Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 13.11: USD 63.853 EUR 70.4235
криптовалют: BTC 8811.9$ ETH 186.93$
lupa
212 просмотров

Наличные и безналичные: общее будущее?

Чем запомнятся рынку конец третьего и самое начало четвертого квартала 2019 года, помимо 11-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2019», с первыми итогами которого мы знакомим вас в этом номере?

По мнению экспертов, мероприятие этого года наглядно показало ряд тенденций, присущих современному российскому рынку. Первая из них – дальнейшее наращивание доли безналичного оборота в торговом ритейле. К середине лета 2019 года она превысила 61%, и ожидается, что до конца года достигнет 65%. Напомним: впервые тот факт, что доля безналичных расчетов в розничном торговом обороте превысила рубеж в 50%, Банк России зафиксировал в 2018 году, когда этот показатель составил 55,6%. При этом, как отметила в своем выступлении на октябрьском ПЛАС-Форуме Алла Бакина, директор Департамента национальной платежной системы Банка России, ЦБ продолжает фиксировать устойчивый рост количества операций, совершаемых в дистанционных каналах. За текущий год он увеличился на 30%. Объем операций через POS-терминалы вырос и вовсе на 39%. Характерно, что данный процесс происходил на фоне дальнейшего роста денежного агрегата М0.

Еще один тренд – продолжающееся объединение банками своих сетей ATM с созданием механизмов внутренних взаиморасчетов, позволяющих обойтись без переноса комиссии за снятие в «чужом» ATM на клиента. Популярность этого подхода далеко не случайна. Сегодня любые направления работы с наличными, включая банкоматный бизнес, становятся для банков сугубо инвестиционным бизнесом, и из создавшейся ситуации необходимо искать выход. Не случайно в последнее время все чаще говорят о том, что в России целесообразно создавать независимых операторов сетей устройств самообслуживания, которые будут специализироваться именно на cash-менеджменте, – этот функционал представляется оптимальным отдавать на аутсорсинг, как делается во многих странах мира.

Из недавних значимых событий большинство экспертов называют запуск Сбербанком услуги выдачи наличных на кассах торгово-сервисных предприятий – по их мнению, это знаковый момент для всего рынка.

Еще один интересный момент – инициатива, направленная на анализ возможностей создания федеральной инкассаторской компании, которую в настоящее время в той или иной мере прорабатывают несколько крупнейших банков страны и которая обсуждалась участниками банковского сообщества на ПЛАС-Форуме.

Если же говорить о приметах времени в целом, то среди текущих инициатив банков и иных участников рынка преобладают два направления – собственно сервис и так называемые диффузионные проекты (находящиеся на стыке сервиса и решений). При этом скрупулезно считается целесообразность любого шага, поэтому ключевое отличие нынешнего ПЛАС-Форума от мероприятия 2018 года – преобладание «точечных» доходных проектов в презентациях конференции и экспозициях выставки.

Что показал октябрьский ПЛАС-Форум?

Наличные и безналичные давно перестали быть конкурентами. Это две стороны одной очень важной сферы. Главная задача всех участников рынка – предоставлять разнообразные, удобные, современные и безопасные инструменты для потребителя, как подчеркнула директор Департамента национальной платежной системы Банка России в ходе конференции октябрьского ПЛАС-Форума.

Наличные и безналичные давно перестали быть конкурентами. Это две стороны одной очень важной сферы

Разумеется, в центре внимания аудитории Форума оказалась и услуга снятия наличных на кассах магазинов. По словам А. Бакиной, в ряде стран, где есть услуга по снятию наличных в кассах торгово-сервисных предприятий, отмечается рост безналичных операций, поскольку осознание шаговой доступности услуг по снятию наличных стимулирует рост операций по картам.

Вопреки утверждению отдельных экспертов о том, что это новое направление может составить конкуренцию самоинкассации с помощью автоматических депозитных машин (АДМ), нельзя забывать, что изначально оно было нацелено на реализацию в географически отдаленных районах страны с целью обеспечения населения доступом к наличным и одновременно сокращения в местных ТСП объемов выручки, подлежащих инкассации.

Тем более сложно говорить о конкуренции, учитывая, что в первом случае речь идет о выдаче на кассах покупателям небольших сумм, тогда как АДМ позволяет избавляться от кассовых излишков регулярно и в полном объеме. Впрочем, не исключено, что оба этих направления могут существовать параллельно – правда, при одном условии: банки должны предложить ТСП приемлемые комиссии за выдачу наличных на кассе, сопоставимые с комиссиями за инкассацию (а пока этого не наблюдается).

Возвращаясь к выставке октябрьского ПЛАС-Форума, стоит отметить, что в этом году на ней практически не были представлены монофункциональные «только cash-out» устройства – превалировали многофункциональные решения и ресайклинговые технологии. При этом почти каждое экспонируемое устройство самообслуживания было оснащено большим монитором, одним-двумя решениями с поддержкой биометрии (в основном распознавание по лицу) и/или cash-менеджмента. Впрочем, широкого распространения биометрии, по мнению некоторых экспертов, стоит ожидать не ранее чем через год. В целом наряду с аппаратными решениями стало больше экспонироваться различных технологий и сервисов.

Рекордная для мероприятия аудитория свидетельствует о двух моментах: Форум продолжает оставаться в лидерах у участников рынка, а интерес к наличным в России не спадает даже на фоне того, что доля безналичных платежей в общем обороте розничной торговли, как уже отмечалось, продолжает расти.

Не снижается потребность в наличных и в Европе, а также в ряде других регионов мира. При этом, если в ЕС существует множество групп населения, которые не были и, возможно, никогда не будут охвачены банковскими услугами (в основном – беженцы, как легальные, так и нелегальные), то в РФ их роль играет постоянно пополняющаяся армия трудовых мигрантов.

В целом Форум выявил две диаметрально противоположные тенденции, первая из которых – рост безналичных расчетов в целом и все более плотный охват ими сегментов мелких платежей, включая системы оплаты проезда на общественном транспорте. Второй факт – наличные по-прежнему не спешат сдавать позиций, на рынке устойчиво востребованы банкоматы и киоски самообслуживания, ресайклеры, электронные кассиры и т. п. При этом стоимость обслуживания наличного оборота повышается, и ее, по мнению участников мероприятия, необходимо брать под жесткий контроль.

На этом фоне банкоматы становятся все более компактными, увеличивается емкость кассет для банкнот, а также их количество в устройстве – как правило, уже более пяти. Одновременно повышается долговечность самих банкнот, а cash-менеджмент становится более эффективным. Что касается объемов наличных в обращении, то они растут на фоне практически неизменного количества банкнот в обращении благодаря укрупнению номиналов. Это удешевляет работу с наличным оборотом, делая ее эффективней, но одновременно повышает риски.

Будущее за универсализацией?

Ряд экспертов утверждает, что в ближайшие несколько лет банковская физическая инфраструктура обслуживания будет продолжать меняться, а к 2025 году совокупная площадь банковских отделений может сократиться почти на треть, поскольку им на смену должны прийти другие альтернативные форматы присутствия. В то же время нельзя забывать, что физическая инфраструктура, включая офисы, – один из ключевых конкурентных инструментов, которым располагают сегодня традиционные банки. Именно по этой причине они вряд ли готовы быстро отказываться от отделений – ведь с точки зрения онлайновых сервисов они далеко не всегда превосходят конкурентов из числа необанков или даже финтех-стартапов. Другое дело – трансформация банковских офисов, которая представляется действительно неизбежной. По мнению экспертов, сегодня происходит универсализация таких площадок, которые банки стремятся размещать везде, где наблюдается человеческий трафик. При этом опыт Почта Банка с его отсутствием кассовых зон принят рынком положительно, и большинство банков могут пойти по пути создания небольших автоматизированных отделений 24х7, которые будут продвигаться буквально повсюду, где есть спрос.

Инфляция заставляет снимать больше?

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что, по данным Банка России, в первом полугодии 2019 года россияне сняли в банкоматах на 180 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2018-го. Чем обусловлен этот тренд? Называется несколько факторов, причем эксперты не исключают их одновременного влияния на поведение потребителей. Первый фактор – на фоне развития ДБО банковские клиенты гораздо реже стали посещать отделения банков, где прежде не только выполняли повседневные платежные операции, но и снимали наличные. Теперь свою потребность в наличных население реализует в отдельно установленных банкоматах и не связывает эти операции с посещением банка.

Стоимость обслуживания наличного оборота повышается, и ее необходимо брать под жесткий контроль

Второй фактор связан с высокой закредитованностью россиян, которые часто берут кредит в одном банке, чтобы погасить задолженность в другом, при этом наличные служат им универсальным средством таких операций.

И наконец, третьим (но отнюдь не по значению) фактором выступает инфляция, с которой упомянутый рост снятия наличных прекрасно коррелируется. Притом что покупательская способность населения, равно как и его численность остались прежними, цены выросли, и необходимость приобретать прежний набор товаров и услуг требует больших сумм, включая платежи наличными.

Финтех как один из двигателей ИТ?

Возвращаясь к безналичным платежным технологиям, следует отметить продолжающийся рост интереса рынка к платежам в ТСП через Систему быстрых платежей и тем последствиям, к  которым приведет развитие этого проекта.

По мнению некоторых экспертов, серьезных изменений в виде снижения размеров торговой уступки по карточным транзакциям стоит ожидать только после полномасштабного запуска C2B-платежей по СБП, но этот процесс будет достаточно длительным, кроме того, предстоит еще решить ряд задач. В то же время нельзя игнорировать очевидный факт – на участие в СБП сегодня в той или иной мере нацелены практически все участники рынка.

В заключение стоит коснуться и такой важной темы, как финтех. В частности, на октябрьском Форуме прозвучало мнение, что именно финтех становится сегодня основным драйвером развития информационных технологий в России. Стоит отметить, что с ним согласны далеко не все эксперты. Некоторые из них считают, что финтех является лишь одним из направлений автоматизации ИТ, «некой квинтэссенцией стремления двигаться вперед», и он выступает не драйвером, а скорее – результатом развития российского ИТ в целом. Другие склонны рассматривать финтех прежде всего как эффективный и недорогой способ тестирования разных идей. При этом большинство сходятся во мнении, что в развитии этого направления сегодня крайне важна монетизация. Банкам необходимо понимать, насколько быстро отобьются их инновации в новые идеи, в свою очередь сами финтех-стартапы крайне редко «выстреливают» со своими ноу-хау на рынке.

Наряду со многими другими темами эти вопросы будут обсуждаться в ходе нового Международного ПЛАС-Форума СНГ «Финтех без границ. Цифровая Евразия», который пройдет 21–22 ноября 2019 года в столице СНГ – г. Минске.

Ждем Вас в столице Содружества! Не забывайте, мы всегда с Вами!

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных