8 декабря 2015, 18:09
Количество просмотров 411

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый

22–23 октября 2015 года в московском КВЦ «Сокольники» прошел 7-й Международный ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и...
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый

 

22–23 октября 2015 года в московском КВЦ «Сокольники» прошел 7-й Международный ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015», организованный журналом «ПЛАС».

Октябрьский ПЛАС-Форум уже много лет назад занял прочное место в бизнес-календарях участников самых разных сегментов рынка и отраслей, объединенных всего двумя, но очень важными обстоятельствами: массовым обслуживанием населения и работой с наличными. Каждое такое мероприятие, по оценкам самих делегатов, помогает обмену мнениями и опытом, укреплению прежних и завязыванию новых взаимовыгодных связей с потенциальными клиентами и партнерами.

За два дня работы мероприятия его посетили более 1400 зарегистрированных делегатов, среди них: признанные эксперты рынка, вендоры, представители ведущих российских и зарубежных банков, Центрального банка России и ряда других регуляторов, международных ассоциаций, крупнейших торговых сетей, профильных министерств и ведомств и т. п.

В ходе шести сессий первого и второго дней Форума перед участниками конференции выступили более 50 спикеров, доклады которых были посвящены таким актуальным темам, как совершенствование наличного денежного обращения (НДО), дальнейшее развитие существующей инфраструктуры обработки денежных средств, а также систем самообслуживания (АТМ, ресайклеры, ИПТ и т. д.), обеспечивающих эффективный доступ граждан к наличным средствам.

В выставочной части ПЛАС-Форума, которая традиционно проходила параллельно с работой конференции, более 60 компаний из России, стран дальнего и ближнего зарубежья продемонстрировали свои новейшие продукты и решения, сервисы и технологии для финансового сектора, ритейла и сегмента государственных услуг, а также рассказали о своих планах на ближайшее будущее. Подробный обзор выставочной части мероприятия будет представлен в январском номере «ПЛАС».

Учитывая насыщенность рабочей программы мероприятия и большое количество презентаций, в рамках настоящей статьи мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с выступлениями участников ПЛАС-Форума, прозвучавшими в первый день мероприятия, с тем чтобы вернуться к его итогам в следующем номере журнала.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.1
За два дня работы 7-го Международного ПЛАС-Форума его посетили более 1400 зарегистрированных делегатов, с докладами выступили более 50 спикеров

В первый день работы конференции ПЛАС-Форума в трех тематических сессиях участники обсудили такие темы, как «Основные тенденции развития НДО в РФ и мире»; «Современное банковское отделение: настоящее и будущее»; «Актуальные технологические решения и концепции для филиальной сети розничного банка».

Открывая своим выступлением первый день Форума, Станислав Кузнецов, зам. председателя правления Сбербанка,(см. видео доклада) задал общее направление дискуссии: рынку финансовых услуг необходимы качественные устройства самообслуживания с самым современным ПО, мощные системы фрод-мониторинга и грамотные специалисты. Основной лейтмотив его презентации – несмотря на технический прогресс, объемы наличных денег продолжают увеличиваться, и это общемировая тенденция, несмотря на намерения некоторых стран, например, Швеции, полностью отказаться от их использования. По его словам, оборот наличных денег увеличивается каждый год на 2–7% на фоне усилившейся диджитализации банковских услуг.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.2
Станислав Кузнецов, Сбербанк

Вторая важная тенденция – усиливающееся стремление государства регулировать деятельность CIT-компаний и пресекать «частные перевозки» с сопровождением частных вооруженных структур (в т. ч. в целях борьбы с отмыванием денежных средств). Отдельно представитель Сбербанка остановился на проблеме управления рисками в кризисный период, подчеркнув, что в настоящее время основные риски, с которыми приходится сталкиваться банкам, – это риски в области


С. Кузнецов: «При диджитализации банкинга мы наблюдаем рост оборота наличных на 2–7% в год»


безопасности, связанные с безопасностью наличного денежного обращения, защитой объектов банка и устройств самообслуживания, противостоянием внутреннему фроду и киберпреступности. По его словам, в рамках работы по управлению рисками Сбербанк проводит постоянный мониторинг угроз с прогнозированием возможных тенденций, что позволяет принимать упреждающие меры по минимизации этих рисков и возможных негативных последствий от их реализации.

При этом особое внимание С. Кузнецов уделил ухудшению криминогенной ситуации и росту количества основных преступлений в этой сфере: скимминг, взлом устройств самообслуживания (включая случающиеся все чаще подрывы банкоматов), нападения на инкассаторов. За 8 месяцев 2015 года было совершено 210 870 преступных посягательств в отношении Сбербанка. Зам. председателя правления Сбербанка призвал банки более активно инвестировать в решения, обеспечивающие безопасность банковской розницы в целом и НДО в частности, а вендоров – совершенствовать свои разработки в этой области. Также он напомнил о росте масштабов киберпреступлений, отметив, что данной проблеме в нашей стране не уделяется должного внимания. Наиболее серьезной угрозой является социальная инженерия, и, по мнению выступающего, самым эффективным способом борьбы с ней может стать повышение финансовой грамотности населения. В заключение он рассказал об угрозе DDoS-атак, сообщив, что в 2014–2015 годах на информационные ресурсы банка было совершено 76 DDoS-атак, при этом две из них были полностью отражены собственными силами, без перехода под защиту «Лаборатории Касперского», и предположил, что банкам необходимо двигаться в направлении создания собственной защищенной инфраструктуры интернета для своих клиентов.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.3
Традиционно на общем фоне экспозиционной части выделялся эффектный стенд компании «Гамма-Центр», глобального спонсора октябрьского ПЛАС-Форума
Владимир Демиденко, начальник Управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения Банка России, (см. видео доклада) поделился в своем выступлении методами поддержания чистоты наличного денежного обращения, а также сообщил о роли в решении этой задачи участников НДО, в первую очередь банка-эмитента и кредитных организаций.

По его словам, в так называемой «традиционной» модели НДО его чистота поддерживается в первую очередь непосредственным участием банка-эмитента в обработке банкнот и монеты. Эффективность поддержания чистоты обеспечивается большими объемами обработки в банке-эмитенте, кредитные организации обязаны выявлять и изымать поддельные денежные знаки, в то же время они могут сдавать в банк-эмитент несортированную денежную наличность. Нормативное закрепление понятия ветхой банкноты и дефектной монеты может отсутствовать. Как правило, взаимное подкрепление кредитных организаций не разрешается, вследствие чего обеспечивается короткий цикл оборота, что в свою очередь позволяет оперативно изымать из обращения поддельные, неплатежеспособные и ветхие денежные знаки. Такая модель достаточно эффективна с точки зрения поддержания чистоты обращения, однако весьма затратна.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.4Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.5
Владимир Демиденко, Банк РоссииВиктор Ионов, Currency Research (США), IACA (The International Association of Currency Affairs)

В. Демиденко: «В российских банках работает 34,5 тыс. ед. счетно-сортировального оборудования»


Наиболее близка к «традиционной» «конкурентная» или «частично децентрализованная» модель НДО, в которой обеспечивается более эффективное движение денежных знаков. Как следствие, суммарные издержки участников обращения снижаются. Цикл оборота денежных знаков до их контроля в банке-эмитенте удлиняется, что может привести к ухудшению состояния банкнот в обращении. Чтобы этого не произошло, чистота НДО поддерживается банком-эмитентом как прямыми, так и косвенными методами, которые предполагают активное вовлечение в этот процесс кредитных организаций.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.6
Рул ван Анхольт (Roel van Anholt), Geldservice Nederland BV (GSN)

Для этого формализуется деятельность кредитных организаций и специализированных компаний по управлению денежной наличности в части проверки подлинности и ветхости, в том числе закрепляется нормативно понятие ветхой банкноты, вводится контроль за качеством сортировки. В России отход от «традиционной» модели начался в двухтысячных годах. В качестве одной из реперных точек можно привести 2003 год, когда в Положение № 199-П были внесены изменения, разрешившие взаимное подкрепление кредитных организаций.

Также представитель Банка России рассказал, что в 2009 году для оказания поддержки производителям и поставщикам оборудования для его адаптации к банкнотам ЦБ РФ был создан Сервисный центр. Несмотря на санкции и кризисные явления в экономике, с ноября прошлого года по октябрь текущего были представлены на испытания и прошли тестирование 25 новых моделей.

По состоянию на конец 2014 года в эксплуатации в кредитных организациях находилось около 34,5 тыс. единиц счетно-сортировального оборудования. Из них более 99% моделей оборудования входило в перечень оборудования, размещенный на сайте Банка России. За 2 и 3-й кварталы 2015 года в кредитных организациях было протестировано около 3 тыс. единиц счетно-сортировальных машин. Средний результат тестирования в 3-м квартале составил около 92%. В. Демиденко отметил, что в настоящее время Банк России сфокусирован на контроле в части проверки подлинности, при этом обратив внимание производителей и поставщиков оборудования, а также кредитных организаций на необходимость обеспечения должного качества сортировки банкнот на годные и ветхие и недопустимость выдачи ветхих банкнот клиентам.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.7

Эту тему продолжил рассказом о мировых тенденциях в области НДО Виктор Ионов (см. видео доклада), партнер компании Currency Research (США), член Международной ассоциации IACA (The International Association of Currency Affairs). Три основных вопроса, которые он осветил в своем докладе, – перспективы полного отказа от наличных денег, характерные черты нынешнего этапа развития наличного денежного обращения в мире и возможное его будущее в России. По мнению экспертов, НДО является сейчас и в обозримом будущем останется одним из основных платежных инструментов. В подтверждение своих слов докладчик привел такие аргументы, как изменение политической обстановки, в частности, поток беженцев в Европу, которые со всей очевидностью, способствуют увеличению оборота наличных денежных средств, а также сослался на мнение главного кассира Банка Англии Виктории Клеланд, которая на конференции по НДО в Бристоле сообщила, что, несмотря на широкое распространение новейших платежных инструментов (бесконтактные платежи, ApplePay, биткоины и др.), в 2014 г. 52% покупок были оплачены наличными, а спрос на банкноты за последнее десятилетие увеличился почти на 3/ 4 и с начала 90-х превысил рост ВВП. Говоря о главных тенденциях в мировом НДО, В. Ионов отметил увеличение объемов и оборота наличности в целом и в отдельно взятых государствах, глобализацию процессов обращения в Европе и в мире в сочетании с применением национальных моделей НДО, распространение аутсорсинга в вопросах производства, выпуска в обращение, обработки и уничтожения наличных денег, создание и развитие специализированных СМС-компаний, автоматизацию обработки наличности и централизацию ее обработки, стандартизацию процессов НДО, а также повышение качества и защитных свойств банкнот и монеты. Что касается перспектив развития НДО в России, выступающий обратил внимание на отсталость нашей страны в этом вопросе, выделив низкий уровень планирования и организации кассовых операций в кредитных организациях и особенно в ритейле, слабую техническую оснащенность многих кассовых центров и неэффективность применения банковских терминалов. В заключение В. Ионов еще раз подчеркнул, что мировая практика показывает, что наличные деньги останутся одним из основных платежных инструментов в обозримом будущем, следовательно, отметил он, необходимо серьезно заниматься проблемами организации НДО, повышения эффективности и снижения издержек наличного денежного оборота во всех его звеньях.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.8
Сергей Антонян, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ)
Рул ван Анхольт (Roel van Anholt) (см. видео доклада), менеджер по развитию бизнеса Geldservice Nederland BV (GSN), поделился с аудиторией последними достижениями Нидерландов в сфере управления наличными, а также рассказал о методах работы компании GSN и ее роли в управлении цепочками поставок наличности. GSN контролирует, во-первых, обработку наличных денежных средств в трех центрах обработки наличности, во-вторых, логистические процессы, в т. ч. отвечает за выбор времени и объем поставки наличных, их инкассацию, расследует инциденты, ведет профилактическую работу и пр. Основные цели деятельности GSN заключаются в улучшении либо поддержке работоспособности устройств, сокращении затрат на обслуживание каждого устройства для банков и обеспечении непрерывности банковского бизнеса. Правильная модель управления цепочками поставок наличности характеризуется прежде всего вниманием к точному прогнозированию спроса, а также эффективной политикой повторных заказов. Согласно выводам докторской диссертации спикера, при этом сокращение затрат в операционных расходах на пополнение банкоматов может составлять около 40%. По словам спикера, договоры по распределению доходов между банками (или MSP) и инкассаторскими компаниями необходимы для снижения общих затрат на транспортировку и пересчет наличных. Также выступающий рассказал о перспективах использования модели пополнения сети банкоматов с функцией рециркуляции, позволяющей инкассаторам перевозить деньги из одного банкомата в другой, исходя из ситуации.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.9
Сергей Антонян (см. видео доклада), руководитель исследовательских проектов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в своем выступлении по теме «Наличные и безналичные платежи: восприятие и практика использования» поделился актуальными результатами исследований НАФИ. По его словам, в последние 3-4 года доля пользователей банковских услуг в России практически не меняется, зафиксировавшись на уровне 78%. Это означает, что рынок должен развиваться за счет изменения структуры потребляемых услуг. Характерной чертой российского рынка, по словам выступающего, является пассивная модель потребления. Большинство финансовых продуктов в России фактически «навязаны» государством (ОСАГО, зарплатные карты, ДМС от работодателя). Несмотря на то, что банковскими картами владеет большинство потребителей, более половины населения России до сих пор не имеет опыта пользования безналичными платежами, а 90% наших сограждан по-прежнему ежедневно используют наличные.


С. Антонян: «Большинство финансовых продуктов в России фактически «навязаны» государством»


Говоря об осведомленности о банковских продуктах, С. Антонян отметил низкую информированность населения о дистанционных сервисах. Так, 64% опрошенных не знают, что такое виртуальная карта, около трети россиян незнакомы с возможностями интернет и мобильного банка, каждый пятый не знает о платежах и переводах в терминалах и банкоматах. Вместе с тем, как отметил докладчик, по последним данным НАФИ, пользование т.н. «переходными» каналами платежей вплотную приблизилось (платежи через банкоматы) или даже несколько опережает (платежные терминалы) традиционные каналы (платежи через отделение банка или Почты России).

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.10
Николай Хлопов, THI (The Hinge Ideas Ltd.)

Интересно, как отметил выступающий, что на фоне небольшого роста количества пользователей услуг интернет-магазинов за 2013–2015 гг. значительно выросла доля тех (с 41 до 64%), кто оплачивает интернет-покупки с помощью банковской карты. Использование традиционного для интернет-торговли способа оплаты – наличными курьеру – значительно сократилось (с 37 до 29%).

Пользование дистанционными каналами наиболее характерно для молодых и обеспеченных потребителей. По всем дистанционным банковским продуктам возраст самых активных пользователей составляет 20–29 лет, а доход превышает 30 тыс. руб. в месяц на 1 человека в семье.

В заключение С. Антонян озвучил основные барьеры к использованию мобильных и электронных платежей, которые, носят психологический характер, в т. ч. привычка использовать наличные, страх совершить ошибку, отсутствие доверия к новому продукту и низкий уровень информированности.

Продолжил тему наличных денег Николай Хлопов (см. видео доклада), эксперт в области трендспоттинга и бизнес-стратегии THI (The Hinge Ideas Ltd.), своей креативной презентацией, в которой поделился видением того, как в будущем могут измениться взаимоотношения потребителей с деньгами. Он подчеркнул, что конкурентная ситуация на рынке сильно изменилась: появилось множество стартапов, новых финансовых сервис-провайдеров и пр. Что характерно, количество людей не изменилось, зато выросло число желающих бороться за них, при этом большинство новых игроков – не банки, что должно стимулировать традиционные кредитные организации к пересмотру своих отношений с потребителями. Выступающий рассказал об экспериментах, проведенных компанией Method, направленных на исследование важности конфиденциальности платежей и возможностей общедоступной финансовой истории клиента, потенциала «персонифицированных денег» и роли человеческой физиологии при совершении покупок. В результате экспериментов были сделаны следующие важные для банков выводы. Во-первых, одна фотография покупки, размещенная пользователем в Instagram, стоит тысячи слов, во-вторых, пользователи начинают зависеть от сервисов, которые проявляют заботу об их интересах, в-третьих, финансовые сервисы могут по разному себя позиционировать в зависимости от того, как клиент относится к деньгам, в-четвертых, данные дают возможность создавать «динамические» сервисы, отвечающие в режиме реального времени на текущие требования и потребности клиентов, в-пятых, не надо рассматривать банк лишь в качестве узкого и предельно утилитарного инструмента: он должен стать платформой, на основе которой могут вырасти соседние рынки.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.11
Василий Солодков, Банковский институт, Высшая школа экономики

Первую сессию ПЛАС-Форума завершил Василий Солодков (см. видео доклада), директор Банковского института, Высшая школа экономики, который рассказал об основных проблемах НДО в России и вариантах их решения. Россия, по его словам, является уникальной страной: только у нас человек, идущий покупать автомобиль, несет с собой мешок с деньгами. Также он сообщил, что при запуске зарплатных проектов снимать наличность с карт отправлялись 99% владельцев зарплатных карт, сейчас их количество снизилось до 80%, но очевидно, что для развития безналичных расчетов этого совершенно недостаточно. Одним из основных недостатков российской банковской системы выступающий назвал отсутствие деления счетов на сберегательные и расчетные. По его мнению, регулятор должен прописать наличие у владельцев зарплатных карт права размещать деньги на любой из подсчетов: это способствовало бы появлению денег на банковских счетах и, как следствие, развитию банковских продуктов, связанных с безналичными расчетами. Вторая проблема, обозначенная В. Солодковым, связана с невозможностью российских банков планировать стоимость своих пассивов в долгосрочной перспективе. Решением проблемы, по его словам, могли бы стать сберегательные сертификаты, используемые в США. Банк сам устанавливает ставку и сам решает, на какой срок его будет продавать, тем самым получая гарантированный пассив по фиксированной цене. Третья проблема, отмеченная выступающим, – это проблема так называемых серийных вкладчиков. Чтобы разместить накопленные 14 млн рублей и попасть в систему страхования, россиянин должен обойти примерно 15 банков и через год повторить данную процедуру, что достаточно трудоемко и опасно для жизни. В США для решения данной проблемы существует своего рода межбанковская ассоциация: клиенту достаточно посетить один банк, объяснить свои условия, далее все необходимые операции банки будут выполнять сами. Выступающий особо подчеркнул, что серийные вклады – это благо для экономики, а не угроза. В заключение В. Солодков подчеркнул, что если банки будут в массовом порядке продвигать новые услуги, в скором времени они будут обязательно востребованы клиентами.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.12

В рамках второй сессии ПЛАС-Форума Клайв Вуджер (Clive Woodger) (см. видео доклада), основатель и владелец компании SCG International, и Анна Побережная, консультант по стратегии и развитию бизнеса SCG International, представили аудитории концепцию банковского бренда, его влияния на мотивацию сотрудников, а также того, как можно использовать бренд при разработке стратегии и операционной деятельности. В частности, К. Вуджер рассказал о «Методе 360°», который предполагает достижение универсального восприятия банка клиентами и сотрудниками за счет корреляции внешнего брендинга и внутренних ценностей. К сожалению, отметил он, только треть отделов кадров и маркетинговых подразделений учитывают в своих стратегиях такой важный фактор, как имидж бренда, не задумываясь о том, что так или иначе имидж будет сформирован – только не факт, что такой, каким его хотелось бы видеть руководству компании. В качестве примера успешной работы над имиджем выступающий привел опыт ребрендинга банковской группы HSBC. Он отметил, что негативное восприятие банка, основанное на убеждении, что он является консервативным, бюрократическим, лишенным духа предпринимательства заведением, было трансформировано в позитивное, в котором банк предстает как целостный, клиентоориентированный, готовый помочь клиентам и предлагающий разнообразные продукты. В результате ребрендинга банк стал восприниматься как лучшее место для работы, чему способствовало, помимо прочего, стремление поддерживать единую культуру в офисах, расположенных по всему миру.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.13
Клайв Вуджер (Clive Woodger), SCG International

А. Побережная предложила задуматься о стратегии маркетинга и коммуникаций во время кризиса. Она отметила, что, как правило, маркетинговые бюджеты в сложной экономической ситуации сильно урезаются, однако на текущий момент приоритетом является борьба за покупателя. Осуществлять массовые увольнения сотрудников приходится на фоне позиционирования себя как надежного работодателя для квалифицированных кадров. Таким образом, банки сейчас оказались в непростой ситуации, и им как никогда необходимо вести работу по поддержанию единого имиджа в глазах клиентов и сотрудников; ведь если месседжи окажутся противоречивыми, добиться синергетического эффекта не удастся, и бренд может оказаться провальным. В качестве примера выступающая упомянула банк ВТБ, который возглавил рейтинг российских работодателей, а также стал номером один в Казахстане.

Иван Пятков (см. видео доклада), директор департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы, рассказал о проекте банка по модернизации функционала банкоматной сети, а также о запуске моделей устройств самообслуживания с принципиально новым интерфейсом, которые призваны сделать контакт банка и клиента более комфортным и понятным. По его словам, Россия еще долго будет оставаться страной наличного оборота, поэтому популярность банкоматов будет еще долго сохраняться. Этому способствует и небывалая популярность терминалов, которых на других рынках практически не существует: это один из самых распространенных каналов оцифровки денег. По данным компании J’son & Partners Consulting, в 2014 году оборот платежных терминалов достиг 1,15 трлн руб., продолжая расти, однако уже сейчас наблюдается замедление темпов роста. Связано это в первую очередь с развитием банковских сервисов, которые постепенно вытесняют платежные терминалы. Понимая это, в Банке Москвы решили не обходить вниманием развитие канала ATM и коренным образом его модернизировать, т. е. превратить банкоматы в полноценный канал дистанционного обслуживания, расширив его возможности и создав для них новый интерфейс. Выступающий подчеркнул, что банкоматы являются своего рода мостом от офлайнк онлайн-обслуживанию.

И. Пятков рассказал, что модернизация канала устройств самообслуживания началась с детерминации его роли в развитии банка. В качестве ключевых принципов трансформации были обозначены следующие:

  1. Банкомат обеспечивает доступ не только к карте, которую клиент вставил в банкомат, но и ко всем счетам и продуктам в банке;
  2. Банкомат – адаптивное устройство, подстраивающееся под поведенческие и потребительские особенности каждого клиента;
  3. Банкомат – инструмент продажи банковских продуктов.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.14Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.15
Иван Пятков, Банк МосквыАлексей Фомичев, «Гамма-Центр»

А. Фомичев: «”Гамма- Центр“ предлагает для сервиса самоинкассации АДМ модели DoCash ADM-100»


В настоящее время в банкоматах доступен широчайший спектр услуг, который помимо снятия/внесения наличных и оплаты услуг и штрафов ГИБДД включает в себя создание шаблонов платежей, определение часто снимаемой и последней суммы для получения наличных, подключение автоплатежей по оплате сотовой связи и ЖКУ, а также автоматический поиск с возможностью моментальной оплаты задолженности по ЖКУ через номер ЕПД. Кроме того, клиенты Банка могут получать предложения на специальных условиях от Банка, а также открывать вклады с повышенной ставкой. В заключение представитель Банка Москвы рассказал, что на разработку концепции, анализ и создание инфраструктуры, а также на юзабилити-тестирование и проведение фокус-групп ушло примерно 8 месяцев.

В планах банка внедрение новых сервисов, таких, например, как оплата мобильной связи без выбора оператора, оформление частичного досрочного погашения кредитов, отображение часто снимаемой суммы и другие интересные и полезные возможности.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.16
На стенде «Гамма-Центр» было традиционно многолюдно. Посетители ПЛАС-Форума активно интересовались широким ассортиментом продукции компании
Алексей Фомичев (см. видео доклада), зам. председателя совета директоров по технологиям, директор по продажам компании «Гамма-Центр», представил эффективные решения компании для любого формата банковских офисов. В частности, для самоинкассации можно использовать автоматическую депозитную машину DoCash ADM-100, обеспечивающую автоматизированный прием выручки юридических лиц с онлайн-зачислением на счет. Выступающий отметил, что установка данного решения гарантирует увеличение комиссионного дохода, привлечение новых клиентов, экономию средств за счет оптимизации работы службы инкассации и снижение трудозатрат в оперкассах банка. Для фронт-офиса «Гамма-Центр» рекомендует электронный кассир с функцией рециркуляции CTS CM-18 с 8 или 12 барабанами, предназначенный для приема и выдачи наличных денежных средств с проверкой на подлинность в режиме рециркуляции. Затраты банка на хранение денежных средств при этом сокращаются на 25%, на инкассацию и транспортировку – на 40%, на обеспечение безопасности и аренду – на 50%. Для зон с режимом работы 24/7 компания «Гамма-Центр» поставляет автоматические депозитные монетоприемные машины SCAN COIN CDS 9. Благодаря аппарату клиенты банка могут быстро сбыть скопившуюся мелочь в режиме самообслуживания, что позволяет банку сэкономить время персонала на прием монетной наличности и решить проблему нехватки монеты, необходимой для проведения расчетно-кассового обслуживания юридических лиц. По словам Алексея Фомичева, для клиентской зоны актуальной является установка системы управления очередью DoCash Q2, которая помогает обеспечить соблюдение единых стандартов обслуживания во всей сети отделений и позволяет контролировать работу операционистов и отделения в целом. Еще одним интересным решением для клиентской зоны является информационная электронная панель DoCash Smart Panel, предназначенная для воспроизведения цифрового бизнеси медиаконтента c возможностью работы с корпоративным контентом заказчика. Для бэк-офиса «Гамма-Центр» предлагает использовать счетно-сортировальные многокарманные машины, в т. ч. SBM SB-5000 – самый компактный и высокоскоростной пятикарманный сортировщик банкнот для обработки больших объемов наличности, прошедший тестирование в СЦ ЦБ РФ и размещенный на сайте ЦБ РФ.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.17
Екатерина Камышникова, Quantum
Екатерина Камышникова (см. видео доклада), маркетолог Quantum, рассказала о передовых решениях в сфере развития банковского ритейла на базе уникальной роботизированной платформы MonRo. Подробно рассмотрев, какие новые возможности открывает данная платформа, а также ее принципиальные отличия от используемых сегодня на рынке решений в данной области, Е. Камышникова подчеркнула, что компания Quantum радикально изменила саму концепцию их построения, применив в платформе MonRo сверхнадежную транспортную систему на базе универсального промышленного робота-манипулятора. Именно это позволило на базе универсальной платформы MonRo осуществлять перемещение между функциональными модулями устройства в соответствии с выбранным алгоритмом разнообразных материальных объектов: банкноты, монеты, слитки драгоценных металлов, инвестиционные монеты, бланки документов, лотерейные билеты, пластиковые карты и многое другое. По словам докладчицы, реализованная компанией технология адаптивного ресайклинга позволяет обойтись без традиционных диспенсеров, купюроприемников, ресайклеров у каждого клиентского окна. Их заменяют клиентский шлюз особой конструкции, общедоступные счетчики и универсальные ячейки хранения банкнот и материальных ценностей. Это существенно оптимизирует стоимость конструкции и уменьшает количество выездов сервисной и инкассаторской служб и, как следствие, сокращает затраты при эксплуатации.

 

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.18
Алексей Шестаков, ДИИП 2000
Алексей Шестаков (см. видео доклада), руководитель отдела проектов ДИИП 2000, в своей презентации поделился методами организации банковского офиса в условиях оптимизации затрат и рассказал о наиболее востребованных решениях компании. Система управления очередью Smart Line вмещает в себе всеобъемлющий функционал: кроме управления потоком клиентов, она позволяет осуществлять сбор и анализ статистики, администрирование работы офиса и пр. Ожидаемым эффектом от внедрения СУО Smart Line является повышение качества обслуживания клиентов, оптимизация работы персонала банка, совершенствование бизнес-процессов на всех уровнях организации и накопление маркетинговой информации для последующего анализа. Интересным решением для оборудования офиса нового типа, по словам А. Шестакова, является аппаратно-программный комплекс Roller Cash + Newton. В числе его преимуществ выступающий выделил соответствие требованиям Банка России, снижение затрат на организацию рабочего места, максимальный уровень безопасности и учет всех операций, возможность работы не только с банкнотами, но и с другими материальными ценностями, привлечение новых клиентов, повышение их лояльности, отсутствие физической преграды, комфортное обслуживание, быструю организацию рабочего пространства. Особо он отметил безопасность хранения денежной наличности, обеспечиваемую в т. ч. гибкой настройкой лимитов выдачи и времени между операциями, а также наличием интеллектуальной системы распознания подозрительных операций, что, по словам представителя ДИИП 2000, делает ограбление бессмысленным. Далее А. Шестаков рассказал о преимуществах обработки банкнот с помощью инновационного комплекса Toshiba IBS-1000, в котором реализован ряд уникальных технологических решений, таких как надежная детекция банкнот, передовая технология переворачивания и изменения ориентации банкнот, встроенные модули обандероливания. технология непрерывной обработки депозитов с использованием карт со штрихкодом (batch card), многоуровневая сортировка по ветхости, а также интеграция в автоматизированную банковскую систему.


О. Брагинский: «Клиенты с большими доходами охотнее всего пользуются мобильным банкингом» (см. видео доклада)


Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.19Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.20
Олег Брагинский, «Бюро Брагинского»Альберт Миннуллин, Profindustry

О том, что далеко не все клиенты могут и готовы пользоваться дистанционными каналами, рассказал в своей презентации директор компании «Бюро Брагинского» Олег Брагинский. По мнению эксперта, именно граждане с большими доходами, которые аккумулируют денежные средства на счетах и используют методы накопления и приумножения, с удовольствием пользуются мобильным банкингом. В подтверждение своих слов выступающий рассказал о пяти кластерах клиентов, сгруппированных с точки зрения их перспективности как клиентов ДБО. К первому кластеру – «Солидные» – относятся склонные к накопительству обеспеченные люди, для которых платежи являются ежедневной рутиной и которые не любят ездить в отделения. Второй кластер – «Целеустремленные», клиенты, имеющие депозиты и кредиты, накапливающие деньги ради конкретной цели и использующие ДБО при необходимости. К третьему кластеру относятся «Зарплатники», к четвертому – «Платежники», которые представляют собой перспективные сегменты для предложения им банковских услуг, в т. ч. ДБО. Пятый сегмент – «Консервативные» – не является с этой точки зрения целевым для банка в силу отсутствия у данных клиентов интереса к инновационным банковским продуктам и недоверчивости к технологиям в целом. Пословам О. Брагинского, для коммуникации через ДБО были отобраны три кластера – «Платежник», «Целеустремленный» и «Солидный», и для каждого из них были разработаны специальные модульные e-mail-конструкции, гарантирующие получение каждым клиентом уникального письма. Чтобы произошло изменение пользовательской парадигмы, отметил выступающий, нужно на это повлиять, ведь чтобы, например, человек стал смотреть время на смартфоне, понадобилось 10 лет.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.21
Лука Кокоччиа (Luca Cococcia), Profindustry

Когда детектор становится решением – такой была основная тема доклада Альберта Миннуллина (см. видео доклада), руководителя направления по работе с корпоративными клиентами Profindustry, и Лука Кокоччиа (Luca Cococcia) (см. видео доклада), менеджера по развитию бизнеса в ритейле в регионах EMEA и ЛА, ARCA. А. Миннуллин отметил, что качество фальшивых банкнот продолжает улучшаться, и стандартные просмотровые детекторы уже не в состоянии справиться с их идентификацией. Помимо модернизации фальшивок, свою роль играют такие факторы, как усталость кассира, недостаток квалификации, постоянное обновление существующих типов банкнот и выпуск новых номиналов. Для решения задач, связанных с проверкой подлинности и обработкой наличных денежных средств, компания Profindustry представляет линейку автоматических детекторов валют Moniron. Так, Moniron Dec Multi, предназначенный для кассы обмена валют, способен обнаружить «склейки» самого высокого качества, а кроме того, имеет доступ к базе данных «Валюты мира». Также в данном устройстве реализована функция обновления встроенного ПО «одной кнопкой» и предусмотрена возможность интеграции с системой «ЧЕКТВ», что обеспечивает новый уровень безопасности на кассе. Moniron Dec POS разработан с учетом особенностей применения на кассах супермаркетов, магазинов и предприятий сферы услуг. Его отличительными чертами являются компактность и интуитивно понятная индикация подлинности банкноты. Для главной кассы в ритейле Profindustry предлагает решение Moniron Dec Ergo с функцией печати Z-отчета с итогами проверки и пересчета по каждому номиналу банкнот. Также выступающий рассказал о новом решении для служб доставки, такси, ресторанов и пр. – Moniron Dec Mobile. По его словам, данный детектор, позволяющий провести проверку банкнот на улице, в машине, в квартире клиента, не имеет аналогов на сегодняшнем рынке. В заключение А. Миннуллин подчеркнул, что срок окупаемости внедрения решений линейки Moniron, как правило, не превышает одного месяца.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.22

Л. Кокоччиа сообщил о слиянии компаний ARCA и CTS, отметив, что в результате ARCA получила дополнительные возможности в сфере инновационных решений по автоматизации НДО, и рассказал о преимуществах автоматизированных депозитных машин для банков, таких как онлайн-верификация потока наличности, свобода выбора времени инкассации, повышение скорости оборота наличности и объемов депонирования благодаря круглосуточной работе без участия специалиста, защита от фальшивок и смешивания разных валют. Такие решения, подчеркнул выступающий, также интересны и для ритейлеров, в т. ч. возможностью снизить расходы на персонал и дополнительное оборудование и переориентировать сотрудников на решение более важных задач.

Завершило вторую сессию выступление Джо Гринвуд (Jo Greenwood) (см. видео доклада), технического директора, EMEA, Applied DNA Sciences, посвященное инновационным технологиям защиты наличных. По ее словам, использование растительных ДНК-маркеров для маркирования денежных мешков при их транспортировке позволило отправить за решетку 101 преступника, а количество соответствующих преступлений снизилось примерно на 75%. При этом ДНК-маркеры являются абсолютно безопасными и гарантируют уникальность «следа». Еще одним интересным решением для защиты наличных денег является система впрыскивания специального композита: при нападении на банкомат банкноты склеиваются и становятся непригодными к использованию. При этом для использования данной технологии банку не нужно закупать новое оборудование: достаточно разместить устройство с композитом в уже существующие кассеты, используемые в банкоматах. В случае срабатывания устройства кассета может быть использована снова, а затраты на ее очистку минимальны.


Джо Гринвуд: «Растительные ДНК-маркеры помогают бороться с ограблениями инкассаторов»


Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.23
Джо Гринвуд (Jo Greenwood) , Applied DNA Sciences

Разумеется, «за кадром» ПЛАС-Форума не могли остаться инновационные технологические решения и концепции для филиальной сети розничного банка от лидера отрасли. Открывая третью сессию, Александр Мишин (см. видео доклада), зам. директора по развитию компании «Гамма-Центр», сделал доклад о правильном (корректном) внедрении сложных программно-аппаратных комплексов в структуре кредитных организаций на примере собственного, востребованного на рынке, продукта компании – системы управления очередью (СУО) DoCash Q2. Основной метод, предложенный докладчиком, заключается в принципе разумной последовательности, так называемой поступательной реализации проекта. Александр Мишин выделил четыре основных этапа предложенного принципа – создание рабочей группы, анализ рынка, пилотирование и внедрение с последующим тиражированием, добавив, что к моменту завершения последнего этапа общая готовность и уверенность в успешном внедрении должны достичь не менее ста процентов за счет общей компетенции по внедряемому решению. Такой принцип заранее позволяет избежать основных ошибок, допускаемых в большинстве случаев, при достаточно поверхностном подходе ответственных лиц к проекту: высокая стоимость решения и последующего владения, минимальное соответствие решения ожиданиям по функциональности; что влечет за собой повторный перезапуск проекта и новые издержки. В заключение Александр Мишин остановился на преимуществах СУО DoCash Q2, таких как стабильность, география внедрений, функциональные возможности: центральное администрирование, предварительная регистрация, интеграция с BI-системами и CRM. Учитывая имидж компании «Гамма-Центр» как инновационной компании, докладчиком было презентовано абсолютно новое, не имеющее аналогов на российском рынке решение СУО DoCash Q2 Nano моноскрин, востребованное как в крупных отделениях, так и в мини-отделениях банков. Данное решение сочетает в себе не только экономичность, компактный размер и полную функциональность СУО DoCash Q2, но и простоту развертывания и последующего обслуживания. В целом презентации компании «Гамма-Центр» традиционно были одними из самых ярких в рамках ежегодного ПЛАС-форума.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.24Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.25
Александр Мишин, «Гамма-Центр»Сергей Паравин , Ingenico Russia & CIS
Сергей Паравин (см. видео доклада), руководитель проектов по системам самообслуживания Ingenico Russia & CIS, ознакомил аудиторию с результатами исследования российского рынка платежных технологий самообслуживания, проведенного «Инженико», и представил новые технологии автоматизации приема платежей. По данным, собранным компанией, количество инсталляций устройств самообслуживания, предназначенных для приема платежей за услуги, в настоящий момент превысило 500 тыс., при этом валовый объем платежей через терминалы самообслуживания стабилизировался. Что касается количества инсталляций устройств самообслуживания, предназначенных для приема платежей за товары, их пока менее тысячи, а валовый объем платежей демонстрирует стабильный рост. При этом если в первом случае основным инструментом платежа являются наличные, во втором случае наличные средства и платежные карты используются в равной степени. В качестве успешного примера использования терминалов самообслуживания при оплате товаров выступающий привел терминалы на АЗС, размещение которых в торговом помещении позволяет обеспечить клиентам АЗС комфортные условия при оплате топлива и услуг, а владельцу АЗС гарантирует получение дополнительного дохода за счет сопутствующих услуг. Еще одним примером использования терминалов самообслуживания при оплате товаров стал ортопедический магазин, владельцы которого решили отказаться от оплаты на кассе. Представляя программный комплекс PowerSoft, в качестве программной основы для построения сервиса оплаты за поставляемые товары через терминалы самообслуживания, С. Паравин отметил, что переход от оплаты услуг к оплате товаров является следующим шагом развития платежной индустрии самообслуживания и значительно мотивирует держателей банковских карт к увеличению остатков на карточных счетах.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.26
Борис Кузмас , BS/2
Борис Кузмас (см. видео доклада), руководитель отдела маркетинга литовской компании BS/2, входящей в состав группы предприятий Penki kontinentai, в своем выступлении осветил методы оптимизации процессов управления денежными потоками с использованием решения Сash Management. iQ. Семейство продуктов .iQ – уникальная платформа, разработанная BS/2 и представляющая собой многофункциональный комплекс решений для мониторинга и управления бизнес-процессами. Cash Management.iQ предназначен для автоматизации и оптимизации процессов, связанных с распределением наличных средств во всех точках приема и выдачи. Любой руководитель, отметил выступающий, задается прежде всего следующими вопросами: «Где находится вся наличность в данный момент времени?», «Как предугадать завтрашние потребности сети точек?», «Какова реальная стоимость наличных?», «Как уменьшить и оптимизировать затраты на кэш-менеджмент?»

Программное решение позволяет оперативно находить ответ на все поставленные вопросы, а значит – поддерживать оптимальное количество наличности в сети, а также оптимизировать процессы и уменьшить издержки, связанные с кэш-менеджментом.

Подтверждением эффективности данного решения являются приведенные докладчиком цифры: в зависимости от эксплуатируемого парка оборудования, используемой методологии управления наличными и других факторов, владелец сети устройств самообслуживания может сэкономить до 20% затрат, связанных с процессом движения наличных.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.27Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.28
Максим Дарёшин, Альфа-БанкАндрей Трифонов , эксперт в digital banking
Максим Дарёшин (см. видео доклада), начальник управления развития систем самообслуживания, процессинговый центр, блок Розничный бизнес Альфа-Банка, поделился с аудиторией опытом тестирования видеокассира Helper. В качестве предпосылок к его внедрению выступающий назвал стремление сократить стоимость инфраструктуры, необходимость поддержки высокого уровня качества и корректности обслуживания клиента по всем каналам, а также возможность перевести большинство операций в Helper, начиная от внесения наличных и заканчивая закрытием счета, а также ввод заявки на выпуск карты, регистрацию обращения клиента и пр. Он отметил, что клиенты, посещающие офис банка, как правило, нуждаются прежде всего в консультации по решению какого-либо вопроса, в результате чего уже совершают комплекс простых операций, например, погашение кредита по номеру счета. В Альфа-Банке выделили список соответствующих операций и попытались реализовать их на оборудовании компании NCR. Говоря о возможных вариантах применения видеокассира, М. Дарёшин назвал розничное отделение банка, ТЦ, отделения для юридических лиц. Также он предположил, что их использование будет эффективным для зарплатных проектов, например, такие устройства можно будет устанавливать на проходных заводов рядом с банкоматами, что, безусловно, повысит уровень лояльности клиентов к банку. В заключение представитель Альфа-Банка рассказал об основных проблемах, которые еще предстоит решить. Связаны они в первую очередь с трактовкой определения видеокассира: по его словам, его можно рассматривать как кассу с удаленным управлением либо как банкомат с ручным управлением, и в зависимости от этого придется решать вопросы с ответственностью за выданные денежные средства, вопросы идентификации клиента, риски мошенничества и пр. Главное, подчеркнул он, до запуска проекта необходимо удостовериться в работоспособности и надежности данного устройства.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.29
Андрей Трифонов (см. видео доклада), эксперт в digital banking, в рамках своего доклада обратился к теме диджитализации будущего и архитектуры цифровой эры. Он отметил, что пока банки экспериментировали с различными каналами обслуживания, начала нарастать новая концептуальная угроза, которая заключается в том, что ИТ-архитектура банков в целом устарела и не годится для работы в цифровой экономике. Системы, внедренные в конце 90-х годов, не справляются с вызовами нового времени, поскольку требования к банковским продуктам радикально изменились – начиная от дизайна и заканчивая их дистрибуцией. Между тем широко обсуждаемая стратегия клиентоцентричности фактически в нынешних АБС сводится к рядовой таблице клиентов – одной из многих. Удельная стоимость старых АБС непомерно растет, притом, что их функционал переходит к окружающим системам, соответственно, их ценность для бизнеса катастрофически снижается. Усложнение ландшафта снижает скорость выполнения функциональных изменений и повышает стоимость владения. Чтобы соответствовать парадигме новой цифровой экономики и быть успешными, банкам предстоит освоить новые принципы партнерства, создавая симбиотические продукты в цифровом пространстве и смирившись с тем, что физические каналы будут востребованы только для таких операций, как первичная аутентификация и профессиональный совет. Предстоит перестройка как внутреннего контура ИТ-систем, так и фактически построение нового внешнего контура для встраивания в новую экономику. В заключение выступающий подчеркнул, что банки должны осознать тот факт, что у цифровой экономики совсем другие принципы функционирования: по сути, это новая реальность, в которой нам предстоит жить.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.30
Иосиф Панасюк , WEBINAR
Иосиф Панасюк (см. видео доклада), директор по развитию WEBINAR, рассказал о преимуществах использования вебинаров в финансовом секторе. Формат вебинаров можно использовать для проведения обучающих и экспертных семинаров, совещаний внутри компании, трансляций выступлений топ-менеджмента, онлайн-собеседований, видеоконсультаций, а также различных маркетинговых мероприятий и пресс-конференций.

И. Панасюк отметил, что проведение вебинаров способствует решению таких задач, как открытие новых филиалов (за счет обучения удаленных специалистов), повышение качества клиентского обслуживания (благодаря оперативному внедрению корпоративного стандарта обучения) и обновление линейки банковских продуктов (за счет быстрого обучения сотрудников новинкам).


А. Трифонов: «Системы, внедренные в конце 90-х годов, не справляются с вызовами нового времени»


По озвученным данным, Корпоративному университету Сбербанка удалось сэкономить порядка 1 млрд руб. на обучении сотрудников с 2013 года (данные на 2015 год), а в Промсвязьбанке снизили стоимость обучения одного сотрудника в 10 раз.

Помимо обучения, формат вебинаров можно использовать для решения задач по привлечению новых партнеров и клиентов. В качестве примера И. Панасюк привел брокерские и трейдерские компании и брокерские подразделения банков, такие как Брокерский Дом «Открытие», Альфа Директ, ВТБ 24 Брокер и др.

Также формат вебинаров активно используют для проведения онлайн-конференций с участием топ-менеджмента и совещаний с филиалами в регионах. Как отметил выступающий, использование онлайн-формата позволяет сотрудникам из региональных подразделений, а также менеджерам, которые находятся в командировках, оставаться в курсе важных дел, новостей и решений.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День первый - рис.31
Александр Кузин , «Моушн Вью»

Завершило рабочую программу конференции первого дня ПЛАС-Форума выступление Александра Кузина (см. видео доклада), генерального директора «Моушн Вью» (группа компаний «Деловая Русь»), посвященное дополнительным возможностям по привлечению клиентов в банк с помощью Digital Signage. Согласно приведенным докладчиком данным, около 60% из 200 опрошенных европейских и американских банкиров признали, что важность банковских отделений постоянно возрастает. При этом, по их мнению, роль банковских отделений является определяющей для обслуживания клиентов, удобства операций, генерирования доходов и формирования имиджа банка. А. Кузин отметил, что использование систем Digital Signage существенно повышает шансы банка привлечь и удержать клиента, поскольку язык визуализации понятен абсолютно всем. В числе преимуществ таких систем перед статичными изображениями выступающий отметил прежде всего эффект движения, которое неизбежно привлекает внимание клиента. По словам А. Кузина, 60% опрошенных банкиров отметили важность внедрения систем DS в банках и только 8% сочли их ненужными. При этом 59% респондентов уже внедрили в своих банках такие системы, а из тех, кто пока этого не сделал, 66% планируют внедрить их в ближайшее время. Для эффективного внедрения DS, подчеркнул выступающий, необходимо учитывать множество элементов, таких как ПО, сеть, плееры, дисплеи и пр. Однако наиболее важным элементом является контент, который в конечном итоге должен создавать образ успешного и удобного банка, с помощью которого клиент может осуществить свои желания.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube