Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 24.03: USD 63.7705 EUR 72.59
криптовалют: BTC 3982.5$ ETH 136.67$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 10 (221) / 408 просмотров

UCS: конкурентные преимущества для банков в новой экономической реальности

Елена Виноградова, генеральный директор крупнейшей процессинговой компании UCS

Перед нами стоят задачи по обновлению процессингового конвейера, расширению взаимодействия с НСПК в части подключения МПС и организации приема и эмиссии карт «Мир»


Cанкции, волатильность курса рубля, вопросы импортозамещения, отзыв лицензий у известных банков – все это так или иначе отражается на работе компаний, непосредственно обслуживающих безналичные операции и платежи. Зима-весна 2015 года и первые летние месяцы заставили многие компании пересмотреть свои бюджеты, начать эффективнее управлять издержками и озадачиться разработкой новых продуктовых предложений для своих клиентов. Елена Виноградова, генеральный директор крупнейшей процессинговой компании UCS, входящей в международную корпорацию Global Payments, делится с читателями «ПЛАСа» своим взглядом на ситуацию на рынке платежей и рассказывает о том, какие новые решения компания UCS готова предложить своим банкам-партнерам, чтобы помочь им сократить расходы и получить дополнительное конкурентное преимущество.

ПЛАС: Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке карточных платежей? Ваш прогноз относительно роста его показателей в ближайшие месяцы?

Е. Виноградова: Безусловно, экономические и геополитические факторы оказывают существенное влияние на финансовый рынок в целом и на рынок эквайринга в частности. Например, если анализировать такой важный показатель для карточного бизнеса, как средний размер чека, то, по нашим данным, он вырос, и эта тенденция впервые начала прослеживаться осенью 2014 года. По результатам первого квартала 2015 года рост данного показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достиг 19%, но во втором квартале темпы немного снизились – до 15%. Насколько значительными будут темпы роста среднего чека, зависит прежде всего от ценовой политики ритейлеров.

Что касается количества карточных транзакций, то максимальные темпы его снижения пришлись на январь 2015 года, составив 14%. Однако с марта мы наблюдаем по своей клиентской базе устойчивый рост количества транзакций, в среднем на 10–12% относительно прошлого года. В 2015 финансовом году, который закончился для нашей компании в мае, эквайринговый оборот UCS составил 350 млрд руб., что на 13% выше показателей 2014 года. И я считаю, что это очень неплохой результат, учитывая текущее состояние рынка.

Среди основных трендов развития рынка – снижение маржинальности эквайрингового бизнеса. Комиссии, взимаемые с торгово-сервисных предприятий, все больше приближаются к себестоимости обслуживания транзакции эквайрером, а потребности обеспечения высококачественного сервиса требуют все более значительных инвестиций в развитие новых технологий и обеспечение безопасности. В такой ситуации банки-эквайреры, стремясь оптимизировать расходы, все чаще задумываются о том, стоит ли развивать эквайринговый сервис самостоятельно или имеет смысл передать его специализированным процессинговым компаниям. Этот процесс уже идет на протяжении нескольких лет, и в ближайшее время тенденция по передаче банковского эквайринга на аутсорсинг будет только ускоряться, поскольку любая сложная экономическая ситуация – это повод пересмотреть текущие затраты и понять, где деньги зарабатываются, а где теряются.


Мы проделали большую работу по повышению эффективности своей деятельности и оптимизации бизнес-процессов


ПЛАС: Есть ли у вас ощущение, что экономические и политические события в стране могут существенно повлиять на дальнейшее развитие бизнеса и придется что-то кардинально менять? Может быть, компания UCS уже приступила к введению особых антикризисных мер?

Е. Виноградова: Учитывая текущее состояние экономики, 2016 финансовый год тоже не обещает быть легким. Мы проделали большую работу по повышению эффективности своей деятельности, снижению операционных издержек и оптимизации бизнес-процессов. Мы планируем продолжить нашу работу в части предложения клиентам и партнерам компании UCS инновационных продуктов и платежных решений. Перед нами стоит задача по обновлению процессингового конвейера, по дальнейшему расширению взаимодействия с НСПК в части подключения платежных систем UnionPay, AmEx, JCB, организации приема и эмиссии карт «Мир» – все это и еще ряд важных проектов будут занимать нас на протяжении следующего 2016 финансового года.

ПЛАС: Какие решения и услуги вашей компании наиболее положительно зарекомендовали себя в 2014-м и первой половине 2015 года и, по вашим прогнозам, продолжат оставаться конкурентоспособными в ближайшей перспективе? Какие новые сервисы и решения уже доступны банкам-клиентам UCS?

Е. Виноградова: Долгие годы рынок платежных карт был достаточно стабильным, и банки довольствовались базовым набором услуг, но в последние пять лет наблюдается активное развитие и усложнение запросов от кредитных организаций. На передний план выходят вопросы оптимизации бюджетов банков на внедрение новых продуктов. Поэтому в последнее время наши специалисты управления по продаже эмиссионых услуг работают в том числе над расширением продуктовой линейки для банков, пытаясь уложиться в минимальные бюджеты.

В ближайшее время тенден- ция по передаче банковского эквайринга на аутсорсинг будет только ускоряться, поскольку любая сложная экономическая ситуация – это повод пересмотреть текущие затраты и понять, где деньги зарабатываются, а где теряются

В числе новых продуктов, предлагаемых UCS в настоящее время, я бы выделила использование таких технологий, как бесконтактный чип и безбумажный ПИН, возможность выбора клиентом вида выдаваемых ему в банкомате купюр, подключение SMS-информирования в банкоматах, сервис MoneySend и ряд других перспективных направлений. По нашим данным, наиболее востребованным у банков является подключение к услуге 3D-Secure, но в будущем здесь ожидается закономерный спад, поскольку в большинстве банков она уже запущена. На втором месте по популярности стоит интернет-банкинг, а на третьем – мобильные приложения. 2014 год был для нас особенно ударным в части расширения линейки сервисов, предоставляемых через банкоматы и веб-ресурсы. В будущем мы ожидаем рост интереса к предоставлению клиентам безбумажных ПИН-кодов и различным типам переводов между картами. В части торгового эквайринга в прошедшем году наша компания успешно реализовала массовый запуск решения mPOS Chip & PIN c возможностью комплексного обслуживания платежных карт по технологии Chip & PIN, включая чиповые карты. На сегодняшний момент помимо компаний AIG и Raiden многие торговые предприятия используют мобильные POS-терминалы в своей работе, и мы рассчитываем на то, что они станут еще более востребованы в 2015–2016 гг.

Недавно совместно с нашим партнером – компанией eKassir, российским разработчиком программных и информационных систем, – мы представили новое решение для банков-клиентов UCS – «Персональный офис».

«Персоофис» обеспечивает мультиканальный доступ к платежным и банковским сервисам. Основная цель внедрения этого решения – предоставление нашим банкам-партнерам инструмента для создания зон самообслуживания клиентов с использованием банкоматов, платежных терминалов и различных мобильных решений. Основное преимущество сервиса «Персоофис» для банков заключается в возможности взаимодействия с текущими и потенциальными клиентами через все каналы и устройства самообслуживания банка и предложение максимально широкого спектра услуг в каждом из каналов. Еще одним важным преимуществом нового решения является удобный и понятный интерфейс и широкие возможности для кастомизации, что обеспечивает банку возможность оперативно добавлять новые услуги, а впоследствии – перейти к созданию так называемых «легких офисов» с зонами самообслуживания. Совокупность этих сервисов позволит банку значительно сократить расходы на обслуживание клиентов, и это станет дополнительным конкурентным преимуществом для любого нашего банка, что особенно актуально на сегодняшнем рынке.


В планах компании на 2016 год – подключение к инфраструктуре «Персоофиса» онлайн- и мобильных приложений


Но здесь важно не просто реализовать максимально возможный перечень сервисов на ATM и в банковских киосках, а предложить банкам современное и технологичное решение, сочетающее в себе легкость интеграции и удобство настройки. Так, благодаря совместимости платформы ДБО eKassir с оборудованием различных вендоров и поддержки eKassir ATM Web Host ведущими производителями банкоматов банки-клиенты UCS могут использовать все возможности «Персоофиса» независимо от состава парка устройств. Помимо этого, решение «Персоофис» легко интегрируется в ИТ-инфраструктуру банка и отвечает самым высоким требованиям отказоустойчивости.

В планах компании на 2016 год – развитие услуги «Персональный офис»: предложение виртуальных карт, использование бесконтактных стикеров, сервис Visa Direct, назначение смены ПИН-кода, открытие депозитов в банкомате и т. д. К инфраструктуре «Персоофиса» будут подключены онлайн- и мобильные приложения, а линейка сервисов расширится за счет добавления опции «личный кабинет» и перечня информационных и банковских услуг.

ПЛАС: Учитывая тенденции и взгляды современного потребителя, каков ваш прогноз развития платежной индустрии на ближайшие годы? Какие направления и сервисы, ориентированные непосредственно на держателей карт, будут наиболее востребованы?

Е. Виноградова: Если говорить о сервисах, которые банки могут особенно активно предлагать своим клиентам – держателям карт, то это прежде всего сервисы, предоставляемые в рамках интернети мобильного банкинга. По данным НАФИ, в России потребители больше всего удовлетворены развитием и возможностями именно интернет- и мобильного банкинга. На основании этих данных можно предположить, что банки будут стремиться предложить держателям карт наиболее удобные и «быстрые» сервисы.

Читайте в этом номере: