25 октября 2019, 12:08
Количество просмотров 342

Система быстрых платежей. Модель для сборки

При всей ожидаемой успешности СБП ее противопоставление «карточным» платежным системам стало бы колоссальной ошибкой.
Система быстрых платежей. Модель для сборки

Словосочетание «оздоровление банковского сектора» прочно вошло в наш лексикон c негативной окраской, т. к. «лечебные» процедуры в этой сфере требуют жестких, а порой без преувеличения жестоких решений. Несомненно, для финансового сектора такая зачистка необходима, но вряд ли Центробанк стремится ассоциироваться только с негативными моментами. Лучшее тому подтверждение – инициатива регулятора, которая способна серьезно повлиять на рынок безналичных платежей. Речь идет, как можно догадаться, о Системе быстрых платежей, включая технологию оплаты по QR-коду.

Михаил Зубакин, руководитель инновационных проектов, БАНК «НЕЙВА» ООО

Несомненно, СБП предстоит длинный путь для того, чтобы уверенно встать на ноги и занять свое место на финансовом рынке, но я предлагаю заглянуть немного вперед и уже сейчас оценить влияние, которое она окажет на всех участников финансового рынка, возможности, которые открывает эта технология, и самое главное – проанализировать, как всем этим воспользоваться!

Для начала посмотрим, что пишет о Системе быстрых платежей сам Центробанк:

«Система быстрых платежей (СБП) – важнейший инфраструктурный проект национального значения, направленный на содействие конкуренции, повышение качества платежных услуг, расширение финансовой доступности, снижение стоимости платежей для населения».

Очевидно, что нам не избежать сравнения с существующей «карточной» платежной технологией, которая имеет свои недостатки. Ведь задавшись вопросом, «если бы безналичные платежи изобрели сегодня, насколько экономически оправдано было построение и поддержание тяжелой, «железной» инфраструктуры для эмиссии и эквайринга платежного инструмента на физическом носителе?», мы получим однозначный ответ. Сравнение предлагаю производить сквозь призму участников безналичных платежей: банков, ритейлеров и покупателей.

Система быстрых платежей. Модель для сборки - рис.1

Уютный «карточный» домик

Активная фаза захвата эквайрингового рынка уже миновала, банки инвестировали значительные средства в терминальные сети и имеют стабильный источник комиссионных доходов. Карточные продукты банков отличаются друг от друга небольшим набором характеристик, а хит последних лет в виде кешбэка остается в тренде, и банки широко используют этот механизм для мотивации клиентов.

С появлением С2В-платежей в СБП такие операции будут осуществляться через банковское приложение в смартфоне, с помощью которого клиент, считывая QR-код с реквизитами платежа, дает системе распоряжение на перевод денежных средств на счет торгово-сервисного предприятия. Для выполнения этой транзакции не требуется платежного терминала и носителя карточных реквизитов, стоимость операции регулируется ЦБ и в среднем составит 0,4–0,7%, что в несколько раз ниже тарифов международных платежных систем. Таким образом, с развитием Системы быстрых платежей «карточные» эквайреры недосчитаются комиссий, получаемых от торгово-сервисных предприятий за безналичное обслуживание, а эмитенты – вознаграждений за осуществление платежей по картам, получаемых от международных платежных систем, и платы за обслуживание карт, взимаемой с клиентов. Проще говоря, банки потеряют значительную часть прибыли от «карточных» продуктов, и эти потери, как нетрудно догадаться, будут выше у тех, у кого шире эквайринговая сеть и больше эмиссия карт.

Хорошо, но дорого?

Развитие безналичных платежей было бы невозможно без участия торгово-сервисных предприятий, которые с целью увеличения среднего чека были готовы платить высокие комиссии за осуществление операций по картам. Однако те факторы, которые помогали развиваться «карточной» системе платежей, сегодня являются ее болевой точкой.

С развитием СБП «карточные» эквайреры недосчитаются комиссий, получаемых от ТСП за безналичное обслуживание

Высокая стоимость торгового эквайринга сильнее всех ощущается теми мерчантами, которые научились управлять издержками, – это сегмент продуктовой розницы, те самые «Пятерочки», «Магниты», «Ашаны» и пр. Даже не имея открытых данных о размере торговой уступки по карточным платежам в ритейле, мы понимаем, что заявленные ЦБ 0,4–0,7% за QR-транзакцию через СБП – это в 2–3 раза ниже существующих затрат, что для того же X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток») с его выручкой в 1,5 трлн рублей за 2018 год могли сэкономить около 6 млрд рублей (Для расчета допускаем, что половина операций проходит в безналичной форме, а торговая уступка в крупном ритейле составляет в среднем 1,2%) или 100 млн долл. США. Это серьезные деньги, поэтому нет сомнения, что такие цифры будут достаточной мотивацией для того, чтобы ритейл позаботился о повсеместном приеме QR-кодов и разработал соответствующие программы лояльности по стимулированию покупателей рассчитываться через СБП.

Клиентский опыт

По данным Центробанка, на начало 2019 года в стране было выдано более 270 млн карт, т. е. у многих клиентов имеется по 2–3 и более карт, а доля безналичных платежей в розничном товарообороте по итогам 2018 года превысила долю наличных и продолжает расти. На текущий момент объем безналичных платежей, совершенных с помощью бесконтактной технологии, достигает 70%. И почти половина из них совершена с помощью смартфона (NFC). Добавим к этому тот факт, что ДБО ведущих банков находится на очень высоком уровне по сравнению с европейскими странами, не говоря уже про США, и можно утверждать, что массовый клиент активно откликается на предложения банковских продуктов дистанционного доступа к счету и уже уверенно пользуется ими. Таким образом, успех С2В-переводов на основе Системы быстрых платежей будет зависеть не от уровня проникновения безналичных платежей, а от дополнительной ценности, которую получат клиенты при оплате по QR-коду.

Модель для сборки

Банкам в условиях роста цифровизации и коммодитизации платежных услуг станет недостаточно ценности, создаваемой внутри платежной системы. В результате возрастет потребность в поиске новых бизнес-моделей, которые будут находиться на стыке взаимодействия участников системы. В этом случае банки будут вынуждены стать более открытыми, чтобы монетизировать свое уникальное преимущество – знания о финансовом поведении и персонифицированный доступ к клиенту. В свою очередь мерчантам экономически выгодно создавать программы лояльности, стимулирующие клиентов совершать платежи через СБП. И если будет создан механизм, который даст возможность эффективно взаимодействовать и таргетировать на клиентов маркетинговые предложения, то они с готовностью вознаградят посредников за каждое целевое действие.

Появление новой платежной платформы, не тянущей за собой тяжелую «железную» инфраструктуру, имеет огромный потенциал

Удачные примеры реализации подобного механизма взаимодействия на рынке уже существуют, достаточно вспомнить мобильное приложение Едадил (проект Яндекса), имеющее более 10 млн скачиваний в Google Play, которое соединяет предложения ТСП с конечным покупателем. Приложение позволяет клиентам экономить на покупках в магазинах торговой розницы за счет участия в акциях, получения купонов и начисления кешбэка. Бизнес-модель такого приложения построена на CPA (Cost per Action, или «цена за действие») модели взаимодействия с использованием технологий O2O (Online-to-Offline) атрибуции, когда ритейлер оплачивает онлайн-посреднику (Едадилу) вознаграждение за целевое действие клиента в офлайновом магазине. Отдельно стоит упомянуть о механизме начисления кешбэка в приложении: ТСП выплачивают кешбэк при покупке товара из определенной категории, факт покупки промотовара подтверждается сканированием QR-кода с фискального чека из магазина. Иными словами, у значительного количества финансово активных клиентов уже имеется опыт использования QR-кода, связанный с покупками в торговой рознице.

На конкретном примере такая бизнес-модель может иметь следующую реализацию: условная торговая сеть «Семерочка» с целью повысить продажи молока разрабатывает маркетинговую акцию, условиями которой будет начисление кешбэка 10% за покупку более 3 литров продукта, и через банковское приложение таргетирует это предложение на целевую аудиторию. Клиент получает такое предложение в своем смартфоне и оплачивает покупку через СБП с помощью динамического QR-кода, который автоматически связывается с кассовым фискальным чеком. На основании этой информации торговая сеть выплачивает клиенту кешбэк на банковский счет, а банку – вознаграждение за целевое действие клиента. Остается добавить, что для оплаты подойдет практически любой смартфон, в том числе без NFC-чипа.

Использование СБП в CPA-модели взаимодействия станет технологическим каркасом, связывающим участников безналичных платежей, создавая ценность для каждого: банки получат возможность монетизации клиентских данных, ритейлеры – эффективный канал коммуникации, а клиенты – удобный платежный сервис с качественными услугами.

Система быстрых платежей. Модель для сборки - рис.2

Заключение

Читайте также:

Появление новой платежной платформы, не тянущей за собой тяжелую «железную» инфраструктуру и разработанной на основе современных технологических стандартов, имеет огромный потенциал для развития и создания дополнительных сервисов, но большой ошибкой станет противопоставление СБП «карточным» платежным системам. Как с появлением телевидения люди не перестали ходить в кинотеатры, вопреки утверждению героя известного фильма, так и с появлением Системы быстрых платежей потребители не перестанут платить картами, каждая система будет обладать своими уникальными свойствами для решения задач потребителя.

Банки, которые окажутся более гибкими и открытыми для инновационных решений, создадут уникальные продукты, которые качественно изменят представление о безналичных платежах.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube