13 декабря 2013, 18:12
Количество просмотров 142

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS

О роли аутсорсинга в сфере процессинговых услуг и о преимуществах единого подхода к реализации эмиссионных и эквайринговых проектов...
Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS

Владимир Комлев, генеральный директор «Компании объединенных кредитных карточек» (UCS)

Сегодня западные модели начинают масштабно внедряться в РФ как в эквайринговом, так и в эмиссионном бизнесе

О роли аутсорсинга в сфере процессинговых услуг и о преимуществах единого подхода к реализации эмиссионных и эквайринговых проектов рассказывает генеральный директор «Компании объединенных кредитных карточек» (UCS) Владимир Комлев.

ПЛАС: Какие наиболее интересные события уходящего 2013 года, так или иначе отразившиеся на ситуации в платежной индустрии, вы могли бы выделить? 

В. Комлев: Как известно, говоря о направлениях развития бизнеса, следует различать регуляторный и бизнес-аспекты. На мой взгляд, основные события в этом году лежали в законодательной плоскости, при этом одной из наиболее важных тенденций стало заметное усиление роли государства в вопросах регулирования рынка. И я не имею в виду, что эта тенденция носит отрицательный характер: в недрах правительства зарождается множество интересных идей, многие из которых, правда, пока еще далеки от реализации (как, например, проект единого внутрироссийского свича). 

Что касается Закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», то непрекращающееся обсуждение поправок к нему благотворно повлияло на активность самих участников рынка, при этом их действия стали более скоординированными. Особенно хотелось бы отметить возрастающую роль таких организаций, как Ассоциация «Национальный платежный совет» и Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет». 

Еще одно заметное событие, произошедшее в этом году, – наделение Банка России полномочиями мегарегулятора и передача ему функций упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Мы пока не до конца понимаем, во что именно выльется желание государства строго регулировать транзакционные, банковские и платежные виды бизнеса, но однозначно могу сказать, что этот тренд будет определять развитие рынка в ближайшие годы. 

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS - рис.1
Членство в Global Payments нередко влияет на решение банков о выборе UCS в качестве процессинговой компании. На фото: главный вход в московский офис «Компании объединенных кредитных карточек»

Здесь стоит подробнее остановиться на популярной сегодня теме госрегулирования размеров ставки interchange. Дело в том, что ставка interchange постепенно перестает выполнять функцию реального драйвера развития рынка, превращаясь в инструмент конкурентной борьбы за эмитента между платежными системами. Безусловно, у платежных систем имеется колоссальный опыт использования interchange, и этот опыт позволяет им удерживать ситуацию в границах допустимого, но с точки зрения тарифной политики ситуацию не назовешь функционально оптимальной. Поэтому, на мой взгляд, в управлении размерами interchange государство может играть более заметную роль, исходя из своего видения задач по развитию платежной инфраструктуры. Важно делать это максимально аккуратно, принимая во внимание всю многосложность и взаимозависимость этих настроек.

Еще одной тенденцией текущего года стало активное внедрение всевозможных mPOS-терминалов, причем зачастую при полном отсутствии понимания их назначения, возможностей и реального бизнес-потенциала. Полагаю, что отдача от внедрения данной технологии станет ощутимой лишь тогда, когда mPOS-терминал вместе с продвинутым коммуникационным гаджетом превратится в полноценный инструмент обслуживания клиентов – мобильный бэк-офис, мобильную кассу и мобильную точку обслуживания одновременно. Ведь на сегодняшний день дорогое оборудование, взять хотя бы те же «таблетки», при всем заложенном в них технологическом и маркетинговом потенциале, нередко используется в качестве рекламного носителя типа фоторамки и не более.

Мобилизация существенно затронула сферу торговли и услуг, и на Западе уже десятки, если не сотни компаний разрабатывают собственные торговые, бизнес- и бэк-офисные приложения для мобильных устройств. И представляется очевидным, что если компания сможет выстроить правильный продукт с учетом реальных потребностей как клиента, так и своего бизнеса, то у нее появится серьезное конкурентное преимущество. 

ПЛАС: Насколько характерна для современного карточного бизнеса тенденция передачи банками ряда непрофильных для них операций либо всего направления бизнеса на аутсорсинг, находящая сегодня все большее отражение в торговом эквайринге? Находит ли она свое продолжение в эмиссионном бизнесе?

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS - рис.2
Пример нашего взаимодействия с Росбанком является действительно уникальным

В. Комлев: Проблема заключается в том, что большинство банков до сих пор не только не разработали внятной стратегии развития эквайринга, но даже не понимают, для чего он им нужен. Отсутствие бизнес-идеи, умения правильно скалькулировать доходы и расходы, спрогнозировать прибыль и убытки – очень болезненная тема российского рынка в целом. К этому добавим неразбериху с определением того, кто кому должен платить за предоставление услуги и для кого эта услуга является более важной – для ТСП или для банка. Было бы гораздо проще и приятней работать на высококонкурентном рынке, участники которого практикуют грамотно выстроенные модели развития бизнеса. 

Тем не менее положительные тенденции все-таки наблюдаются: не могу сказать, что решение Альфа-Банка о продаже нам наземного эквайринга два года назад вдохновило всех участников рынка последовать его примеру, но все-таки многие банки, в основном относящиеся к мелкому и среднему сегменту банковской отрасли, постепенно начинают передавать свои эквайринговые портфели на аутсорсинг. Кроме того, услугами аутсорсинга предпочитают пользоваться иностранные банки, которые хорошо знакомы с западной культурой ведения бизнеса. 

На сегодняшний день эксперты отмечают замедление темпов роста финансового рынка, и банки не могут позволить себе терять даже незначительный процент от доходов. Не всякая эмиссионная программа крупного эквайрера сможет компенсировать серьезные потери в эквайринговом бизнесе. Пока еще правила игры во многом диктуют топ-10 банков-эквайреров, не желающих отказываться от этого бизнеса, но, по мнению большинства экспертов, такая же ситуация была в Западной Европе и США15–20 лет назад. Так что сейчас мы находимся в самом начале пути. Не в плане технологий, а в плане зрелости этого сегмента как бизнеса и подходов к нему.

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS - рис.3
Реализация эмиссионных проектов всегда будет предшествовать реализации эквайринговых услуг, в т. ч. в силу требований самих платежных систем

На сегодняшний день свой эквайринговый бизнес нам передали на аутсорсинг 77 банков, а обслуживание эмиссионной деятельности – 169 кредитных организаций. Обусловлено такое соотношение в первую очередь тем, что реализация эмиссионных проектов всегда будет предшествовать реализации эквайринговых услуг, в первую очередь в силу требований самих платежных систем.

Банки постепенно приходят к пониманию того, что, хотя эмиссия карт предполагает ведение счетов, осуществление расчетных, кредитных и прочих чисто банковских операций, у эмиссионного процессинга есть и другая, сугубо техническая сторона, и что нерационально тратить ресурсы на решение непрофильных для банка задач, неотделимых от этого бизнеса. Безусловно, если банк обеспечивает себе конкурентное преимущество за счет использования эксклюзивных процессинговых сервисов и намерен поддерживать контроль над эмиссионными проектами в режиме 24×7, ему нет смысла обращаться к услугам аутсорсера. А вот для мелких и средних банков в условиях быстрорастущего рынка собственный процессинг, скорее всего, окажется экономически невыгодным.

Еще одним важным моментом при принятии решения о внедрении собственного процессинга является уверенность в правильности прогностических оценок. Банк может инвестировать колоссальные средства в создание собственной эмиссионной инфраструктуры, а в итоге выпустить 500 тыс. карт вместо запланированных 20 млн. На окупаемость таких масштабных инвестиций в in-house-процессинг можно рассчитывать только при наличии долгосрочных планов развития как минимум лет на 5–7. Если же банку необходимо реализовать в кратчайшие сроки стандартный пакет услуг, ему имеет смысл обратиться к третьестороннему процессору, поскольку собственная скорость вывода на рынок даже базового пакета продуктов является крайне низкой. И хотя бизнес каждого нашего партнера является по-своему уникальным, мы можем обеспечить 90% необходимой ему функциональности. В любом случае предлагаемый нами набор сервисов будет намного представительней, чем у любого самого продвинутого банка. Кроме того, конфигурация предоставляемых услуг может меняться по желанию наших партнеров. И, наконец, мы не являемся конкурентом, а значит, партнерство с нами не сопряжено с риском потерять наиболее привлекательную часть клиентской базы, как в случае с тем или иным банком-спонсором.

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS - рис.4
Проект ОРС представляет собой самую быстрорастущую бизнес-линейку в нашем портфеле

ПЛАС: Каковы, на ваш взгляд, роль и место эмиссионной составляющей в современном карточном бизнесе?

В. Комлев: Эмиссионный бизнес по сравнению с эквайринговым гораздо более сложен и масштабен. И дело не только в широком спектре карточных продуктов. В эквайринге при всем многообразии сервисов (например, обслуживание подарочных карт, программ лояльности, проведение B2B-расчетов) все они представляют собой звенья одной цепи. Можно добавлять дополнительный функционал – прием бесконтактных платежей, прием карт новых платежных систем и т. д., – но все это будет происходить в рамках существующих процессов. В эмиссии же очень часто выпуск нового продукта связан с не-обходимостью внедрения принципиально новых технологических решений. Поэтому реализация эмиссионных проектов собственными силами связана для банка с дополнительными сложностями, помимо тех, которые свойственны эквайринговому бизнесу. В значительной мере эти проблемы обусловлены нехваткой квалифицированных кадров, по-прежнему характерной для всего банковского рынка.

Повторю еще раз: эмиссионный бизнес для банков важнее эквайрингового, так же как и для платежных систем. И инфраструктура обслуживания карт воспринимается ими прежде всего как некий инструмент осуществления амбиций банков по реализации эмиссионных программ, а не наоборот.

ПЛАС: Как изменились за последние годы запросы банков – партнеров UCS в отношении эмиссионного бизнеса?

В. Комлев: Запросы банков – партнеров UCS в отношении эмиссионного бизнеса отражают общую тенденцию необходимости ускорения внедрения новых сервисов. Появилась потребность в повышении мобильности бизнеса, его виртуализации, а масштабность требований, наоборот, немного сокращается. Еще одной важной тенденцией является повышение персонификации отношений банков со своими клиентами, которая предполагает совершенствование баз данных и функций обработки информации.

Таким образом, основные изменения потребностей банков связаны с изменением каналов взаимодействия между банками и их клиентами. И банки продолжают мигрировать на платформу компании UCS, отказываясь от in-house процессингов, поскольку им довелось на собственном опыте убедиться, что внутренних ресурсов для достижения запланированных результатов и поддержания конкурентоспособности сегодня уже не хватает.

ПЛАС: Какое отражение данные тренды нашли в портфеле предложений UCS? Насколько показательным в этом отношении является альянс UCS с Росбанком? В чем заключается уникальность этого альянса для российского рынка?

В. Комлев: Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что в российских условиях независимая процессинговая компания в одиночку выжить не сможет. Ее деятельность может стать успешной лишь при наличии банка-спонсора, уделяющего максимум внимания развитию и поддерж- ке спонсорских программ. В этом смысле пример нашего взаимодействия с Росбанком является действительно уникальным, по крайней мере на российском рынке аналогов ему не имеется.

Чтобы сотрудничество процессинговой компании и банка-спонсора было по-настоящему эффективным, необходимо стремиться к формированию единого понимания сути банковского бизнеса. В Росбанке существует специальный департамент, ориентированный именно на сопровождение спонсорских программ для мелких и средних банков и оказание им консультаций по вопросам, связанным с расчетами и членством в платежных системах.

Специалисты UCS, в свою очередь, разработали систему максимально эффективного взаимодействия с банками, которых больше интересует не принципиальное, а ассоциированное членство в платежных системах.

Но суть нашего подхода к сотрудничеству с партнерами заключается в том, что любого ассоциата или аффилиата мы обслуживаем, как принципала платежной системы. И в этом нас поддерживает Росбанк. Росбанк полностью передает своим партнерам межбанковскую комиссию, а компания UCS составляет все отчеты и сопровождает карточные программы этих банков так же, как если бы они были принципалами. И если банк со временем действительно дорастает в реализации своих карточных проектов до уровня принципала, взаимодействие с нашей компанией для него остается на прежнем уровне, единственное отличие – банк начинает вести свои расчеты напрямую с платежными системами, а не через корсчета в Росбанке.

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS - рис.5

ПЛАС: Каковы преимущества для банков – партнеров UCS, выступающих эмитентами карт МПС под спонсорством Росбанка?

В. Комлев: Объем консалтинга и экспертизы, которую предоставляет Росбанк, просто колоссальный. Его специалисты готовы как помочь с элементарным заполнением базовых форм и документов, так и оказать нашим партнерам поддержку в конкретной бизнес-ситуации. Со своей стороны специалисты UCS также готовы проконсультировать банки в части особенностей продуктовой линейки, технологий, оптимальных эмиссионных решений и т. д. Особо важную роль такой совместный консалтинг играет на начальном этапе, но и в дальнейшем его значимость остается высокой: мы регулярно проводим общие (в т. ч. с платежными системами) семинары, которые посещают десятки банков. Полагаю, что такого рода семинары очень ценятся нашими партнерами, ведь во время их проведения банковские специалисты могут пообщаться как друг с другом, так и с представителями платежных систем, поделиться опытом, поучиться на чужих ошибках и рассказать о своих достижениях.

Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что 90% успеха наших программ обеспечивается благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с банком-спонсором.

ПЛАС: Несколько слов о сегодняшнем развитии проекта Объединенной расчетной системы как примера результативности партнерства UCS с Росбанком.

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS - рис.6

В. Комлев: В настоящее время проект ОРС представляет собой самую быстрорастущую бизнес-линейку в нашем портфеле с точки зрения объемов совершаемых операций. Уникальность данного проекта заключается, кроме всего прочего, в том, что банки, становясь нашими партнерами, автоматически подключаются к ОРС и сразу же получают доступ к сети банкоматов и многофункциональных устройств, количество которых уже превысило 25 тыс. устройств. Кроме того, у них появляется возможность предоставлять на своих устройствах сервис по обслуживанию карт American Express, UnionPay, JCB без необходимости заключать прямые договоры с этими платежными системами. Данный сервис удобен для банков, поскольку стоимость участия в проекте для них будет заметно ниже затрат на членство в платежных системах, отвлечение средств, инвестиции в установку банкоматов и развертывание сети.

ПЛАС: Чем обусловлено доверие банков к такому партнеру, как Росбанк?

В. Комлев: Полагаю, что на сегодняшний день уверенность в Росбанке как в партнере в большой степени определяется, в том числе, его принадлежностью к крупнейшей мировой финансовой группе Societe Generale – точно так же, как наше членство в Global Payments нередко влияет на решение банков о выборе UCS в качестве процессинговой компании. Международный опыт и признание, безусловно, свидетельствуют о качестве и надежности наших партнерских сервисов.

Ко всему вышесказанному могу добавить, что, вступив в международные корпорации, мы были приятно удивлены, узнав, что Societe Generale и компания Global Payments взаимодействуют между собой в части процессинга и обслуживания карт не только в России, но в ряде других стран мира.

ПЛАС: В чем, на ваш взгляд, заключается синергия, обеспечиваемая уже упомянутым партнерством процессора и банка-спонсора, иными словами, синергия эмиссии и эквайринга?

Синергия эквайрингового и эмиссионного бизнеса от UCS - рис.7
Еще одной тенденцией текущего года стало активное внедрение всевозможных mPOS-терминалов

В. Комлев: На мой взгляд, синергия эмиссии и эквайринга может быть достижима на уровне неких совместных программ, которые банки – партнеры по эмиссии могли бы реализовывать взаимовыгодным образом на базе эквайринговой сети, в которой используется единая процессинговая система. У нас есть планы по развитию такой модели сотрудничества, предполагающей взаимодействие федеральной эквайринговой сети, банков, реализующих с нами эквайринговые проекты, и полутора сотен эмитентов со своими карточными программами (при этом объемы их индивидуальных эмиссионных портфелей могут быть достаточно скромными). В настоящее время мы разработали ряд программ, призванных обеспечить специфический банковский функционал для банков и для его клиентов – держателей карт на POS-терминалах в процессе совершения покупок в обслуживаемых нами торгово-сервисных предприятиях. И здесь наиболее важным является создание успешного прецедента, который стимулирует подключение к нашим проектам прочих участников рынка.

ПЛАС: заключение нашей беседы не могли бы вы поделиться планами UCS и Росбанка в области дальнейшего развития услуг в рамках эмиссионного бизнеса банков-партнеров?

В. Комлев: Наверное, будет правильным сказать, что UCS сейчас находится «в поисках» дополнительной синергии эмиссионных и эквайринговых проектов. В настоящее время мы заканчиваем проект по внедрению мобильных POS-терминалов, а следующий наш проект будет как раз результатом упомянутых поисков. Именно в синергии эмиссионного и эквайрингового бизнеса, при условии поддержки идеи крупными банками, в первую очередь Росбанком, мы видим возможность для дальнейшего продвижения на рынке и повышения своей конкурентоспособности.

При этом мы ориентируемся на опыт коллег из других стран. Так, Global Payments успешно сотрудничает с крупными банковскими структурами, например, с HSBC в Юго-Восточной Азии и Великобритании или La Caixa в Испании и Бразилии.

В заключение добавлю, что без взаимодействия с крупными розничными банками эквайрер вряд ли сможет обойтись, как бы профессионально он ни стремился работать.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube