Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 17.10: USD 64.3455 EUR 71.0503
криптовалют: BTC 8000$ ETH 174.43$
lupa
726 просмотров

Перетягивание эквайринга

Перетягивание эквайринга

Острота вопроса о размере банковской комиссии за обслуживание приема карт в торговых точках давно вывела его из области обсуждения внутри профессионального сообщества. Сегодня эту тему комментируют все – от заправщиков до главы государства. Ассоциация банков России считает, что только точечная корректировка комиссии по отдельным направлениям позволит достичь взаимовыгодного компромисса.
Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России

Тема снижения эквайринговых комиссий активно поднимается ритейлерами с прошлого года. Их можно понять, торговые компании отстаивают свои интересы всеми возможными способами. Особенно это актуально сегодня, когда практически у всех падает рентабельность и надо бороться за каждую десятую и сотую долю процента. Я не исключаю, что нынешняя атака на банковские комиссии может вообще быть не связана с деятельностью кредитных организаций, а является отголоском борьбы между разными сегментами ритейла. Например, крупные сети непродуктового ритейла гипотетически узнали, что их коллеги, торгующие продуктами питания, получили скидки по эквайринговым комиссиям, и захотели себе такие же. В результате появилась идея кардинально снизить размер комиссии для всех.

Все профильные ведомства (ЦБ, ФАС и Минпромторг) дали на эту идею отрицательное заключение. Но это не повод отказываться от борьбы, наоборот, в такой ситуации нужно атаковать по всем фронтам, не обращая внимание на сопутствующие потери банков. Тем более что есть возможность красиво подать информацию общественности, а еще лучше главе государства: мол, в России комиссия, которую платит торгово-сервисное предприятие, равняется 3%, а в Европе и Америке – 0,2–03%. При этом по всем канонам информационных войн в ход идет не ложь, а строго дозированная правда.

Режут правду, полуправдой запасаются

Действительно, представьте, что вам говорят: в России банки вместе с платежными системами берут с торговцев 2–3% (такая комиссия действительно имеет место в отдельных случаях), а в Европе и Штатах – в 10 раз меньше (комиссии в размере 0,2–0,3% там и вправду можно найти). Тут любой здравомыслящий человек скажет, что эти банки жируют, надо наводить порядок и резать комиссии.

Apple Pay, Samsung Pay, бесконтактные платежи с помощью карт и без их использования – все это ускоряет, упрощает, создает удобство для клиентов

Но если начать разбираться, то выяснятся многочисленные подробности, которые не вписываются в картину с жадными банками. Во-первых, средняя комиссия в России вдвое ниже объявленной и равняется 1,3–1,5%. То есть в ряде случаев она может быть и выше 2%, а может оказаться и ниже 1%. Эта комиссия вообще довольно неоднородна и сильно зависит от сегмента и объемов бизнеса ритейлера.

Во-вторых, в США комиссия в размере 0,2–0,3% взимается только по определенному виду карт, доля которых в общем объеме эмиссии очень невелика. А по всем остальным картам она значительно выше. Если же посмотреть на среднюю комиссию, то она в Америке окажется вполне сопоставима с российской.

В-третьих, в Европе комиссия действительно находится на озвученном низком уровне. Однако адепты якобы европейского пути забывают сказать о том, что при такой модели эквайринга держателям пластика в Старом Свете приходится отдельно платить за каждое действие с картой, и платить немало. Например, за выпуск придется отдать 200–300 евро, выписка в банкомате обойдется в 10 евро, и так по всем пунктам. Бесплатного сыра не бывает. В результате европейцам приходится внимательно считать, имеет ли для них вообще смысл заводить себе банковскую карту.

В Китае подошли к вопросу регулирования межбанковских комиссий серьезно и решительно. Международные платежные системы на свой рынок они особенно не пускают, а свою UnionPay очень сильно зарегулировали по тарифам. В результате работать с картами на местном рынке банкам оказалось неинтересно, и его фактически захватили WeChat и Alipay (оплата через QR-коды), на которых в Китае сегодня приходится около 90% платежей. QR-код как платежная технология удобен и недорог, но проблема с данной технологией заключается в непрозрачности транзакций.

Скорее всего, ритейлеры, решая свою локальную задачу (снизить комиссии), не просчитывали последствия настолько далеко, чтобы увидеть последствия реализации американского, европейского или китайского сценария. К тому же опыт США их вряд ли устроит, потому что он фактически уже реализован у нас. Китайский вариант будет невыгоден государству, которое потеряет контроль за финансовыми потоками, а европейский – потребителям, которые станут меньше покупать, используя карты или гаджеты с бесконтактными платежными приложениями, и больше платить наличными, в результате чего пострадают сами ритейлеры.

Все во имя человека, все для блага человека

Предположим, государство приняло твердое решение снизить комиссии по эквайрингу до европейского уровня. Если кому-то кажется, что вслед за этим ритейлеры начнут уменьшать цены, то с этой иллюзией пора расстаться – ни в Европе, ни в Америке, ни где-то еще, где пытались это сделать, цены в магазинах ниже не стали.

Более того, на встрече в ФАС, где присутствовали кроме представителей антимонопольного ведомства банкиры и ритейлеры, последние прямо заявили, что не собираются снижать стоимость своей продукции. По их словам, они и так получают маленький доход и хотят его увеличить за счет снижения комиссий. То есть банки должны поделиться своими доходами с торговцами. Почему они должны это сделать, представители торгового бизнеса не объяснили, как, впрочем, не стали комментировать и вопрос, как их спасут эти 1,5–2% от банков, при условии, что практически все торговые сети проводят регулярные акции со скидками от 20% до 70%.

Европейцам приходится внимательно считать, имеет ли для них вообще смысл заводить себе банковскую карту

Но, допустим, комиссии все же снизились так, как этого хотят ритейлеры. Банки тут же начнут сворачивать программы лояльности – скидки, бонусы, cash-back и так далее. Нетрудно предположить, как на это отреагируют покупатели – они начнут меньше тратить вообще и по картам в частности, по крайней мере именно о такой реакции потребителей свидетельствует мировой опыт.

Кроме того, представители российского платежного бизнеса сегодня на полном основании гордятся успехами во внедрении новых технологий. ApplePay, SamsungPay, бесконтактные платежи с помощью карт и без их использования – это не только дань моде, это ускоряет, упрощает, создает удобство для клиентов. Но это не бесплатные сервисы, они оплачиваются банками, и Россия в этой области находится в числе мировых лидеров, в том числе обгоняет те страны, где эти технологии были разработаны. А деньги на это банки берут как раз из той комиссии, которую предлагают сократить. Соответственно внедрение новинок, как и все R&D-программы, также будет свернуто, а значит, будет снижаться удобство для клиентов.

Более того, европейская модель межбанковской комиссии подразумевает и европейскую модель оплаты держателями карт банковских услуг. Потому что в случае радикального снижения комиссии банки непременно переложат часть расходов на частных клиентов. Но у нас сегодня экономика находится далеко не в идеальном состоянии, и сверхдоходы у подавляющего большинства населения отсутствуют. Следовательно, люди тут же начнут считать, и если обнаружат, что карта будет обходиться им на 500–1000 рублей в месяц дороже, большинству проще уйти в наличность.

Такой поворот событий будет крайне неприятен для государства, которое все последние годы борется за увеличение доли безналичных расчетов, обеспечивающих прозрачность как транзакций частных лиц, так и финансовые потоки торгового ритейла. И даже начало добиваться определенных успехов – по данным Банка России, в прошлом году доля безналичных платежей составила 55%. Но если комиссии снизить, то достигнутые темпы по замещению наличного оборота безналичным однозначно упадут, и упадут значительно. Потому что безналичные расчеты позволяют государству видеть прозрачность сделок, в том числе администрировать, мониторить налоги. Если мы от этого отказываемся, то в лучшем случае останавливаемся на том, что достигнуто сейчас.

Мы предлагаем снизить клиринговые комиссии или даже вообще не применять их при микроплатежах

Однако и для самих ритейлеров работа с наличностью приведет к росту расходов. Это и затраты на инкассацию, и увеличение времени обслуживания одного клиента на кассе, что для крупных сетей означает большие очереди и потери клиентов. Более того, на ритейлеров банки тоже переложат часть расходов, и, видимо, даже большую. Ведь тот факт, что одна комиссия снизилась, не означает, что банки не могут тут же поднять для торгового предприятия другую комиссию, например по расчетно-кассовому обслуживанию, или ввести новую.

Потом, в полном соответствии с европейской моделью, банки передадут торговым точкам право и обязанность закупки, обслуживания и сопровождения POS-терминалов. При этом в Европе

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных