Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 16.07: USD 62.828 EUR 70.8574
криптовалют: BTC 10840.4$ ETH 228.13$
Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №5 441 просмотр

Электронная коммерция по-африкански: социальные сети и мобильные кошельки

Электронная коммерция по-африкански: социальные сети и мобильные кошельки

12 апреля 2019 года на Нью-Йоркской бирже состоялось IPO крупнейшего африканского интернет-ритейлера Jumia. Несмотря на то, что с первого дня своего существования Jumia была глубоко убыточной, в первый же день цена акций подскочила на 75%.
Сергей Шейхетов, руководитель направления качественных исследований по странам Sub Saharan Africa в компании Kantar, о специфике e-Commerce в странах Африки на примере рынка Кении.

Jumia была основана в 2012 году. В настоящий момент компания работает в 14 странах Африки. В 2018 году ее оборот составил чуть менее 1 млрд долларов США. При этом убытки в 2018 году составили почти 200 млн долларов, а всего с 2012 года Jumia понесла убытков на миллиард долларов.

Чем же вызван такой зашкаливающий оптимизм инвесторов? Дело в том, что электронная коммерция в странах Африки растет настолько быстро, что, по мнению некоторых экспертов, в ближайшем будущем может составить серьезную конкуренцию как традиционным для региона формам торговли, так и современным ее форматам. Более того, не исключено, что Африка сможет перейти от рынков и киосков к e-Commerce, минуя стадию супермаркетов и гипермаркетов. Тем более что подобное уже случалось в африканской истории. Так, не далее как 10 лет назад африканские страны перешли на мобильную связь, притом что развитая стационарная телефонная сеть в регионе так никогда и не возникла.

Интернет-торговля развивается на Африканском континенте бурно, но неравномерно. В некоторых странах развитие интернет-коммерции идет гораздо быстрее. Существует прямая зависимость между степенью развития онлайн-торговли и степенью развития мобильных платежей. Африканский опыт показывает, что мобильные деньги являются ключевым элементом инфраструктуры, который обеспечивает быстрый рост интернет-торговли. Посмотрим, как это происходит, на примере Кении.

Покупатель в Кении указывает адрес доставки в ОАЭ. Компания переправляет контейнеры с посылками в Могадишо. В столице Сомали посылки перегружают в фуру в Найроби

Как и в России, пионерами интернет-торговли в Кении стали состоятельные и образованные местные жители, которые часто ездили за границу и привыкли покупать товары в дорогих магазинах. Как правило, они уже имели опыт онлайн-покупок в Америке или Великобритании. Были у них, разумеется, и кредитные карты международных банков. Поэтому единственным серьезным барьером для них была необходимость общения с кенийской таможней.

Примечательно, что в ответ на эти трудности немедленно возник альтернативный сервис доставки посылок в обход таможни. Работал он следующим образом. Покупатель в Кении заказывает товар, например на Amazon.com, и в качестве адреса доставки указывает какой-нибудь адрес в Объединенных Арабских Эмиратах (адрес этот, разумеется, принадлежит нелегальной почтовой компании, услугами которой он собирался воспользоваться). Далее компания фрахтует судно и переправляет контейнеры с посылками в Могадишо. В столице Сомали посылки перегружают в фуру, которая за два-три дня доставляет груз в Найроби. Ну а уже в столице Кении курьер привозит посылку прямо на дом к заказчику.

Суть бизнес-модели заключалась в том, что в Могадишо практически отсутствует таможенный досмотр, а граница Сомали и Кении на больших участках не охраняется. Сервис этот, конечно, незаконный, но практически все состоятельные граждане Кении о нем знают, и многие прибегают к его услугам. Несмотря на то, что работает этот бизнес исключительно на доверии, по отзывам пользователей, доставка посылок происходит так же аккуратно и быстро, как у Fedex и DHL.

Электронная коммерция по-африкански: социальные сети и мобильные кошельки

Несмотря на наличие такого удобного способа доставки, покупки у зарубежных онлайн-ритейлеров были доступны лишь 3-4% населения страны. Проблема заключалась в том, что кредитными и дебетовыми картами пользуется лишь очень небольшая часть кенийцев. В стране, где 70% населения занято в неформальном секторе экономики и не получает официальных зарплат, трудно продвигать традиционные банковские услуги.

По этой же причине очень медленно развивались и местные торговые интернет-площадки. Единственной альтернативой банковским картам была оплата наличными курьеру, но такая схема сопряжена с массой трудностей. Во-первых, продавцы крайне неохотно доверяли своим курьерам получать крупные суммы денег. Велика была вероятность, что курьер, почувствовав наличные в руках, решит не возвращаться. Во-вторых, и сами курьеры отказывались перевозить наличные из-за опасности быть ограбленными (а такая опасность в городе, который в просторечии называют Nairobi – “night robbery”, более чем реальна). Наконец, оплата во время доставки была в принципе неудобна продавцам, так как поощряла высокий уровень отказа заказчиков от покупки.

Ситуация радикально изменилась с приходом мобильных денег M-Pesa. Сервис мобильных платежей M-Pesa был запущен компанией Safaricom в 2007 году. На сегодняшний день им пользуется практически все взрослое население Кении. С помощью M-Pesa можно расплатиться в магазине или ресторане, переслать деньги с одного телефона на другой, заплатить за коммунальные услуги, а с недавнего времени можно даже переводить деньги за границу и расплачиваться в зарубежных онлайн-магазинах.

С M-Pesa покупка в интернете выглядит следующим образом.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных