Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 19.09: USD 64.429 EUR 71.2391
криптовалют: BTC 10157.6$ ETH 210.23$
Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №4 » 786 просмотров

Бестерминальный эквайринг – «вместо» или «вместе»?

Бестерминальный эквайринг – «вместо» или «вместе»?

В своей предыдущей статье я сформулировал ряд идей, почему в ближайшие несколько лет на рынке свою нишу займут СБП, решения от Сбербанка и несколько иных игроков, ориентированных на QR-платежи, переводы по номеру телефона или аналоги – иными словами, направление, которое условно можно назвать новым или, что еще точнее, бестерминальным эквайрингом.

Напомню основные тезисы предыдущей публикации: в России огромный объем коммерческих платежей проводится как P2P (порядка 8 трлн руб., причем выручка всего российского продуктового ритейла составляет около 15 трлн руб., а выручка всех продаж в онлайне – чуть больше 1 трлн руб.).

Максим Митусов, создатель МодульКассы (проект Модульбанка)

Иными словами, суммы, которые должны проводиться через POS-терминалы и регистрироваться в кассах, проходят по каналам «на карту Сбера». Этот поток денег очень интересен и банкам, и контролирующим органам. Желание контролировать и зарабатывать/получать налоги с этих денег приведет к тому, что платежный ландшафт России в ближайшие годы получит несколько новых элементов.

После публикации завязалась дискуссия с представителями ведущих банков и крупных финтехкомпаний. Общее мнение – да, в сфере QR-кодов и бестерминального эквайринга стоит ждать новых решений, но бесконтактные платежи и оплата телефонами полностью и безоговорочно победят. «У нас не Китай, а NFC гораздо удобнее» – вот наиболее распространенное мнение, которое я слышу от коллег по цеху.

Чтобы разобраться, почему у бестерминальных решений может быть светлое будущее, необходимо ответить на вопрос, зачем эти решения банкам, бизнесу и, конечно же, потребителю. Если веская причина для заинтересованности найдется хотя бы у двух из трех сторон, новым платежным технологиям быть! Итак, давайте разбираться.

Кто может пользоваться бестерминальным эквайрингом?

Вначале стоит четко разделить потенциальных пользователей новой технологии, кому может пригодиться новый эквайринг и почему. У каждой из сторон могут быть свои мотивации и причины начать использовать новые технологии. Вот основные участники платежного рынка:

1. Банки – держатели денежных средств и покупателя, и продавца, которые сейчас полностью контролируют весь рынок эквайринга.

2. Мерчанты, которых, в свою очередь, нужно четко разделить на несколько больших групп:

  • микробизнес и самозанятые – именно эта аудитория сейчас работает с P2P-переводами и использует их вместо обычного эквайринга. Обороты их мизерные, до 100 тыс. в месяц, а то и меньше, поэтому полноценный POS-терминал здесь никогда не окупится. Однако таких точек и бизнесов очень много, и именно они в совокупности генерируют до 8 трлн руб. оборота в год;
  • малый и средний бизнес – объемы платежей по картам (0,15–1,0 млн рублей в месяц) позволяют работать с обычными POS-терминалами. Очень многие уже терминалами обзавелись и в целом получают для себя все преимущества от работы с безналом;
  • крупный сетевой ритейл – они давно принимают карты и в целом умеют работать с этим инструментом, более того, многие бьются за размер торговой уступки и с банками, и, в ряде случаев, с МПС;
  • дистанционная торговля / e-commerce и торговля без сотрудников (вендинг и иное). Отдельные типы мерчантов со своими технологиями, ставками и требованиями к платежным решениям. Их объемы платежей достаточно велики, а требования специфичны.

У каждой из групп свои интересы и задачи в приеме платежей, разные стартовые позиции. Поэтому нужно очень четко понимать, о каком именно типе мерчанта идет речь.

3. Потребители – все мы как частные лица, клиенты банков, пользователи карт и платежных гаджетов. Всех нас можно делить на активных и не очень, продвинутых и новичков. Но в целом это почти все взрослое и трудоспособное население страны. Банковскими технологиями так или иначе пользуется все трудоспособное население страны.

4. Прочие стороны – кроме перечисленных, есть и иные стороны, кому новые платежные технологии будут на руку: ФНС – поскольку это увеличит налогооблагаемую базу, особенно в микробизнесе; агенты (в терминологии СБП) – производители касс, иные разработчики и сами торговые сети – те, кто возьмет на себя часть задач банка по подключению и сопровождению новых мерчантов.

Зачем банкам беcтерминальный эквайринг

Основными и практически единственными держателями эквайрингового бизнеса сейчас являются банки. Казалось бы, конкурирующие технологии им должны быть неинтересны. Но это не совсем так.

От традиционного эквайринга банки имеют:

  1. Interchange fee по выпущенным банком картам;
  2. эквайринговую комиссию;
  3. деньги, зачисляемые на счета клиентов (корпоративных) от эквайринга, остатки.

С другой стороны, есть расходная часть банков:

  1. расходы на POS-терминальный парк (покупку, установку и сопровождение, дистрибуцию, если терминал продается в собственность);
  2. расходы на процессинг;
  3. платежи в пользу эмитента карты – если эмитентом и эквайрером выступают разные банки;
  4. платежи в пользу платежной системы;
  5. коммерческие расходы на привлечение новых клиентов.
Бестерминальный эквайринг для банков скорее плюс: существующий бизнес не подорвет, капитальных затрат не потребует

Большинство банков рассматривает эквайринг просто как некую трубу, генерирующую поток денег на счета клиентов. Существенные деньги там способны заработать лишь несколько крупнейших игроков, и то за счет масштаба. Остальные банки тянут эквайринговый бизнес как необходимую часть продуктового портфеля.

Поэтому бестерминальный эквайринг для банков скорее плюс: существующий бизнес  он не подорвет, капитальных затрат не потребует, а вот поступления на счета клиентов могут только увеличиться за счет более полного проникновения продукта и выхода на новые целевые аудитории (тот же микробизнес, которому ранее терминалы были недоступны). Существующий рынок терминалов уже поделен, а тут открывается новая большая ниша – микробизнес, самозанятые, e-commerce, решения для крупного ритейла. Часть банков могут построить на этом свою долгосрочную стратегию и предоставить клиентам из числа ТСП хорошие отраслевые решения по QR-платежам и переводам в пользу корпоративных клиентов.

Самый главный аргумент, почему банки могут быть против новых платежных методов, – там нет средств для выплаты кешбэков и стимулирования держателей карт.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных