Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 16.12: USD 62.5544 EUR 69.8608
криптовалют: BTC 7113.7$ ETH 142.28$
lupa
162 просмотра

Микрокредитование в Кении. Опыт экспансии российской МФО

Микрокредитование в Кении. Опыт экспансии российской МФО

Михаил Ляпин – совладелец российской компании MoneyRock, работающей сразу в нескольких странах Африки и Латинской Америки. Его позиция в компании – региональный менеджер по Африке. В 2015 году совместно с партнерами он основал структуру, занимающуюся выдачей онлайн-займов в развивающихся странах. М. Ляпин принял решение осваивать рынок Кении, а его коллега – Мексики, где они начали с нуля развивать кредитный бизнес. По прошествии двух лет африканское отделение компании, которое в этом регионе работает под брендом AfrikaLoan, динамично развивается и выходит на рынки новых стран континента.

ПЛАС: Кредитный бизнес в Африке и Латинской Америке выглядит достаточно экзотично для российского финансового сообщества. Расскажите, как вы пришли к идее прихода на этот рынок в развивающихся странах.

М. Ляпин: В России кредитный бизнес сильно зарегулирован, как это и должно быть в развитом государстве. Если в 2015 году на российском рынке активно работало около 4,5 тыс. компаний, которые занимались выдачей кредитов, то сейчас их осталось порядка 1,8 тыс., причем в течение нескольких ближайших лет этот показатель, несомненно, продолжит сокращаться. Компании не выдерживают жесткого регулирования, высокой цены привлечения клиента и в результате уходят с рынка.

Мы с самого начала хотели заниматься онлайн-кредитованием, то есть собирались выдавать кредиты через мобильное приложение без посещения клиентом офиса. Это очень удобно для клиентов. Клиентам нет необходимости тратить время на посещение отделений компании, а нам – содержать дорогостоящие офисы. Согласно действующему законодательству (151-ФЗ), в России заниматься онлайн-кредитованием могут только крупные компании с уставным капиталом не менее 70 млн рублей, а на практике цена выхода на этот рынок составляет порядка 300 млн рублей – что слишком дорого для большинства заинтересованных структур.  На сегодняшний день онлайн-займами в России занимаются не более 40 компаний. Именно поэтому мы с самого начала нацелились на развивающиеся рынки.

В 2015 году мы попробовали зайти в Камбоджу, однако быстро разочаровались в рынке. Было несколько причин, но, пожалуй, основная причина заключалась в том, что в Камбодже в то время проникновение интернета не превышало 15%. Самый ценный опыт Камбоджи для нас – появилось понимание, каким требованиям должны соответствовать страны, где наша бизнес-модель может работать. После этого решили попробовать себя в странах Африки.

Средний размер займа в Кении достаточно небольшой – 15–20 долларов США, а процент невозврата кредитов – около 20%, т. е. на уровне России

Почему мы выбрали именно этот континент? Во-первых, в Африке достаточно много стран, в которых английский является государственным языком (а всего на африканском континенте английским в той или иной степени владеют 700 млн человек!). Это важно, поскольку один и тот же call-центр может обслуживать сразу несколько стран. Во-вторых, во многих странах Африки уже достаточная доля населения пользуются смартфонами и мобильным интернетом, и, соответственно, потребители смогут скачивать наше приложение. Кроме того, в африканской культуре исторически сложилось вполне положительное отношение к займам под процент – люди привыкли занимать деньги и даже иногда их отдавать.

Что касается Латинской Америки, то причины выбора этого региона в целом аналогичны. Испанский язык распространен почти во всех государствах, бедность населения, необходимость быстрых займов. Кроме того, в латиноамериканских странах кредитным бизнесом зачастую заправляют криминальные структуры, у которых проценты по кредиту могут достигать не 5–6% в день, как еще недавно было в некоторых российских МФО, а все 20% и даже 30% в день. 

ПЛАС: Вы зашли на рынки Африки около двух лет назад. Расскажите пожалуйста, что сейчас представляет собой ваша компания. Как развивается бизнес?

М. Ляпин: Мы начали исследование рынков Африки в начале 2016 года еще в России. Весной 2017 года я приехал в Кению, а первый кредит мы выдали 1 марта 2018 года. На сегодняшний день в нашем офисе в Найроби работают 30 человек, хотя количество сотрудников в этом бизнесе – скорее негативный показатель. Чем меньше людей заняты в онлайн-кредитовании, тем лучше. В идеале все операции должны осуществляться автоматически, и мы к этому стремимся.

Кроме «полевых» офисов, у нас есть головной офис в России. В нем работают маркетологи, разработчики и тестировщики. Мы, правда, рассматриваем возможность перевода головного офиса в Европу в силу более удобного географического положения.

На сегодняшний день у нас 350 тыс. скачиваний нашего приложения. Это пока что еще очень немного, наша цель – выйти на уровень 20 млн скачиваний. Летом 2019 года мы уже вышли на операционную прибыль и в ближайшие полгода планируем увеличить кредитный портфель и выйти на новые африканские рынки. Средний размер займа у нас достаточно небольшой – 15–20 долларов США, а процент невозврата кредитов – около 20%, т. е. на уровне России.

Пока что наш проект развивается на средства наших учредителей, поступающие от успешного российского коллекторского бизнеса. Однако в 2020 году мы рассчитываем привлечь инвестиции от внешних инвесторов за долю в компании.

ПЛАС: Не могли бы рассказать о невозвратах немного поподробнее? Многие российские бизнесмены считали, да и продолжают считать, что выдавать кредиты в Африке очень рискованно, так как их просто не будут возвращать. Но, судя, по вашим словам, доля неплательщиков составляет около 20%? 

М. Ляпин: Злостных неплательщиков в странах Африки много. Важно другое – тот факт, что мы умеем их обнаруживать на этапе оценки. Для большинства африканцев большое значение имеет репутация, мнение членов семьи и старейшин. Если кто-то из них узнает о том, что ты взял кредит и не вернул его, – это очень часто может обернуться позором. Кроме того, неплательщик сразу же попадает в базу местных Бюро кредитных историй. Об этом позаботимся мы, а также компании-конкуренты, которые занимаются кредитным бизнесом. Если ты в базе, ты больше не сможешь получить кредит у провайдеров услуг кредитования. Это достаточно весомый стимул для африканских заемщиков.

ПЛАС: Какова специфика кредитной отрасли в Африке в целом? В чем отличие от российского рынка? Насколько тяжелее или, может быть, наоборот, легче здесь работать по сравнению с развитыми рынками?

М. Ляпин: Специфика кредитного рынка Африки заключается в первую очередь в том, что он попросту намного больше российского. В первую очередь, конечно, по количеству заемщиков, а не по совокупному размеру кредитного портфеля кредитных организаций. Если в России потребители микрозаймов – это 15 млн человек, что составляет порядка 10% населения страны, то в африканских странах более 50% населения заинтересованы в небольших кредитах. То есть рынок весьма немаленький, и на нем есть за что побороться.

На сегодняшний день у AfrikaLoan 350 тыс. скачиваний приложения. Это пока что еще очень немного, наша цель – выйти на уровень 20 млн

В отличие от развитых стран, где мы конкурируем с другими МФО, в Африке наши основные конкуренты – традиционные кредитные кооперативы. В Кении работают sacco и chama – местные причудливые формы привычных нам кооперативов, но на самом деле подобные организации распространены по всему континенту. Каждый третий взрослый кениец является членом таких кредитных кооперативов. Поэтому, когда мы продаем свои услуги в Африке, мы вынуждены доказывать потенциальным потребителям: «Не идите в sacco, не тратьте время и силы, лучше скачайте наше приложение и получите кредит в течение 30 минут».

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных