Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 24.03: USD 63.7705 EUR 72.59
криптовалют: BTC 3982.5$ ETH 136.67$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 2 (213) 2015 / 483 просмотра

Улучшение экономической конъюнктуры дает ритейлерам новые стимулы для инвестирования в EPOS–терминалы

После неутешительного для мирового рынка программируемых EPOS-терми­налов 2012 года набирающее силу оживление экономики в 2013 году вновь вселило в ритейлеров уверенность в необходимости инвестиций в технологии.

Согласно новому исследованию компании RBR, в 2013 году на рынке EPOS-терминалов наблюдался стабильный рост, при этом объем поставок вырос на 8% и достиг 1,8 млн устройств.

Ритейлеры приступили наконец к обновлению аппаратного обеспечения, которое зачастую откладывали вследствие финансового кризиса. В первую очередь эта тенденция была характерна для Северной Америки, где объем поставок EPOS-терминалов вырос на 12%. На других сформировавшихся рынках также наблюдалось оживление бизнеса, особенно на двух крупнейших рынках Западной Европы – в Великобритании и Германии, где в последние годы был отмечен спад активности. Аналогично им японский рынок, который последние несколько лет находился не в лучшем состоянии, вырос на 15%, а крупный проект с участием почтового управления Австралии (Australian Post Office) обеспечил рост местного рынка EPOS-терминалов на 28%, таким образом, в процентном соотношении рост оказался самым высоким в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В Латинской Америке в 2013 году также наблюдался рост поставок EPOS-терминалов, особенно значительный – в Аргентине, Мексике и Бразилии, причем в последней он отчасти был обусловлен подготовкой ритейлеров к проведению чемпионата мира по футболу 2014 года и летних Олимпийских игр 2016 года.

Однако показатели на других рынках оказались не столь впечатляющими. Например, в Китае темпы роста снизились до 4% вследствие замедления развития экономики. Объемы поставок сократились в Чехии и во Франции: оба рынка в последние годы пострадали от незначительного количества вновь открываемых магазинов, поскольку ритейлеры предпочли заморозить инвестиции в нестабильный экономический период. Рыночная активность в Индии также замедлилась на фоне продолжающейся неопределенности в политике страны в области прямых инвестиций, что не может не вредить розничному рынку.

Мобильные EPOS-терминалы и устройства самообслуживания могут начать вытеснять стационарные EPOS
В долгосрочной перспективе негативное влияние на рынок стационарных EPOS-терминалов может оказать тот факт, что ритейлеры все активнее внедряют портативные мобильные POS-устройства (mPOS), которые позволят повысить эффективность и качество обслуживания клиентов. Это наиболее заметно в США, где некоторые розничные торговые предприятия уже начали сокращать число стационарных терминальных устройств, заменяя их mPOS-решениями на базе планшетов, особенно в секторе торговли смешанным ассортиментом и, в меньших масштабах, в гостиничном бизнесе.

Хотя mPOS-устройства чаще всего будут использоваться параллельно со стационарными, некоторые ритейлеры, включая, например, сеть магазинов Coach, специализирующихся на предметах роскоши, приняли решение перейти исключительно на мобильные POS-терминалы, чтобы освободить в магазинах дополнительные площади. Производители не замедлили отреагировать на потребности ритейлеров, и все ведущие вендоры вывели свои собственные mPOS-решения на рынок, спеша составить конкуренцию продукции компаний, не специализирующихся на EPOS-терминалах.

Основным трендом в сегменте продовольственных товаров, на котором вряд ли будет наблюдаться существенный объем миграции на мобильные EPOS-терминалы, является рост преобладания терминалов самообслуживания, а лидерами являются такие разноплановые рынки, как Бразилия, Россия и Саудовская Аравия, где сегодня развертывается все больше пилотных проектов такого рода. Это также окажет давление на рынок стационарных POS-терминалов, поскольку ритейлеры используют решения самообслуживания, для того чтобы повысить пропускную способность магазинов

Toshiba остается крупнейшим поставщиком на мировом рынке EPOS-терминалов
Японская Toshiba GCS, заняв место крупнейшего производителя EPOS-терминалов после приобретения компанией Toshiba TEC подразделения «Решений для ритейловых систем» компании IBM в 2012 году, сохранила свои позиции в 2013 году, обеспечив 23% мирового объема поставок.

Американский поставщик NCR сохраняет второе место в мире (12%) после особенно успешного года в Европе, а третье место досталось HP. Объем поставок Wincor Nixdorf (Германия) составил 8% мирового объема при увеличении ее доли на рынке Западной Европы.

Компания остается крупнейшим поставщиком оборудования для Центральной и Восточной Европы. Тайваньская Posiflex и японская Fujitsu укрепили свои позиции в 2013 году: Posiflex вышла на второе место на рынках Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, а Fujitsu особенно успешно работала рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Большая часть остального рынка остается фрагментированной.

Рост инсталляционной базы стационарных EPOS-терминалов замедлится в средней и долгосрочной перспективе
Согласно прогнозу, сделанному в исследовании RBR «EPOS-терминалы и кассы самообслуживания в мире 2014», к 2019 году инсталляционная база традиционных EPOS-терминалов в мире вырастет до 14 млн устройств при совокупном темпе годового роста в 3%. Это отражает замедление, связанное отчасти с упомянутым выше давлением со стороны мобильных EPOS-решений и расчетно-кассовых узлов самообслуживания на большинстве развитых рынков. Самый заметный рост ожидается на развивающихся рынках, особенно на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.

Читайте в этом номере: