Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 22.07: USD 62.8666 EUR 70.7941
криптовалют: BTC 10595.3$ ETH 225.47$
Журнал ПЛАС » Архив » 2015 » ЖУРНАЛ ПЛАС № 11(222) 499 просмотров

Square: естественная эволюция POS-терминальных систем продолжается

Square: естественная эволюция POS-терминальных систем продолжается

Джим МакКелви, сооснователь компании Square

Уникальные потребности конкретного ритейлера будут влиять на естественную эволюцию POS-терминальных систем


Джим МакКелви (Jim McKelvey) хорошо известен участникам мировой финансовой индустрии. В 2008 году совместно с небольшой группой единомышленников он произвел настоящую революцию на платежном рынке США, выпустив инновационный компактный картридер и создав мобильную платежную платформу Square. В одночасье эти решения стали «хитами» среди американских предпринимателей. Журнал «ПЛАС» предложил одному из крупнейших акционеров компании Square поделиться мыслями о дальнейших перспективах POS-систем и будущем платежной индустрии.

ПЛАС: Вы – один из создателей успешнейшего стартапа в области платежных систем и POS-решений. Как известно, множество гениальных (по мнению их создателей) идей так и не нашли своего воплощения. В чем, на ваш взгляд, заключается секрет идеи создания успешного стартапа?

Д. МакКелви: Стоящие идеи рождаются, когда начинаешь думать не о поиске возможностей, а над решением проблем. Сама жизнь подсказывает их – здесь важно быть наблюдательным, но не менее важно оставаться при этом рациональным. Можно за 10 минут придумать и набросать на бумаге схему самой крутой платежной системы в стране или мире. Теоретически это не так уж и сложно. Колоссальная работа заключается в том, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. Традиционно такие начинания упираются в контроль государства, банков и отраслевых ассоциаций. Например, африканская M-Pesa – уникальная по своим возможностям система, но она не получила глобального тиражирования. И в том числе потому, что в большинстве стран государство желает максимально контролировать денежные потоки.

В 2008 году совместно с Джеком Дорси (Jack Dorcey), больше известным как создатель Twitter, мы обдумывали сразу несколько бизнес-идей. На тот момент они были совершенно далеки от того, чем в итоге стал Square. Был момент, когда, занятый работой в своей мастерской (сегодня работа с художественным стеклом – мое хобби, а тогда это было и способом заработка), я не смог продать новое произведение. Потенциальная покупательница пыталась расплатиться со мной American Express, а я просто не cмог принять карту к оплате – у меня не было соответствующего оборудования и договора на эквайринговое обслуживание.

Square: естественная эволюция POS-терминальных систем продолжается
Предприниматели получают все большую свободу от аппаратных компонентов, планшеты сегодня обладают более чем достаточной мощностью для выполнения операций POS-терминалов

Чуть позже я разговаривал с Джеком по iPhone, и тут меня осенило: «Этот Phone и есть именно то, что мне было нужно, чтобы спасти неудавшуюся сделку. Здесь есть и сеть, и безопасность, и сенсорная панель – все в моих руках. Требуется только доступная платежная система, которая бы не давала малому бизнесу оставаться не у дел, как только что случилось со мной». Согласитесь, средние и мелкие ритейлеры вынуждены вкладываться в дорогостоящее POS-терминальное оборудование, им приходится добиваться соответствия стандартами безопасности (в первую очередь PCI DSS), выплачивать эквайеру солидную торговую уступку и т. д.1 Мы помогли пред- принимателям решить насущную проблему безналичных расчетов. Совместно с другими инженерами я сконструировал прототип картридера Square, а Дорси разработал соответствующее ПО.

В тот момент многие говорили, что мы безумцы – продвигать подобный проект в самый разгар рецессии в 2008–2009 годах! На мой же взгляд, развивать такой стартап было как раз проще в кризис – все ресурсы стали дешевле, а на рынке в достатке предлагалась качественная свободная рабочая сила.

ПЛАС: Что вы думаете о возможных сценариях дальнейшей эволюции «софта» и «железа» для POS-терминальных систем?

Д. МакКелви: В целом развитие POS- терминальных систем идет по пути улучшения функционала, уменьшения габаритов устройств и повышения скорости их работы. При этом отчетливо проглядываются две ключевые тенденции эволю- ции POS-систем. Во-первых, мы становимся все менее зависимы от «железа». Классический POS-терминал традиционно требовал специального аппаратного оборудования. Производители-мейджоры имеют в своем портфеле оптимизированные «компьютеризированные» системы – сенсорный экран терминала, соединенный с ПК. Однако специализированное «железо» в наши дни так дешево, а мониторы touch screens столь распространены, что предприниматели получают все большую свободу от аппаратных компонентов. Планшеты сегодня обладают более чем достаточной мощностью для выполнения операций классических POS-терминалов. На этом фоне мы наблюдаем постепенное «равноудаление» ПО от аппаратной части. Одновременно происходит движение от локального аппаратного оборудования к «облаку», что довольно неоднозначно для ритейлеров, поскольку им важно, чтобы все их системы пребывали в рабочем состоянии в режиме 24?7?365. Еще несколько лет назад возможности подобных «облачных» подключений не были на высоте. Однако сегодня ритейлеры берут локальную машину, способную выполнять кассовые операции, и в большинстве случаев она обращается к «облаку» для верификации.

Налицо тенденция к покупке «POS-системщиков» глобальными вендорами ради данных, которые хранит в себе POS-терминал

Традиционные POS-терминальные системы весьма узкофункциональны, поэтому они отличаются у ритейлеров, специализирующихся в разных товарных категориях. Взять хотя бы мою мастерскую художественного стекла – каждый предмет здесь уникален, ни один SKU не повторяется.

Предположим, что из более двадцати POS-терминальных систем, доступных на рынке, ни одна не может отвечать потребностям конкретного предпринимателя. Логично, что ритейлер в этом случае привлекает стороннюю компанию – консультантов, экспертов-программистов, – чтобы ему написали подходящее ПО. В процессе работы или же на стадии переговоров выясняется, что ПО может быть удачно растиражировано и для других мерчантов, испытывающих аналогичные трудности. Так, разработчик ПО внезапно становится вендором POS-терминального софта. Недавно мне довелось провести исследование рынка небольших поставщиков терминального ПО для специализированных ритейлеров в США. Я насчитал более 300 вендоров! Думаю, что рост числа таких разработчиков продолжится. Уникальные потребности конкретного ритейлера будут влиять на естественную эволюцию POS-терминальных систем.

Square: естественная эволюция POS-терминальных систем продолжается

Недалек тот день, когда большинство из нас будут платить через телефон и другие носимые устройства


Конкуренция в сфере POS-терминальных систем будет возрастать. 10 лет назад небольшой компании было бы невозможно создать решение с серьезной облачной инфраструктурой и качественным «железом». Возможностей создать систему, не уступающую лидерам мирового рынка, сегодня существенно больше. Себестоимость разработки значительно снизилась, и сделать ее может фактически пара классных программистов.

ПЛАС: Каким вам видится будущее POS-терминалов?

Д. МакКелви: Как ни парадоксально, но я искренне считаю, что у POS-терминалов нет будущего. Или лучше сформулирую так: «терминалы будущего» – это вовсе не терминалы. POS-терминалы в сегодняшнем понимании просто должны исчезнуть. Идеальный сценарий покупки должен больше походить на… кражу: я захожу в магазин, беру то, что мне надо, и выхожу.

Мои ожидания сводятся к тому, чтобы потребительский опыт был максимально «невидимым». Еще недавно люди покупали в кассах авиабилеты. Сегодня большая часть подобных покупок происходит онлайн, билеты стали электронными. Потребности людей будут побуждать бизнес делать процесс покупки все менее назойливым. Пример Uber – яркое тому подтверждение. Вы просто садитесь в нужную машину – вам не требуются наличные, а лишь мобильный телефон и привязанный к нему карточный счет.

ПЛАС: В вашем идеальном сценарии предпочтение явно отдается мобильным платежам?

Д. МакКелви: Платежи будут становиться все мобильнее, в этом нет никаких сомнений. Мобильные платежи сотрут границы между онлайн- и офлайн-покупками, они будут использовать больше механизмов идентификации, чем платежные карты.

Недалек тот день, когда большинство из нас будет платить через телефон и другие носимые устройства. Телефон – устройство, которое всегда с нами. Уберите смартфон, и я, вероятно, замечу его отсутствие уже через минуту-другую. Заберите мою банковскую карту – и я даже не сразу вспомню, в каком кармане я ее держал.

ПЛАС: Что вы думаете о другом перспективном направлении развития рынка платежей – криптовалюте?

Д. МакКелви: У криптовалют есть как достоинства, так и недостатки. В целом идея отсутствия необходимости верификации с обеих сторон сделки хороша, но анонимность привлекательна для нелегальных транзакций, поэтому, по мере роста популярности криптовалют, неизбежно будет усиливаться государственный контроль.

Криптовалюты обладают огромным потенциалом в плане эффективности. Правда, непосредственно Bitcoin по сугубо техническим причинам не самый идеальный вариант. Я вижу колоссальные возможности для криптовалют в сфере микротранзакций. Речь идет о платежах на сумму в десятые доли цента. Сегодня у нас таких возможностей просто нет.

Криптовалюты обладают огромным потенциалом в плане эффективности. Правда, непосредственно Bitcoin по сугубо техническим причинам не самый идеальный вариант. Я вижу колоссальные возможности для криптовалют в сфере микротранзакций. Речь идет о платежах на сумму в десятые доли цента. Сегодня у нас таких возможностей просто нет.

Мне действительно по душе идея экспериментов с двусторонними транзакциями. Расскажу вам об одном «трюке», который я лично практикую. Если кто-то заинтересован в деловой встрече со мной, а я сомневаюсь в ее целесообразности, то просто прошу его сделать пожертвование в адрес благотворительной организации – чтобы увидеть серьезность намерений потенциально партнера по бизнесу. Если они достаточно серьезны, человек переведет тысячу долларов. Если нет – значит, и сама встреча, и тот продукт, который они хотят предложить, недостаточно важны для них самих. Мне это помогает отсеивать лишние встречи в чрезвычайно плотном графике.

По аналогии, за просмотр «навязанной» e-mail рекламы пользователь мог бы взимать символическую плату с оператора. И наоборот, можно было бы делать микроплатежи за возможность просмотра определенных передач или фильмов без рекламы. Идея подходит и для фандрейзинга, в том числе для благотворительных целей.

Проблема высокой себестоимости генерации того же биткоина, на мой взгляд, может решаться через деятельность крупных сертифицированных посредников, проводящих микроплатежи.

ПЛАС: Вы задумывались о новых стартапах в сфере розничных платежей?

Square: естественная эволюция POS-терминальных систем продолжается

Д. МакКелви: Признаюсь, у меня примерно раз в год рождается действительно интересная бизнес-идея. Однако сегодня я решил сконцентрироваться на некоммерческой деятельности – с 2013 года занимаюсь благотворительным проектом LaunchСode.

Связан он с тем, что в мире явная нехватка качественных программистов, и США здесь не исключение. Так, в моем родном городе Сент-Луисе (штат Миссури) рынок труда для программистов совершенно «замкнут» – работодатели не берут новичков без опыта работы, а, как известно, если ты не можешь получить работу, то не получишь и опыта. Рынок труда опытных программистов, с другой стороны, в смысле зарплат бьет все рекорды – специалисты просто переходят из одной компании в другую в поисках более выгодных предложений. Мне захотелось исправить ситуацию для еще «не раскрученных» специалистов в лучшую сторону, не только в родном городе, но и в стране, а также повлиять на ситуацию в мире.

Я привлек практически каждую компанию в городе в специальную программу, убедив руководство компаний брать на работу квалифицированных сотрудников, не проходящих по типичным критериям HR. Мы заключаем с компанией простое соглашение: они берут на работу сотрудника на «почасовой основе», могут уволить его в первый же день или в любой момент предоставить ему штатную работу на полный день. Обычно (и это вполне разумно) компаниям, чтобы понять, насколько человек подходит, требуются месяцы. В то же время работодатель ничем не рискует, он не связан обязательствами. Мы начали два года назад, и 100% из 40 наших первых «протеже» получили постоянную работу. Число программистов, направляемых нами на работу в различные компании, постоянно растет, однако 90% новичков стабильно получают штатную работу, и я считаю это солидным достижением.

В США средняя стоимость обучения программиста по государственной программе достигает 6–10 тыс. долларов. Мы договорились с Гарвардским университетом о проведении специальных онлайн- и офлайн-курсов по программе CS50 (Computer Science 50), доступной бесплатно онлайн широкому кругу пользователей. Качество курса, при всей его сложности, таково, что пройдя его, человек приобретает знания и навыки выше уровнем, чем те, что были у первой партии вчерашних студентов, устроенных нами на работу.

Постепенно мы рассчитываем открыть множество представительств LaunchCode и в США, и по всему миру.

Отмечу, что сегодня коммерческие проекты, аналогичные Square, было бы сложнее воплощать в жизнь, рынок стал более зрелым, конкуренция выросла, однако это не значит, что для хороших стартапов не осталось места. Лично я часто повторяю себе: «Если не ты, то кто? Когда, если не сейчас?» Подобная мотивация начинается с повседневных мелочей, но именно так ты готовишь себя к серьезным начинаниям любого плана.

0

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных