Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 24.03: USD 63.7705 EUR 72.59
криптовалют: BTC 3982.5$ ETH 136.67$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 12(223) / 431 просмотр

Банк Москвы: взгляд на будущее ДБО и интернет-эквайринга

Егор Давыдов, и. о. директора департамента электронной коммерции и развития электронных каналов Банка Москвы

О перспективах развития дистанционных банковских сервисов, интернет-эквайринга и электронных платежей в целом, а также о роли банков и международных платежных систем в этом процессе рассказывает Егор Давыдов, и. о. директора департамента электронной коммерции и развития электронных каналов Банка Москвы.

Истоки современной экосистемы дистанционных банковских сервисов

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост объемов операций в каналах ДБО, включая интернети мобильный банкинг, а также объемов интернет-эквайринга. При этом основным драйвером этого роста, конечно же, выступает развитие каналов широкополосного доступа в интернет.

Вспомним, что еще совсем недавно, по историческим меркам, населению России практически не были доступны современные банковские услуги, за исключением вкладов, предназначенных исключительно для получения процентного дохода. Знакомый старшему поколению термин «положить на сберкнижку» говорит сам за себя: осуществление каких-либо операций со счетом той самой «сберкнижки», кроме его пополнения и снятия средств в кассе банка, было невозможно. Услуги же открытия классического банковского счета физическому лицу для обслуживания его текущих финансовых транзакций еще несколько десятилетий назад были в диковинку.

Первые системы дистанционного банковского обслуживания стали развиваться в России одновременно с приходом на наш рынок карт международных платежных систем. Успех МПС на отечественном рынке был обусловлен в тот период именно тем, что они предоставили первый инструмент, позволяющий получить дистанционный доступ к своему банковскому счету. Отечественные платежные инструменты не могли конкурировать тогда с МПС – инфраструктура последних строилась десятилетиями и потребовала колоссальных финансовых затрат со стороны всех участников. Поэтому на фоне бурного развития каналов связи именно карты МПС стали в России основным инструментом для осуществления дистанционных операций с банковским счетом физлица. Посмотрим на хронологию развития дистанционных банковских услуг с использованием платежных карт. Первыми такими услугами исторически стали выдача наличных денежных средств в ПВН и банкоматах, а также оплата товаров и услуг по карте на POS-терминалах. Позднее физлицам в сетях банкоматов и информационно-платежных киосков стали доступны и платежи в адрес поставщиков массовых услуг, включая мобильных операторов, интернет-провайдеров и компании ЖКХ.

Банкомат
В сетях банкоматов и платежных терминалов лишь относительно недавно стали доступны платежи в адрес поставщиков массовых услуг, включая мобильных операторов

Долгое время другие услуги по картам не предоставлялись, т. к. инфраструктура международных платежных систем для держателей карт изначально была основана на использовании физических устройств и не могла дать большего. Развитие каналов связи, прежде всего широкополосного доступа в интернет, и прогресс в микроэлектронике и вычислительных технологиях предоставили банкам возможность организовать оплату товаров и услуг через интернет. Здесь необходимо отметить ведущую роль зарплатных проектов, благодаря которым у значительной части населения появился полноценный банковский счет. Рост эмиссии зарплатных карт способствовал распространению в России услуги интернет-банкинга. И сегодня мы наблюдаем очередной этап, характеризующийся динамичным развитием мобильных платежей.

На данный момент экосистема ДБО в России пришла в более-менее устойчивое равновесие. Практически во всех российских крупных и средних розничных банках клиентам сегодня предоставляются услуги интернети мобильного банкинга. При этом типичный функционал этих сервисов примерно одинаков – это различные переводы, платежи предопределенным получателям, платежи по свободным реквизитам, постоянные платежные поручения. Кроме того, широкое разнообразие мобильных финансовых приложений на рынке позволяет клиентам банков проводить самые различные операции по своим платежным картам, не обязательно используя сервисы, предоставляемые их банками-эмитентами. Наконец, важную роль в этой экосистеме играет и классический интернет-эквайринг.

Банк

Банк Москвы и его экосистема сервисов дистанционного обслуживания

Банк Москвы, являясь высокотехнологичным банком, с момента своего создания принимает самое деятельное участие в развитии инновационных платежных продуктов и сервисов для физических лиц. Так, совместно с ОАО «МТС» и ЗАО «Интервэйл» в 2008 году банком был запущен первый в России проект, позволяющий держателям карт любых кредитных организаций оплачивать услуги различных провайдеров с помощью мобильного телефона.

Сегодня Банк Москвы предоставляет полный спектр услуг дистанционного обслуживания. Интернет-банк и мобильный банк Банка Москвы позволяют клиентам проводить самые разнообразные операции как по картам, так и с текущих счетов. Наиболее востребованными у пользователей наших дистанционных сервисов, судя по имеющейся у нас статистике, являются такие типы транзакций, как платежи в пользу поставщиков услуг и денежные переводы.

В 2014–2015 гг. Банк Москвы также разработал и выпустил ряд кроссплатформенных мобильных standalone-приложений для держателей карт любых банков, позволяющих максимально удобно и быстро совершать определенные типы финансовых транзакций: «Переводы», «Квартплата» и «Мой проездной». Последнее позволяет с использованием технологии NFC производить прямое пополнение карт «Тройка» и записывать на нее проездные билеты.

Кроме собственных приложений, Банк Москвы обслуживает и приложения сторонних разработчиков – например, приложение «Парковки Москвы».

Отличительной особенностью работы мобильной платформы Банка Москвы является сквозная идентификация клиента. Держателю карты достаточно зарегистрировать свою банковскую карту с вводом ее реквизитов в одном из приложений, после чего она становится доступна как источник платежа во всех приложениях, работающих через мобильную платформу нашего банка. Это обеспечивает максимальное удобство для держателей карт, избавляя их от необходимости каждый раз проходить процедуру регистрации карты в приложении.

Оплата товаров и услуг

Распределенный платеж в e-commerce

При предоставлении услуг интернет-эквайринга Банк Москвы сегодня также внедряет новые технологии, направленные на совершенствование и упрощение транзакционных процедур для удобства плательщиков. Одним из таких новшеств является услуга «Распределение платежей».

Суть данного сервиса заключается в предоставлении возможности держателю карты оплачивать однотипные услуги и товары различных поставщиков в рамках одной операции. Например, сегодня держателю карты для пополнения двух разных абонентских лицевых счетов у операторов связи необходимо провести две отдельные операции ввода всех необходимых реквизитов платежа. Еще большее число таких однотипных раздельных операций держателям приходится совершать при оплате коммунальных услуг. Проведение большого числа операций требует много времени и зачастую толкает клиента на поход в офлайновое отделение банка для оплаты всех квитанций разом.

Технология «Распределение платежей» устраняет данное неудобство. Клиенту достаточно выбрать всех нужных ему поставщиков и оплатить их услуги в рамках единой операции, далее Банк Москвы самостоятельно произведет перевод необходимых сумм каждому поставщику. Клиент выбирает поставщиков услуг, которые он хочет оплатить, начисления суммируются, и у клиента списывается общая сумма начислений всех поставщиков. Банк Москвы в соответствии с перечнем выбранных поставщиков и сумм производит перечисление средств поставщикам отдельными операциями. Таким образом можно оплачивать и государственные услуги – например, платить налоги и погашать штрафы ГИБДД, а также совершать оплату товаров и услуг, предлагаемых на маркетплейсах различными поставщиками.

Единственное условие – все платежные операции в этом случае должны иметь одинаковый interchange fee. А поскольку размер последнего, согласно по правилам МПС, зависит, в том числе, от категории получателя платежа, в нашем случае – поставщика услуг, нельзя, например, оплатить одним платежом услуги сотовой связи и услуги ЖКХ.

Автоплатеж

Одними из наиболее динамично развивающихся банковских дистанционных сервисов являются подключаемые услуги автоплатежей и регулярных платежей. Данное направление, с нашей точки зрения, будет активно развиваться в ближайшем будущем, так как упомянутые сервисы востребованы клиентами при оплате регулярных услуг, обеспечивая быстрое, комфортное и прозрачное проведение платежа.

Сегодня наибольшее распространение услуга автоплатежа через дистанционные каналы банковского обслуживания получила в сфере оплаты услуг мобильной связи и интернета. Тем не менее нельзя не отметить, что в течение последних двух лет мы наблюдаем резкое увеличение подключений услуги автоплатежа для оплаты государственных и муниципальных услуг, а также услуг предприятий ЖКХ. Данная тенденция, по мнению экспертов рынка, будет сохраняться в обозримом будущем.

Приложение «Мой проездной»
Приложение «Мой проездной» позволяет производить прямое пополнение карт «Тройка» и запись билетов

Е-invoicing на рынке интернет-эквайринга: плюсы и минусы

По данным ряда аналитических агентств, российский рынок интернет-эквайринга в ближайшем будущем продолжит свой рост в основном за счет мелких и средних предприятий, подключающихся к системам электронных платежей. К наиболее перспективным и быстрорастущим направлениям на данном рынке относятся услуги денежных переводов и онлайн-пополнения счетов.

Отдельно стоит обратить внимание на набирающую популярность технологию e-invoicing (выставление счетов в электронной форме). Среди специалистов сегодня пока что нет единого мнения о перспективах данной технологии на российском рынке. По мнению сторонников данной технологии, главными ее плюсами являются отсутствие посредника в виде международных платежных систем, безотзывность платежа и, как следствие, отсутствие необходимости в претензионной работе, удобство для клиента с возможностью устанавливать лимиты и выбирать предприятия, в адрес которых могут проводиться безакцептные платежи, и, наконец, снижение комиссионных платежей для торгово-сервисных-предприятий (ТСП).

Действительно, с этих позиций внедрение и популяризация технологии e-invoicing выгодно и банку, и ТСП, и потребителям. Банк экономит на авторизационных и клиринговых комиссиях, а также на затратах на претензионную работу. Торгово-сервисные предприятия получают в качестве бонуса пониженный размер торговой уступки и иных комиссий. Плательщик же получает возможность проводить оплату товаров и услуг в хорошо знакомом и удобном интерфейсе с дополнительными настройками.

Однако у всех этих плюсов есть и обратная сторона. Технология e-invoicing невыгодна для тех банков, которые активно предоставляют на рынке услуги интернет-эквайринга, но при этом не являются сколько-нибудь значительными эмитентами карт. Впрочем, и для банков с большими объемами эмиссии внедрение данной технологии означает потерю доходов от интернет-эквайринга, которые поступают от операций по картам сторонних банков.

Для клиента точно так же существуют свои минусы: так, в случае недобросовестной работы интернет-магазина он уже не имеет возможности оспорить операцию по правилам МПС. Конечно, есть еще и законодательство, защищающее потребителя, но, как известно, самостоятельное решение проблем в судебном и административном порядке – гораздо более трудоемкий и неприятный процесс для клиента, чем визит в отделение своего банка-эмитента для составления претензии. Более того, в некоторых случаях, например, если происходит намеренное банкротство интернет-магазина, клиент не имеет практически никаких шансов на возврат денежных средств.

В свою очередь, недостаток технологии e-invoicing для интернет-магазинов состоит в том, что ее внедрение влечет затраты на техническую интеграцию и заключение соответствующего договора с каждым банком-эмитентом в отдельности. С учетом того, что банки-эмитенты в любом случае не снизят ставку ниже уже установленной для конкретного сегмента ставки interchange fee, экономия ТСП выглядит достаточно сомнительной. Не надо также забывать и о том, что отсутствие контроля со стороны МПС может привести к соблазну некоторых мерчантов начать реализацию через интернет сомнительных товаров, например контрафактной продукции.

Мобильные сервисы Банка Москвы
Пользователям мобильных сервисов Банка Москвы всегда доступна история платежей разным провайдерам

В качестве одного из вариантов решения части описанных проблем сегодня часто рассматривается привлечение платежного агрегатора. Предполагается, что ТСП, практикующие онлайн-коммерцию, будут подключаться к агрегаторам, которые уже имеют договоры со множеством банков-эмитентов. Такая схема исключает самостоятельную интеграцию со стороны интернет-магазина, которому не потребуется заключать договоры с каждым банком-эмитентом в отдельности. Однако в такой схеме появляется посредник, который, по сути, выполняет ту самую роль, которую в данный момент выполняют на карточном рынке международные платежные системы с их гораздо более развитой и безопасной инфраструктурой. Логично предположить, что наличие такого посредника приведет к определенному удорожанию технологии для ТСП, но не снимет, например, вышеописанных проблем потребителей, связанных с работой недобросовестных интернет-магазинов.

Таким образом, перспективы технологии e-invoicing выглядят сегодня неоднозначно, и на данном этапе она может быть интересна, пожалуй, лишь банкам со значительным эмиссионным портфелем.

Знаковые тренды в электронной коммерции ближайших лет

В текущей ситуации стремительного и сложно предсказуемого развития информационных технологий и средств связи трудно прогнозировать будущее электронной коммерции даже на горизонте 2–3 лет. Тем не менее текущие тенденции позволяют выделить в e-commerce ряд перспективных трендов. Так, можно ожидать появления на рынке специализированных компаний, оказывающих услуги населению в части полного сопровождения любых регулярных платежей – в адрес как коммерческих, так и государственных предприятий и организаций. Клиенту достаточно будет один раз предоставить такой компании перечень услуг, которые он желает оплачивать, и всю дальнейшую работу по их оплате с карты либо с текущего банковского счета клиента компания возьмет на себя. Конечно, на клиенте останутся некоторые функции, такие как, например, передача данных приборов учета (если они не могут передаваться автономно) и, по желанию, проверка начислений перед их оплатой. При этом подобный сервис могут предоставлять как банки в своих каналах ДБО, так и независимые компании.

Второй важный тренд, который сегодня зарождается, состоит в персонализации платежного функционала. До настоящего времени развитие сервисов ДБО шло по пути наполнения систем все новыми дополнительными функциями. Увеличивалось число доступных операций, количество поставщиков услуг, объем справочной информации и пр. В такой ситуации дистанционные сервисы становятся доступны для клиента «по умолчанию» и вне зависимости от того, нужны они ему или нет. Вероятно, в ближайшее время мы увидим обратную тенденцию, связанную с упрощением и персонализацией платежного функционала систем ДБО под нужды конкретного клиента. Ему по умолчанию будут доступны только те сервисы, которыми он регулярно пользуется, причем доступ к этим сервисам будет максимально простым.

С развитием систем бизнес-аналитики банками будет проводиться анализ платежных потребностей клиента, и на его основании станут предоставляться персональные предложения воспользоваться тем или иным платежным сервисом. Например, при наличии информации о неоплаченных штрафах клиенту будет предлагаться оплатить их на той витрине, которой он чаще всего пользуется. Такое проактивное поведение банков при предоставлении финансовых услуг позволит им не только повысить лояльность существующих клиентов, но и привлечь новых.

К этому же тренду следует отнести и максимальное упрощение процедуры дистанционного платежа для клиентов при сохранении должного уровня ее безопасности. Так, известно, что при проведении CNP-операций по картам основное неудобство для клиента состоит в необходимости ручного ввода реквизитов карты. Для крупных интернет-эквайеров в данном случае целесообразно создавать базу данных зарегистрированных карт с целью упрощения проведения клиентом операции. В базе эквайера может храниться определенный идентификатор клиента, например, номер его телефона. При оплате в онлайн-магазине, обслуживаемом таким интернет-эквайером, клиенту будет достаточно всего один раз зарегистрировать карту. При последующих оплатах будет достаточно ввести номер своего телефона для осуществления операции и, при необходимости, пароль SMS OTP в рамках процедуры 3-D Secure.

Оплата с мобильного устройства

Горизонты новой платежной экосистемы

Если же смотреть на более отдаленные перспективы рынка дистанционных банковских сервисов, становится понятно, что международные платежные системы в том виде, в каком они существуют сегодня, вероятно, должны претерпеть достаточно кардинальные изменения. Как уже отмечалось, основное сегодняшнее преимущество МПС – развитая глобальная инфраструктура. Но с дальнейшим развитием информационных технологий и все большей «мобилизацией» держателей карт это преимущество в значительной мере теряется. Конечно, на развитие инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие банков-участников МПС, эти факторы влияния не оказывают, но на инфраструктуру обслуживания платежных карт их влияние уже очень существенно. Так, если раньше банкам приходилось вкладывать огромные средства в развитие сети терминальных устройств (банкоматов, информационно-платежных и POS-терминалов), то в настоящее время клиент, покупая смартфон, фактически самостоятельно инвестирует в платежную инфраструктуру и получает инструмент доступа к счету «в любом месте в любое время». Для осуществления платежной операции уже сейчас достаточно лишь наличие у конечного пользователя мобильного устройства с возможностью отдавать с него распоряжение по переводу средств тому или иному получателю. Дело остается за малым: разработать и стандартизовать процедуры получения на смартфон реквизитов от конечного получателя платежа и передачи информации получателю о результатах операции. В таком технологическом окружении, безусловно, текущий банковский счет вернет свое первостепенное значение для осуществления повседневных транзакций. Все операции будущего «мобильного века», вероятно, будут проводиться непосредственно с текущего банковского счета клиента без участия посредников. По сути, это и будет основой технологии e-invoicing следующего поколения. Возможно, тогда будут созданы общедоступные «облачные» сервисы, к которым смогут подключаться, с одной стороны, банки, а с другой – поставщики массовых сервисов, т. е. получатели денежных средств. Вопросы интеграции и адаптации существующей инфраструктуры международных платежных систем к таким принципиально новым условиям будущей платежной экосистемы уже сегодня требуют активного совместного обсуждения всеми участниками рынка.

Читайте в этом номере: