курс цб на 22.01: USD 66.3634 EUR 75.5481
криптовалют: BTC 3533.4$ ETH 115.81$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 12(223) / 418 просмотров

Опыт Square и будущее мобильного эквайринга в России

Павел Глушенков, венчурный партнер инвестиционного фонда Inventure Partners

В середине октября американская компания Square Inc. подала заявку на первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Его организацией занимались крупнейшие международные банки, среди которых Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Morgan Stanley. Согласно информации New York Times, бизнес Square оценивался в 6 млрд долларов США до IPO. Эта компания является основателем и лидером рынка мобильного эквайринга в мире, ее оборот за 3 квартала 2015 года составил 25,5 млрд долл., а выручка – 893 млн долл. США.

14 октября Комиссия по ценным бумагам США выложила в открытый доступ форму S-1 по Square, Inc. В России, как и в мире, уже несколько лет функционируют компании со схожей моделью, поэтому мне показалось интересным проанализировать этот отчет и высказать свои мысли. Призываю всех читателей данной статьи принять участие в обсуждении результатов Square и дополнить мои выводы, так как я мог и пропустить в этом отчете что-то интересное.

Оценка Square при первичном публичном размещении акций (IPO)

Хотя Square планировала разместить акции в ценовом диапазоне 11–13 долларов за одну акцию, итоговой стала цена в 9 долларов. В течении первого дня торгов акции достигали до 13,93 долларов, что выше верхней границы диапазона. Капитализация компании составляла около 4,5 млрд долларов на пике.

Рентабельность Square
Таблица 1. Рентабельность Square, 2012–2015 гг

Эта оценка не учитывает еще 121 млн акций, которые подлежат выпуску по опционам и варрантам, вместе с которыми стоимость компании составляла 6,1 млрд долларов США на пике.

Несмотря на то, что текущая цена ниже, чем в последнем инвестиционном раунде (15,46 долл. за акцию), стоимость компании все равно поражает: ведь ей только 6 лет, следовательно, это один миллиард долларов за каждый год существования бизнеса. Всего Square привлекла 521 млн долл., т.е. мультипликатор капитализации к привлеченным средствам составляет более 11,0×, а стоимость доли инвесторов к вложенным ими средствам составляет около 3,4×.

Положительный денежный поток

Из отчетности видно, что рентабельность компании постоянно растет, и хотя компании не удалось выйти в плюс по отчету о прибылях и убытках, она получила первый положительный денежный поток за первые три квартала 2015 года (табл. 1). Другими словами, она вышла на уровень безубыточности.

Динамика безналичного оборота в США и доли Square
Таблица 2. Динамика безналичного оборота в США и доли Square, 2012–2015 гг.

Под валовой прибылью я понимаю чистый денежный доход от транзакционного бизнеса или выручку за вычетом себестоимости эквайринга.

Доля Square на рынке торгового эквайринга США

На шестой год своего существования через компанию пройдет около 0,7% всех безналичных операций в США, что хорошо видно на табл. 2.

Если предположить, что на 6-й год развития мобильного эквайринга в России кто-то из наших игроков добьется (пропорционально) таких же успехов, как Square, то в 2019 году такой «виртуальный» игрок будет обрабатывать 120 млрд рублей в одиночку (так как согласно прогнозу Euromonitor объем сделок с использованием платежных карт в 2019 году в России составит 17 трлн рублей) – см. табл. 3.

Пример с виртуальными объемами «российского Square»
Таблица 3. Пример с виртуальными объемами «российского Square»

Средний чек

Размер средней транзакции Square составляет 53 доллара, что сопоставимо со средним размером транзакций по торговому эквайрингу, составляющим в США 51 доллар. Это говорит в пользу того, что сегодня mPOS равномерно проникает во все сферы американского бизнеса.

В России средний чек в mPOS составляет чуть более 2 тыс. рублей. Это больше, чем в торговом эквайринге, приблизительно в 2 раза, что связано с нишами, где mPOS на сегодня получил наибольшее распространение, – это, например, интернет-коммерция и страхование. Постепенно размеры транзакций в России также выровняются – по мере роста популярности мобильного эквайринга.

Выручка и валовая прибыль

Основной доход Square приносит комиссия за эквайринг, которую платит мерчант. Компания берет в стандартном случае 2,75% за card-present транзакцию либо 3,5% +0,15 доллара за cardnot-present операцию (например, если сделка происходит по телефону). При этом указано, что для крупных клиентов Square может предлагать ставки и ниже стандартной по своему собственному усмотрению.

Starbucs

Square предоставляет возможность приема онлайн-платежей через интеграцию с платформами для интернет-магазинов, такими как Weebly и Bigcommerce, предлагая ставку 2,9% +0,30 доллара за операцию, принятую через эти сайты. Разница между этой и стандартной ставкой может уходить в пользу партнеров.

Посчитать чистый доход от этих операций несложно, так как в отчете приводятся цифры как по выручке, так и по расходам. Получаем выручку и валовую рентабельность (см. табл. 4).

Компания берет с мерчантов в среднем 3% и оставляет себе валовую маржу в 1,1% от оборота (уже за вычетом комиссии своего эквайера).

Отмечу, что в России на mPOS-рынке действуют схожие комиссии, и игроки получают схожую валовую прибыль.

Сделка со Starbucks

Эта сделка имела поистине сумасшедший PR-эффект для компании, но, как мы видим, является в значительной степени убыточной для Square. Компания несет до 30 млн долл. прямых убытков только на эквайринге для этой сети. Какой же размер комиссии Square субсидирует? Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось найти финансовые показатели Starbucks.

Исходя из этих данных, получается, что ставка эквайринговой комиссии для Starbucks в 2013 и 2014 гг. составляла 1,3%, или на 0,3% меньше, чем себестоимость самой транзакции для компании Square (которая равна приблизительно 1,6%) – см. табл. 5.

Выручка и валовая рентабельность Square
Таблица 4. Выручка и валовая рентабельность Square, 2012–2015 гг

К сожалению, мне не удалось найти данные по обороту Starbucks «только в США», но кофейная сеть раскрывает оборот по всем странам Южной и Северной Америки, где около 15% точек находятся за пределами США. Я экспертно уменьшил этот общий оборот точек на обоих американских континентах на 15% и получил, в некотором приближении, данные по США.

Сделка со Starbucks исключительна: российские игроки предлагают крупным клиентам «с именем» пониженные ставки эквайринга, но я не слышал ни об одном случае работы себе в убыток «ради PR».

Потери от mPOS-ридеров и Square Cash

Square открыто признается в отчете, что отдает бесплатно свои mPOS-ридеры, и раскрывает прямые убытки от этой деятельности, относя расходы на закупку и распространение ридеров в маркетинговые затраты (табл. 6).

Сделка со Starbucks
Таблица 5. Сделка со Starbucks: финансовые подробности

При этом расходы на ридеры в отчетности компании также включают в себя и затраты на поддержание сервиса Square Cash, который позволяет людям отправлять друг другу деньги с карты на карту без комиссии.

Надо сказать, что на текущий момент абсолютное большинство мерчантов в США использует простые mPOS-ридеры, которые считывают только магнитную полосу на банковских картах. ПИН-код на таких ридерах ввести невозможно.

В США с 1 октября 2015 года ответственность за фрод по EMV-картам с чипом, которые были прокатаны на таком ридере, перекладывается на мерчанта, что приведет к постепенному вытеснению подобных ридеров более сложными и дорогими устройствами, которые будет субсидировать гораздо накладнее.

Стоит упомянуть, что европейские и российские игроки с начала 2015 года работают в новых реалиях и уже прошли через полное обновление парка mPOS-терминалов, что компании Square еще только предстоит сделать. При этом российские игроки были вынуждены заменить весь парк одномоментно, тогда как у Square будет возможность производить замену поступательно, не прекращая распространений «простых» моделей ридеров.

Субсидирование более дорогих EMV-ридеров менее выгодно, поэтому игроки в Европе и России могут похвастаться тем, что продают терминалы, а не дарят, в отличие от Square, генерируя чистую прибыль – вместо убытков для своих акционеров.

Убытки Square от mPOS-ридеров
Таблица 6. Убытки Square от mPOS-ридеров

Эффективность маркетинговых затрат

Компания Square указывает на тот факт, что маркетинговые затраты квартала возвращаются к ней в виде валовой прибыли за 4–5 следующих кварталов. Это очень хороший показатель, если учитывать валовую маржу в 1,1% от оборота.

Другими словами, клиенты, привлеченные в текущем квартале, дадут за следующие 4–5 кварталов оборот, в 100 раз превышающий затраты на маркетинг и продажи текущего квартала.

Компания также указывает, что около половины мерчантов из становящихся ее клиентами самостоятельно находят и начинают использовать сервис компании, что добавляет эффективности ее маркетинговому бюджету.

Отмечу, что похожее правило работает и на рынке России – около половины всех клиентов сервисов мобильного эквайринга сами нашли предложение сервиса mPOSигрока в интернете и стали его клиентами.

Размер бизнеса клиентов Square

Доля МСБ

Доля малого бизнеса в обороте Square превышает 63%, хотя она падает на протяжении уже четырех лет подряд (см. рис). Думаю, падение доли малого продолжится, что связано с двумя основными факторами:

  • среднего бизнес (так как назвать бизнес с продажами более 500 тыс. долларов в год, или 42 тыс. в месяц крупным никак нельзя) начинает постепенно использовать mPOS-технологии,
  • с ростом бизнеса клиенты не спешат менять Square на другие решения.

Дополнительные сервисы

Square запустила несколько новых сервисов для своих клиентов в 2014 году. Среди них стоит выделить несколько групп:

  • Облачные сервисы, предоставляемые по подписке за месячную плату (SaaS):
    • SquareAppointments – упрощает управление встречами со своими клиентами для мерчантов,
    • Square Customer Engagement – помогает наладить прямую коммуникацию со своим клиентом и доставлять ему информацию о специальных предложениях,
    • Square Payroll – позволяет легко учитывать рабочие часы сотрудников.
  • Валовая прибыль от транзакций и выручка Square от доп. услуг
    Таблица 7. Валовая прибыль от транзакций и выручка Square от доп. услуг, 2014–2015 гг
  • Финансовый сервис – Square Capital.
    Услуга делает возможным получение онлайн-кредитов для мерчантов Square. Компания выдает ссуды сама и выступает как посредник для третьих лиц. Получить кредит можно, просто подав заявку онлайн. Возврат ссуды происходит путем регулярного списания компанией определенной суммы от безналичного оборота клиента. Всего Square уже выдала таких кредитов на 300 млн долл. США, из которых 75 млн долл. пришлось на III квартал 2015 года.
  • Сервис по доставке еды для ресторанов – Caviar. Сервис предлагает организовать прием и доставку заказов для ресторанов, у которых нет собственной службы доставки. Square называет это delivery-asa-service.

Доля дополнительных сервисов в валовой прибыли Square растет очень быстрыми темпами. Если такая динамика продолжится, то выручка от них может превысить чистый доход от транзакций в ближайшие несколько лет.

Что касается отечественных реалий, то российские компании начали тестировать схожие сервисы в 2015 году. Это произошло быстрее – уже на 3-й год развития рынка, тогда как Square запустил такие услуги лишь на 5-й год со дня своего основания.

Резервы на потери от фрода и реальные выплаты Square
Таблица 8. Резервы на потери от фрода и реальные выплаты Square, 2012–2015 гг

Убытки от мошенничества

Стоит отметить учетную политику Square в области оспоренных транзакций (chargeback), которые возникают в результате мошенничества с банковскими картами. Компания резервирует в среднем 0,11% от оборота на такие операции, реально же она выплачивала 0,09%, что соответствует среднерыночным потерям в США (согласно данным Euromonitor). Получается, что mPOS-транзакции являются настолько же безопасными, как и традиционный торговый эквайринг – никакой заметной разницы не прослеживается.

Если мы возьмем для сравнения российские данные Euromonitor, то карточный фрод в России составляет 0,08% от оборота, что меньше, чем в США. Могу также отметить, что ввиду того, что mPOS по сути является предпроцессингом и позволяет легко вводить ограничения по операциям каждого своего клиента в отдельности, потенциальные потери от фродовых транзакций в мобильном эквайринге должны быть меньше, чем в среднем по рынку.

Кратко о перспективах мобильного эквайринга в России

iPhone

Российский рынок mPOS следует в своем развитии за американским, где мобильный эквайринг продолжает наступать на пятки традиционному торговому эквайрингу и, я уверен, заставит его постепенно трансформироваться в более простой и удобный сервис для малого и среднего бизнеса.

Мобильный эквайринг в России доказал свою незаменимость на целом ряде индустрий, поэтому уже сегодня его стремятся добавить в свою линейку продуктов прозорливые финансисты и банкиры.

Мы с вами будем свидетелями того, как mPOS займет свою справедливую долю в отрасли карточного эквайринга в России, и эта доля в ближайшем будущем может измеряться уже сотнями миллиардов рублей от общего объема платежей по банковским картам.

Читайте в этом номере: