22 сентября 2016, 18:22
Количество просмотров 189

Сколько экспертов – столько мнений

         <p> Собственная платежная карта «МегаФона» вызвала огромный интерес профессионального сообщества. Оценки опрошенных нами...
Сколько экспертов – столько мнений

Собственная платежная карта «МегаФона» вызвала огромный интерес профессионального сообщества. Оценки опрошенных нами экспертов колеблются от однозначно позитивных до умеренно-скептических.

Так, один из источников «ПЛАС» на банковском рынке и признанный эксперт в области карточного бизнеса отмечает несколько важных моментов, характеризующих инициативу «МегаФона» и, на наш взгляд, проясняет ряд вопросов, которые читатели аккаунтов «ПЛАС» уже успели задать в комментариях.

«На мой взгляд, «МегаФон» не случайно сделал ставку в этом проекте именно на физические карты. Целью оператора и смыслом всей истории, очевидно, было развернуть платежи с баланса телефона (ранее использовавшиеся преимущественно для сферы мобильной коммерции) на огромной платежной инфраструктуре Mastercard в России и за рубежом. А для этого нужны именно классические карты, т. к. та же перспективная NFC-технология является пока что нишевой историей, для которой еще не создана необходимая инфраструктура (как в части нужного количества мобильных устройств с этой технологией, так и в части инфраструктуры приема таких платежей).

Кроме того, на мой взгляд, оператор и банк-партнер подошли к деталям карточного продукта весьма разумно. Так, введенная комиссия за снятие средств в банкоматах призвана, во-первых, исключить такой фактор риска, как появление среди держателей профессиональных «обнальщиков» (и возможные соответствующие претензии регулятора), а во-вторых, частично компенсировать затраты самого оператора на поддержание нулевой комиссии за пополнение карты. Такой подход представляется в текущих условиях более правильным, чем подход некоторых онлайн-банков с «бескомиссионным» (а на самом деле комиссию здесь попросту платит сам банк-эмитент) снятием наличных свыше определенной суммы в банкоматах других кредитных организаций. Если для банка это еще может быть приемлемо, то в случае баланса лицевого счета для оператора это прямой убыток. В целом такой мерой, как комиссия за снятие наличных, «МегаФон» и «Раунд», привлекая средства клиентов на карточные счета, стимулируют их использовать преимущественно в безналичном канале (в торгово-сервисной сети и в онлайн-платежах).

Что касается уже появившихся в сети высказываний о том, что совмещение балансов лицевого абонентского счета и карты якобы грозит пользователям проблемами с некими «хакерами», которые воспользуются этим, то эти рассуждения по меньшей мере странны. Во-первых, сегодняшние кибермошенники в России преимущественно пользуются «дырами» в Android для перехвата управления смартфоном и вывода денег с карты на баланс телефона. Они прекрасно делают это тысячей способов без этой карты, и почему новая карта вдруг должна привлечь их внимание, не очень понятно. Карта «МегаФона» ничем не отличается в плане безопасности от других карт международных платежных систем, а средства защиты лицевого абонентского счета у операторов остались точно такими же, как и ранее. В плане безопасности здесь ничего не изменилось – никакого дополнительного риска от «совмещения» балансов, очевидно, нет, так как каких-то «новых» возможностей для хакеров тут не прибавилось».

Сколько экспертов – столько мнений - рис.1

Мария Михайлова,
исполнительный директор Ассоциации «Национальный платежный совет»
В целом положительно оценивает инициативу телеком-оператора, но видит и ряд «узких мест» в его маркетинговой стратегии.

«Появление новых платежных инструментов, новых способов и форм безналичных платежей – безусловно, положительный фактор для развития платежной индустрии и движения по пути к цифровой экономике. То, что карта выпущена под брендом оператора связи, – очевидный тренд на расширение состава субъектов оказания платежных услуг, выстраивание коопераций между кредитными организациями и компаниями, профессионально работающими с массовыми розничными клиентами.

В случае с данной картой представляется, что было бы целесообразно все-таки делать более аккуратный маркетинг. И хотя специалисты рынка, безусловно, разобрались с тем, каким образом при прямом запрете начислять проценты на остаток ЭДС данная опция активно рекламируется, потребители могут оказаться в несколько затруднительном положении».

Сколько экспертов – столько мнений - рис.2

Андрей Чирков,
независимый эксперт
Новый продукт «МегаФона» является по сути кошельком ЭДС с присущими ему ограничениями. На наш взгляд, вопросы, поднятые А. Чирковым в своем комментарии нашей редакции, очень важны и требуют дополнительных разъяснений от оператора и банка (которые мы надеемся получить от них в ближайшем времени).

«23 августа «МегаФон» презентовал «первую в мире карту, привязанную к лицевому счету абонента». Честно говоря, я совсем не понял, в чем состоит «цимес» для клиента. На презентации представитель «МегаФона» заявил, что, по их опросам, каждый второй абонент испытывает потребность оплачивать товары и услуги не картой, а телефоном. Он не уточнил, имелся ли в виду телефонный аппарат как средство идентификации или абонентский счет, как источник средств, но дальнейшая логика повествования строилась, исходя из того, что абоненты спят и видят, когда им дадут карту, с помощью которой можно будет потратить деньги, внесенные на лицевой счет. Честно говоря, я не могу представить себе человека, который, имея официальный доход на зарплатную карту или серый доход наличными, вносит его на мобильный телефон и страдает от того, что он там лежит без возможности его потратить, упорно не оформляя бесплатную карту, например, Тинькофф Банка с кэшбэком.

В презентации авторы проекта сравнивают свой продукт, который, по сути, представляет собой карту, привязанную не к банковскому счету, а к не подпадающему под систему страхования вкладов электронному кошельку, обремененному законодательными лимитами, эмитентом которого является не «МегаФон», а малоизвестный банк «Раунд» (который не аффилирован с компанией напрямую и контролируется частным лицом) с другими банковскими продуктами от лидеров рынка. На мой взгляд, логичнее сравнить его с продуктом МТС, который представляет собой банковскую карту крупнейшего МТС-Банка, прямо входящего в АФК «Система», не имеющую лимитов кошелька и защищенную АСВ: 

  • выпуск карты у «МегаФона» – даром для абонентов некоторых тарифных планов, или 249 руб. для остальных. У МТС – 199 руб.; 
  • годовое обслуживание и СМС-сервис у обоих бесплатно; 
  • снятие наличных у «МегаФона» – 2,5%, у МТС бесплатно в своей сети и 1% min 100 руб. в «чужой» сети;
  • переводы на чужие карты у «МегаФона» – 1,99%, у МТС – 1% min 60 руб.; 
  • бесплатная связь. При соблюдении вполне небольших оборотов или остатков тарифы линейки Smart становятся бесплатными, а это от 450 руб. в месяц экономии; 
  • кэшбэк и проценты на остаток анонсированы «МегаФоном», но в тарифах почему-то не прописаны; видимо, они регулируются отдельным соглашением с «МегаФоном».     
Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube