5 февраля 2013, 12:25
Количество просмотров 203

Разумная эклектика в банковской автоматизации

<p> На сегодняшний день развитие каналов банковского самообслуживания стало необходимым, но недостаточным элементом конкурентной...
Разумная эклектика в банковской автоматизации

О перспективах развития каналов банковского самообслуживания и возможностях их эффективной интеграции в интересах потребителей и банков в едином «суперканале» журналу «ПЛАС» рассказывает Максим Рожков, руководитель отдела программных разработок компании «ДОРС».

Современный банкомат должен обладать развитым пользовательским интерфейсом, по функционалу схожим с системами интернет-банкинга

Разумная эклектика в банковской автоматизации - рис.1
DORS PTM-7010 сочетает в себе функции приема, выдачи, хранения наличных и валютообмена

Зададимся вопросом – может ли существовать некий «суперканал» банковского самообслуживания, сочетающий в себе достоинства всех других каналов и в то же время свободный от присущих им недостатков? Кто знает, может быть, именно он позволит банкам значительно повысить качество обслуживания клиентов при низком уровне затрат. А клиенты банка в свою очередь будут рассказывать друг другу об уникальности и удобстве пользования новым каналом, тем самым способствуя формированию лояльно настроенной аудитории банка. Давайте попробуем сформулировать ключевые требования к такому «суперканалу». Во-первых, это удобство пользовательского интерфейса в сочетании с высочайшим уровнем надежности и информационной безопасности. Вторым немаловажным требованием является наличие функции конвертации электронных денег в наличные. Рассмотрим эти требования – как со стороны пользователей банковских сервисов, так и со стороны самих кредитно-финансовых организаций.

Глазами потребителей

Для потребителей банковских сервисов наиболее важным является удобство пользования каналом. Это касается прежде всего общей эргономики устройства, предполагающей наличие большого дисплея и удобной полнофункциональной клавиатуры. Действия системы должны быть предсказуемыми для клиента, чтобы свести к минимуму необходимость повторения им одних и тех же операций. Работа канала должна «предугадывать» потребности клиента, быть «терпимой» к неизбежным ошибкам пользователя и в нужный момент подсказывать ему, на каком этапе совершения операции он находится. Не менее важным, таким образом, является и способность «суперканала» подстраиваться под уровень владения информационными технологиями того или иного пользователя. Безусловно, что простота пользования системой, ее предсказуемость и понятность на интуитивном уровне для клиента должны исключать вмешательство в процесс обслуживания «третьей стороны» в лице консультанта или помощника. В тех же ситуациях, когда без помощника действительно нельзя обойтись, консультации и подсказки должны гарантированно и максимально оперативно помочь решить проблемы, возникшие у пользователя.

Сегодня очевидно, что клиенты банка ценят прежде всего возможность получения необходимых им услуг: а) в нужном месте, б) в нужное время и в) в полном объеме. Это обстоятельство подразумевает наличие у нового канала одного «кармана» как для приема, так и для выдачи наличных в неограниченном объеме.

Чего хотят банки?

Требования к «суперканалу» со стороны банков вполне очевидны – это соответствие системы регламентам и требованиям ЦБ и, безусловно, прибыльность канала. Если канал требует наличия какого-либо клиентского устройства, то оно должно быть надежным, многофункциональным и работать с минимальным временем простоя. Следует сказать, что сокращение расходов на обслуживание и инкассацию устройств самообслуживания зачастую является одним из решающих факторов при выборе банком того или иного устройства. Следовательно, устройство должно быть ремонтопригодным, а бизнес-процессы, связанные с УС (устройством самообслуживания), – максимально автоматизированными (например, должна быть реализована удаленная загрузка ключей). Если для узлов устройства необходимо обновление прошивок, то ввод в эксплуатацию их новых версий должен осуществляться удаленно, без выезда специалистов банка.

Обобщая вышеперечисленные требования к «суперканалу», было бы правильнее видеть в качестве такого решения банкомат, обладающий развитым пользовательским интерфейсом, визуально схожим с существующими системами интернет-банкинга, но функционально более развитым. Такой банкомат должен обладать расширенным набором аппаратных узлов, а именно: большой экран с поддержкой технологии «touch-screen», полнофункциональная клавиатура, приемник банкнот пачками, один и тот же слот для приема и выдачи наличных, функция cash-ресайклинга. Клиентские интерфейсы прикладного ПО такого банкомата должны отображать несколько полей ввода, допускать инерционную прокрутку документов, как в iPad, удобное масштабирование информации, всплывающее окно подсказки при вводе текста.

К сожалению, производить подобные устройства может далеко не каждое, даже специализированное предприятие, ведь для их проектирования необходима развитая научно-производственная база – собственные конструкторские бюро, производственные мощности, центры испытаний и сертификации.

Непременным условием является и доступ производителя к передовым технологиям поставщиков OEM-модулей, являющихся лидерами рынка и имеющих в своем портфеле инновационные решения. Кстати, для крупнейших иностранных вендоров банкоматов (NDC, Diebold, Wincor Nixdorf) такое партнерство является сложившейся десятилетиями мировой практикой. Вместе с тем даже идеально скомбинированные друг с другом модули остаются лишь «железом» до тех пор, пока ими должным образом не начнет управлять прикладное ПО. Разработать такое ПО может только команда практиков, обладающая соответствующим инженерным опытом. В процессе разработки устройства необходимо учитывать изменяющуюся природу требований банков и лавировать между различными неожиданно появляющимися ограничениями заказчиков. Важно, чтобы команда разработчиков умела воспроизводить и масштабировать компетенции в необходимых объемах.

«Суперканал» уже в России

Рассуждения о возможностях «суперканала» имеют под собой реальную почву – сегодня производство такого устройства уже налажено в России. На прошедшем 4-м Международном Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО – 2012», организованном журналом «ПЛАС» в октябре 2012 г. в Москве, компанией ДОРС был представлен банкомат нового поколения DORS PTM-7010 под управлением специализированного прикладного ПО «ПроАТМ».

Разумная эклектика в банковской автоматизации - рис.2

Компания «ДОРС» работает на рынке систем самообслуживания с 1996 года и является первым российским разработчиком, производителем и поставщиком банкоматов и систем самообслуживания, выполняет весь комплекс работ по их разработке, поставке и внедрению программного обеспечения. У компании есть собственные КБ и центр сертификации, а также производственные мощности, оснащенные по последнему слову техники. С момента начала серийного производства «ДОРС» выпустила и установила около 20 000 устройств самообслуживания в различных банковских учреждениях России и СНГ.

жалуй, не совсем правильно называть «банкоматом» – по сути, это мультифункциональное устройство нового поколения, сочетающее в себе функции приема, выдачи, хранения наличных и валютообмена. Все эти функции доступны как в обыч- ном режиме, так и в режиме замкнутого цикла оборота наличных.

Стоит отметить целый ряд инновационных технических решений, примененных при проектировании DORS PTM-7010: банкомат оснащен сенсорным экраном (touch screen), вандалоустойчивой алфавитно-цифровой клавиатурой, считывателем штрих-кодов. Оригинальной является и используемая в банкомате система «обзора за спиной»: изображение, получаемое фронтальной камерой, транслируется на жидкокристаллический дисплей, расположенный рядом с PIN-клавиатурой, что позволяет держателям банковских карт отслеживать активность за своей спиной в момент ввода PIN-кода, не отрывая взгляда от клавиатуры. Также следует отметить специально разработанный компанией интеллектуальный источник бесперебойного питания с низкими показателями энергопотерь, который позволяет значительно снизить потребление электроэнергии. Благодаря ему при «веерном» отключении электричества устройство способно провести в режиме работы еще до 150 транзакций, что позволяет не только корректно завершить уже начатую операцию, но и продолжать оказывать услуги клиентам на протяжении нескольких часов.

В качестве подсистемы приема/выдачи наличных используется модуль Hitachi HCM, который работает с пачкой объемом до 200 банкнот. Ключевой особенностью устройства является возможность использования четырех ресайклинг-кассет (Recycling Cash Units), что позволяет полноценно реализовать замкнутый цикл оборота наличных.

Модуль приема наличных DORS PTM-7010 разделен на две части. В верхней части располагаются: слот для выдачи/ внесения наличных, модуль распознавания банкнот – валидатор, временный накопитель (часто называемый Temporary Stacker или Escrow), а также модуль для хранения забытых банкнот.

Валидатор проверяет четыре машиночитаемых признака подлинности банкноты из перечня обязательных к проверке (согласно указаниям ЦБ РФ 2087-У и 2615-У), а также производит проверку признаков ветхости (согласно Приложению 22 к Положению 318-П, которое вводится указанием 2504-У ЦБ РФ). Валидатор отличает высокое качество распознавания купюр: ошибки распознавания первого рода (фальшивая купюра принята за настоящую) составляют 10-8, а ошибки второго рода составляют меньше 0,05 (настоящая купюра отвергнута). Количество замятий составляет 3 случая на 100 000 банкнот.

В нижней части DORS PTM-7010 могут располагаться четыре или пять кассет. Верхняя кассета может быть использована для хранения принятых номиналов, а также разделять эту функцию с функцией хранилища забытых клиентом денег. В оставшихся отсеках могут быть размещены как кассеты ресайклинга (Cash Recycling Boxes), так и кассеты для принятых купюр (Cash Acceptance Boxes).

Банкомат DORS PTM-7010 может поставляться как с низкоуровневым программным обеспечением (драйверами), так и с полноценным прикладным ПО, в котором реализованы основные протоколы подключения к традиционным банковским системам (например, с использованием управляющих протоколов NDC/DDC), а также подключение к различным серверам приложений на базе web-технологий.

Драйверы и прикладное ПО полностью соответствуют стандарту CEN/XFS и актуализированы для поддержки спецификаций 3.10, ключевым достоинством которых является возможность получения расширенной статистики по узлам внесения/выдачи наличных.

Прикладное ПО ПроАТМ предоставляет возможность обслуживать держателей банковских карт как по традиционным управляющим протоколам, таким как NDC и DDC, так и реализовывать произвольные сценарии обслуживания с использованием web-технологий. ПроАТМ позволяет либо расширить сценарии обслуживания xDC благодаря использованию HTML-документов, либо полностью реализовать все сце- нарии – так же, как это делают web-разработчики. Внешнее web-приложение, такое как интернет-банкинг, может использовать DORS PTM-7010 и ПроАТМ в качестве безопасной доверенной среды для выполнения операций с наличными. В этом случае, по сути, пользовательский интерфейс системы интернет-банкинга будет расширен дополнительными операциями с наличными деньгами, например, «Внесение средств» и/или «Получение средств».

Очевидно, что дальнейшее развитие каналов банковского самообслуживания будет идти по пути создания многофункциональных устройств, интегрирующих в себе лучшие черты уже существующих каналов обслуживания, обогащая традиционные для банков подходы web-технологиями. Вывод на рынок банкомата нового поколения DORS PTM-7010 в сочетании с неограниченными возможностями прикладных решений на базе web-сервисов может стать первым шагом в этом направлении. Выиграют в конечном итоге все: и банки, и их клиенты.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube