Новый подход к бизнес-анализу от ЦФТ
Новый уровень контроля
Все бизнес-процессы на ладони
Поскольку в АБС находится вся основная финансовая информация, первое, что мы сделали, – разработали индикаторы финансовых показателей. В разработке находятся индикаторы и для KPI, которые позволят оценивать эффективность работы сотрудников банка.
Каждый из важных для бизнеса банка показателей может стать индикатором определенного бизнес-процесса. Например, показатели прибыльности продуктов, если для них задать «коридоры», в которых должны находиться значения, становятся индикаторами процесса продаж, позволяющими определить наиболее выгодные и убыточные продукты для банка. Бюджетные индикаторы используются для оценки исполнения задач сокращения определенных затрат или для план-факт-анализа обеспечения работы подразделений товарно-материальными ресурсами и т. д.
Для каждого из показателей банк самостоятельно может установить пороговые значения, исходя из своих целей и стратегических задач, а система будет рассчитывать значение индикатора и размещать его в «коридоре», что послужит своего рода ориентиром для оценки того, как реализуется тот или иной бизнес-процесс. На сегодняшний день в Новый ЦФТ-Банк заложена возможность использования трехсот индикаторов. В дальнейшем мы будем расширять эти показатели на все бизнес-процессы, существующие в банке.
Система индикаторов позволяет сориентировать все бизнес-процессы банка в едином направлении, соответствующем стратегии банка. Для этого в системе предусмотрена возможность распределения индикаторов сверху вниз по всей управленческой цепочке — от топ-менеджеров до рядового сотрудника.
В Новом ЦФТ-Банке показатели считываются оперативно, ежедневно и на основании всех заключенных банком сделок. Для всех финансовых показателей рассчитывается ежедневный прогноз и фактическое значение в детализации по аналитике. Разработан также механизм, позволяющий собирать данные из всех необходимых для этого источников и агрегировать их в управленческую аналитику.
Как приборная панель автомобиля
Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или двадцать раз прочитать. Поэтому для контроля эффективности деятельности организации очень важно наличие эффективных средств визуализации. Причем для оперативного принятия качественных решений необходимо предоставление информации в том виде, который интуитивно понятен любому сотруднику из числа пользователей системы. В Новом ЦФТ-Банке индикаторы после автоматического расчета выводятся в индивидуальные интерактивные информационные панели специалистов банка. В мировой практике такие панели называют dashboards.
Информационные панели позволяют специалистам банка буквально одним взглядом оценить текущую ситуацию, возможные пути ее развития и принять наиболее верное управленческое решение. Это не просто графики и диаграммы оценки эффективности. Речь идет о полноценном аналитическом, структурном и динамическом анализе показателей тех или иных бизнес-процессов. В определенном смысле интерактивную панель можно сравнить с автомобильной приборной панелью, которая обеспечивает наглядный контроль текущего состояния работы автомобиля. Помимо этой функциональности наш инструмент позволяет интерактивно производить анализ значений за разные периоды времени, а также группировку и детализацию по аналитике.
Для всех специалистов банка
Так, например, руководитель отделения банка ежедневно на своей информационной панели может видеть финансовый результат своего отделения в сравнении с другими отделениями, оценку финансового результата своего отделения, оценку прироста объема депозитов по группам клиентов, план и факт по бюджетным лимитам и т. д.
Руководитель отдела розничных продуктов увидит в своей интерактивной панели наиболее «активную» и «пассив- ную» точку продаж, наиболее «востребованный» и «мертвый» продукт, в течение дня в режиме online – информацию о продажах определенного стратегического продукта по всем точкам продаж и т. д. На основании значений индикаторов и по результатам их анализа руководитель может корректировать тактику продаж и управлять продажами в течение дня.
Фронт-менеджер также в режиме online, через свою интерактивную панель, следит за результатами работы и нормами обслуживания клиентов по значениям таких индикаторов, как количество оформленных заявок от клиентов, количество транзакций, объем транзакций, сравнивает свой результат с результатом коллег в отделе, прогнозирует свой бонус или премию по результатам работы за месяц. В течение дня значения индикаторов мотивируют сотрудника точки продаж на активную деятельность, что, естественно, скажется на финансовом результате подразделения и банка в целом.
Вовлечение без обучения
Инструмент работает в двух режимах – интерактивная панель может появляться в виде всплывающих окон при работе в Новом ЦФТ-Банке и может быть доступна топ-менеджерам банка в используемых ими браузерах, в том числе и на мобильных устройствах.
Наши интерактивные панели обладают еще одним важным свойством. Сотрудник банка получает возможность обратной связи – на интерактивной панели располагается специальная кнопка, которая позволяет ему запрашивать недостающие для его работы индикаторы, получать разъяснения по поводу методик расчета показателей. Эта функциональность очень важна, так как психологически позволяет менеджеру чувствовать себя полноценным участником бизнеса банка как такового. Таким образом, интерактивная панель становится связующим элементом всех бизнес-процессов банка, своего рода внутренней информационной сетью кредитной организации.
Аналитический инструментарий в составе Нового ЦФТ-Банка не требует длительного обучения ни IT-администраторов, ни специалистов, использующих информационные панели. Поддержка в рабочем режиме осуществляется IT-департаментом банка через интуитивно понятный пользовательский интерфейс.
Также в самом ближайшем будущем информационные панели в составе Нового ЦФТ-Банка будут доступны и на мобильных устройствах. Сегодня на планшетах и смартфонах доступна практически вся та же информация, что и на стационарном оборудовании. Это позволяет специалистам банка, которые по служебной необходимости непрерывно перемещаются из города в город, из страны в страну, проводят постоянные встречи с партнерами, иметь под рукой всю необходимую информацию в наиболее удобном для восприятия виде.