Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 26.03: USD 64.4993 EUR 72.9229
криптовалют: BTC 3905.9$ ETH 132.94$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 6 (217) / 388 просмотров

Platius от Сбербанка: мобильные платежи в национальном масштабе

Масштабное внедрение в ритейле технологий мобильных платежей, новых удобных и современных сервисов сегодня становится, по мнению экспертов, наиболее эффективным инструментом вовлечения клиента в безналичный мир. Неслучайно торгово-сервисные предприятия в поисках оптимального решения все чаще обращают внимание на Platius – принципиально новую платежную систему, интегрированную с системой лояльности и базирующуюся на использовании мобильных устройств. В марте 2015 г. данная инициатива получила мощный импульс – контрольный пакет компании Platius приобрел Сбербанк. О перспективах проекта национального масштаба журналу «ПЛАС» рассказал Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка России.

ПЛАС: Как вы оцениваете перспективы продвижения мобильных платежей в ритейле в целом? Какие сегменты представляются здесь наиболее перспективными?

В. Орловский: Несмотря на то, что сама тема активно обсуждается уже много лет, платежи с помощью мобильных устройств в качестве широко используемого средства оплаты покупок в торгово-сервисной сети появились совсем недавно. Первым знаковым запуском такого рода технологии можно считать платежную систему Google Wallet. Впоследствии был запущен еще ряд интересных стартапов. Например, мобильное платежное приложение у международной сети кофеен Starbucks. Заказ и оплата через смартфон сервисов Starbucks сегодня пользуются огромной популярностью. Одним из наиболее масштабных примеров оплаты услуг через мобильный телефон является система диспетчеризации такси Uber1, продвигаемая крупнейшим в мире провайдером сервисов такси. Ну и, конечно, много надежд связано с появлением сервисов Apple Pay и его возможного конкурента на рынке Samsung Pay. Разумеется, если посмотреть на абсолютный объем рынка платежей такого рода, он пока очень незначителен. Тем не менее на эту технологию возлагаются большие надежды как банками, так и ритейлерами, потому что с ее помощью к безналичной оплате прибегает не только тот сегмент клиентов, который традиционно пользовался банковской картой, но и те потребители, которые продолжают активно использовать для оплаты наличные. На мой взгляд, это тот случай, когда «инструмент имеет значение». Мобильный телефон – это устройство, которое всегда с вами, следовательно, оплачивать товары и услуги с его помощью удобно и вполне естественно. Вместе с тем, как любой новый вид сервиса, мобильные платежи должны войти в привычку у массового потребителя. И, на мой взгляд, это вопрос уже самого ближайшего будущего, поскольку переход потребителей к мобильным платежам именно в сегменте оплаты в торгово-сервисной сети должен произойти значительно быстрее, чем ранее – конверсия платежей наличными в классические карточные платежи.

Опять-таки нужно признать, что вопрос не только в канале оплаты как таковом, но и в так называемом сервисе «360 градусов». При совершении покупки, как правило, последнее, что вы делаете, – платите и уходите. Вместе с тем мобильный телефон с такого рода сервисами может дать гораздо больше, чем просто «купили и ушли». Так, например, в случае с Uber вы можете выбрать конкретные параметры не только автомашины, но и водителя, его стаж и т.д. В аналогичном сервисе заказа такси вы можете предварительно узнать, чем увлекается водитель, и выбрать, например, таксиста, как и вы, увлекающегося рэпом. И это очень важно для потребителя – если бы подобный сервис был сосредоточен лишь на оплате услуг такси с помощью смартфона, он вряд ли пользовался бы такой популярностью.


ТСП в поисках оптимального решения все чаще обращают внимание на принципиально новую платежную систему – Platius.


 Как показывает практика, пользователю смартфона интересен сервис, который предоставляет ему полный цикл обслуживания, включая выбор, заказ, взаимодействие с поставщиком услуги, и – только в финале – ее оплату.

Журнал ПЛАС № 6 (217) 2015

Привязка таких сервисов к социальным сетям делает их еще более привлекательными. Например, вы ставите «лайк» в приложении, он попадает в Facebook. Вы фотографируете купленный

Так, если посмотреть на кейс Starbucks, к которому я обращался ранее, то выглядит весьма показательно, что CEO компании Говард Шульц обещал акционерам повышение капитализации сети с 50 млрд долл до 100 млрд в течение всего нескольких лет именно благодаря запуску мобильного приложения. товар, и сделанная вами фотография тут же выкладывается в Instagram. Или вы можете «зачекиниться», например, в гостинице, и ваш check-in тут же попадет в Foursquare2 , в то же время вы своим «чекином» подтверждаете резервирование и оплату но¬мера в гостинице. Это, конечно, обогащает любую услугу, делает ее для клиента не просто средством получения сервиса или продукта, но и уникальным способом коммуникации. Благодаря таким механизмам геймификации потребительский опыт значительно обогащается.

Заметьте, речь идет не об открытии новых кофеен, не об активном маркетинге, требующем значительных инвестиций в рекламу для того, чтобы еще сто миллионов человек узнали про Starbucks, а именно о трансформации клиентской модели и конверсии потребительского опыта.

Если раньше клиенты конверсировались в безналичные платежи только через программы лояльности, то сегодня мы предлагаем удобный и простой инструмент – мобильные платежи. Такой путь может обеспечить процент конверсии во много раз выше, чем при использовании традиционных карт лояльности. Казалось бы, разница невелика: получить карту или поставить лайк на отметке – «хочу участвовать в программе лояльности». Однако, как показывает практика, это тот самый случай, когда инструмент имеет значение.

Естественно, надо признать, что сама по себе оплата с помощью мобильного телефона – уже ощутимое удобство и преимущество для потребителей. Например, Apple Pay сегодня не предлагает никаких других функций, кроме как «достать телефон и заплатить», однако успех этой системы очевиден. Поэтому, на наш взгляд, потенциал у сервисов мобильных платежей очень большой.

ПЛАС: В марте 2015 года Сбербанк России приобрел контрольный пакет акций компании Platius, разработчика одноименной системы лояльности и мобильных платежей, образованной на базе проекта iiko.net. Почему банк остановился именно на Platius? Рассматривались ли альтернативные варианты?

В. Орловский: Да, мы изучили много компаний, которые реализуют похожие проекты – как в России, так и по всему миру. В частности, среди них была одна израильская компания, на которую мы очень внимательно смотрели, а также американский стартап.

Проанализировав самые различные варианты, мы пришли к мнению, что система Platius наилучшим образом удовлетворяет нашим потребностям. Platius совмещает в себе очень много критичных элементов, которых мы не увидели в решениях других компаний. Например, глубокую интеграцию в ERP3-системы наших партнеров (рестораны, операторы быстрого питания,

Журнал ПЛАС № 6 (217) 2015

Для каждого мерчанта всегда возникает вопрос инвестиций и трудозатрат, которые нужно понести, чтобы осуществить интеграцию с любой платформой, который не может не влиять на приоритеты в силу ограниченности бюджета. То есть, если вы готовы осуществить интеграцию с какой-либо системой мобильных платежей, то приходится откладывать на время реализацию какой-то другой инновации. Более того, кассовое ПО в ритейле традиционно является некой «священной коровой». Без крайней необходимости его стараются не менять и не дорабатывать, чтобы избежать больших затрат. Именно поэтому огромным преимуществом решения Platius в глазах мерчантов является тот факт, что его интеграция уже реализована практически с 80–90% кассового ПО, используемого на рынке. Когда мы приходим продавать этот кейс тому или иному ритейлеру, то, помимо демонстрации всех неоспоримых преимуществ Platius по сравнению с решениями конкурентов, мы делаем акцент на отсутствии необходимости модернизации существующей ИТ-инфраструктуры. Этот аргумент всегда очень позитивно влияет на восприятие нашего решения потенциальными заказчиками. гостиницы, кинотеатры и т. п.), в ИТ-инфраструктуру предприятий сферы HoReCa. Только благодаря iiko мы охватываем около 30% рынка так называемой индустрии гостеприимства. Один из акционеров компании – Григорий Гуревич, генеральный директор компании UCS (ЮСИ­ ЭС), занимающей одну из лидирующих позиций в направлении автоматизации предприятий сегмента HoReCa. Вполне логично, что и здесь у нас есть глубокая интеграция с продукцией R-keeper4.

Решение Platius совмещает все ранее описанные преимущества, доступные, скажем, клиентам StarBucks, но является универсальной платформой – это означает, что все наработки платформы, сделанные для одного клиента, будут доступны всем, кто работает на данной платформе. Это, на мой взгляд, очень важно – быть не только уникальным, но и очень быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия и получать лучшие практики, имеющиеся на рынке. В то же время платформа Platius развивается как достаточно универсальный конструктор и дает большие возможности для творчества и настройки своих индивидуальных правил, которые и делают уникальными всех наших клиентов.

ПЛАС: Что еще вы могли бы добавить о функциональных возможностях платформы Platius.

В. Орловский: Сегодня Platius – самостоятельный бренд и бизнес-структура в группе компаний Сбербанка. При этом продвижение решения Platius на рынок осуществляется по тем же каналам, которые активно использовал предшественник Platius, iiko.net. Мы стремимся расширять спектр услуг, доступных для наших клиентов из числа ритейлеров в рамках этой системы. Корпоративным клиентам Platius помогает создать собственные платформы мобильных платежей.

В свою очередь, клиентам – частным лицам Platius позволяет удобно и безопасно оплачивать товары и услуги, используя телефон как средство платежа и счет карты как источник финансирования. Приложение Platius позволяет посетителям ресторанов самостоятельно делать «чекин» в чек с помощью смартфона (то есть видеть свой счет прямо на экране смартфона, так как его видит официант или кассир на экране своего компьютера или кассы).


Корпоративным клиентам Platius помогает создать собственные эффективные платформы мобильных платежей


stat.JPG

Надо признать, что компания Platius – достаточно молодой стартап. Сегодня в мобильном приложении Platius задействовано лишь порядка 10% того функционала, который мы хотели бы видеть и который мы сейчас активно развиваем. Сейчас Сбербанк активно инвестирует в компанию, чтобы развивать и саму платформу, и рынок в целом. Наша задача сделать эту платформу зрелой и значительно более простой и удобной в использовании.

Но уже сейчас у нас более 2,5 миллиона подписчиков (пользователей – частных лиц) и более 600 заведений, в которых подключен Platius.

ПЛАС: Каковы ваши планы по развитию данного сервиса?

В. Орловский: Если говорить о функционале, который мы планируем добавить в решение, то первое направление – предоставление клиенту возможности сделать заказ по меню до входа в ресторан. Особенно это актуально для ресторанов быстрого обслуживания, где посетителям, уже ознакомившимся с меню, приходится отстоять очередь, чтобы добраться до кассира, который примет заказ.

restaurant.JPGЛично я мечтаю о системе, которая бы позволяла заказать и забрать, например, кофе с булочкой сразу, едва войдя в заведение, с помощью смартфона.

Следующий момент – рассылка клиентам различных маркетинговых предложений, включая персонифицированные, например, оповещение о скидке на конкретное блюдо и т. д. Такого рода функционал мы будем развивать и продвигать очень активно.

Что дает эта платформа торгово-сервисному предприятию? Мерчант получает фантастическую программу продвижения собственных продуктов. Представьте, вы идете мимо ресторана, и вам на телефон поступает предложение зайти и заплатить полцены. Прямо сейчас, в нужном месте и в нужное время, – это то, что сейчас называют social local mobile.

Помимо этого, внедрение Platius повышает конверсию клиентов. Мы предлагаем им геймификацию – вовлечение гостя в игровой процесс, когда система посылает ему сообщение в процессе покупки и предлагает выполнить действие для повышения его клиентского статуса.

Планируется очень тесное взаимодействие с социальными сетями. Так же важно – у нас весьма развитая аналитическая платформа. Мы предлагаем мерчанту ежедневный, еженедельный, ежемесячный отчеты, благодаря которым он, в частности, может увидеть, какой доход принесло ему внедрение этой программы.

Наша платформа позволяет продемонстрировать, что конверсия клиентов, увеличение среднего чека и оборотов в той части заведений, где установлена платформа Platius, выше, чем в ресторанах, где установлены другие, «классические» программы лояльности, работающие уже несколько лет. Статистика участников системы Platius свидетельствует об увеличении как сред-его чека на одного клиента, так и выручки в целом.

ПЛАС: Каким образом в Platius решаются вопросы обеспечения безопасности платежей и данных держателей карт?

В. Орловский: Начну с того, что в самом приложении Platius не хранятся данные карт и иная критичная информация. Все данные хранятся на стороне банка в сертифицированных по протоколу PCI DCC системах. Такой подход позволяет соблюсти все российские и международные требования к обеспечению безопасности, включая требования Visa и MasterCard.

prom.JPG

В случае потери клиентом своего смартфона рецепт универсален – блокировка банковской карты. Все это дает основания утверждать, что мобильные платежи в системе Platius с точки зрения безопасности ничем не уступают обычным карточным операциям электронной коммерции.

ПЛАС: Возможности Platius будут доступны только клиентам Сбербанка?

В. Орловский: Конечно же, система будет обслуживать не только клиентов Сбербанка, но и держателей карт других эмитентов, использующих мобильное приложение Platius. Однако именно для клиентов Сбербанка мы планируем предлагать особые условия. Так, мы работаем над тем, чтобы более глубоко интегрировать Platius с системами Сбербанк Онлайн и Мобильным банком. Ряд функций Platius для клиентов Сбербанка будет упрощен, сервис станет более «бесшовным». В частности, сейчас мы обсуждаем функциональность, благодаря которой можно будет привязать карты Сбербанка к этой системе, не вводя реквизиты карты в Platius.

ПЛАС: Расскажите о масштабах проекта на сегодняшний день. Сколько потребителей уже охвачено услугами Platius, и насколько динамично развивается проект?

В. Орловский: Проект развивается достаточно динамично. Только за вторую полови-ну 2014 года к программе (тогда известной как iiko.net) подключились более 500 тыс. новых клиентов. Сегодня у нас более 2,5 миллиона зарегистрированных пользователей. Их число постоянно растет. Практически 99% наших клиентов узнали о существовании этого сервиса в ресторане, обнаружив на чеке промо-код с предложением скачать приложение для получения баллов по программе лояльности.


Если в HoReCa у Platius – огромный потенциал, то в торговом ритейле использование этого решения дает еще большую отдачу


Конверсия Platius очень высока. Однако, учитывая, что вскоре появятся и другие сценарии продвижения этого продукта, мы уверены, что аудитория клиентов, которые станут пользоваться Platius, будет расти все быстрее. Количество заведений, внедривших Platius, также увеличивается. На данный момент более 600 точек общественного питания участвуют в системе Platius. Сейчас мы ведем переговоры с рядом крупных сетей и рассчитываем на достаточно динамичный рост клиентской базы

ПЛАС: Ведете ли вы переговоры о внедрении Platius с участниками других сегментов розничного рынка – торговыми сетями, предприятиями АЗК и т. д.?

gas.JPG

Один из перспективных клиентских сегментов Platius – сети АЗС. Потенциал с точки зрения клиентского интереса здесь очень велик

В. Орловский: Да, мы уже презентовали систему ряду крупных торговых сетей, и их интерес превзошел наши ожидания. Мы увидели, что если в HoReCa у Platius – огромный потенциал, то в торговом ритейле использование этого решения дает еще большую отдачу. Здесь есть широкие возможности для использования различных механик коллективных покупок, предзаказов, формирования устойчивой корзины и т. д. В ресторанном бизнесе ваша потребительская активность важна, однако в торговле она является просто определяющей. Большинство ритейлеров сейчас плохо понимает, «кто покупает» и «что покупают». Проводить действительно глубокое сегментирование по каждому клиенту и, исходя из результатов, продвигать товар наш ритейл пока не готов. И Сбербанк готов предоставить здесь уникальные возможности. Очевидно, что «плечо» у ресторанной сети меньше, чем у ритейла. И те топ-менеджеры, которые предлагают нам делать пилот уже завтра, смотрят в будущее.

Один из наших возможных клиентских сегментов – сети АЗС. Потенциал с точки зрения клиентского интереса здесь большой. Вы подъезжаете к заправке, и вам не надо доставать из бумажника карту или наличные – у вас есть телефон. Вставили пистолет в бак и уже видите на экране смартфона, сколько литров топлива закачивается в бак и на какую сумму (последняя будет списана, сразу по окончании процедуры заправки). Такую же механику можно применить и в магазине при АЗС.

Разумеется, всю платформу Platius нужно будет адаптировать к специфике торгового ритейла, и над этим мы сегодня активно работаем.

Дело в том, что ассортимент розничного магазина, даже небольшого, значительно разнообразнее меню любого ресторана. Сама логистика покупки, когда вы идете по магазину, а затем приходите на кассу, потребует изменений в Use Case (пользовательском сценарии), в том наборе правил, как будет предоставляться сервис. В частности, мы сейчас также экспериментируем с различными видами iBeacons.

ПЛАС: Каковы ваши планы по наращиванию аудитории системы Platius на ближайшие годы?

В. Орловский: В отношении Platius у нас масштабные планы – мы нацеливаемся на аудиторию примерно в 40 миллионов конечных пользователей системы через несколько лет. При этом, как мы ожидаем, половина этих клиентов будут активно пользоваться нашими услугами. По нашим оценкам, не менее трети российских компаний в сфере HoReCa станут участниками услуги Platius. Относительно торгового ритейла мы чуть более осторожны в оценках и будем продолжать внимательно изучать реальные перспективы и возможности. Однако уже сегодня нам очевидно, что у платформы Platius огромный потенциал во всех сегментах массового розничного обслуживания населения.

Читайте в этом номере: