курс цб на 22.01: USD 66.3634 EUR 75.5481
криптовалют: BTC 3533.4$ ETH 115.81$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 9 (220) / 381 просмотр

ЦФТ: «Совместно с банками мы меняем рынок подарочных карт»

ЦФТ выпускает подарочные карты на базе международных платежных систем – универсальное решение, позволяющее использовать карту во всей инфраструктуре МПС


О ситуации на российском рынке подарочных карт, новых тенденциях и перспективах этого направления для банков рассказывает Лидия Костенко, руководитель управления подарочных карт платежной системы «Золотая Корона» (ГК ЦФТ).

ПЛАС: Как вы оцениваете ситуацию на отечественном рынке подарочных карт в целом? Какие тренды сегодня определяют главные векторы его развития?

Л. Костенко: По оценкам экспертов, объем российского рынка подарочных карт составляет порядка 700–800 млн долларов, при этом ежегодно он прирастает на 15–20%. Исторически основу эмиссии подарочных карт в России составляли монобрендовые карты известных торговых марок и розничных сетей, и именно они являлись основой продаж. Однако у данного типа подарочных карт существует достаточно серьезное ограничение с точки зрения потребительских свойств – они позволяют оплачивать только товары определенной торговой марки или сети, которая их выпустила. Поэтому даритель должен достаточно хорошо знать вкус и предпочтения того человека, которому такая карта будет вручена. Но это возможно далеко не всегда.

Желание угадать с подарком, не ограничивая при этом выбор того, кому вручается подарочная карта, привело к появлению универсального решения – подарочных продуктов на базе предоплаченных карт международных платежных систем. Этот сегмент российского рынка начал активно развиваться в последние три-четыре года, и сейчас мы видим его рост: доля таких предоплаченных карт составляет уже более 15% рынка подарочных карт, а темпы роста данного сегмента составляют порядка 30% в год.

Другой важный тренд – это рост доли корпоративных продаж, т. е. сделок, при которых подарочные карты продаются юридическим лицам за безналичный расчет. В этом случае карты используются в программах мотивации, в рекламных акциях, в качестве элемента соцпакета – вариантов здесь множество. Сегодня доля корпоративных покупателей подарочных карт уже достигает 60% российского рынка по количеству проданных карт.

ПЛАС: Какие виды подарочных карт предлагает своим клиентам ЦФТ?

Л. Костенко: ЦФТ выпускает подарочные карты на базе международных платежных систем – универсальное решение, позволяющее использовать карту во всей инфраструктуре МПС. Наши подарочные продукты ориентированы на рынок B2B, они предназначены для организаторов мотивационных программ, торговых центров и розничных сетей, банков, маркетинговых агентств, иными словами – для крупных корпоративных клиентов. При этом ЦФТ не выходит самостоятельно с подарочными продуктами на конечного потребителя, а выступает технологическим и организационным партнером в «подарочных» проектах, которые условно можно разделить на «индивидуальные» и «типовые».

«Индивидуальные» проекты подразумевают производство подарочных карт с оригинальным дизайном под брендом заказчика. Такое решение позволяет партнерам выстроить брендированную коммуникацию с конечным потребителем, но при этом может занять сравнительно продолжительное время на внедрение. Это не всегда оправданно, поскольку часто бывает необходимо реализовать проект в сжатые сроки и с привлечением минимума организационных ресурсов. Именно для таких кейсов у нас разработана линейка «типовых» продуктов под брендом myGift – подарочные карты Visa.

Классическая карта myGift – наиболее массовый непополняемый продукт: средства на нее зачисляются единственный раз, после чего карту можно подарить или самостоятельно использовать в магазине

Классическая карта myGift – наиболее массовый непополняемый продукт: средства на такую карту зачисляются единственный раз, после чего ее можно подарить или самостоятельно использовать в любом магазине, принимающем карты Visa.

Пополняемая карта myGift – это идеальное решение для создания долгосрочных программ мотивации персонала или внештатных сотрудников. В свою очередь, виртуальная карта myGift – продукт для оплаты товаров и услуг в интернете, он подходит для продажи через сайт партнера или в качестве инструмента мотивации физических лиц дистанционно, без использования реквизитов, характерных для форм-фактора физических карт (реквизиты банковской карты: PAN-номер, код безопасности, срок действия – передаются пользователю дистанционно, на мобильный телефон).


myGift предполагает сжатые сроки реализации проекта, готовый дизайн, простую юридическую и бухгалтерскую схему


Все карты обслуживаются бесплатно, обладают гибким номиналом от 300 до 15 000 рублей, для их держателей работает круглосуточная служба поддержки и удобный сайт mygift.ru с функцией проверки баланса. Важно отметить, что решение myGift предполагает сжатые сроки реализации проекта, готовый дизайн, простую юридическую и бухгалтерскую схему.

ПЛАС: Есть ли в этой линейке продукт, разработанный с учетом специфики банковского бизнеса? Если да, то в чем заключаются его особенности?

Л. Костенко: Да, новинкой 2015 года как раз являются подарочные карты myGift для банков. Решение реализовано в двух форматах: для розничных и для корпоративных продаж. По сути, мы предлагаем банкам новый продукт, которого в их продуктовой линейке ранее не было, причем его не нужно разрабатывать, внедрять и поддерживать. Это готовое коробочное решение, которое позволяет зарабатывать с самого начала реализации программы с минимальными затратами для банка.

Реализуя для банка-партнера проект эмиссии карт для розничных продаж, ЦФТ обеспечивает весь цикл – выпуск, процессинг и обслуживание карт. Банк определяет дизайн карт и форм-фактор упаковки, тираж, занимается продажами по существующей клиентской базе и предлагает продукт новой аудитории. Продажа подарочных карт – это быстрый и технологичный процесс, не требующий привлечения высококвалифицированного персонала, но имеющий хорошую маржинальность, ведь под такие карты банку не требуется открывать счета, формировать резервы и отчитываться перед контролирующими органами: чистый доход с минимальными издержками.

Второе направление – это карты для корпоративных продаж. Визуально они практически идентичны розничным картам, но юридическая схема распространения несколько иная. Данные карты можно абсолютно легально продавать юридическим лицам за безналичный расчет. Банк может сам пополнять эти карты и выдавать их в маркетинговых целях собственным клиентам или использовать для привлечения новых.

Еще один способ реализации банком данных карт – продажа их собственным корпоративным клиентам. У корпоративных клиентов банка наверняка есть маркетинговые и социальные бюджеты, практически все компании из среднего и крупного бизнеса регулярно приобретают подарочные карты для своих мотивационных программ. Получив подобное предложение от банка, корпоративный клиент с большой долей вероятности примет решение переключить эти бюджеты на партнерский банк.

ЦФТ может предложить банку готовое решение для выпуска брендированных карт для корпоративных клиентов. При этом банк получает полноценную поддержку и полный набор услуг для удовлетворения любых потребностей своих клиентов, связанных с выпуском и использованием предоплаченных подарочных карт. Таким образом, ЦФТ добавляет в копилку банков-партнеров новое предложение, позволяющее зарабатывать на новых рынках.

Классическая карта myGift – наиболее массовый непополняемый продукт: средства на нее зачисляются единственный раз, после чего карту можно подарить или самостоятельно использовать в магазине

ПЛАС: В чем, на ваш взгляд, состоят основные преимущества подарочных продуктов, которые ЦФТ продвигает на этом достаточно конкурентном сегменте российского рынка?

Л. Костенко: Во-первых, это готовые и хорошо апробированные юридические и финансовые схемы проекта, причем как для розничных, так и для корпоративных продаж. Во-вторых, мы предлагаем не просто эмиссию карт, но комплекс услуг «под ключ»: разработка дизайна карты и упаковки, согласование проекта с международной платежной системой, непосредственно производство карт, ИТ-поддержка и сервисное сопровождение держателей. В-третьих, особое внимание мы уделяем вопросам безопасности. Благодаря этому наши партнеры могут быть уверены, что карта будет пополнена именно в тот момент, когда окажется в руках у конечного получателя, которому она адресована. Этот момент особенно важен для корпоративных клиентов, рассылающих карты большими партиями в свои филиалы по всей стране.

При этом мы делаем все для того, чтобы внедрение такого проекта было просто и доступно для банка-партнера. В частности, продажа розничных карт производится в стандартных интерфейсах, то есть с точки зрения автоматизации все предельно просто. Договорная база детально проработана, благодаря чему прозрачна и полностью адаптирована для банков. Пожалуй, самое трудозатратное здесь – это логистика карт по отделениям, но, согласитесь, эта задача вполне решаема.


Подарочные карты будут играть важную роль в бизнес- стратегиях как ритейлеров, так и розничных банков


Продажа корпоративных карт, как правило, незнакома банковскому персоналу, но предельно проста в организации и заключается, по сути, в выделении одного сотрудника, который будет заниматься учетом и логистикой данных карт. Со своей стороны мы готовы предоставить нашим партнерам необходимые договоры, инструкции и рекомендации. Также ЦФТ оказывает поддержку на этапе продажи решения крупным корпоративным клиентам, когда речь идет о выпуске брендированных карт. Никаких технических доработок не потребуется, вся процедура пополнения карт строится через Систему защищенного документооборота ЦФТ, хорошо знакомую нашим партнерам.

ПЛАС: Банк может выпускать предоплаченные карты только под своим брендом или возможны другие варианты?

Л. Костенко: Банк-партнер вправе заказывать продукт с любым дизайном – как самой карты, так и упаковки, для которой у нас есть несколько удобных форм-факторов. Мы не ограничиваем банк только его собственной символикой, более того, очень интересными могут быть проекты, когда банк выпускает подарочную карту в партнерстве с другими компаниями. Например, банки, имеющие собственные точки продаж в торговых моллах и реализующие там кредитные карты и иные продукты, вполне могут взять на себя продажи подарочных карт с логотипом этого торгового центра. Возникает интересная для всех участников проекта бизнес-схема: торговый центр получает брендированную подарочную карту, с которой покупатели будут возвращаться за покупками, банк – новый источник прибыли от продажи, а также преференции по аренде и сотрудничеству, поскольку он становится распространителем фирменных подарочных карт ТРЦ.

Сам кейс с подарочными картами для ТРЦ нам хорошо знаком – по схожей модели мы реализовали проекты для семейных торговых центров «Мега», «Галерея» «Афимолл», «Капитолий», «Планета». Торговым центрам очень интересен такой продукт как подарочные карты, и они нуждаются в партнерах, которые способны эффективно его реализовывать и продвигать.

С другой стороны, у банков есть налаженные многолетние отношения с компаниями из FMCG-сегмента, которые на данный момент являются основными покупателями предоплаченных карт для мотивации своих сотрудников, покупателей или партнеров. Такие компании хорошо знакомы с преимуществами данных продуктов и будут рады получить их от банка-партнера.

По большому счету, наш продукт лишь называется подарочной картой, на самом деле сфера его применения гораздо шире, чем вручение подарка. Это прежде всего технологичный и, повторюсь, полностью легальный способ передать средства от юридических лиц конечным получателям – физическим лицам.

ПЛАС: Как, с вашей точки зрения, будет развиваться российский рынок подарочных карт в среднесрочной перспективе?

Л. Костенко: По нашим оценкам, в ближайшие три-четыре года рынок подарочных карт будет устойчиво расти, так как у него достаточно высокая емкость и он далек от насыщения. При этом соотношение розничных и корпоративных продаж подарочных карт, скорее всего, сохранится в пределах нынешней пропорции и будет составлять 40:60.

Весьма вероятно, что мы скоро увидим множество новых и интересных решений по доставке карт конечным потребителям. Это и распространение подарочных карт через вендинговые аппараты, и специальные сервисы по доставке карт, и рост популярности виртуальных подарочных карт.

Отдельное направление, которое пока только зарождается на российском рынке, но при этом очень популярно за рубежом, – предоплаченные подарочные карты целевого назначения, когда карта выпускается на базе МПС, но рассчитаться с ее помощью можно только в определенном кругу торговых точек. Например, карта для оплаты на АЗС, карта для расчетов в детских магазинах, ресторанные решения. Для таких решений у ЦФТ уже есть технологии, и мы начинаем активно продвигать на рынке целевые карточные продукты. Совместно с банками-партнерами мы можем сформировать данный сегмент и существенно изменить имеющийся ландшафт рынка подарочных карт.

В ближайшее время мы увидим достаточно острую конкуренцию за конечного потребителя, за которой всегда следуют повышение качества сервиса и увеличение разнообразия дополнительных услуг. И подарочные карты как один из эффективных инструментов борьбы за клиента будут играть важную роль в бизнес-стратегиях как ритейлеров, так и розничных банков.

Читайте в этом номере: