Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 24.03: USD 63.7705 EUR 72.59
криптовалют: BTC 3982.5$ ETH 136.67$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 3 (214) 2015 / 368 просмотров

Банковский бизнес в РФ: в поисках новых концепций

Глобальный рынок розничных банковских услуг постоянно, хотя порой и не очень быстро, открывает для себя новые концепции, которые затем успешно и эффективно использует в своей деятельности. Если посмотреть на данный процесс с исторической точки зрения, мы увидим чеки и дорожные чеки, директ-дебит и карты, интернет и мобильный банкинг. Как, впрочем, и многие другие направления, не упомянутые за отсутствием времени и места в данной статье. Логику, причины и значимость всех этих событий можно рассматривать с разных точек зрения, в том числе и как некое преддверие эры глобализации. В ближайшие годы очередной такой находкой на пути дальнейшего развития банковской розницы могут стать исламские финансовые сервисы. И здесь, как ни странно, Россия вполне может оказаться готовой к активному запуску данной концепции лучше многих других стран. Если только жизнь не внесет свои корректировки в прогнозы наших экспертов…

Поиски новых, более тесных и дове- рительных форм взаимодействия банка и клиента во всем мире продолжаются уже не одно десятилетие. Эти поиски идут по всем направлени- ям, включая использование этнических особенностей и механизмов взаимоот- ношений B2C. И здесь внимание банков- ского сообщества все чаще обращается в сторону исламского банкинга. Особый интерес данная концепция представляет для России в условиях сегодняшней фак- тической изоляции от западных источни- ков финансирования. При этом наличие в составе населения более 20 млн мусульман является здесь важным, но отнюдь не определяющим фактором. Как пока- зывает мировой опыт, исламские финан- совые сервисы, несмотря на сам термин, отнюдь не являются сугубо религиозной концепцией и тесно интегрированы в бан- ковские системы целого ряда стран, в том числе базирующихся на сугубо светских принципах и достаточно далеких от му- сульманской культуры. Первенство здесь принадлежит сегодня Европе, историче- ски принимающей у Востока его лучшие изобретения еще со времен крестовых походов. Не случайно самым ярким при- мером на сегодняшний день здесь счита- ется Великобритания. В свое время эта страна внесла в свое законодательство целый ряд изменений, позволивших ей открыть «зеленый коридор» исламскому банкингу и привлечь в свою экономику значительный объем дополнительных финансовых потоков.

20-миллионным мусульманским населени- ем России могут быть реально востребова- ны 10–15 млн карт, выданных на условиях исламского банкинга

Ее примеру вскоре последовали Гонконг, Япония, Сингапур, Южная Корея и ряд других развитых или динамично развивающихся экономик, показавших высокую эффективность и жизнеспособность исламского банкинга на сугубо светской почве. Очевидно, что соотношение традиционного и исламско- го банкинга в экономиках разных стран разнится, при этом почти везде он явля- ется альтернативной, а не доминирующей моделью. Особого внимания заслуживает Люксембург, выступающий сегодня своего рода европейским свихчем для работы с исламскими финансами. Все эти примеры дают веский повод экспертам утверждать, что принципы мировой финансовой инду- стрии сегодня особенно остро нуждают- ся в своего рода переформатировании. Эти выводы подтверждают позиции целого ряда крупных традиционных европейских банков, пересматривающих свои стратегии в сторону рассматриваемого направления. И, как уже отмечалось, Россия не является исключением.

Популярность исламского банкинга на мировом кредитно-финансовом рынке се- годня динамично растет. На текущий мо- мент исламские финансы (ИФ) работают в более чем 75 странах, включая страны Западной Европы и США. Согласно данным МВФ1, порядка 300 успешно функциони- рующих исламских банков продолжают расширять свое присутствие в крупных международных финансовых центрах, а также юрисдикциях, претендующих на данные позиции.

В основе исламского, или «этического» банкинга заложен принцип партнерства клиента и банка

Британский Секретариат по исламским финансам (UK Islamic Finance Secretariat, UKIFS), включающий в себя 23 мусульманских банка, находится в топ-10 мировых центров по концентрации финан- совых активов ИФ (10,4 млрд долл. США), уступая по данному показателю лишь клю- чевым исламским экономикам: Саудовской Аравии, Ирану, Малайзии, Бахрейну, Кувей- ту и некоторым другим. Статистика Ислам- ского банка развития за последние полтора десятилетия демонстрирует среднегодовой 15%-ный рост исламских финансовых акти- вов, общий объем которых к концу 2015 г. может вплотную приблизиться к знаковому рубежу в 3 трлн долл.

В странах ближнего зарубежья ислам- ский банкинг в целом и ИФ в частности пользуются ощутимой государственной поддержкой в Кыргызстане и Казахста- не; хорошие перспективы для внедрения данной концепции эксперты отмечают в Таджикистане и Узбекистане. В свете ак- тивизации сотрудничества в рамках ЕЭП и Таможенного союза массовая миграция исламских финансовых институтов в Рос- сию может стать лишь вопросом времени.


Гайдаровский форум: сессия «Исламские финансы: перспективы, возможности, риски»

«Гайдаровский форум», прошедший 14–16 января 2014 г. в Москве, сумел собрать замечательную плеяду ведущих российских и зарубежных экспертов в области эконо- мики и политики. На 70 дискуссионных площадках обсуждались ситуация в российской и мировой экономике, закономерность кризисных явлений, обвал курса рубля, санкции и многие насущные проблемы. Форум широко освещался в СМИ (на мероприятие аккредитовались около 2000 журналистов), репортажи и комментарии с места собы- тий интересно подавались на ТВ, в печати и интернете. В то же время, в отличие от массового телезрителя и читателя, многие инвесторы и экономисты были откровенно разочарованы итогами форума. Бизнесмены и ученые не только в кулуарах форума, но и во время дискуссий говорили о системных проблемах отечественной экономики, однако не увидели у российских чиновников четкой программы их решения.

Вместе с тем некоторые дискуссионные площадки ознакомили общественность с альтернативными вариантами преодоления кризисных явлений в экономике, заслуживающими самого пристального внимания. Одной из таких «прорывных» дискуссионных площадок, по мнению экспертов журнала «ПЛАС», стала сессия «Исламские финансы: перспективы, возможности, риски», впервые представленная на Гайдаровском форуме

Докладчиками на сессии выступили Магомет Яндиев, старший научный сотрудник РАНХиГС, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, Бекхан Чокаев, заместитель директора Центра исследований международной торговли РАНХиГС, Мадина Калимуллина, ди- ректор Департамента экономики Совета муфтиев России, Ренат Беккин, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, Андрей Симонов, профессор финансов Мичиганского университета (США), Бирол Башкан, доцент политологии Джорджтаунского университета в Катаре, Линар Якупов, руководитель Фонда развития исламского бизнеса и финансов, Булат Мулюков, председатель Совета по ислам- скому праву Центра развития исламской экономики и финансов, Мурад Алискеров, генеральный директор исламской финансовой компании «ЛяРиба Финанс», Бехнам Гурбанзаде, директор Департамента по исламскому банкингу в Международном банке Азербайджана, и Виктор Четвериков, генеральный директор «Национального рейтингового агентства».

Читайте в этом номере: