Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 24.03: USD 63.7705 EUR 72.59
криптовалют: BTC 3982.5$ ETH 136.67$
Архив / 2015 / ЖУРНАЛ ПЛАС № 12(223) / 522 просмотра

Цеснабанк: опыт модернизации карточного бизнеса на платформе WAY4

Балжан Баишева, управляющий директор Цеснабанка

В2015 году Цеснабанк, входящий в тройку крупнейших финансовых институтов Казахстана, вывел свой карточный бизнес на новый уровень. Реализации этой стратегической задачи способствовал в том числе переход на процессинговую платформу WAY4 компании OpenWay. Эта миграция обеспечила целый ряд ранее недоступных возможностей, включая круглосуточное онлайн-взаимодействие с банковской системой, ведение детального бухгалтерского учета по всем карточным продуктам и более эффективный мониторинг подозрительных транзакций. Банк также внедрил новое фронтальное решение, позволяющее обслуживать клиентов в любом филиале вне зависимости от места открытия банковского счета с использованием платежной карточки и моментально проводить операции зачисления и списания денежных средств по карточке.

«Исчезли многие ненужные дублирующие, проверяющие и, по сути, бесполезные бизнес-процессы, сотрудники отошли от рутинных процедур, появились время и возможности для непосредственного развития бизнеса», – отмечает управляющий директор Балжан Баишева. В своем интервью, данном журналу «ПЛАС», она рассказала о том, что побудило банк сменить карточную систему, и как удалось осуществить миграцию в рекордно короткие сроки – всего за 4 месяца.

ПЛАС: В начале нашей беседы – несколько слов о том, что предшествовало этой миграции: как развивался Цеснабанк и его карточный бизнес, чего удалось достичь на первом этапе развития курируемого вами карточного департамента? Что подтолкнуло банк отказаться от старой процессинговой инфраструктуры и мигрировать на новую платформу?

Б. Баишева: Начну с того, что Цеснабанк – это универсальный финансовый институт, делающий ставку на многостороннее развитие и соответствие стандартам мирового банковского сообщества. За последние несколько лет мы неоднократно получали признание на международном уровне – например, титул «Банк года в Казахстане» от журнала The Banker и «Лучший коммерческий банк Казахстана» от британского издания World Finance. Прошлый 2014 год принес нам звание «Лучшего банка Казахстана» в рамках конкурса Euromoney Awards for Excellence. Чтобы банк поступательно выходил на топовые позиции и уверенно удерживался на них, его программные продукты, оборудование, подходы, принципы должны эволюционировать вместе с ним. Карточный бизнес стартовал одиннадцать лет назад, когда Цеснабанк стал ассоциированным членом платежной системы Visa. В 2009 году был создан собственный процессинговый центр. Выбранная на тот момент платформа соответствовала ближайшим планам: банк вскоре получил статус принципиального участника Visa и предложил клиентам свою линейку карточных продуктов, была построена сеть банкоматов и POS-терминалов.

Еще через пять лет неуклонный рост Цеснабанка привел к необходимости работать с держателями карт на качественно ином, инновационном уровне. С учетом тотальной информатизации, популярности виртуальных каналов и онлайн-услуг банк поставил себе цели прямого обращения к каждому клиенту, активного и даже проактивного внимания к его потребностям. Мы взяли курс на персональное и моментальное обслуживание, быстроту исполнения поручений клиентов. Для нас стало крайне важно, чтобы держатели наших карт могли в любом отделении банка получить полную информацию по всем своим счетам, оперативно зачислить или списать деньги с карты и сразу увидеть обновленный баланс.

В 2014 году нашей команде стало очевидно, что продолжать модернизацию уже используемого программного продукта нерационально. Пришло время полностью сменить платформу. Это решение было обусловлено не только потребностями рынка, но и объективными экономическими преимуществами для самого банка.

ПЛАС: Какие структурные подразделения банка были вовлечены в выбор новой процессинговой платформы, определяя конкретные требования к ней? Какие задачи необходимо было решить сразу после миграции?

Б. Баишева: При выборе новой платформы банк во многом полагался на мнение профессионалов – сотрудников департамента с большим опытом работы в карточном бизнесе и в сегменте информационных технологий. В то же время в подготовке требований к новой системе участвовали и смежные подразделения. Были собраны в единый документ все нюансы для полноценного развития бизнеса, для осуществления поддерживающих, контрольных и учетных функций. Руководство Цеснабанка на коллегиальном органе рассмотрело все доводы и предложения. Далее был запущен стандартный процесс выбора поставщика и закупок, который и привел к миграции и запуску новой инфраструктуры.

Система WAY4 была выбрана по целому ряду важных для нас технических и бизнес-критериев. В первую очередь я бы отметила ее архитектурное отличие – целостность фронти бэк-офиса. Это дает большие преимущества: хорошо спроектированную взаимосвязь внутренних процессов, удобство интерфейсов, стабильность и надежность системы. После миграции мы смогли настроить комплексные правила для функционирования карточных продуктов и индивидуальных клиентских лимитов, а также для оперативного отслеживания, выявления и предотвращения в режиме реального времени мошеннической активности по картам.

Цеснабанк входит в тройку крупнейших финансовых институтов Республики Казахстан
Сегодня Цеснабанк входит в тройку крупнейших финансовых институтов Республики Казахстан

Кроме того, у этого программного продукта реализован современный механизм бесшовной интеграции и построения онлайн-интерфейсов между информационными системами. Вместе с WAY4 мы получили возможность реализовать несколько других важных проектов: банк запустил полноценное онлайн-взаимодействие карточной и банковской системы, а также уникальную фронтальную систему для менеджеров филиалов. Сегодня мы зачисляем деньги клиентов на их счета за секунды, можем полноценно обслуживать по картам клиентов во всех филиалах и отделениях банка вне зависимости от места открытия счета.

Критически важным в Цеснабанке считается консервативный подход к бухгалтерской отчетности, непрерывности и корректности отражения информации. Новая платформа обеспечила хранение, систематизацию и извлечение данных – по клиентам, операциям, целым направлениям деятельности. Теперь мы анализируем исторические данные и текущую ситуацию, прогнозируем тенденции в карточном бизнесе. Это позволит предугадывать потребности держателей наших карт.

ПЛАС: Не могли бы вы поделиться с нашими читателями особенностями процесса миграции? Как был спланирован технический переход на новую систему, сколько сотрудников Цеснабанка его осуществляли? Какую помощь оказывал сам поставщик нового решения?

Б. Баишева: В период подготовки к миграции рассматривалось несколько вариантов: от полного перевыпуска всех обращающихся карт Цеснабанка до миграции текущего портфолио за одну ночь. Вместе с вендором – компанией OpenWay – мы взвешивали достоинства и недостатки каждого пути и в итоге нашли оптимальное решение. Банк начал проект с одномоментной миграции всех кредитных и предоплаченных карт, переведя на новую платформу последовательно авторизационный блок и клиринговый блок. Далее настала очередь банкоматной и POS-терминальной сети. Этот этап длился пару месяцев, с поочередным плавным переключением устройств.

Подводя итоги, мы довольны своим опытом перехода на новую систему. Во-первых, порадовала скорость. Все работы, включая сертификацию в международной платежной системе, уложились в четыре месяца – с августа по ноябрь 2014 года. Во-вторых, выбранная стратегия позволила банку сразу избавиться от ранее существовавших проблем в обслуживании карт, выявить и исправить критические ошибки, допущенные в прошлом периоде. Мы вошли в 2015 год на новой надежной платформе, которая успешно справилась с повышенной транзакционной активностью в новогодний период.

Непосредственно в миграции участвовали около 15 сотрудников Цеснабанка. Сам проект перехода на новую систему был определен как стратегически значимый для банка, и все службы работали в усиленном режиме. Не могу не отметить, что очень большой объем работ по миграции был выполнен банком самостоятельно. В то же время команда OpenWay оказывала нам непрерывную помощь на всех этапах.

Важно понимать, что банк, выбрав партнера для миграции, получает не только готовый продукт, но и определенный подход к работе, к разработке решений, к выполнению задач. Важно, чтобы совпадали философия, принципы и ценности двух команд. Мы очень благодарны компании OpenWay и непосредственно ее сотрудникам, поддерживающим этот проект, за их профессионализм и неравнодушное отношение к нашим клиентам.

Цеснабанк признан «Лучшим банком Казахстана»
Цеснабанк признан «Лучшим банком Казахстана» в рамках конкурса Euromoney Awards for Excellence

ПЛАС: После того как миграция на новую процессинговую платформу решила первоочередные задачи банка, на чем сконцентрировалась ваша команда? Что было сделано в течение 2015 года?

Б. Баишева: Сразу после миграции Цеснабанк вывел на рынок несколько концептуально новых услуг, таких как роуминг карточных клиентов по всей сети филиалов и установка сложных условий по лимитам на обслуживание платежей.Вначале осени этого года банк впервые приступил к выпуску и обслуживанию карт MasterCard. В настоящий момент мы работаем над несколькими уникальными проектами, которые повысят конкурентоспособность банка на карточном рынке.

За чередой успешных проектов скрывается напряженная работа всего карточного департамента. Другими словами, в 2015 году мы не только адаптировались к работе с новой системой, но и набирали обороты для следующего качественного рывка.

Наверное, ни для кого не секрет, что даже при самом надежном партнере банки предпочитают наращивать собственную экспертизу по части используемых ИТ-решений. И Цеснабанк здесь не исключение. Некоторым нашим сотрудникам довелось ранее поработать с продуктами WAY4 в других банках, и теперь они активно передают свои ноу-хау коллегам. Сразу после миграции мы создали группу молодых специалистов, которые, пройдя обучение в Академии OpenWay, теперь в ускоренном темпе осваивают функционал новой системы, и во время работы их при необходимости и по возможности уже бросают «в бой».

Наряду со стратегическими задачами департамент нацелен на ускоренную подготовку кадров, поскольку уровень сложности заданий и ответственности постоянно растет. В планах банка – предложить своим клиентам бесконтактные карты, запустить эмиссию и эквайринг карточных продуктов еще одной международной платежной системы. И конечно, в соответствии с мировыми тенденциями Цеснабанк будет делать ставку на развитие мобильного и интернет-банкинга, обслуживание платежей электронной коммерции и P2P-переводов.

Внедрив полнофункциональное решение WAY4, банк заложил основу для быстрого инновационного развития карточного бизнеса. Мы уверены в этом, поскольку выбрали одного из лидеров на рынке процессинговых решений. И по мере того как в мире платежных услуг и продуктов будет появляться что-то по-настоящему инновационное и эффективное, клиенты Цеснабанка будут именно теми счастливцами, которые получат новинки в числе первых.

Читайте в этом номере: