Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 16.07: USD 62.828 EUR 70.8574
криптовалют: BTC 10840.4$ ETH 228.13$
Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №4 473 просмотра

Регулирование эквайринга: варианты разные, последствия неутешительны

Регулирование эквайринга: варианты разные, последствия неутешительны

В 2016 году в Государственную думу РФ был внесен законопроект об ограничении комиссий при приеме платежей за услуги ЖКХ (Проект Федерального закона № 983920-6 «О внесении дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения комиссии при оплате гражданами коммунальных услуг и платы за жилые помещения»). Это была первая попытка российского регулирования межбанковских комиссий, однако тогда законопроект не прошел первое чтение. Согласно заключению Комитета Госдумы по финансовому рынку, такая мера реально ограничила бы конкуренцию.
Регулирование эквайринга: варианты разные, последствия неутешительны
Павел Шуст, исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных платежей и денежных переводов, главный специалист ЦК НТИ Санкт-Петербургского государственного университета
Регулирование эквайринга: варианты разные, последствия неутешительны
Виктор Достов,
председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных платежей и денежных переводов, главный научный сотрудник ЦК НТИ Санкт-Петербургского государственного университета

Однако после выступления Владимира Путина на пленарном заседании форума «Деловая Россия» в феврале 2019 года дискуссия по вопросу тарифных ограничений (а именно – регулирования эквайринговых комиссий) развернулась с новой силой. Президент обратил внимание на зарубежный опыт, где такие комиссии существенно ниже – 0,2–0,3% против наших 3%, и назвал их «квазиналогом».

С учетом большого количества выпущенных платежных карт (По данным ЦБ РФ, на 01.01.2019 выпущено более 272,5 млн. карт: Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт, Центральный банк Российской Федерации) их обслуживание приносит банкам немалый доход, который, конечно же, зависит от межбанковских комиссий, составляющих существенную долю в размере торговой уступки, выплачиваемой эквайреру торгово-сервисным предприятием. На сегодняшний день четкой программы ограничения стоимости услуг эквайринга у Банка России как у регулятора нет. В мировой же практике существует несколько возможных подходов к данному вопросу. В этой статье мы рассматриваем возможные варианты тарифного и нетарифного регулирования эквайринговых комиссий.

Тарифное регулирование

Тарифное регулирование – это принудительное ограничение размеров комиссий. Несколько стран в мире уже используют этот инструмент, в частности США, ЕС, Китай, Канада, Австралия и Индия (рис. 1).

Регулирование эквайринга: варианты разные, последствия неутешительны

В практике тарифного регулирования эквайринговых комиссий существует три подхода: ограничение размера межбанковской комиссии, ограничение размера торговой уступки и добровольное сегментированное снижение торговых сборов.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных