Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 24.03: USD 63.7705 EUR 72.59
криптовалют: BTC 3982.5$ ETH 136.67$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 10 (221) / 417 просмотров

Visa: развивая мобильные платежи в России и в мире

Михаил Батуев, глава департамента инновационных технологий компании Visa в России

Россия находится в числе лидирующих стран по внедрению платежных инноваций с использованием NFC


18 августа 2015 года Visa и QIWI объявили о реализации функции бесконтактной оплаты с использованием технологии Visa payWave в платежных инструментах QIWI. Объединение HCE-технологии с ко-брендовым кошельком Visa QIWI Wallet позволяет пользователям электронного кошелька расплачиваться с помощью смартфона везде, где к оплате принимают бесконтактные карты Visa payWave. О том, какую роль отводит сегодня Visa мобильным технологиям в развитии глобальной платежной индустрии, в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Михаил Батуев, глава департамента инновационных технологий компании Visa в России.

ПЛАС: Как отмечалось на пресс-конференции, приуроченной к массовому запуску Visa и QIWI бесконтактной оплаты с помощью смартфона, за последний год количество транзакций с использованием технологии Visa payWave в России выросло в 4 раза, а их объем увеличился в 7 раз. Причем в регионе CEMEA Россия занимает первое место по проникновению бесконтактных платежей по картам Visa payWave. Какую роль сегодня играют бесконтактные технологии в продвижении мобильных платежей и мобильной коммерции?

М. Батуев: За прошедшие неполные два десятилетия с момен та своего зарождения мобильная индустрия сделала гигантский шаг вперед: от простых устройств, предназначенных для коммуникации посредством голосового общения, к смартфонам, которые по сути являются массово распространенными карманными мини-компьютерами. Технологические решения постоянно совершенствуются, появляется много новых гаджетов, включая так называемую «носимую электронику», которые обладают самым разнообразным функционалом.

Сегодня большое будущее прочат бесконтактным платежам, базирующимся на технологии Near Field Communication (NFC), которая уже хорошо известна в России, в том числе благодаря широкому распространению на этом рынке карт Visa payWave. Популярность такого способа оплаты, позволяющего совершать покупки буквально одним движением руки, постоянно растет. Только в России за прошедший год объем транзакций по картам Visa payWave увеличился в 6 раз, а их количество выросло в 9 раз!1

Однако одним только форм-фактором пластиковой карты дело не ограничивается – на NFC обратили пристальное внимание производители мобильных устройств, которые уже несколько лет стремятся занять достойное место в платежной NFCэкосистеме. Так, компания Apple использует эту технологию в работе платежного сервиса Apple Pay в США, который в будущем планирует продвигать и в других регионах мира. Совсем недавно аналогичный сервис появился и у другого известного вендора, Samsung. На прошедшем в начале марта в Барселоне Всемирном мобильном конгрессе компания представила новый флагман Samsung Galaxy S6, в котором благодаря сотрудничеству с Visa реализована функция бесконтактных платежей. Наряду с моделями Galaxy S6 Edge, Galaxy S6 Edge+ и Galaxy Note 5 этот смартфон поддерживает платежный сервис Samsung Pay, партнером в котором выступает Visa. Как было заявлено на Unpacked 2015 в августе, уже 28 сентября доступ к этому сервису откроют в США, а позднее в число стран, поддерживающих Samsung Pay, планируется включить Китай, Испанию и Великобританию.

Интеграция платежных функций – логичный этап развития мобильных устройств. Для бизнеса это дополнительные возможности по внедрению сервисов для своих клиентов в рамках электронной коммерции, которая таким образом получает хороший импульс к развитию. Только в 2014 году продажи розничной торговли с помощью онлайн-коммерции по всему миру составили 1,47 трлн долл. США, увеличившись на 20% по сравнению с результатами 2013 года. Более того, по прогнозам экспертов, к 2018 году этот показатель может увеличиться почти в два раза, до 2,36 трлн долларов.

На NFC обратили пристальное внимание производители мобильных устройств, которые уже несколько лет стремятся занять достойное место в платежной NFC-экосистеме

В 2015 г. Visa объявила о партнерстве с рядом компаний в рамках развития мобильных платежных сервисов


ПЛАС: Насколько широкий интерес к развитию данного направления проявляют сегодня банки? Какова роль в этом процессе банков – участников платежной системы Visa?

М. Батуев: Перспективность этого рынка уже оценили многие кредитные организации в разных странах. В этом году Visa объявила о партнерстве с целым рядом компаний, вместе с которыми планирует развивать мобильные платежные сервисы. Мультинациональная группа BBVA и австралийская Cuscal уже выпустили под собственным брендом приложения для совершения транзакций с помощью устройств, работающих на платформе Android и поддерживающих технологию NFC. В ближайшее время подобные инструменты планируют представить также Banco do Brazil, PNC Bank, N.A. и US Bank.

Не отстают от банков и торгово-сервисные предприятия, для которых использование мобильной коммерции – это возможность привлечь внимание потребителей и одновременно повысить лояльность клиентов. На уже упомянутом Международном мобильном конгрессе в Барселоне Visa представила опытный образец «connected car» – автомобиля, подключенного к интернету для совершения платежей непосредственно в дороге. Одним из партнеров этого пилотного проекта стала сеть ресторанов Pizza Hut. В сотрудничестве с этой компанией на примере заказа пиццы была продемонстрирована работа сервиса, с помощью которого можно расплачиваться за покупки и услуги, даже находясь за рулем. Весной новая концепция была протестирована в Калифорнии.

ПЛАС: Не могли бы вы сказать несколько слов о наиболее интересных технологических инновациях Visa, которые используются сегодня в системах мобильных платежей?

М. Батуев: Внедряемые сегодня инновации делают процесс мобильной оплаты не только удобнее, но и во многом безопаснее. Например, в Apple Pay и Samsung Pay используется сервис токенизации Visa Token Service. Когда потребители совершают платеж с помощью своих мобильных устройств, для процесса оплаты применяется специальный цифровой токен, а не данные карты. При этом реальные номера карт, используемые для покупок с помощью Apple Pay и Samsung Pay, хранятся не на самих мобильных устройствах, а на удаленных защищенных серверах.

И в России, и за рубежом уже реализуются проекты по эмиссии карт Visa на телефонах, поддерживающих NFC. В отличие от прошлых лет теперь у кредитных организаций появились дополнительные инструменты для подключения к NFC- экосистеме и обеспечения безопасности транзакций благодаря технологии Host Card Emulation (HCE).

Новая технология, которая предлагает безопасный способ проведения бесконтактных платежей с помощью приложений, разработанных и размещенных на Android-устройствах, впервые была представлена компанией Visa на Всемирном мобильном конгрессе в 2014 году. Она позволяет любому смартфону с операционной системой Android 4.4 и выше с поддержкой NFC эмулировать бесконтактную банковскую карту. Это дает возможность осуществлять бесконтактные платежи на телефонах, работающих на платформе Android, без необходимости поддержки данной технологии производителем устройств и/или мобильным оператором.

Чтобы стимулировать процесс массового перехода на мобильные платежи, Visa создает необходимую технологическую базу для внедрения инноваций и делится своей экспертизой с участниками рынка. Если говорить о России, то здесь в качестве примера интересен опыт сотрудничества Visa по внедрению NFC-решений с группой компаний ЦФТ. Компания РНКО, входящая в группу компаний Центр Финансовых Технологий (ЦФТ), в ноябре 2014 года запустила эмиссию карт Visa payWave на телефонах, поддерживающих HCE. Для этого понадобилось создать платежный сервис на базе продукта Visa Cloud-Based Payments. Этот проект был третьим по счету запуском подобного сервиса в мире и первым – в России. После тестирования новой технологии на рынке процессинговый центр «КартСтандарт», также входящий в группу компаний ЦФТ, первым в России и вторым в мире получил статус провайдера облачных NFC-сервисов Visa (Cloud-Based Payments Service Provider by Visa). Благодаря этому теперь банки-партнеры получат возможность предложить свои клиентам новый сервис, который прежде не был представлен в их продуктовой линейке. Первыми о запуске платежных NFC-сервисов с использованием данных технологий Visa и в партнерстве с «КартСтандартом» объявили несколько региональных банков – «Инвестторгбанк» и «Примсоцбанк». Уже на примере этих финансовых организаций можно сказать, что Россия находится в числе лидирующих стран по внедрению платежных инноваций с использованием NFC. Используя накопленный в Visa опыт по созданию и сертификации технологических платформ, участники рынка могут уже сегодня запускать востребованные у пользователей мобильные сервисы, не дожидаясь прихода в страну Samsung Pay или Apple Pay.

Читайте в этом номере: