Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 16.07: USD 62.828 EUR 70.8574
криптовалют: BTC 10840.4$ ETH 228.13$
Журнал ПЛАС » Архив » 2015 » ЖУРНАЛ ПЛАС № 12(223) 490 просмотров

SaaS-модель для POS-терминального ПО как гарантия непрерывности бизнеса

SaaS-модель для POS-терминального ПО как гарантия непрерывности бизнеса

Сергей Суслов, технический директор компании Ingenico в России и странах СНГ

О том, какие тренды были наиболее заметны в сфере эквайринга и платежных технологий в весьма непростом для отрасли 2015 году, на страницах журнала «ПЛАС» рассказывает Сергей Суслов, технический директор компании Ingenico в России и странах СНГ.

Не скрою, что нынешний 2015 был для российской платежной индустрии не самым простым. Отечественные банки, как известно, начали год с существенного сокращения своих бюджетов на закупку оборудования. В некоторой степени это сказалось и на нашем бизнесе: известно, что любая кризисная ситуация, и нынешняя в том числе, всегда содержит ряд потенциальных возможностей для игроков рынка, которыми необходимо воспользоваться для корректировки собственного бизнеса, расширения предложения и фокусировки на новых целях.

Напомню, что Ingenico Group серьезно укрепила свои позиции в России, создав здесь производство оборудования и ИТ-компанию полного технологического цикла. Тем самым российская команда высококлассных специалистов своего дистрибьютора – компании «Арком» – была подкреплена богатым багажом мирового опыта и компетенций Ingenico Group. С самого начала своей деятельности в России мы предоставляем нашим клиентам и партнерам (а это все крупнейшие эквайеры России и СНГ) полный спектр платежного оборудования и услуг для обеспечения их бизнеса. Комплексная система менеджмента качества на производстве, инициализация и подготовка оборудования перед отправкой клиенту, гарантийный и постгарантийный ремонт оборудования любого уровня сложности, полноценные сервисные услуги в области сетей POS-терминалов, внедрение и интеграция решений «под ключ», гибкость коммерческих подходов – основные преимущества российского подразделения Ingenico Group. Помимо этого списка одним из наиболее важных наших достижений является то, что нам удалось наладить полный технологический цикл создания, сертификации, внедрения и сопровождения программного обеспечения. Сегодня совместно с партнерами мы поставляем и сопровождаем продукты для всех сегментов рынка традиционного торгового эквайринга, а также для таких вертикальных рынков, как крупный сетевой ритейл, автозаправочный бизнес с использованием топливных карт, рынки mPOS-решений, программы лояльности, решения для оплаты проезда на общественном транспорте, биометрическая аутентификация владельца карты и многое другое.

Дискуссия с Сергеем Сусловым

Сегодня в линейке программных решений Ingenico для России и стран СНГ уже более 50 продуктов, и их число постоянно растет. Основой продуктового ряда является программное решение Universal EMV POS для всей линейки оборудования Ingenico. Данный программный продукт сертифицирован по стандарту PA DSS 3.0 и хорошо известен на рынке. Его качественные отличия – универсальность в плане применения для различных типов оборудования Ingenico, поддержка подавляющего большинства известных процессингов и типов карт (включая, безусловно, и карты Национальной системы платежных карт «Мир»), наличие готовых апробированных интерфейсов.


Мы предоставляем клиентам и партнерам (все крупнейшие эквайеры РФ и СНГ) полный спектр платежного оборудования и услуг


Помимо постоянно обновляемого программного обеспечения для EFTPOS-терминалов, в базовый комплект поставки входит пакет интеграции с кассовыми решениями более 70 производителей и система управления сетями POS-терминалов. Дополнительно к базовому комплекту мы предлагаем подсистемы загрузки ключевых данных, модули мониторинга и систем лояльности, модули оплаты на POS-терминалах с использованием мобильных телефонов (по QR-кодам или аудиотэгам), подсистему хранения электронных слипов, решения для интеграции с фискальными регистраторами, а также кассовые решения в микроформате.

Выставка Cartes Secure Connexions 2015
Ежегодная выставка Cartes Secure Connexions 2015. На стенде Ingenico Group были широко представлены новинки оборудования и инновационные платежные сервисы в рамках концепции Seamless Payments

Немаловажной чертой нашей политики в области поставки программного обеспечения является полная вовлеченность специалистов Ingenico Russia во все процессы работы с клиентом – от помощи в прохождении сертификации, интеграции и внедрения решения до обучения персонала и дальнейшего сервисного обслуживания на основе фиксированных (и весьма «антикризисных») расценок. Это отражает нашу ориентированность на долговременное сотрудничество. Кроме всего прочего, в последнее время стремительно набирают популярность схемы прямых поставок POS-терминального оборудования торгово-сервисному предприятию непосредственно с российского склада Ingenico, что существенно расширяет рынок сбыта для нашей компании. Здесь стоит отдельно отметить, что в 2015 году компания Ingenico в России прошла сертификацию процессов подготовки терминалов и загрузки ключей по стандарту PCI PIN Security v.2.0, подтвердив тем самым свое серьезное отношение к вопросам безопасности, которые приобретают все большее значение для ритейлеров в связи с изменившейся картиной угроз.

Если резюмировать итоги уходящего года для нас, то работа департамента технологий Ingenico Russia главным образом была связана с ответом на вызовы нескольких актуальных трендов. Это, безусловно, подготовка к обслуживанию карт Национальной системы платежных карт (карт «МИР»), разработка инфраструктурных решений, связанных с прямыми поставками оборудования для торгово-сервисных предприятий, и вывод на рынок программных решений, связанных с изучением покупательского опыта и маркетинговыми исследованиями потребительского поведения. В последнем случае я имею в виду как развитие «традиционных» модулей систем лояльности, так и, в определенной мере, решений для мобильных платежей. В частности, мы полагаем, что в условиях активного развития Apple Pay, Android Pay и иных мобильных платежных решений, базирующихся на NFC, а также решений мобильной оплаты товаров и услуг с использованием QR-кодов интерес потребителей к использованию смарт-устройств будет только нарастать. Это, в свою очередь, открывает путь на рынок SaaS-решениям, представляющим собой порталы лояльности нового поколения, – так как именно на мобильных устройствах внедрение и применение таких систем происходит наиболее быстро и просто. Мы тоже изучаем данную проблематику, прорабатывая сервис-ориентированную архитектуру решения в рамках платформы TETRA, на которой реализован ряд инновационных платежных решений Ingenico нового поколения. Недавний дебют прототипа планшета с интегрированным ридером бесконтактных карт (который разработан компаниями Ingenico Group, Intel и Aava Mobile в рамках концепции Internet of Things) на CARTES 2015 подсказывает, что мы на верном пути.

Seamless Payments

Что нам принесет 2016 год?

Среди софтверных решений, которые Ingenico уже готова анонсировать на будущий год, прежде всего хотелось бы выделить фактически заново создаваемую для наших клиентов систему Service Desk. Она базируется на хорошо известном ITIL-решении компании Terrasoft, но была существенно доработана с участием наших специалистов (российские сервис-инженеры Ingenico имеют богатый 10-летний опыт работы, и данное направление развивается весьма активно). Автоматизация данного процесса критически важна как для клиентов, так и для нас самих, поэтому система должна быть удобна, надежна и максимально адаптирована к реалиям бизнеса. Наряду с уже привычными подсистемами учета заявок и личного кабинета клиента мы в скором времени запускаем подсистему электронного документооборота процессов сервисного обслуживания. Полезной для наших клиентов опцией, надеюсь, станет функционал геопозиционирования терминалов, складов подменного фонда и функция трекинга маршрутов сервис-инженеров. При развертывании системы в сети интернет мы решили использовать технологию AS (Autonomous System), позволяющую автоматически переключаться между сервис-провайдерами в случае нестабильной работы или при отключении канала доступа к провайдеру. Причем такое переключение полностью прозрачно для конечного пользователя сервиса. Данная технология должна предоставить бесперебойный доступ к сервисам для всех наших клиентов.

Схема работы с запросами Service Desk

Едва ли не больше интересных возможностей предоставит нашим клиентам и система технического мониторинга на базе сервера HELIOS в новой реализации. Базовые функции отслеживания работоспособности терминалов, скорости транзакций и контроля обновления ОС и ПО сами по себе стали крайне востребованы клиентами (и в России, и за рубежом) – а это далеко не пределы функционала HELIOS. Системой интересуются уже не только отдельные торгово-сервисные предприятия и торговые сети, для которых она была изначально спроектирована, но и банки-эквайеры, которые могут использовать ее для мониторинга всей POS-терминальной сети.

Массовый запрос на увеличение функциональных возможностей модулей HELIOS заставил нас пересмотреть ряд архитектурных подходов, а именно – сделать систему распределенной. Новая редакция системы позволяет разносить функциональные компоненты на различные физические аппаратные платформы, что сделает систему масштабируемой как вертикально, так и горизонтально. Как один из плюсов новой редакции отмечу иерархическую организацию системы от конкретного торгово-сервисного предприятия до сети банка или процессинговой компании. При этом разделение данных происходит не только на логическом уровне, но и на физическом (сервер HELIOS, работающий в торговой сети, ни логически, ни физически не имеет доступа к данным эквайера), однако при этом у решения сохраняется полная функциональность как для эквайера, так и для торгово-сервисного предприятия.

Helios: вся терминальная сеть на одном мониторе

Мы ставим перед собой весьма амбициозную цель – создание на этой базе интеллектуальной прогнозирующей экспертной системы, которая обеспечивает клиенту не только функционал мониторинга, управления сетью и генерации отчетов по использованию оборудования, но и предварительную диагностику оборудования в сети, и интерпретацию результатов по ряду параметров. Такая система будет использовать эвристические методы при анализе базы знаний известных неисправностей и предвосхищать наступление различных инцидентов с оборудованием. По данным ряда исследований, до 25% затрат при реализации эквайрингового проекта приходится на работу по заявкам торгово-сервисного предприятия на восстановление работоспособности POS-терминального оборудования. Это поистине огромная сумма, превышающая совокупную стоимость оборудования и ПО в большинстве проектов. Наш ответ – удаленная диагностика терминального парка и прогнозирование эффективности его работы с выработкой рекомендаций по профилактическому обслуживанию – та самая настоящая проактивная поддержка, о которой говорят на протяжении многих лет.

Сегодня практически все вендоры платежного рынка в той или иной степени работают над созданием и внедрением систем удаленной загрузки ПО и ключей. Это не случайно, так как в среднем 17% затрат эквайрингового проекта, по данным исследований Ingenico, приходится на первичную подготовку оборудования, его конфигурирование и установку.

Набор программных решений, разработанный Ingenico, позволяет безопасно провести первичную загрузку ОС, ПО, начальной конфигурации и ключей – удаленно – в POS-терминал, полученный торгово-сервисным предприятием прямо с завода («из коробки»). Основная проблема, с которой мы столкнулись, решая данную задачу, – интеграция с существующим инфраструктурным ИТ-ландшафтом заказчика (т. е. процессинговой системой, HSM, TMS и другими подсистемами банка-эквайера). Сейчас уже можно уверенно сказать, что у Ingenico Russia есть различные решения и наработки в этой области, причем сертифицированные по стандарту PCI PIN Security v.2.0.

Пару слов необходимо сказать и про систему финансового мониторинга (т. н. «портал коммерсанта»). В ходе работ над собственным mPOS-проектом мы осознали, что исходное решение, предназначенное для контроля и управления в сфере малого бизнеса, востребовано больше даже не самим банком-эквайером, а торгово-сервисными предприятиями («коммерсантами»), которые хотят контролировать сеть своих терминалов, видеть историю покупок и аналитику по потребителям (включая структуру чека). Так как mPOS-решение Ingenico унифицировано по коду с программным решением Universal EMV POS, то нам не составило большого труда выделить одну из подсистем в качестве отдельного продукта.

Инфраструктура обслуживания

В 2016 году мы сможем предложить торгово-сервисным предприятиям России систему финансового мониторинга не только в рамках mPOS-проектов, но и в сфере торгового эквайринга. При этом все функциональные черты обычного POS-терминала будут сохранены, а затраты на связь – минимизированы с использованием программно-аппаратного решения Ingenico Connect. Отмечу, что, как и в системе хранения электронных слипов PERSEUS, в «портале коммерсанта» нами будет имплементирована функция анализа удовлетворенности потребителя. Разница лишь в том, что она будет основана уже не на прямом ответе покупателя на запрос ПИН-пада после завершения транзакции, а на анализе ответных сообщений, присылаемых клиенту по каналам SMS или e-mail уведомлений о совершенном платеже. Не секрет, что банки-эквайеры конкурируют между собой, в том числе и размером эквайринговой комиссии, поэтому данная система, как мы считаем, может серьезно укрепить связь банка-эквайера и торгово-сервисного предприятия («коммерсанта» в нашей внутренней терминологии), то есть может рассматриваться с позиции лояльности ТСП по отношению к обслуживающему банку.

Система управления медиаконтентом для POS-оборудования – еще одно новое софтверное решение Ingenico, запланированное к реализации в России в 2016 году. Как отмечалось чуть ранее, между эквайерами существует конкуренция за клиентов (торгово-сервисные предприятия). Реклама на терминалах и ПИН-падах (особенно с большим графическим дисплеем) предоставляет дополнительный доход для ТСП или эквайера, а также, возможно, играет для покупателя некую «поддерживающую», «развлекательную», роль в процессе ожидания им регистрации покупки кассиром. Таким образом, эффект от использования дорогостоящего POS-терминального оборудования наглядно увеличивается. Согласно данным исследований Ingenico, затраты эквайера на обновление контента пока невелики и составляют порядка 3–4% от общего бюджета на содержание и сопровождение оборудования. Однако здесь следует учитывать, что подавляющее большинство EFT POS-терминалов на российском рынке все еще представлены старыми моделями с монохромным дисплеем, поэтому и говорить о «медиаконтенте» для такого оборудования не приходится. На смену этим моделям идет новое поколение терминалов и ПИН-падов, оснащенных (даже в базовой комплектации) графическими дисплеями. Показатель затрат, о котором шла речь выше, вырастет, а следовательно, возникнет и потребность в контроле. Под управлением контентом, помимо загрузки данных, мы понимаем размещение рекламных изображений в привязке к пользовательским сценариям, жесткий тайминг видеопотока либо анимации, а возможно – и реализацию HTML-форм обратной связи.


Модель SaaS сегодня – дополнительный, но крайне важный элемент стабильности и определенности


ingenico groupИнфраструктура обслуживания IT

Небольшое отступление. Мной уже упоминалось решение Ingenico Connect, и мне кажется необходимым рассказать подробнее об этом решении. Совместно с компаниями МТС и «Билайн» мы провели исследование и выяснили, что проблема обеспечения устойчивой связи в регионах России и даже в определенных районах столичных городов все еще существует. Причем иногда это вовсе не является следствием плохого покрытия, трудности могут возникнуть «на стыке» старой технологии GPRS/3G и новой – LTE. Решать их выездом сервис-инженера и дорого, и долго. Кроме этого, «зоопарк тарифов» зачастую приводит к неэффективному использованию подключения и даже перерасходам средств на связь. Наконец, часто встречается и использование обычных «телефонных» SIM-карт в банковском оборудовании, что требует дополнительных, весьма дорогостоящих мер по обеспечению безопасности передаваемых данных, замедлению работы и, как следствие, – к нареканиям заказчика, вплоть до отказа от внедрения нового оборудования. Решение Ingenico Connect представляет собой комплекс из:

  • безномерной SIM-карты с единым тарифом на всей территории России (оптимизированным, исходя из среднего объема данных, передаваемых EFTPOS-терминалом),
  • предустановленного набора сертификатов для связи со всеми сервисами Ingenico,
  • специальной точки доступа, допускающей подключение только к процессингу банка и серверу Ingenico (что увеличивает безопасность использования),
  • plug-in модуля для системы мониторинга, который позволяет удаленно проверить состояние связи и провести полную диагностику с коммутатора оператора.

Предусмотрен в нашем решении также и тариф для мобильных устройств с функционалом геопозиционирования.

Ingenico Russia
Ingenico Russia: содружество партнеров!

Безусловно, если клиент не заинтересован в данной услуге, он может отказаться от нее, заменив SIM-карту в оборудовании и поменяв настройки по умолчанию, однако в этом случае удаленная диагностика связи станет недоступна. Мы уже принимаем предзаказы на сервис Ingenico Connect в рамках наших договоров сервисного обслуживания.

Большинство из озвученных выше программных решений будет предлагаться в 2016 году клиентам, как по бизнес-модели Software-as-a-Service или Application Service Provider, так и по традиционному варианту (покупка лицензии на ПО с установкой в ЦОД заказчика). В варианте SaaS программное решение разворачивает, контролирует и поддерживает компания Ingenico Russia, а клиент использует его в необходимом ему объеме. Здесь схемы оплаты возможны как на абонентской основе, так и по числу сессий обмена данными. Приобретая решение как сервис (по модели SaaS или ASP), заказчик сразу получает все преимущества, присущие данной модели, а именно: отсутствие необходимости инвестирования в установку, обновление и поддержку работоспособности оборудования, применяемого для работы системы, существенную экономию на стоимости лицензии, облегченное внедрение. Согласно данным исследований Ingenico, сегодня в России более 50% затрат на реализацию эквайрингового проекта возникает уже после приобретения оборудования и ПО. Именно поэтому мы считаем, что модель SaaS (программное решение как сервис) сегодня – дополнительный, но крайне важный элемент стабильности и определенности, позволяющий бизнесу наших клиентов достичь конкретной цели, используя минимум ресурсов.

В заключение я хотел бы поздравить всех читателей журнала «ПЛАС» с наступающим Новым годом и Рождеством и пожелать уверенности в своих начинаниях и воли к достижению целей. Уверен, что новый, 2016 год принесет нам всем дерзкие вызовы, интересные проекты и, как следствие, развитие современных технологий в нашей стране.

0

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных