Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 23.07: USD 62.9776 EUR 70.6546
криптовалют: BTC 10328.9$ ETH 217.27$
Журнал ПЛАС » Архив » 2015 » ЖУРНАЛ ПЛАС № 10 (221) 540 просмотров

NFC в Приморье: опыт регионального банка

NFC в Приморье: опыт регионального банка

Сергей Маринин, зам. председателя правления ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»

«Примсоцбанк»: инновационная составляющая – это необходимый фактор успеха в современном банкинге


Отом, на каком рыночном фоне происходило первое в России внедрение платежного NFC-сервиса региональным банком Приморья, о перспективах этой технологии и о том, на какие направления бизнеса пионер делает ставку в новой экономической реальности, журнал «ПЛАС» беседует с Сергеем Марининым, зам. председателя правления ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк».

ПЛАС: Одним из информационных поводов для нашей беседы стал недавний запуск Примсоцбанком инновационного продукта – карт Visa payWave по технологии НСЕ, позволяющей использовать смартфон для совершения бесконтактных платежей. Примсоцбанк – первый российский региональный банк, который предложил эту технологию своим клиентам, опередив практически все крупнейшие федеральные банки. Исходя из каких мотивов банк принимал решение о внедрении NFC для своих клиентов?

С. Маринин: Отмечу, что все мы находимся в ситуации, когда различных технологических новаций стало настолько много, и при этом большинство из них вполне доступны, что для банков «дотянуться» до какой-либо новой технологии не является более ключевым вопросом. Ключевой же в плане получения конкурентного преимущества является способность регионального банка выбрать именно ту технологию, которую можно, сообразуясь с характеристиками своей клиентской аудитории и особенностями региона присутствия, успешно монетизировать. При внедрении той или иной конкретной технологии, такой, например, как NFC, региональному банку необходимо четко понимать, с какой целью происходит внедрение. Как правило, внедрение NFC-сервисов сегодня происходит либо в имиджевых целях, либо с перспективой превратить это направление в прибыльный бизнес.

Концепция Примсоцбанка состоит в том, что мы сознательно стараемся совмещать оба этих мотива. Умелая настройка «баланса» этих двух целей при внедрении NFC – залог успеха стратегии регионального банка на данном рынке. При этом важно отметить, что первенство в технологической сфере не является для нас самоцелью, инновационная составляющая – это необходимый фактор успеха в современном банкинге. Расширяя возможности наших клиентов, упрощая для них транзакционные процессы, мы с помощью технологий решаем задачу увеличения привлекательности своих продуктов.

Кратко о технической стороне вопроса: Примсоцбанк приступил к эмиссии карт Visa payWave по технологии НСЕ в середине июля 2015 года. Сервис реализован нами в сотрудничестве с ПЦ «КартСтандарт» – первым в России процессинговым центром, получившим статус Cloud-Based Payments Service Provider by Visa, и провайдером сервисов онлайн-банкинга Faktura.ru. Группа компаний ЦФТ, куда входит данный процессинговый центр, – наш давний партнер, и ее техническую помощь в этом NFC-проекте трудно переоценить: все внедрение у нас заняло не больше 2–2,5 месяца, от идеи до осуществления первых платежных операций с помощью телефона.

Сейчас, чтобы пользоваться сервисом бесконтактной оплаты, нашим клиентам необходимо подключить сервис «Мобильный банк», реализованный на платформе Faktura.ru, и активировать функцию бесконтактной оплаты в своем смартфоне, оснащенном встроенным NFC-модулем.

Пока что NFC-сервис в «Мобильном банке» тестируется нами на фокус-группе из сотрудников и лояльных клиентов, однако уже этой осенью он будет запущен в «боевом» режиме. Еще один важный момент: клиентская аудитория региональных банков, как правило, отличается большой степенью лояльности к финансовому учреждению. И сам факт появления платежного NFC-сервиса для нее имеет больший эффект, чем в случае с федеральными банками, серьезно укрепляя и повышая лояльность и вовлеченность.

ПЛАС: И все же, каковы конкретные бизнес-цели банка в данном проекте? Если взять тот же сервис бесконтактной оплаты по технологии НСЕ – каковы, на ваш взгляд, его перспективы? Ведь не секрет, что многие эксперты до сих пор достаточно скептически относятся к будущему NFC-платежей.

С. Маринин: Если говорить о краткосрочных планах банка относительно получения дополнительной прибыли конкретно на NFC-платежах, то такая задача нами пока не ставится: мы полагаем, что выход на прибыль возможен в среднесрочной перспективе. Однако на технологиях эквайринга в целом мы, конечно же, зарабатываем и активно растем: последние годы по эквайринговым оборотам в банке ежегодно наблюдается двукратный рост.

Банк активно осваивает направление бизнеса, связанное с бесконтактными платежами, развивая здесь не только эмиссионную, но и эквайринговую составляющую. В 2015 году мы планируем завершить проект по сертификации на бесконтактный эквайринг и начать переоснащение собственного парка POS-терминалов, чтобы обеспечить широкую сеть обслуживания бесконтактных платежей.

Говоря о перспективах NFC-платежей по модели HCE (в отличие, скажем, от модели SIM-centric), необходимо отметить, на мой взгляд, самый привлекательный момент этого варианта. Речь идет о том, что «облачные» технологии здесь дают потребителю возможность не только расплачиваться «картой в телефоне», но и организовать на своем мобильном устройстве полноценный «электронный бумажник», где могут храниться образы практически неограниченного количества карт лояльности. Думаю, у каждого жителя большого города их не менее трех десятков, иногда и больше, и часть из них просто остается дома и не используется. Технология HCE позволяет потребителю носить все эти – и все платежные карты – в своем смартфоне. Это действительно очень удобно – именно из-за возможностей агрегации множества карт различных типов, притом, что иные технологические схемы (embedded SE, SIMcentric и пр.) этого не позволяют.


«Облачные» технологии позволяют потребителю организовать на мобильном устройстве полноценный «электронный бумажник»


Перспективы у NFC как платежного метода, безусловно, большие, так как этому способствует ряд рыночных объективных факторов: становящаяся на наших глазах бесконтактной POS-терминальная инфраструктура, массовое проникновение смартфонов, появление единых стандартов в этой области, внедрение «облачного» NFC ведущими небанковскими игроками (Google, Apple, Samsung и пр.), за которыми надо поспевать банкам. Инвестиции в инфраструктуру и развитие технологии сделаны гигантские – и здесь рынку, совершенно без шуток, отступать некуда. При этом «облачная» модель HCE стала достаточно удачным выходом из организационного тупика, когда банки, вендоры мобильных устройств и операторы не могли договориться о схеме взаимодействия. Как мне кажется, до тех пор пока платежная отрасль не перешла на биометрические технологии (а это в долгосрочной перспективе более чем вероятно), NFC для банков будет являться крайне актуальным и быстроразвивающимся направлением. При этом региональные банки могут внедрять такие технологии быстрее, чем «федералы», – хотя бы просто в силу меньшего масштаба их эмиссионного и эквайрингового бизнеса.

ПЛАС: Какие продукты и сервисы могут помочь банку не просто сохранять устойчивое положение на рынке, но и развиваться в условиях финансовой нестабильности, снижения клиентской активности и других негативных факторов? Есть ли вообще здесь универсальные рецепты?

С. Маринин: Я думаю, такой рецепт у каждого свой. Если мы с вами говорим о розничном банковском бизнесе, то нам помогает развиваться и расти именно универсальность. Во-первых, у нас хорошо сбалансированы между собой сервисы розничного и корпоративного банковского бизнеса. Во-вторых, такая же сбалансированность и универсальность характерна для розничного блока Примсоцбанка. Здесь мы не отдаем предпочтения чему-то одному, например, не делаем главную ставку только на кредитование (несмотря на то, что в наших доходах оно занимает очень приличную долю). В равной степени мы развиваем и карточный бизнес в плане заработка на активных клиентах, и комиссионный (работаем с коммунальными платежами, с системами денежных переводов) и т. п. Розничный бизнес банка, таким образом, глубоко диверсифицирован, причем каждое направление мы развиваем «вглубь», стремясь к повышению его экономической эффективности. Приведу два примера. Как я уже отмечал, мы активно развиваем направление торгового эквайринга. Сегодня мы не только видим рост по оборотам этого бизнеса и увеличение нашей доли на локальном рынке (сегодня у банка более 1 тыс. POS-терминалов в регионе и собственная служба сервиса), но и достаточно любопытную тенденцию в поведении клиентов: люди стали чаще расплачиваться картами, чем до кризиса. «Наземный» эквайринг (вопреки ряду утверждений в СМИ) в нашем случае – вполне конкурентоспособный и доходный вид бизнеса для банка, и передавать его на аутсорсинг или продавать мы не планируем. Могу отметить, что нам поступали предложения по продаже этого бизнеса известной процессинговой компании, но мы его даже не рассматривали. При этом мы вполне корректно относимся к аутсорсингу там, где он нам действительно нужен – например, в инкассации, которую мы не считаем для себя доходным бизнесом.

NFC в Приморье: опыт регионального банка

Второй пример – розничное кредитование, которым мы плотно занимаемся уже более 10 лет. Вряд ли мы кого-то удивим, если скажем, что в кризис сделали акцент на своих старых проверенных клиентах – так делают абсолютно все. Вопрос лишь в том, во всех ли банках сегодня есть устойчивая клиентская база, которой можно доверять? В лучшие времена мы не работали просто на «голую улицу», а плотно занимались своими клиентами, вникали в детали, старались узнать, где они работают, как формируется их доход, к какой социальной группе они относятся и т. п. Поэтому сегодня нам есть с кем работать. Трудные времена были и будут, и к ним надо готовиться так, как будто ждете их уже завтра.

ПЛАС: Какую роль в розничном бизнесе Примсоцбанка играют платежные карты? Какую структуру имеет линейка карточных продуктов банка?

С. Маринин: Банк начал работать с картами в 2002 году. Тогда мы остановили свой выбор на платежной системе «Золотая Корона», развиваемой ГК ЦФТ. Отмечу, что уже на тот момент технология «Золотой Короны» была передовой (чиповые EMV-совместимые карты с возможностью проведения офлайн-операций, чего на тот момент ни Visa, ни MasterCard, ни другие международные системы предложить нам не могли). За 3–4 года с момента запуска карт «Золотая Корона» мы достигли очень неплохих показателей по эмиссии на Дальнем Востоке. В 2008–2009 гг. банк последовательно начал также эмиссию карт Visa и MasterCard. Что касается UnionPay, то мы уже запустили эквайринг ее карт в устройствах самообслуживания, готовится запуск торгового эквайринга и эмиссии ко-бейджинговых карт «Union Pay – Золотая Корона».

Если говорить о структуре эмиссии, то сегодня (если учитывать только активные карты) мы обладаем карточным портфелем из около 170 тыс. карт платежной системы «Золотая Корона» (100% – чиповые) и порядка 70 тыс. карт международных платежных систем Visa и MasterCard, из которых 20 тыс. – EMV-совместимые карты.

По типам карт в нашей структуре эмиссии дебетовые и кредитные карточные продукты занимают приблизительно равные доли. Выпуск предоплаченных продуктов у нас пока находится в стадии обсуждения, но при этом ведется эмиссия дебетовых карт Visa Instant Issue. (Visa Instant Issue используется для «моментальной» выдачи клиентам, которым карта нужна срочно (по аналогии с предоплаченной картой). А вот для интернет-покупок наши клиенты пользуются виртуальными картами, которые они могут выпустить с помощью «интернет-банкинга»).

ПЛАС: Изменилось ли, по вашим наблюдениям, поведение держателей карт за последние годы, например, в плане соотношения операций по снятию наличных и безналичных расчетов?

С. Маринин: На сегодняшний момент безналичный оборот (в денежном выражении) составляет чуть более 20% от всего оборота по картам Примсоцбанка, что в целом соответствует средним значениям по России. При этом, как я уже сказал, в нынешних условиях мы замечаем, что использование карт как инструмента оплаты покупок в торгово-сервисных предприятиях у приморцев растет: да, средний чек несколько уменьшился, но количество транзакций на одного держателя ощутимо увеличилось.

Мы связываем такую картину не только с экономической ситуацией, когда держатели наших карт чаще ходят в разные ТСП в поисках скидок или спецпредложений, но и с долгосрочным фактором роста доверия к карте как платежному инструменту. Последнее связано в первую очередь с бурным ростом инфраструктуры торгового эквайринга за последние пять лет: сегодня в городах Приморья сложно найти ТСП без POS-терминала.

ПЛАС: Некоторые аналитические компании в своих исследованиях отмечали большую консервативность и осторожность клиентов региональных банков, предпочитающих дебетовые карты кредитным, – так ли это, судя по вашему опыту?

С. Маринин: Это не слишком оправданный стереотип. Здесь правильно говорить не о том, какой банк, региональный или федеральный, а о том, каким бизнесом занимается этот банк. Так, Примсоцбанк исторически очень активно занимается зарплатными проектами. Соответственно, в структуре нашей эмиссии ощутимо присутствуют дебетовые карты, которые составляют приблизительно 50% всего карточного портфеля. Разумеется, мы стараемся повысить уровень проникновения кредитных продуктов среди держателей зарплатных карт, но все же это две разные аудитории, пересечение между которыми мы оцениваем приблизительно в 30–35%. Замечу, что доля активных кредитных карт в структуре нашей эмиссии выше, чем в среднем по стране (соответствующий федеральный показатель по данным Объединенного кредитного бюро составляет около 20% от общей эмиссии платежных карт в РФ).

ПЛАС: Сегодня отказ в обслуживании карты служит для клиента серьезным негативным сигналом, способным вызвать массовую панику. Как банку можно минимизировать подобные риски?

С. Маринин: Не скрою, что минимизировать их достаточно тяжело, хотя бы потому, что в цепочке обслуживания клиента существует очень много технологических звеньев. В условиях Дальнего Востока один из самых уязвимых участков – связь. С центральными регионами нас соединяет всего два канала – Ростелекома и Транстелекома, и их «падения» уже достаточно для того, чтобы остановить весь процессинг региона. Но если не рассматривать такие глобальные риски, когда проблема возникает на уровне серверов и каналов связи, то нивелировать последствия банк может только одним путем: максимально оперативное устраняя неполадки на своей стороне. Это, в свою очередь, означает необходимость иметь собственную высокопрофессиональную службу технической поддержки и сервиса, которая была бы на связи со всеми торговыми точками, регулярно проверяла бы состояние техники, и, что немаловажно в наших условиях, – взаимодействовала бы с персоналом ТСП в плане оказания необходимых консультаций по использованию оборудования. Таким образом, рецепт здесь может быть только один – нужно поддерживать свою эквайринговую сеть в нормальном рабочем состоянии и постоянно общаться с партнерами.

NFC в Приморье: опыт регионального банка
Внедрение NFC-сервисов сегодня происходит либо в имиджевых целях, либо с перспективой превратить это направление в прибыльный бизнес. Концепция Примсоцбанка состоит в совмещении обоих мотивов

ПЛАС: Говоря о платежных картах, нельзя не затронуть тему НСПК и грядущей эмиссии карт «Мир». Как вы в целом воспринимаете новые условия, возникшие на платежном рынке с появлением нового системообразующего игрока? Какие у Примсоцбанка планы по участию в проекте эмиссии и эквайринга карт «Мир»?

С. Маринин: Безусловно, мы планируем участвовать в этом проекте, как с точки зрения эмиссии, так и в плане эквайринга. Нет сомнения, что национальная платежная карта необходима. Мы будем стараться по максимуму участвовать и в тестах, и в опытной эксплуатации карт «Мир». Честно говоря, я ожидаю, что эта карта станет федеральным стандартом не только с точки зрения платежных сервисов, но и в плане дополнительного функционала. Например, было бы неплохо, если бы на карте «Мир» было возможно размещать идентификационное и транспортное приложение. Идентификационный функционал, безусловно, был бы очень к месту: если держатель сможет рассчитывать, что его карта будет служить заменой паспорту, ИНН, СНИЛС и пр. и одновременно инструментом безналичных расчетов, ее популярность и востребованность будут на весьма высоком уровне.

0

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных