16 апреля 2020, 20:04
Количество просмотров 1357

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая

Продолжаем круглый стол, посвященный итогам первого года работы Системы быстрых платежей, начатый в мартовского номере журнала «ПЛАС». Что показал прошедший год с точки зрения востребованности нового сервиса конечными потребителями, эффективности его работы и, самое главное, влияния на российский рынок платежей и стратегии его участников?
СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая

Для участия в круглом столе, проводимом журналом «ПЛАС», мы пригласили признанных экспертов из числа топ-менеджеров крупных банков и других участников платежного рынка, которые поделились с нами своим мнением по следующим вопросам:

1. Какие преимущества на сегодняшний день обеспечил запуск СБП банковскому сектору в целом и вашему банка в частности? Как он повлиял на структуру и объем денежных переводов в банковском портфеле?

2. С чем были связаны основные проблемы на стороне банка в ходе тестирования и на первом этапе эксплуатации СБП?

3. Отмечаете ли вы изменения в клиентском поведении с момента запуска СБП?

4. Результаты опросов банком своей клиентуры в плане заинтересованности в использовании сервисов СБП и возможном приемлемом уровне тарифов на данный сервис (если такие опросы проводились).

5. Как запуск СБП повлиял (или ожидается, что повлияет) на поведение клиентов – «жертв» зарплатного «рабства»?

6. Какие еще моменты продемонстрировала коммерческая эксплуатация СБП, включая изначально труднопрогнозируемые факторы?

7. С 1 января 2020 г. Банк России начал взимать с участников СБП комиссии за осуществление переводов. Как в связи с этим изменится тарифная политика банка в отношении клиентов?

8. Как изменилась статистика переводов через СБП за год и чем эти изменения обусловлены?

9. Поддерживаете ли вы C2B-платежи в рамках СБП? Какое значение для эквайрингового бизнеса банка и его партнерства с ТСП это может иметь в ближайшей и среднесрочной перспективе?

10. Станет ли оплата по QR-коду через СБП популярной в России так же, как в Китае, и почему? Можно ли ожидать, что платежи с помощью QR-кода серьезно потеснят классические POS-платежи в торговой сети? По вашей оценке, какова будет их доля в общей структуре?

11. Будет ли задействована для приема и обслуживания QR-платежей имеющаяся у банка POS-терминальная сеть, каким образом и в каком объеме?

12. Совет директоров Банка России принял решение обнулить до 30 июня 2022 года свои тарифы для банков в Системе быстрых платежей (СБП) по переводам между физлицами. В связи с этим мы предложили экспертам ответить на следующий дополнительный вопрос: Как вы оцениваете вероятность наступления этого события?

Насколько оправданным представляется принятие такого решения? Как в случае его принятия оно повлияет на тарифную политику вашего банка?

МКБ: СБП освободит клиентов

от зарплатного «рабства»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.1

Алексей Курзяков

директор департамента электронного бизнеса,

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК (МКБ)

Вопрос № 1

Запуск СБП обеспечил рынок удобным альтернативным способом денежных переводов и постепенно распространяется на оплату покупок.

Вопрос 3

Пока мы не наблюдаем серьезных изменений в структуре банковского портфеля и клиентском поведении, но уверены, что СБП имеет хорошие перспективы на финансовом рынке.

Вопрос 5

СБП в будущем планирует освободить клиентов – «жертв» зарплатного «рабства» от необходимости привязываться к банку, выбранному компанией для реализации зарплатного проекта. Предполагается, что у работников появится возможность выбирать телефонный номер в качестве идентификатора для начисления зарплат. Это позволит менять банк обслуживания без уведомления работодателя, просто установив желаемый банк в качестве банка для получения средств по СБП.

Вопрос 7

До конца 2019 года в МКБ переводы по номеру телефона осуществлялись бесплатно, с 2020 года мы приравняли переводы через СБП к классическим переводам по номеру карты. Они бесплатны в рамках льготного лимита, который зависит от уровня карточного продукта. На клиентах это изменение существенно не отразится, поскольку большинство из них не выходит за рамки ежемесячного лимита.

Вопрос 9

C2B-платежи в рамках СБП имеют большое значение в первую очередь для корпоративного бизнеса, поскольку банки будут ограничены ЦБ в части установки верхнего уровня комиссий. В результате последние будут существенно ниже существующих «карточных» комиссий.

Вопрос 10

Сложно утверждать, что оплата по QR-коду через СБП станет в России такой же популярной, как в Китае. Китайский опыт уникален, поскольку в КНР такая оплата появилась в популярном мессенджере WeChat, который в процессе естественного развития и потребностей пользователей превратился в многофункциональный сервис, предоставляющий в том числе банковские услуги.

В случае искусственного внедрения таких услуг необходимо дополнительное вовлечение в него пользователей. Иначе говоря, СБП можно расценивать в качестве альтернативы наличным средствам и карточным платежам, но для его распространения необходимо время и маркетинговое продвижение.

Вопрос 11

Мы планируем использовать POS-терминальную сеть для приема и обслуживания QR-платежей в максимально доступном объеме. Предположительно это будет осуществлено отображением QR-кода на экране терминала.

Вопрос 12

Установление ЦБ тарифов на нулевом уровне поможет распространению СБП на рынке P2P-переводов, что особенно актуально с учетом растущей динамики этого рынка. В МКБ переводы в рамках СБП бесплатны в рамках льготного лимита, который зависит от уровня карты. Стоит отметить, что большинство клиентов не выходит за рамки ежемесячного лимита и пользуется услугой бесплатно. Так что тариф МКБ соответствует предложению ЦБ. В случае реализации ЦБ данной инициативы мы оставим «ноль».

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.2

 

Альфа-Банк: «СБП имеет большой потенциал для обеспечения выравнивания условий конкуренции на банковском рынке»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.3

Иван Пятков

директор по цифровому бизнесу,

член правления Альфа-Банка

Вопрос 1

СБП – удобный и понятный для клиентов способ переводить средства онлайн по номеру телефона. За счет низкой комиссии оператора системы банки могут предоставить клиентам качественный сервис по минимальной стоимости. С момента запуска сервиса совокупный оборот быстрых платежей через каналы Альфа-Банка составил 36 млрд руб. Сервис быстро получил популярность среди наших клиентов. Сейчас мы проводим десятки тысяч платежей по номеру телефона в день.

Вопрос 2

Проект непростой, это была сложная технологическая задача. Все сложности и ошибки выявляли на этапе тестирования, с момента запуска в промышленную эксплуатацию все работает в штатном режиме.

Вопрос 3

В качестве изменений поведения клиентов можно отметить снижение объема переводов и уменьшение средней суммы платежа по тем банкам, где была введена комиссия на переводы. Других существенных изменений в поведении клиентов не видим.

Вопрос 5

Вопрос реализации В2С-операций в СБП, в частности, зачисления зарплат по реестру, пока только обсуждается. Но в целом СБП имеет большой потенциал для обеспечения выравнивания условий конкуренции на банковском рынке и в будущем сделает этот рынок в целом и сегмент зарплатных проектов в частности более комфортными для клиентов. СБП позволит клиентам выбирать банк для зачисления зарплаты самостоятельно, вне зависимости от того, где работает потребитель.

Вопрос 6

Один из обсуждаемых вопросов – переток клиентской базы из сегмента карточных Р2Р-переводов. Однако на фоне роста оборотов переводов СБП объемы карточных переводов также пока продолжают расти не меньшими темпами. Мы изучали динамику Р2Р-транзакций в разрезе банков, и перетока Р2Р в СБП не наблюдаем. Стабильный прирост Р2Р-операций в каналах Альфа-Банка сохраняется, это касается и переводов между счетами в различных банках, с которыми наблюдается большой оборот по СБП.

Вопрос 7

Сейчас переводы через СБП для клиентов Альфа-Банка остаются бесплатными, мы отслеживаем ситуацию на рынке. Решение о введении комиссии будет принято позднее.

Вопрос 8

Объем быстрых переводов растет на десятки процентов, и сейчас это уже более 1 млрд рублей в неделю. Рост переводов происходит по мере подключения новых банков, потому что с каждым новым подключением увеличивается количество клиентов, которым доступна СБП. Ожидаем, что столь высокие темпы роста сохранятся.

Вопросы 9-11

Оплата по QR-коду – интересное решение, которое позволит переводить расчеты между покупателями и продавцами в онлайн. Но еще больший потенциал мы видим в сервисе «Мгновенный счет» (оплата покупок в интернете). Выводы о его функциональности мы будем делать по результатам пилотного проекта, планируем подключиться к сервису уже летом 2020 года.

Вопрос 12

Мы поддерживаем инициативу возврата к нулевому тарифу для банков. На текущий момент Альфа-Банк не удерживает комиссию с клиента по переводам в СБП. Мы следим за рынком и обсуждаем возможность и целесообразность внедрения тарифов.

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.4

 

Совкомбанк: «Отказ регулятора от взимания комиссий станет стимулом для развития СБП и безналичных платежей в целом»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.5

Алексей Панферов

заместитель председателя правления Совкомбанка

Вопрос 1

Во-первых, как идентификатор перевода номер телефона гораздо удобнее, чем номер карты. Кроме того, в отличие от классических карточных переводов, переводы в СБП проходят в режиме реального времени – ежедневно и круглосуточно. Также важно, что перевод приходит в течение 10–15 секунд. И конечно, большое значение имеет количество банков в этой системе – их уже около 40, и еще более 160 кредитных организаций подали заявки на подключение.

Выводы о влиянии СБП на текущий бизнес делать пока еще рано, так как запуск состоялся не так давно. При этом объем переводов в СБП растет.

Вопрос 2

Система создавалась с нуля, поэтому периодически возникали неожиданные вопросы. Например, нам нужно было научиться укладываться в достаточно жесткие временные рамки, ведь время перевода исчисляется секундами. Да и сама схема расчетов была новой для всех банков и регулятора. Как я уже отмечал, в отличие от классических переводов с карты на карту, в СБП межбанковские расчеты происходят в режиме реального времени. Немало времени у нас ушло на установку и настройку специального программного обеспечения, которое взаимодействует с платежной системой Банка России. Кроме того, сложно было найти баланс между лимитом переводов и требованиями кибербезопасности. Конечно же, безопасность стоит на первом месте, но при этом клиенты должны получить высокий уровень сервиса.

Вопрос 3

Да, мы замечаем такие изменения – на фоне увеличения числа участников СБП растут и платежи. И конечно же, все ждут присоединения Сбербанка.

Вопрос 5

Вместе с другими частными банками мы активно участвуем в обсуждении этого вопроса и считаем, что СБП станет прекрасным механизмом для упрощения волеизъявления работников по начислению зарплат. Это крайне актуально не только для новых сотрудников, но также и для переключения существующих – тех, кто предпочитает работать с удобным для них банком, а не представленным работодателем в качестве «зарплатного по умолчанию».

Вопрос 6

Конечно, мы отмечаем скорость и простоту переводов, удобство для клиентов.

Вопрос 8

В первые недели после запуска доля переводов me2me достигала 80%, а затем опустилась до 40-50%.

Вопрос 12

Совкомбанк поддерживает инициативу ЦБ по снятию инфраструктурной комиссии, что позволит банкам не внедрять комиссии за перевод или использовать минимальные тарифы. Такое решение регулятора станет стимулом для развития СБП и безналичных платежей в целом.

Ак Барс Банк: «На СБП перешли молодые люди, восприимчивые к технологиям»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.6

Ильназ Ситдиков

руководитель направления эквайринга

и электронной коммерции Ак Барс Банка

Вопрос 1

Потребители получили простой и дешевый способ перевода денег по номеру телефона клиенту любого банка. Для рынка в целом СБП стала дополнительным инструментом переводов, который развивает систему безналичных операций в стране и предоставляет клиентам новый пользовательский опыт. Мы же с момента запуска СБП нарастили свой технологический опыт, поскольку в каждый новый этап вступали первыми и все реализовывали in-house.

Как только мы запустили переводы по СБП, их объем ежемесячно увеличивался примерно в два раза. Осенью 2019 года классические P2P-переводы стабилизировались, при этом в ноябре и декабре вновь был резкий скачок переводов по системе.

Сейчас объем переводов по СБП составляет примерно 10% от общего количества P2P-переводов.

С одной стороны, пока не все банки присоединились к модели С2С-переводов, с другой – часть пользователей попробовали новый сервис и затем вернулись к привычной модели поведения.

Вопрос 2

Сначала мы хотели реализовать сервис вместе со сторонним вендором. Но потом поняли, что собственная команда разработки сможет более гибко реагировать на меняющиеся требования, включая запуск СБП в более краткие сроки. Поскольку мы входим в рабочую группу и первыми проходили все этапы запуска, были небольшие сложности с подключением, но мы успешно прошли все тесты и запустили сервис 28 февраля, как и планировалось.

Вопрос 3

В первые месяцы была большая доля me2me-переводов, клиенты таким образом тестировали работу системы. Теперь мы видим, что поведение поменялось на C2C, количество переводов другим клиентам превышает количество переводов на свои счета. Данные по объему переводов тоже подтверждают, что сервис действительно востребован среди клиентов.

Система «взлетит» тогда, когда клиент получит существенную выгоду от переводов по СБП. Пока для пользователей нет мотивации пользоваться QR-платежами

В январе мы ввели комиссию, и по итогам месяца будем смотреть, как отреагировали клиенты, повлияло ли это как-то на объем переводов. Для нас это будет показательный опыт.

Мы выявили две тенденции. Первая – на СБП перешли не все клиенты, так как основная доля исходящего трафика приходится на счета клиентов тех банков, которые не подключены к системе. Поэтому клиенты, которые до этого пользовались традиционными P2P-переводами, продолжают это делать, несмотря на преимущества СБП.

Вторая тенденция – на СБП перешли молодые люди, восприимчивые к технологиям и быстро делящиеся информацией. Есть часть консервативных клиентов, которые просто привыкли переводить по P2P и не хотят ничего менять, хотя мы им подробно рассказывали про возможности СБП.

Вопрос 5

Мы не можем сказать, как изменилось поведение таких клиентов, так как не можем их однозначно идентифицировать. В целом мы поддерживаем инициативу запуска B2C-переводов. Для нас как для банка-получателя нет никаких ограничений по запуску сервиса на прием зарплат. Можем начать работать в ближайшее время, если это будет проходить по стандартным протоколам СБП.

Вопрос 6

Поскольку мы разрабатывали технологию собственными средствами, были небольшие опасения по срокам, но команда успешно справилась со всеми задачами. В результате мы среди первых банков запустили и C2C, и C2B-переводы.

Также были риски относительно того, смогут ли серверы НСПК и системы банка выдержать такой большой объем переводов, сможет ли оператор быстро отвечать на зачисление переводов, смогут ли проходить средства между корсчетами банков действительно в режиме онлайн. Но работа системы получилась именно такой, как задумывалась, и сейчас клиенты получают и переводят средства моментально.

Вопрос 7

С 21 января комиссия за переводы свыше 10 тысяч рублей в месяц составляет 1%, минимум 20 рублей.

Вопрос 9

Да, совместно с OZON мы запустили c2b-переводы по QR-коду и с помощью мгновенного счета.

Вопрос 10

Система «взлетит» тогда, когда клиент получит существенную выгоду от переводов по СБП. Пока для пользователей нет мотивации пользоваться QR-платежами: они не получают при этом кешбэк, также не все торговые точки присоединены к системе. Поэтому популяризация оплаты по QR-кодам зависит от того, как активно магазины будут бонусировать покупателей.

Если же говорить о том, смогут ли переводы по СБП заменить традиционный торговый эквайринг, то мне кажется, что в ближайшей перспективе этого не будет, но система существенно повлияет на рынок.

На мой взгляд, СБП и эквайринг будут существовать параллельно, и розничный клиент сам будет решать, каким способом ему проводить оплату в зависимости от того, что для него будет выгоднее: кешбэк от банков-эмитентов или бонусы от ТСП. Однако для этого нужно, чтобы все основные банки-эмитенты подключились к системе.

Вопрос 11

Пока однозначно сказать не можем. Это зависит от того, насколько дорого обойдется внедрение такой технологии. Мы ведем переговоры с вендорами POS-терминального оборудования, чтобы понять, смогут ли они обеспечить демонстрацию QR-кодов на экране терминалов, потому что такую возможность поддерживают не все.

Вопрос 12

Ак Барс Банк всегда поддерживает инициативы, направленные на сокращение издержек банка. С 15 февраля 2020 года мы отменили комиссию за переводы до 100 тысяч рублей в месяц по Системе быстрых платежей и в случае обнуления тарифов банк пересмотрит свою комиссию в 1% для клиентов, переводящих больше 100 тысяч рублей в месяц.

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.7

Банк «Левобережный»: «Динамический QR-код будет выводиться на экран смартфона»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.8

Григорий Иванюк

начальник управления розничного бизнеса

Банка «Левобережный»

Вопрос 1

Запуск СБП обеспечил банковскому сектору новую возможность более быстрого перевода денежных средств между участниками системы. В частности, клиенты Банка «Левобережный» получили дополнительный удобный сервис. Говорить о влиянии на структуру и объем денежных переводов в банковском портфеле пока рано, так как банков-участников пока немного, и запуск сервиса произошел всего год назад, в январе 2019-го. При этом Банк «Левобережный» начал предоставлять услугу денежных переводов по СБП с 30.09.2019.

Вопрос 3

Конечно, клиенты стали более активно пользоваться новым сервисом и быстрее переводить денежные средства между счетами сторонних банков.

Вопрос 4

Проводился анализ клиентского поведения, по результатам которого банком «Левобережный» был установлен минимальный тариф на переводы по СБП – 10 рублей за перевод.

Вопрос 5

Как такового «зарплатного рабства» сегодня больше не существует. На данный момент СБП позволяет оперативно переводить деньги в любой из банков-участников системы, что является очень востребованным сервисом для всех людей, получающих зарплату.

Вопрос 6

Коммерческая эксплуатация СБП показала, что конечным пользователям – клиентам банков – очень выгодно и удобно пользоваться данными переводами.

Вопрос 7

Как я уже отмечал, Банком «Левобережный» был установлен самый минимальный тариф – 10 рублей за перевод.

Вопрос 8

Статистика переводов по СБП показывает увеличение динамики с каждым новым банком-участником данной системы.

Вопрос 9

На данный момент Банк «Левобережный» не предоставляет возможность оплаты товаров и услуг через систему быстрых платежей, но работы в данном направлении уже ведутся, и скоро сервис станет доступен всем клиентам Банка.

Вопрос 10

Более востребованный способ покажет время после полномасштабного развертывания этого механизма, которое произойдет после того, как большинство банков – участников СБП, смогут предоставлять данный сервис. Ориентировочно, этого стоит ожидать во 2–3-м кварталах 2020 года.

Вопрос 11

Для приема и обслуживания QR-платежей нет необходимости использовать имеющуюся у банка POS-терминальную сеть. Дело в том, что у клиентов из числа ТСП может не оказаться POS-терминала, но желание использовать оплату по QR-коду есть, поэтому динамический QR-код будет выводиться на экран смартфона. Для клиентов, использующих POS-терминальную сеть нашего банка, интеграция для вывода динамических QR-кодов на экраны платежных устройств будет произведена.

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.9

 

БАНК «НЕЙВА»: «Клиенты хотели бы иметь возможность переводить бесплатно любые суммы через СБП»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.10

Наталия Плохая

директор департамента розничного бизнеса

и платежных технологий, БАНК «НЕЙВА»

Вопрос 1

Мы присоединились к Системе быстрых платежей только в середине ноября 2019 года, поэтому говорить об объемах именно этого канала пока еще рано. Безусловно, для клиентов это дополнительный способ перевести деньги, причем один из самых простых и быстрых. Запуск системы, конечно же, коснулся структуры нашего портфеля переводов – за 3 месяца около 5% клиентов перешли с карточных переводов на СБП.

Рост объемов быстрых переводов можно ожидать тогда, когда к СБП присоединится Сбербанк, так как основная доля переводов по номеру телефона происходит именно в их канале – именно они первыми сформировали этот сервис и первыми же выработали у клиентов устойчивую привычку делать подобные платежи.

Вопрос 3

Особые изменения в поведении клиентов пока отсутствуют, думаю, тут сказываются привычки и установленные шаблоны в системах удаленного доступа, которые клиентам просто лень менять. Это уже проверенные способы отправки денежных переводов, которые работают, и переводы доходят по назначению. Но мы как банк, конечно же, стараемся информировать клиентов всеми доступными способами о новом сервисе.

Вопрос 4

По результатам опросов наших клиентов, у них очень востребована услуга переводов по номеру телефона на клиентов Сбербанка, т. к. «перевод на Сбер» де-факто стал одним из самых популярных способов расчетов между физлицами в РФ.

Вопрос 5

Думаю, пока никак не повлиял, у «жертв зарплатного рабства» и ранее было много альтернатив пополнить счета в банке, в котором они хотят обслуживаться, несмотря на навязанную им в рамках зарплатного проекта карту. Банки, которые заинтересованы в привлечении таких клиентов, разрабатывают соответствующие тарифы. Например, у нас в банке можно бесплатно пополнить счет с карты другого банка на нашем сайте или в мобильном приложении, можно бесплатно внести деньги через сеть партнеров.

А вот если банки начнут предоставлять своим клиентам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – возможность зачислять зарплатные ведомости по номеру телефона, то в этом случае понятие «рабства» для держателей карт в перспективе исчезнет полностью. Перевод зарплаты по номеру телефона через СБП избавляет клиентов от необходимости совершать регулярные действия (даже простые) по «перекидыванию» денег из банка в банк – клиент сам один раз выбирает в настройках СБП, на какой счет в какой банк он хочет получать зарплату, не уведомляя об этом бухгалтерию своего работодателя, и выбирает мобильное приложение нужного ему банка по умолчанию. Если выбор клиента со временем меняется, то он так же легко меняет настройки в СБП и начинает получать зарплату на счет в другом банке.

Вопрос 7

Мы заранее подготовились и ввели данную услугу перевода по номеру телефона в другие банки через СБП сразу с комиссией, чтобы клиенту было проще ориентироваться, причем комиссия установлена точно такая же, как и за перевод по номеру карты. Мы предоставляем возможность клиенту переводить данными способами до 20 тыс. рублей в месяц бесплатно, далее комиссия 1% +35 руб.

Конечно же, клиенты хотели бы иметь возможность переводить бесплатно любые суммы через СБП, но в целом наша тарифная лесенка их устраивает и покрывает потребности основной массы клиентов.

Вопрос 12

Мы будем смотреть на рынок, и наши тарифы будут базироваться с учетом тарифов других игроков, в первую очередь – крупнейших банков.

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.11

 

QIWI: «СБП увеличит популярность QR-платежей и, как следствие, снизит объем классических POS-платежей»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.12

Алексей Кудиш

менеджер инвестиционных проектов QIWI

Вопрос 1

Запуск СБП – один из примеров улучшения конкуренции на рынке банковских услуг. С точки зрения макроэкономики СБП значительно ускоряет расчеты между субъектами экономики, а физическим лицам дает удобный идентификатор для осуществления мгновенных переводов в виде номера телефона. Несмотря на незначительную на сегодняшний день долю в общем объеме переводов, мы в QIWI уверены, что популярность СБП с течением времени сравнится с обычными переводами по номеру карты.

Вопрос 5

Согласен с мнением, что СБП выводит конкуренцию между банками на новый уровень: теперь банки будут в большей степени конкурировать качеством сервиса и ценить клиентов.

Вопрос 10

Российская финансовая инфраструктура более технологична и современна в сравнении с другими странами, поэтому платежные QR-коды у нас не получили популярности, сравнимой со спросом на них в Азии. Это обусловлено сложностью конкуренции с развитой в России NFC-технологией и инфраструктурой под нее. Но, например, в СБП стоимость эквайринга для ритейла при оплате с помощью QR-кода может значительно снизиться. При правильном позиционировании это может стать тем самым драйвером, который увеличит популярность QR-платежей и, как следствие, снизит объем классических POS-платежей. Насколько серьезной окажется доля первых – вопрос открытый. Все зависит от того, насколько удобным удастся сделать функционал технологии для пользователя.

Вопрос 12

Возвращение нулевого тарифа в СБП для банков поможет СБП нарастить долю рынка. При этом многие банки сохранили для своих клиентов нулевые или минимальные комиссии за перевод через СБП, что также позволит поддержать население в текущий период и снизить долю платежей наличными.

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.13

 

Тинькофф: «СБП – всего лишь транспорт для движения денежных средств»

СБП. Первый год работы. Взгляд участников рынка. Часть вторая - рис.14

Сергей Хромов

вице-президент Тинькофф, руководитель

управления платежей и переводов

Вопрос 1

Тинькофф был одним из первых банков на рынке, кто в принципе создал у клиентов привычку переводить друг другу деньги по номеру телефона или QR-коду. И мы работали над расширением такой возможности постоянно, подключая и подключаясь к новым участникам еще до запуска СБП (Сбербанк, сервис Visa Alias). И мы, конечно, были в авангарде запуска Системы быстрых платежей.

Безусловно, мы в первую очередь стремимся предоставить свои клиентам лучший сервис – и выигрывают в итоге они, ведь СБП создавалась для людей. Наши объемы переводов растут постоянно, мы уже больше года удерживаем лидерство по объему переводов через СБП. Львиная доля переводов через систему идет в наш адрес, что в очередной раз доказывает преимущества наших продуктов и сервиса. Большие перспективы мы видим в развитии таких направлений, как С2С PULL – где пользователь, имея несколько счетов (например, в силу того, что зарплата начисляется в один банк, а пользователь «живет» в другом – «любимом» – банке), – может осуществлять перевод средств, непосредственно запросив их прямо из «любимого» банка.

Конечно же, изменения в платежный ландшафт внесет и направление С2B, но текущая реализация пока ограничивает распространение сервиса и внедрена сугубо нишевыми категориями бизнеса. Пока приложить к терминалу карту или телефон при оплате товаров и услуг – быстрее и удобнее.

Вопрос 2

Мы в Тинькофф не сталкивались с какими-либо трудностями при тестировании или разработке. При поддержке команды со стороны СБП (НСПК) процесс был очень комфортным.

Вопрос 3

Мы видим, что все больше людей используют переводы по номеру телефона, это простой и удобный идентификатор. «Переведи мне по номеру телефона» – это уже устойчивый паттерн поведения, который будет только закрепляться на рынке и в поведенческих шаблонах потребителей.

Вопрос 5

Пока рано об этом говорить, ведь СБП – это всего лишь своего рода «транспорт» для движения средств, а достаточно много нужно сделать в нормативной составляющей этого вопроса.

Вопросы 7 и 12

Мы не вводили комиссию с момента запуска и пока не планируем этого делать в дальнейшем. Конечно же, ситуация может измениться, и тогда мы вернемся к этому вопросу.

Вопрос 8

Собственно, за год к СБП подключились основные розничные банки, и ничего удивительного нет в том, что в топе – крупнейшие из них, которые присоединились к СБП в течение первых месяцев с момента запуска системы. Тинькофф, например, как был на первом месте через месяц после запуска системы, так и остался на нем через год. Мы ждем присоединения крупнейшего игрока рынка, вот тут, конечно, ситуация будет меняться.

Вопрос 9

Да, мы поддерживаем С2B-транзакции в СБП и постепенно переходим к масштабированию данного сервиса среди наших партнеров. Вы скоро узнаете о них. Но сейчас это скорее дань моде, тестирование различных сценариев, подготовка к будущему, чем реальная выгода для мерчанта, так как участникам схемы приходится вкладываться в «обучение» пользователей и изменение их поведения. Платежная карта все еще проще и привычней. И на это потребуется время и силы.

Вопрос 10

QR – это не панацея. Мы верим в иные способы взаимодействия пользователя и мерчанта. СБП, повторюсь, это лишь транспорт для передачи финансовой информации.

Вопрос 11

Мы думаем над этим, так как сама суть использования такого устройства противоречит истокам и замыслам по созданию сервиса. С другой стороны, POS-терминальная сеть – это уже готовая инфраструктура.

Рубрика:
{}СБП
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube