4 декабря 2012, 12:36
Количество просмотров 147

Переход на мобильные платежи = передел рынка эквайринга?

Оливер Хьюз, президент банка "Тинькофф Кредитные системы" Редакция «ПЛАС» не случайно приняла решение разместить отдельным материалом...
Переход на мобильные платежи = передел рынка эквайринга?

Оливер Хьюз, президент банка "Тинькофф Кредитные системы"


Редакция «ПЛАС» не случайно приняла решение разместить отдельным материалом комментарий данного эксперта, сделанный им в продолжение статьи «Карточные рынки СНГ: уровень зрелости в зеркале статистики». Оливер Хьюз полагает, что уже в самое ближайшее время на эквайринговом рынке России грядут существенные перемены: массовое использование мобильных устройств как пользователями (для проведения дистанционных платежей), так и торгово-сервисными предприятиями (которые придут на замену POS-терминалов) приведет к смене рыночного ландшафта.

ПЛАС: Какие карточные рынки СНГ можно рассматривать в качестве зрелых / насыщенных? Какие данные говорят об этом?

О. Хьюз: Банковская розница в целом и рынок карт в частности на развивающихся рынках продолжают расти опережающими темпами, преодолев последствия кризиса 2008г. О насыщении карточных рынков стран СНГ говорить еще рано. Несмотря на это, в данном регионе можно выделить уже достаточно продвинутые страны – Россию, Украину и Грузию, которые лидируют по количеству выпущенных карт на душу населения с показателями 1,41, 0,96 и 0,84 соответственно. Карты – технологичный продукт, и развитие этого рынка в значительной степени зависит от общей экономической ситуации в той или иной стране, что мы и наблюдаем, оценивая промежуточные итоги на рынке постсоветского пространства.

Предложение новых привлекательных продуктов российскими банками – еще один мощный стимул развития рынка. В частности, рынок кредитных карт за полтора года (с 1 октября 2010г. до 1 апреля 2012 г.) удвоился в объеме, общий портфель кредитных карт банков вырос до 422,9 млрд руб. В 2011г. рост российского сегмента кредитных карт составил 61,6%, а в I квартале 2012 г. – 15%. Кредитная карта – удобный способ кредитования по сравнению с кредитом наличными, и россияне быстро осознают это.

Рынок кредитных карт в России растет быстрее, чем когда-либо, во многом благодаря банкам, работающим в новых каналах. Модель дистанционного привлечения клиентов через каналы direct-маркетинга и Интернета очень хорошо себя показала в случае с банком «Тинькофф Кредитные Системы»: тот факт, что относительно новый участник рынка выпустил 2 млн кредитных карт, лучше всего говорит о потенциале этого сегмента.Переход на мобильные платежи = передел рынка эквайринга? - рис.1

ПЛАС: Как и в каких направлениях будет развиваться рынок эмиссии?

О. Хьюз: Многострадальные ко-брендовые программы, видимо, получили новый импульс, стали появляться новые интересные проекты. Например, банк ТКС выпустил карту совместно с социальной сетью «Одноклассники».

Вторая область – виртуальные карты, «привязанные» к денежным кошелькам. Например, карта, которую ТКС выпустил совместно с системой электронных денег «Яндекс.Деньги». Она позволяет клиентам платить за покупки без комиссии прямо со своего счета в «Яндекс.Деньги» с помощью карты MasterCard, эмитированной ТКС. Конечно, это очень комфортно для держателей карт, тем более что выпуск карты осуществляется бесплатно.

Я искренне полагаю, что в недалеком будущем рынок зарплатных проектов ждет «второе дыхание». Это связано с либеральными движениями в российской экономике: потребитель хочет иметь больше свободы, пользоваться не навязанной работодателем картой, а выбирать для перечисления зарплаты карту, которая его устраивает с точки зрения бренда, качества обслуживания и тарифов. В шутку можно сказать, что ожидаю аналога Болотной площади в области зарплатных проектов.

На предоплаченные карты мы в ТКС смотрим с несколько иной точки зрения. Это не выпуск в полной мере предоплаченных продуктов, а «привязка» многофункциональных карт к кошелькам.

Карты денежных переводов (для мигрантов) – тема давняя, однако данный продукт занимает очень узкую нишу. Бизнес-кейса в этой истории нет.

В такой сфере, как Карты школьника, мы не видим перспектив – это чисто имиджевые образовательные проекты, которые явно нацелены на перспективу.

ПЛАС: Особенности карточных рынков стран СНГ? Национальные платежные системы?

 О. Хьюз: За исключением российского рынка, кредитные карты в СНГ развиваются слабо. Как ни странно, российская модель кредитования близка англосаксонской модели – кредитование через кредитные карты. Другие рынки СНГ более похожи на континентальную европейскую модель.

 По идее, Россия должна стать движителем идеи национальной платежной системы. Если она будет реализована здраво, то станет мощным стимулом для развития рынка платежей. Но пока, судя по всему, эта идея остается абстрактной.

ПЛАС: Каким видится расклад сил на процессинговом рынке России?

 О. Хьюз: Вопрос о том, почему банки сами хотят процессировать карточные транзакции, для меня до сих пор остается огромной загадкой. В России уже давным-давно должен был сложиться зрелый рынок небанковских процессоров, состоящий из нескольких сторонних процессоров, качественно выполняющих эти услуги. Нынешняя ситуация хороша только для вендоров и поставщиков софта.

 ПЛАС: Хотелось бы также услышать ваше мнение по поводу современных реалий и перспективности таких проектов, как Google Wallet, PayPass Wallet, Visa V.me.

О. Хьюз: Первый раз в истории мы, возможно, являемся свидетелями настоящего прорыва международных платежных систем в области дистанционных платежей. То, что до сих пор предоставлялось пользователям в Интернете, представляло собой довольно убогие решения. Сегодня мы наконец имеем дело с нормальными решениями, с понятным интерфейсом, причем не только для пользователей ПК. Переход в сфере безналичных платежей на мобильный телефон даст огромный толчок рынку розничных платежей.

 ПЛАС: Как и в каких направлениях будет развиваться рынок эквайринговых устройств?

 О. Хьюз: Есть все основания полагать, что в недалеком будущем российский рынок розничных платежей перейдет на использование мобильных устройств, и все эти дорогие терминалы окажутся ненужными. Новые игроки в области электронной коммерции; новые, более дешевые технологии смогут потеснить тех, кто давно поделил рынок эквайринга. Будут новые решения, новые модели и новые лица – вот что, с нашей точки зрения, хорошо.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube