5 марта 2015, 20:30
Количество просмотров 140

Круглый стол Ассоциации «Национальный платежный совет» прошел в Москве

Ассоциация «Национальный платежный совет» провела круглый стол по теме «Нулевая ответственность и проблемы реализации статьи 9 закона...
Круглый стол Ассоциации «Национальный платежный совет» прошел в Москве

Ассоциация «Национальный платежный совет» провела круглый стол по теме «Нулевая ответственность и проблемы реализации статьи 9 закона «О национальной платежной системе», посвященный вопросам применения норм статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которые вступят в силу с 1 января 2014 года.

В мероприятии, информационным партнером которого выступил журнал «ПЛАС», приняли участие представители Банка России, Минкомсвязи, Комитета по финансовому рынку Государственной Думы, НП «НПС», кредитных организаций, ведущие представители индустрии безналичных платежей: платежные системы, операторы электронных денежных средств, операторы мобильной связи и др.

В рамках дискуссионного круглого стола обсуждались подходы платежных систем и банков к внедрению принципа «нулевой ответственности», трудности реализации текущей редакции статьи 9 Закона «О Национальной платежной системе», а также выработки правил пользования и соблюдения текущих положений статьи . Главной темой дискуссии на Круглом столе стал процесс выработки приемлемого для всех участников национальной платёжной системы алгоритма возмещения убытков от мошеннических операций держателям карточных счетов. Модератором Круглого стола выступил со-председатель комитета по управлению рисками и безопасности Ассоциации «Национальный платёжный совет», директор департамента по управлению рисками Visa Олег Скородумов.

В рамках вступительного слова Алексей Белов, член Совета Ассоциации «Национальный платёжный совет», эксперт в области платёжного законодательства, отметил важность обсуждаемого вопроса с точки зрения развития индустрии безналичных платежей. «У участников рынка не так много сомнений в необходимости реализации самого принципа, указанного в статье 9 Закона «О НПС», но есть ряд вопросов и разные точки зрения в части реализации этого принципа», – прокомментировали он. А. Белов также предложил развернуть дискуссию в сторону обсуждения установления правил, которые позволяли бы урегулировать вопрос, связанный с несанкционированными транзакциями, наиболее «комфортным» способом, как для кредитной организации, так и для клиента.

В ходе развернувшейся дискуссии Вадим Кузнецов, начальник управления развития розничных платежей Банка России, представил результаты мониторинга банков по установлению их готовности выполнять требования статьи 9 Закона о НПС. В частности, по данным ЦБ, в настоящее время около 50% кредитных организаций готовы к выполнению норм, установленных в соответствующей статье, а к октябрю-ноябрю 2013 г. абсолютно все кредитные организации будут готовы к выполнению этих требований. Конкретизируя понятие «готовности», представители ЦБ РФ особо подчеркнули следующие моменты: готовность клиентской и договорной базы, реализованный принцип уведомления клиентов, а также рабочая система хранений уведомлений.

По словам Андрея Шамраева, представителя ЦБ РФ, основной вопрос, который стоит решить, это нахождение разумного компромисса между рисками банков и правами клиентов.

Продолжил дискуссию Андрей Емелин (НП «НПС). Он в частности сказал: «То, что бремя доказывания несанкционированности операции перекладывается на банк – это та «основа основ», краеугольный камень, который была заложен в архитектуру новой системы ответственности». Он также подчеркнул, что, в реальности в указанный в статье срок, в течение которого клиент должен уведомить банк о несанкционированном списании денежных средств (1 день), «найдется много причин и нюансов, по которым сделать это клиент не сможет». Одним из важных моментов правил процедуры рассмотрения заявления клиента о возвращении ему денежных средств, по словам г-на Емелина, должно стать освобождение клиента от ответственности за просроченный срок уведомления о мошеннической транзакции, поскольку существует риск рассинхронизации времени отправки и времени доставки SMS-сообщения клиенту о списании средств.

Говоря о самих SMS-уведомлениях, посредством которых банк должен сообщать клиенту о совершенных транзакциях по карте, представитель ВТБ 24 Юлия Деменюк акцентировала внимание коллег на том, что часть клиентов по принципиальным соображениям не хочет использовать SMS-канал для коммуникации с банком, а часть – оперативно не уведомляет банк об изменении своих контактных данных: телефонного номера и e-mail, в результате чего банк должен принимать на себя те риски, которые могут возникнуть ввиду того, что он не сможет связаться с клиентом.

Читайте также:

Продолжая дискуссию, Андрей Рего, представитель ОАО «МТС», также отметил проблему поддержания актуальности контактных данных клиентов как для банков, так и сотовых операторов. В свою очередь, он подчеркнул, что доля проникновения мобильной связи в настоящее время в России составляет 155%, и SMS-канал представляется наиболее логичным средством доставки подобной информации. Для обработки SMS-сообщений, по его словам, используется современное оборудование, которое соответствует мировым стандартам, в результате чего рассинхронизация не представляется возможной.

В своем заключительном слове Алексей Белов поблагодарил участников дискуссии и призвал их «продолжать искать правильное решение в рамках практики применения Закона №161-ФЗ и отмечать моменты, которые должны быть «отредактированы» для нахождения правильного баланса для всех участников рынка платежной индустрии».

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube