Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 24.03: USD 63.7705 EUR 72.59
криптовалют: BTC 3982.5$ ETH 136.67$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 11(222) / 486 просмотров

Морские зарплатные проекты: специфика и перспективы

Юрий Колосов, вице-президент, начальник управления платежных систем Морского Банка

Зарплатные проекты для моряков – крайне специфическая и в то же время интереснейшая тема, практически не освещаемая в прессе


Оспецифике и перспективности зарплатных проектов, реализуемых банками для предприятий в сфере коммерческого судоходства, рассказывает Юрий Колосов, вице-президент, начальник управления платежных систем Морского Банка.

«Морская» ниша на рынке зарплатных проектов
Зарплатные проекты для моряков – тема, практически не освещаемая в прессе. В значительной степени это объясняется тем, что сам по себе выпуск зарплатных карт для персонала судоходных компаний до недавнего времени мало чем отличался от других проектов по зарплатному обслуживанию коммерческих организаций и не содержал какой-либо «морской» специфики. Между тем такая специфика есть, и более того, она имеет определяющее значение для самой схемы реализации таких проектов.

Хотелось бы оговориться, что под морскими зарплатными проектами наш банк понимает те проекты, которые касаются обеспечения выдачи заработной платы (денежного вознаграждения) именно экипажам морских судов. Морская отрасль может включать в себя и инфраструктурные («береговые») проекты, но в этом случае для банка полностью отсутствует упомянутая специфика, отличающая их от весьма унифицированной схемы стандартного зарплатного проекта в любой иной отрасли.

Специфика и «подводные камни»
морских зарплатных проектов Специфика морских зарплатных проектов в немалой степени состоит в крайне сложной договорной работе, зачастую требующей заключения нескольких согласованных договоров или же многостороннего договора.

Каждый раз, перед тем как экипажи уходят в плавание, моряки заключают трудовые договоры – или с непосредственными работодателями, или же с крюинговыми компаниями, которые подыскивают для них работу на судах. Согласно установившейся традиции такие договоры, как правило, уже предусматривают, что у устраивающегося на работу моряка имеется банковская карта, а иногда это может быть и одним из обязательных условий оформления, которое кандидат должен соблюсти. Очевидно, что при такой схеме «стандартный» зарплатный проект реализован быть не может.

Однако опыт Морского Банка и опыт наших клиентов показывают, что если морской зарплатный проект, понимаемый как организованное решение обеспечения зачисления денежных средств, все-таки реализован судовладельцем или крюинговой компанией совместно с банком, он всегда оказывается более удобным и выгодным для всех сторон, чем вышеописанная схема. Для самого предприятия эта выгода заключается прежде всего в сокращении накладных расходов и упрощении проведения и контроля расчетов.

Для успешной реализации проекта требуется набор специфических условий, а также системное поддержание и развитие такого проекта.

Как известно, в случае оформления типового зарплатного проекта договорные отношения связывают три стороны – клиента (будущего держателя карты), расчетный банк и предприятие. Банк и предприятие заключают между собой типовой договор, клиент имеет трудовой договор с предприятием, и в рамках зарплатного проекта банк заключает договор на открытие и ведение счета банковской карты с клиентом.

В случае морского зарплатного проекта система таких договорных связей сложнее и разнообразнее – здесь могут присутствовать различные комбинации. Помимо клиента в такой схеме присутствуют банк, крюинговая компания, судовладелец или арендатор судна. Соответственно, некоторые связи между участниками такого проекта типичны, а некоторые могут возникать лишь в отдельных случаях.

Чтобы понять, насколько специфичны морские зарплатные проекты, рассмотрим один из вариантов, в котором банк заключает договор с крюинговой компанией. Последняя имеет ряд договоров с некоторым количеством судовладельцев, и это количество может увеличиваться или уменьшаться. Наш будущий клиент, моряк, имеет договор с крюинговой компанией, а затем у него возникает договор и с судовладельцем (иногда с бербоутным судовладельцем, т. е. судовладельцем, сдающим в аренду судно, не укомплектованное экипажем). И здесь появляются нюансы сделки, в которых банк обязан досконально разобраться в ходе реализации конкретного проекта.

В одном случае крюинговая компания может входить в состав компании-судовладельца. В другом случае она берет на себя обязанность трансфертного перечисления денежных средств от судовладельца (или работодателя моряка) на персональные карточные счета моряков, которые открываются в банке.

Чаще всего крюинговая компания, с которой банк заключает договор, сама не выплачивает вознаграждение морякам – эта обязанность возложена на судовладельца. Более того, может оказаться и так, что договор заключается банком с крюинговой компанией, у которой, в свою очередь, есть договор на оказание услуг найма с судовладельцем, при этом зарплату (денежное вознаграждение) выплачивает уже третья сторона (работодатель – арендатор судна).

Морской зарплатный проект должен быть продуман до мелочей: после отхода судна от причала сложно внести какие-либо коррективы, а связь банка с экипажем через интернет возможна далеко не всегда

Приведение всех перечисленных договорных отношений к общему знаменателю в рамках морского зарплатного проекта – лишь половина всех сложностей, которые ожидают банк на этом пути. Так, например, в проекте могут обслуживаться экипажи судов, которые ходят как под российским, так и под иностранным флагом (в практике Морского Банка второе встречается чаще). Соответственно, денежное вознаграждение экипажу выплачивается в этом случае в иностранной валюте, а значит, действует и валютное законодательство.

Таким образом, в отличие от стандартного зарплатного проекта морской зарплатный проект – это целый набор договоров, причем каждый из них, как правило, привносит в проект какую-либо специфику. Для того чтобы составить правильные договоры с крюинговой компанией и осуществлять платежи в строгом соответствии с ними, банку необходимо максимально полное и четкое понимание всех деталей, включая те договоры, которые не входят в состав самого зарплатного проекта, но так или иначе задействованы в этой схеме. От юристов банка требуется профессиональное понимание специфики всей картины. Так, в Морском Банке существует специальный морской департамент, сотрудники которого досконально знают отраслевую специфику. Помимо договорных особенностей, в реализации морского зарплатного проекта существует целый ряд других различных нюансов, которые необходимо учитывать банку. Например, когда речь идет о судах дальнего плавания, которые уходят в многомесячные рейсы, очевидно, что между партнерами выстраиваются только долгосрочные отношения, которые прекратить через месяц уже невозможно просто технически. Соответственно, такой проект подразумевает высокую степень доверия и даже определенной бизнес-интеграции между его участниками.


В Банке действует морской департамент, сотрудники которого досконально знают отраслевую специфику


Морская зарплатная карта для судов дальнего заграничного плавания подразумевает открытие и ведение валютных счетов (иногда нескольких) и учет всех требований валютного законодательства. В ряде случаев банку необходимо иметь в виду такие индивидуальные требования клиентов, как обеспечение возможности зачисления вознаграждения морякам в нескольких разных валютах по прибытии в тот или иной порт.

Все стороны морского зарплатного проекта должны быть заранее продуманы до мелочей – именно потому, что после отхода судна от причала уже очень сложно внести корректировки, иногда связь банка с экипажем через интернет возможна далеко не всегда. Поэтому такие проекты могут зачастую подразумевать выдачу комплекта карт для моряка или же выпуск дополнительных карт для его родственников, остающихся на берегу. Крайне важна информационная работа банка с экипажами – по вопросам использования карты за границей, необходимых мерах безопасности и т. п.

В линейке карт Морского Банка, используемых для морских зарплатных проектов, на сегодняшний день присутствуют дебетовые карты Visa (Electron, Classic, Gold) и MasterCard (Standard)

И это лишь малая часть тех подводных камней, которые должны быть изначально учтены при реализации полноценного морского зарплатного проекта.

Морской зарплатный проект: практика Морского Банка
Морской Банк располагает сегодня линейкой специальных карточных продуктов, используемых в специфичных морских зарплатных проектах. При их разработке мы ориентировались на запросы как конечных пользователей (держателей карт), так и наших партнеров в морских проектах (крюинговых компаний, судовладельцев и т. п.).

На текущий момент в нашей линейке зарплатных продуктов присутствуют дебетовые карты платежных систем Visa (Electron, Classic, Gold) и MasterCard (Standard). При этом в одних кейсах в качестве второй и дополнительной карты выступают карты MasterCard, а в других – карты Visa. Сегодня такая линейка полностью закрывает функциональные потребности наших клиентов, охватывая все сегменты клиентской аудитории – от разнорабочих до капитанов.

Важный момент – возможность бескомиссионного снятия наличных по нашим картам. Сегодня мы имеем возможность обеспечить снятие денежных средств без комиссии как в России (в рамках сети ОРС в более чем 40 тыс. банкоматов банков-партнеров), так и за рубежом. В Морском Банке существуют продукты, позволяющие снимать наличные без комиссии в любом банкомате мира, которые принимают Visa или MasterCard. Тем не менее пока мы не объединяем обе эти возможности в каком-либо одном продукте, предоставляя любую из них на выбор клиенту.

Продуктовый ряд нашего банка для морских зарплатных проектов, несомненно, будет развиваться, и вектор такого развития определяется прежде всего клиентскими запросами.

Возможно, что в будущем для удовлетворения потребностей того или иного клиента потребуются ко-бейджинговые карты или же карты систем UnionPay, JCB или AmEx. Также очевидно, что с развитием национальной системы платежных карт «Мир» и инфраструктуры приема этих карт многие клиенты захотят иметь в комплекте эту карту как дополнительную или же, в случае судов каботажного плавания, как основную. Если же мы говорим о «Мире» как об основной карте для экипажей судов, которые ходят в зарубежное плавание под иностранным флагом, то такая карта может быть реализована в морском зарплатном проекте только в ко-бейджинговом варианте.

Мы можем видеть и некоторые общие закономерности жизненного цикла морского зарплатного проекта.


Капитан Николай ВОВНЕНКО, крюинговая компания «ВОЛДИНТЕР»:

«На протяжении десяти последних лет судовладельцы интересовались, когда в России будет решена проблема с реализацией морских зарплатных проектов при участии крюинговых компаний. Дело в том, что выплата денежного вознаграждения экипажам судов имеет ряд юридических и правовых тонкостей. Эту специфику нужно обязательно учитывать банку-партнеру.

Работа с банком, который разбирается в отраслевой специфике, значительно облегчает и упрощает сотрудничество. Разговор ведется на одном языке, и для нас это очень важно.

Выбранный нами банк обеспечил нам оперативное решение юридических вопросов: сотрудники Морского Банка приняли активное и оперативное участие в процессе подписания договора. Все наши моряки подтверждают готовность работать по такому проекту».


На примере экипажей судов дальнего плавания под иностранным флагом его можно описать следующей схемой: выдача карт – зачисление средств (как правило, ближе к окончанию рейса) – снятие держателем этих средств в офисе банкаэмитента наличными рублями (при том, что вознаграждение обычно зачисляется в долларах США). Наша задача как банка – донести до клиентов понимание того, что карта – это платежный инструмент, которым удобно и выгодно пользоваться для безналичной оплаты товаров и услуг. Для этого мы предпринимаем ряд мер, от информационных (консультации, разъяснительная работа с клиентами и пр.) до технологических и маркетинговых. Держателям карт Морского Банка доступна выгодная опция – начисление процентов на остаток собственных средств.

Вместо заключения
Сегодня морские зарплатные проекты в виде законченного комплекса банковских услуг в России не распространены. В то же время отрасль коммерческого судоходства испытывает острую потребность в такого рода продуктах и сервисах. Действовать в данной нише сегодня, по нашим оцен- кам, могут либо крупные банки с участием государственного капитала, чьи сервисы и продукты востребованы уже просто по причине прекрасно развитой масштабной инфраструктуры, либо банки, которые в силу большой вовлеченности в отраслевую специфику могут сделать сильное конкурентное предложение, привлекательное именно в силу законченности услуги и учета нюансов отрасли. Морской Банк, один из пионеров подобных проектов, видит в них хорошую перспективу и считает важной и активно развивающейся частью своего бизнеса.

Читайте в этом номере: