со сложным рынком.

Уже сегодня они активно используют наработанные решения, существующие на рынке легких форматов банковских отделений и имеющихся, в том числе, в портфеле INPAS, и планируют идти дальше, тем самым активно его развивая. Так, например, сегодня практически во всех регионах разработаны и внедряются программы по установке сетей банковских мини-офисов. Особый интерес наша компания наблюдает сегодня к так называемым мобильным мини-офисам. Банки вновь активизировали свои программы розничного кредитования, ориентированные на массовый рынок – экспресс-кредитование, розничное кредитование в торговых центрах, потребительское кредитование и т. д. На этой волне у них появилась серьезная потребность в наших решениях, предназначенных для установки внутри помещений, там, где существуют большие потоки потенциальных клиентов – торговые комплексы, магазины, вокзалы, аэропорты.

Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту - рис.6

Банковские павильоны – новый способ стать ближе к клиенту - рис.7

И продвигая банковские терминалы, мы, в первую очередь, попытались придать такого рода инфраструктуре более эффективную и более привлекательную для современного клиента форму.

Кроме того, разворачивая сети павильонов, банк получает дополнительную возможность для продвижения собственного бренда, повышая его узнаваемость, поскольку действительно становится ближе к клиенту. Не случайно основной слоган INPAS, выбранный нами в начале реализации нашей программы, – «Банк в шаговой доступности».

Если говорить о типах банковских павильонов, реализуемых и продвигаемых сегодня нашей компанией, то здесь можно выделить 3 основные разновидности. Первая из них – павильоны открытого типа, предназначенные для установки черезстенных устройств банковского самообслуживания. Эти павильоны не имеют закрытой клиентской зоны. Основным их преимуществом перед установкой аналогичных устройств в зданиях является автономность и мобильность – у банка нет необходимости искать владельца здания, согласного на внесение конструктивных изменений в стены для установки черезстенника, согласовывать эти изменения в соответствующих инстанциях и заключать договор долгосрочной аренды в одном павильоне он может разместить до 4 таких терминалов фактически в любой свободной точке города.

Павильоны с черезстенниками являются наиболее бюджетным для банка и одновременно наиболее вандалоустойчивым решением. Они ориентированы на установку в неблагополучных районах с повышенным уровнем вандализма или же в тех местах, где по каким-то причинам сложно контролировать обстановку вокруг точки обслуживания.

Вторая разновидность – павильоны закрытого типа, в которых установлен офисный банкомат. Это более лояльный к клиенту вариант, поскольку дает возможность реализации банковских услуг в безопасной обстановке – клиенты обслуживаются в таком павильоне по одному. Клиент заходит внутрь павильона и совершает все необходимые операции в запертом помещении, без присутствия посторонних лиц, будучи уверенным, что пока он депонирует деньги на счет, снимает наличные или погашает кредит, никто не будет заглядывать ему через плечо в попытке подсмотреть ПИН-код или похитить наличные.

И наконец, мы поставляем третью разновидность павильонов, предусматривающую тесную интеграцию с городской инфраструктурой. В частности, сегодня очень распространены решения, интегрированные с остановкой наземного общественного транспорта. Речь идет об автоматизированной точке банковского обслуживания, расположенной на месте остановки общественного транспорта и совмещающей в себе комфортный павильон для пассажиров и зону с устройствами самообслуживания открытого или закрытого типа. Такой павильон дает возможность населению, ожидающему транспорта, быстро и комфортно воспользоваться банковской услугой.

Как правило, такой павильон устанавливается по договоренности с муниципальными властями взамен старого павильона для пассажиров либо на остановках, где ранее вообще не было павильона. Речь может идти о масштабных проектах – в некоторых городах Сбербанк устанавливает такие решения в рамках полноценных программ по замене остановочных павильонов. Например, в Тамбове на центральной улице мы установили целую сеть таких остановок, интегрированных с банковским павильоном. Такой подход имеет еще одно дополнительное преимущество, связанное с тем, что, как показывает практика, банки сравнительно легко получают разрешение на размещение этой разновидности павильонов, когда обращаются с таким вариантом к городским властям. Благодаря эффектному и продуманному дизайну такие павильоны улучшают внешний вид города, заметно выигрывая в сравнении с теми допотопными остановками, которые до сих пор повсеместно встречаются в регионах. Поэтому такой проект обладает несомненным социальным аспектом, а также способствует резкому повышению узнаваемости банка. Итак, вот те три основные тенденции, в рамках которых мы продвигаем основную массу предложений компании INPAS в направлении банковских павильонов.

При этом важно отметить, что мы реализуем и поставляем очень гибкий продуктовый ряд, никак не ограничивая каждую из рассмотренных разновидностей некой стандартной конфигурацией. Конфигурации наших павильонов варьируются как по типу устанавливаемого оборудования – это могут быть банкомат и информационно-платежные терминалы, инфокиоски и т. п., так и по количеству устройств. В разных вариантах павильонов может быть установлено от 1 до 4 устройств самообслуживания различных типов и функциональности. При этом со временем клиент в случае необходимости может полностью обновить или переконфигурировать парк оборудования, установленного в павильоне внутри. Например, с появлением более современной модели банкомата, обладающей функциями, критичными для реализации бизнесмодели, или изменением спроса на те или иные услуги сто стороны клиента.

Более того – все конфигурации павильонов, которые существуют на данный момент, были разработаны по конкретным требованиям наших конкретных клиентов. И именно в таком ключе мы продолжаем работать и дальше. Если к нам обратится клиент, который захочет объединить свои павильоны с инфраструктурой Союзпечати или с Почтой России, мы сможем быстро разработать и предложить ему подходящее решение, каким бы уникальным оно ни было. Это один из наших ключевых подходов. За счет этого мы развиваем рынок, фундамент которого фактически мы сами же заложили несколько лет назад.

Что же касается габаритов павильонов, то они ограничены только требованиями к мобильности решений – т. е. транспортными габаритами. Как я уже отмечал, любой из наших павильонов можно краном погрузить на грузовую автоплатформу и перевезти на новое место без необходимости демонтажа установленного оборудования. По этой причине в ширину павильоны не превышают 2,5 метра, а по длине мы ограничиваемся сегодня 10 метрами.

В то же время у компании INPAS есть сборные решения, которые представляют собой комбинации из нескольких таких блоков стандартных габаритов. Такие павильоны собираются из нескольких блоков непосредственно на месте установки. Благодаря модульной архитектуре на их базе могут создаваться полноценные банковские допофисы с рабочими местами, с кассами, выделенными зонами клиентского обслуживания и т.д.

Хотелось бы обратить внимание и на еще один важный момент, касающийся непосредственно самого направлении автоматизации банковской розницы в целом.

Разрабатывая наши павильоны, мы стремились создать некую универсальную, мультивендорную оболочку для банковских устройств самообслуживания, которая позволяла бы им работать полностью автономно с минимальными отклонениями от эксплуатационных норм в любом регионе с любыми климатическими условиями. Очевидно, что наши павильоны устанавливаются по всей России в совершенно разных климатических зонах, от Дальнего Севера и до южных регионов. И для каждого из этих регионов у нас существует собственное климатическое исполнение павильона, которое позволяет банку совершенно не задумываться о внешних погодных условиях. Естественно, все наши павильоны максимально защищают устанавливаемое в них оборудование и от неблагоприятных температурных характеристик, и от атмосферных осадков, и от всякого рода иных дополнительных неблагоприятных воздействий внешней среды. Все это обеспечивает встроенная автоматизированная система контроля климата. Этим преимуществом активно пользуются, например, наши клиенты на Дальнем Востоке, где очень востребованы павильоны INPAS с закрытой клиентской зоной, в которой установлены обычные офисные банкоматы, надежно работающие круглый год.

Отдельного внимания заслуживает комплексная система безопасности павильона, реализуемая нами в соответствии со всеми стандартами и требованиями, выдвигаемыми конкретным клиентом. Она включает в себя систему охранной сигнализации, систему видеонаблюдения, пожарной сигнализации, систему контроля доступа для вариантов с закрытой клиентской зоной, а также, при необходимости, те или иные дополнительные решения и системы, которые наши инженеры по желанию клиента готовы разработать и внедрить.

Все эти системы могут гибко конфигурироваться в зависимости от пожеланий заказчика. Изначально мы предлагаем лишь некий базовый комплект, который может быть расширен в зависимости от того, какой функционал нужно реализовать в конкретном проекте или даже точке обслуживания. Таким образом, практически для каждого клиента у нас реализуется своя уникальная конфигурация банковского павильона.

В заключение – несколько слов о перспективах этого сравнительно нового, но весьма перспективного рынка. Очевидно, что в России, как и в большинстве других развитых стран мира, оборот наличных все еще будет оставаться достаточно активным как минимум ближайшие десять лет. И такой новый формат автоматизированного банковского самообслуживания, как банковские павильоны, сегодня уже завоевывает серьезные позиции в отечественной розничной инфраструктуре, в первую очередь благодаря инициативе Сбербанка. На сегодняшний день по всей России нами установлено более 170 павильонов различного формата, к концу 2012 года данный показатель планируется удвоить, и это только начало. Потому что как только инсталляционная база таких точек достигнет некого критического уровня, например, наши павильоны можно будет встретить в любом городе России с населением от 100 тыс. человек, все участники рынка смогут сами убедиться, что это и есть нормальная современная модель банковской розницы, которую необходимо развивать. И тогда массовый спрос на такие решения неизбежен.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube