19 ноября 2017, 12:47
Количество просмотров 1148

ДБО для корпоративных клиентов: полнофункциональная среда для коммуникаций

В последние несколько лет самая молодая коммерческая услуга из пакетных продуктов расчетно-кассового обслуживания (РКО) – дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – стала широко востребованной не только среди частных клиентов кредитных организаций, но и среди юридических лиц. О тенденциях, связанных с популярностью дистанционных банковских услуг, предоставляемых участникам бизнеса, журнал «ПЛАС» беседует с Софией Поповой, начальником центра электронных услуг и обслуживания физических лиц Нефтепромбанка.
ДБО для  корпоративных  клиентов: полнофункциональная  среда для коммуникаций

ПЛАС: Как вы считаете, как представитель финансового института, ориентированного большей частью на корпоративных клиентов: действительно ли удаленные сервисы серьезно потеснили привычное банковское обслуживание в предпочтениях предпринимателей?

С. Попова: Еще недавно вершиной дистанционного банковского обслуживания в России были SMS-уведомления клиентов – впрочем, этот вид сервиса и сейчас остается популярным способом оперативного информирования и обеспечения защиты от несанкционированных операций.

Однако в целом картина за последние лет пять, конечно, очень изменилась. Число россиян, производящих банковские операции с использованием дистанционных систем обслуживания, постоянно растет. Так, например, по внутренней статистике Нефтепромбанка, около 60% клиентов – держателей банковских карт активно используют возможности интернет-банкинга. Причем прирост пользователей удаленных сервисов в банке за 2016 год составил 30%.

Отмечается и тенденция роста популярности удаленных сервисов среди предпринимателей, что связано в первую очередь с тем, что современные системы ДБО позволяют учесть реалии и специфику бизнеса. Так, например, одним из наиболее явных преимуществ современного интернет-банкинга, если сравнить его с более ранней версией – РС-банкингом, является существенная экономия времени. При использовании интернет-банкинга юридическое лицо, наряду с частным, также получает возможность самостоятельно и удаленно провести необходимые финансовые операции с любого гаджета или персонального компьютера. И можно с уверенностью прогнозировать, что в условиях современного финансового рынка тема ДБО будет приобретать все большую актуальность. Ведь, как мы знаем, время – это деньги, и никто не хочет тратить этот ресурс даром, тем более когда на счету – прибыль организации.

ПЛАС: Каковы принципиальные отличия в построении ДБО для физических и для юридических лиц?

ДБО для  корпоративных  клиентов: полнофункциональная  среда для коммуникаций - рис.1С. Попова: Если развитие интернет-банкинга для физических лиц с точки зрения набора функциональных возможностей и технологий отличает большая интенсивность процессов, то развитие ДБО для юридических лиц – процесс, скорее, консервативный и инертный.

И для тех, и для других каналы интернет-обслуживания, конечно, удобны – клиентам не нужно приходить в офис за каждой финансовой или сервисной операцией. Так, подключив услугу дистанционного банковского обслуживания, клиенты банков могут  прямо со своих смартфонов в режиме онлайн оплачивать покупки, пополнять вклады со счетов банковских карт, осуществлять денежные переводы – причем не только между счетами внутри одной финансовой организации,  но и на карты других банков. Благодаря интернет-банкингу у пользователей есть возможность сохранить самые востребованные платежи в виде шаблонов, а также настроить автоплатежи, что позволяет в дальнейшем экономить время и не пропускать важные платежи. Многие банки на базе удаленных сервисов реализуют прием онлайн-заявок на оформление банковских карт, кредитов и открытие вкладов.

В развитии ДБО для юридических лиц Нефтепромбанк ориентируется прежде всего на запросы бизнеса

Сотрудников организаций – руководителей и работников финансовых, бухгалтерских служб, безусловно, интересует классический набор функциональных возможностей в дистанционном продукте. Например, благодаря дистанционному сервису «Интеграция с 1С» корпоративные клиенты Нефтепромбанка могут вести работу с платежными документами, синхронизируя информацию о платежах с системой программы «1С: Бухгалтерия» своей организации. Сервис позволяет юридическим лицам в удаленном режиме формировать, подписывать и отправлять в банк платежные поручения, отслеживать статусы документов, получать из банка выписки по счетам, обмениваться с банком письмами. При этом происходит значительная экономия времени, снижается вероятность ошибок и повышается удобство бухгалтерской деятельности.

В рамках программного комплекса «iBank 2» Нефтепромбанк предлагает корпоративным клиентам услуги по удаленному доступу к счету с помощью дополнительных сервисов «Центр финансового контроля» и «Корпоративный автоклиент». Оба сервиса значительно упрощают ведение бухгалтерских расчетов и оптимизируют трудозатраты организаций. В частности, дополнительный сервис «Центр финансового контроля» (ЦФК) позволяет корпоративным клиентам работать с документами и счетами нескольких предприятий в формате «одного окна», а также управлять платежами в автоматическом режиме.

[caption id="attachment_395528" align="alignright" width="300"]ДБО для  корпоративных  клиентов: полнофункциональная  среда для коммуникаций - рис.2 Рост популярности удаленных сервисов среди предпринимателей связан с тем, что современные системы ДБО позволяют учесть реалии и специфику бизнеса[/caption]

Сервис «Корпоративный автоклиент» предназначен для компаний с большим документооборотом. Благодаря интеграции бухгалтерской программы корпоративного клиента с банковским сервером «iBank 2», который учитывает все особенности работы компании, у пользователя больше нет необходимости принимать участие в процессе подписания и отправки документов в банк или в получении банковских выписок. Важно, что поддержка актуальности основных типов банковских документов происходит автоматически по мере изменения законодательства.

В июле 2017 года Нефтепромбанк расширил функционал дистанционного обслуживания корпоративных клиентов на базе программного комплекса «iBank 2», предоставив  пользователям дополнительные возможности в виде оплаты налоговых, страховых и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, за третьих лиц.

Удаленные банковские сервисы, включая интернет-банкинг, – отличная интегрированная цифровая среда для построения эффективного сотрудничества не только с клиентами, но и с другими участниками рынка. Например, Нефтепромбанк в качестве банка – участника Мультисервисной платежной системы активно развивает такое дистанционное направление, как предоставление электронного поручительства данной системы перед таможенным органом юридическим лицам, осуществляющим взаимодействие с Федеральной таможенной службой России.

Мультисервисная платежная система – российская ПС, предоставляющая услуги по оплате таможенных платежей компаниям – участникам внешнеэкономической деятельности и физическим лицам. При этом частные клиенты могут совершать таможенные платежи с помощью данного сервиса наличными денежными средствами и картами международных платежных систем. Компаниям – участникам ВЭД для уплаты таможенных платежей в момент таможенного декларирования товаров предлагается воспользоваться платежным сервисом «Раунд».

Выступая в качестве банка-эмитента и расчетного центра оператора платежного сервиса «Раунд», Нефтепромбанк предлагает участникам ВЭД воспользоваться услугой электронного поручительства с использованием счетов эскроу при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации. Оперативность процесса выстраивается посредством электронного взаимодействия через системы «Личный кабинет» на базе платежного сервиса Мультисервисной платежной  системы и ДБО Нефтепромбанка, что позволяет сократить финансовые издержки организации, обеспечив выпуск груза в момент предоставления электронного поручительства в пользу ФТС.

ДБО для  корпоративных  клиентов: полнофункциональная  среда для коммуникаций - рис.3

Клиент получает возможность реинвестировать высвободившиеся средства со счета эскроу в новые поручительства, что значительно повышает эффективность бизнес-процессов организации. В реализации этого направления важным видится стирание границ отдельных дистанционных систем, чтобы удаленное управление процессами по таможенному оформлению и ДБО стало частью большого подхода в вопросах автоматизации бизнеса клиента.

В ближайшее время Нефтепромбанк планирует расширить возможности системы ДБО и внедрить сервис по проверке контрагентов клиентов. Оценка контрагентов в рамках сервиса будет происходить на основании сведений о компаниях и индивидуальных предпринимателях из открытых источников (ЕГРЮЛ/ЕГРИП, картотеки банкротств и исполнительных производств, реестры недобросовестных поставщиков и другие ресурсы), что значительно повысит безопасность расчетной дисциплины для каждого клиента. Подобные услуги позволят обеспечить принципиально новый уровень сервиса с минимальными затратами по времени и финансам на всех стадиях взаимоотношений бизнеса с банком.

ПЛАС: Привлечение клиентов к удаленным сервисам – это вопрос формирования потребительского опыта или качества обслуживания в банке?

С. Попова: Привлечь внимание клиента к интернет-банкингу – задача трудоемкая, поскольку сам по себе факт подключения к системе не гарантирует банку активного пользователя. Важно поддерживать интерес клиента к услуге, а для этого ему нужно дать возможность коммуникации, инструмент решения любых вопросов, в том числе через сайт и ДБО-каналы.

Банкам предстоит еще много работы по информированию клиентов об удобстве, надежности и безопасности ДБО

Корпоративные клиенты Нефтепромбанка в рамках интернет-банкинга широко используют удаленный доступ к счету, позволяющий получать актуальную информацию по счетам и дистанционно управлять ими. В интернет-банкинге осуществляется поддержка всех основных типов банковских документов, есть возможность обмена документами и информационными сообщениями между банком и клиентом. А благодаря тому, что сообщения подписаны электронными подписями, сохраняется их юридическая значимость. Как уже было отмечено, крупным клиентам предоставляется дистанционная услуга ЦФК, позволяющая работать с несколькими компаниями «из одного окна» и ряд других возможностей.

ПЛАС: Ваш прогноз относительно сценариев дальнейшего развития ДБО в России? Останется ли в результате место для традиционных банковских отделений?

С. Попова: Аналитики рынка уже не один год прогнозируют, что в будущем системы интернет-банкинга полностью вытеснят работу розничного офиса и позволят клиентам совершать операции из дома даже при первичном обслуживании. Я же считаю, что это вряд ли произойдет в ближайшее время, да и относится, скорее всего, больше к перспективам развития ДБО для физлиц. Многие удаленные банковские услуги уже сегодня стали обычными для активных пользователей интернет-банкинга – например, оплата различных услуг, внутрибанковские и межбанковские переводы, открытие вкладов, онлайн-заказ карт и другие банковских продукты.

Большинство клиентов Нефтепромбанка из числа юридических лиц тоже используют системы интернет-банкинга. Но я убежден, что в ближайшие 10 лет российские финансовые институты не перейдут полностью в режим онлайн-обслуживания. Следуя за новшествами технического прогресса, банки стараются улучшать свои клиентские предложения, но все же перечень услуг ДБО, предоставляемых небольшими коммерческими организациями, заметно отличается от количества услуг ДБО, оказываемых крупными финансовыми институтами или интернет-банками.

С одной стороны, финансовый рынок движется к тому, что удаленные сервисы постепенно вытесняют традиционные методы обслуживания, но с другой – не менее очевиден и тот факт, что российским банкам предстоит проделать еще много работы по информированию клиентов об удобстве, надежности и безопасности дистанционного обслуживания.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube