23 мая 2017, 18:34
Количество просмотров 172

PSD2 на рынке платежных сервисов Европы

Исследуя опыт реализации Второй европейской платежной Директивы, либерализующей основы доступа и осуществления платежей, авторы настоящей статьи –Данил Гусев, эксперт, и Борис Ким, исполнительный директор Ассоциации развития финансовых технологий, – ставили задачу проследить законодательные и технологические возможности и ограничения реализации обозреваемых в ней сервисов, а также в смежных правовых актах, регулирующих рынок расчетов и родственных ему сервисов.
PSD2 на рынке  платежных сервисов Европы

Краткое содержание

Европейская платежная директива в значительной степени способствует развитию Европой единого торгового пространства, что является целью как исторических межгосударственных соглашений, основавших Евросоюз, так и программных мероприятий на пути более тесной интеграции рынка труда (Лиссабонского договора), где европейское общество ищет дополнительные способы снижения барьеров на развитие бизнеса и стимулирования потребления по территории всей Европы.

Реализация требований первой Директивы обеспечила принятие стандартов по регистрации и работе платежных сервисов, протоколов взаимодействия в рамках предоставления услуг переводов, платежей, формирования платежных требований, правил приема платежных карт мерчантами на территории Европейского экономического пространства (European Economic Area – EEA) и их тарификации и пр.

Тем не менее анализ результатов внедрения положений наряду с влиянием на рынок технологических и организационно-структурных инноваций потребовал существенного обновления и уточнения порядка работы Директивы – и сформировал необходимость документирования новых подходов к работе платежных сервисов и взаимодействию их между собой на законодательном уровне.

Предваряя редакцию второй Директивы, многочисленные исследования регулятора и аналитиков свидетельствовали о следующих тенденциях:

  • развитии новых технологий мобильной и интернет-оплаты услуг, что предопределило развитие новых форм платежных сервисов, которые выходили за рамки буквы закона первой Директивы;
  • недостаточно гомогенной структуре тарифов на принятие банковских карт, что создавало различные условия, стимулирующие мерчантов принимать карты к оплате, это, в свою очередь, обусловливало трудности в достижении цели единого торгового пространства;
  • общей недостаточности деталей в области регулирования параметров обеспечения безопасности дистанционных операций, проводимых пользователями при участии платежных институтов и новых игроков рынка – операторов инициирования платежей (Payment Initiation Service Provider – далее PISP) и операторов доступа к информации по счетам пользователей (Account Information Service Provider – далее AISP).

В связи с этим вторая редакция Директивы получила следующие обновления:

  1. 1. Ввела понятие новых форм платежных агентов – PISP и AISP;
  2. 2. Уточнила порядок обеспечения безопасности при использовании сервисов платежных институтов и новых агентов;
  3. 3. Наделила полномочиями Европейскую банковскую ассоциацию (ЕБА) по разработке требований к обеспечению безопасности операций и методов проведения строгой аутентификации пользователя;
  4. 4. Урегулировала (в рамках параллельного решения) вопрос об ограничении комиссий, взимаемых эмитентами платежных инструментов с мерчантов (multilateral interchange fees – MIF);
  5. 5. Уточнила дорожную карту по выработке детальных требований по разработке стандартов доступа к счетам для их агрегации и инициированию операций;
  6. 6. Продолжила использовать правила обеспечения технологий SEPA Direct Debit и SEPA Credit Transfer в рамках книг правил (rulebooks), основанных на XML- протоколе обмена сообщениями – ISO 20022.

PSD2 на рынке  платежных сервисов Европы - рис.1Страновые юрисдикции начали консультации с рынком по поводу параметров обеспечения безопасности операций и аутентификации пользователей. Дополнительно к этому ведущие страны начали активнее наблюдать и стимулировать развитие индустриальных стандартов открытых данных, дабы использовать их в рамках европейского регулирования для доступа к счетам и их агрегации в рамках интерфейсов новых игроков. На данный момент банки в рамках пользовательских групп обсуждают подходы к реализации протоколов доступа к счетам и инициации платежей. При этом одним из первых документов в этом направлении можно считать подход к реализации Open API инфраструктуры – документ, опубликованный с участием британских банков в начале 2016 года. Детальному рассмотрению в рамках данной статьи эти документы не подвергались.

Пока остаются неразрешенными вопросы обеспечения институтами – держателями счетов доступа операторов инициирования операций к своим API, а также тарификации за обеспечение данного доступа (пока любые возможности для PISP и AISP ограничиваются скальпированием интерфейсов). Тем не менее крупные финансовые структуры на фоне конкурентного давления друг друга, а также общего интереса к методам и практикам финансовых технологий, на которые огромное влияние оказывают игроки нового типа, работают в рамках индустриальных и финтех-объединений и волей-неволей могут способствовать открытию доступа к данным клиентов через API и другие протоколы взаимодействия.

Некоторые называют Директиву самой главной вехой в области регулирования SEPA

Предпосылки PSD и общестратегические цели Европейского экономического пространства в создании единого рынка Европы

С развитием персональных технологий и отслеживания других тенденций, которые начали требовать новых ответов от регулятора, 2014–2015 годы стали знаковыми в рамках новой (уточненной) задачи формирования единого рынка электронной торговли в Европе. Развитие технологий, мобильной связи, популярности смартфонов, общие инфраструктурные улучшения определили потребность и интерес к потреблению товаров через сегмент электронной коммерции. Поэтому последние рекомендации Комиссии уделяют особое внимание созданию равного правового поля, обеспечивающего доступ к рынку именно электронной коммерции.

В Коммюнике Еврокомиссии по вопросу создания единого цифрового рынка Европы – A Digital Single Market for Europe – (A Digital Single Market Strategy for Europe SWD(2015) 100) – определена важность онлайн-платформ, социальных медиа и сервисов сравнения стоимости товаров в связи с развитием онлайн-коммерции. Снижение транзакционных издержек по продаже товаров и их доставке очень важно, ведь прорывная роль коммуникационных технологий очень быстро раскрывает проблемы с арбитражем цен при приобретении товаров на территории ЕС.

Поэтому рынку необходимо сформировать и внедрить единые правила трансграничной торговли в рамках страновых юрисдикций членов ЕС, покрывая услуги по доставке товаров, отследить и пресечь практику необоснованного геоблокирования пользователей, когда жители одной страны не могут увидеть страницу так, как ее видят посетители другой страны, – т. е. унифицировать политику применения НДС.

Как раз с инициативой по регулированию рынка контента в рамках создания единых правил функционирования рынка электронной торговли Европы можно связать последние дела комиссии по делам конкуренции в отношении Google: попытка интернет-компании предложить себя как агрегатора платежных средств, чтобы не дифференцировать предложения товаров на своих доменах на фоне других, была достаточно агрессивно встречена европейским регулятором.

Специфика PSD1

Первая директива по платежным услугам была принята Советом Европы в декабре 2007 года, после почти двухлетних дебатов (предложения по принятию были сформулированы в декабре 2005 года), и внесла существенный вклад в урегулирование страновых правовых систем в области контроля за платежными сервисами, обозначив общие правила регистрации и работы платежных операторов по 27 странам Европейского экономического сообщества (EEA). Директиву некоторые называют самой главной вехой в области регулирования Единого европейского платежного пространства – SEPA, хотя ее задача – лишь обеспечить одинаковый подход с точки зрения регистрации и работы платежных систем.

Эффект от вступления в силу новых правил использования платежной инфраструктуры покажет только время

Директива описала порядок регистрации платежного института (новый агент рынка платежей, в лице которого выделены операторы, проводящие операции, не требующие выпуска электронных денег, регулирующиеся Директивой об электронных деньгах), порядок его работы и взаимодействия с другими игроками рынка с точки зрения процессов и обеспечения безопасности данных, а также порядок предложения им своих услуг и раскрытия информации о них конечным клиентам. Директива также описывала порядок работы внешних сетей банкоматов, порядок приема платежных инструментов мерчантами и ряд других моментов в рамках обеспечения должного функционирования платежных сервисов при общем строительстве единого рынка Европы.

Тем не менее с момента принятия Директивы и ее внедрения в национальные законодательства стран – членов EEA произошел ряд следующих изменений, которые потребовали серьезного внимания со стороны регуляторов:

  1. технологические сдвиги;
  2. пользовательские предпочтения;
  3. реакция на принятие карт мерчантами.

Важно понимать, что первые требования, которые вошли в состав PSD, начали обсуждаться уже после 2000 года, когда в качестве тем Лиссабонской программы действий (Lisbon Agenda) были сформулированы с целью внесения изменений в рынок платежных услуг основных стран Еврозоны. Хотя в ходе консультаций 2001–2004 года удалось сформировать достаточно значимый документ с точки зрения заложенных в него перспектив развития, все равно на конец первого десятилетия XXI века сложился ряд условий, требующих существенной адаптации Директивы.

Несмотря на тот факт, что Директива являлась документом максимальной гармонизации, предусматривается ряд параметров, которые власти конкретной национальной юрисдикции могут применять по своему усмотрению (с уведомлением Европейского центрального регулятора).

Определяя типы организаций, которые могут оказывать данные услуги – наряду с кредитными институтами (банки) и рядом других институтов, задачей которых является поддержание платежной инфраструктуры), Директива упоминает и операторов электронных денег, которые были установлены Директивой об электронных деньгах в 2000 году, а также такого качественно нового актора, как платежный институт.

Платежные институты являются поднадзорными специальному режиму правил в рамках осуществления на рынке исключительно платежных функций, в частности обязуются выполнять определенный свод правил относительно стоимости своих услуг и порядка информирования о них конечных потребителей, правил формирования обменных курсов и прочих тарификаций.

PSD была обновлена в 2009 (EC Regu-lation 924/2009) и 2012 годах (EU Regulation 260/2012).

Общий исход от внедрения Директивы был оценен как положительный, в рамках которого стоимость онлайн-перевода / платежа в 100 евро на территории, подотчетной Директиве, снизилась до 0,5 евро, а при осуществлении платежа из физического отделения  осталась на достаточно низком уровне в 3,10 евро.

Причины появления PSD2

Можно выделить следующие основные предпосылки полного обновления Директивы на версию 2.0:

  • потребности в дополнительной гармонизации рынка европейских расчетов;
  • realtime платежи и новые агенты оказания услуг;
  • схемы регулирования агентов и структура конкурентной среды (недопуск новых игроков к инфраструктуре).

В октябре 2012 года была анонсирована необходимость дальнейшей реформы рынка платежных сервисов в European Commission Communication «Single Market Act II – Together for new growth», COM(2012) 573. Следует отметить, что до предложения системного обновления PSD2 уже предпринимались следующие значимые документы в рамках ЕС по развитию рынка платежных сервисов, в частности:

  • Directive 2007/64/ЕС – гармонизация правового пространства с точки зрения совершения платежей для ускорения развития рынка, а также обеспечение организационной схемы внедрения положений режима SEPA (первая Директива по платежным услугам)
  • Regulation (EC) 924/2009 – регулирование форм и особенностей трансграничных платежей, отменившее в свою очередь Regulation (EC) No 2560/2001 и существенно расширившее наполнение регулирования в части прямого дебетования. Данное регулирование устранило различия между способами списания денег по трансграничным операциям в евро в рамках Евросоюза и применимо ко всем обрабатываемым электронным способом операциям.
  • Regulation (EU) No 260/2012 установило срок окончания миграции для кредитных трансферов и прямого дебетования и замену ими национальных схем для национальных и трансграничных платежей в евро на территории ЕС.
  • REGULATION (EU) No 260/2012 of 14 March 2012 establishing technical and business requirements for credit transfers and direct debits in euro and amending Regulation (EC) No 924/2009, описывающее требования по использованию ISO-стандартов для формирования сообщений платежей: IBAN, BIC + ISO20022 XML.
Была необходима лучшая систематизация требований по защите прав потребителей при платежах

Также в рамках данного регулирования определена невозможность установления комиссии, взимаемой эмитентом платежного средства при проведении операции (Multilateral Interchange Fee), которая очень часто перекладывалась на клиентов, что создавала дополнительный арбитраж по товарам и препятствовала панъевропейской торговле (могут облагаться только операции возврата (R-transactions), если этому отвечают экономические условия такой операции).

Regulation (EC) No 1781/2006 установило правила для PSP по формированию информационных сообщений для целей предотвращения, расследования и выявления случаев отмывания денежных средств и финансирования терроризма (полезно в части соответствия политикам FATF на территории ЕС).

Формирование рынка высококонкурентных и инновационных платежных услуг является неотъемлемой частью общей задачи Европы по созданию единого рынка. Концепция, с которой, в частности, синхронизируется PSD2, была анонсирована в мае 2010 года – European Commission Communication: «A Digital Agenda for Europe» COM (2010) 245.

Вместе с этим Директива учитывала развитие регулирования в области защиты прав потребителей и формирования прозрачных отношений между мерчантами и потребителями, в частности, с целью ограничения дополнительных комиссий, которые мерчанты могли применять при приеме средств платежа (Directive 2011/83/EC on Consumer Rights – 25 октября 2011 года).

PSD2 на рынке  платежных сервисов Европы - рис.2Требования первой Директивы позволяли достаточно широкую трактовку странам – членам Европейского союза, и послабления не позволяли организовать требуемый по дисциплине и фактуре единый рынок платежных услуг, из-за чего страдали и другие проекты Европейской комиссии по организации единого рынка. Необходима была лучшая систематизация требований по защите прав потребителей при платежах, тарификации one-leg операций (операций, которые выходят из территории EEA за пределы, или операции, где одной из валют является не евро). Подчеркивалась необходимость регулирования новых игроков, обеспечивающих пользователей возможностями оплаты услуг без необходимости открывать у них счет. Описывалась необходимость лучшей координации различных технологических схем платежей.

На слушаниях 20 марта 2013 года предложения были одобрены комиссией по оценке влияния предложений на существующие практики Impact Assessment Board. В рамках исследования о влиянии PSD на рынок PSD Impact study были выявлены примерно те же причины необходимости существенного обновления Директивы:

  • Признание структурной инновацией появление посредников для доступа к счету (стр. 44).
  • Отсутствие детализации: когда именно платежный продукт является счетом и когда нет – на фоне технологического развития и появления технологий, которые позволяют оказывать платежную услугу, не заводя счет, и обходить требования PSD (стр. 96).

Также подчеркивалась необходимость регулирования операций, выходящих за рамки EEA, – денежных переводов (в 2011 году мигранты перевели вне ЕС порядка 39,1 млрд евро), остававшихся вне регулирования PSD.

В рамках рабочего документа Комиссии – COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT: IMPACT ASSESSMENT Accompanying the document Proposal for a directive of the European parliament and of the Council on payment services in the internal market and amending Directives 2002/65/EC, 2013/36/UE and 2009/110/EC and repealing Directive 2007/64/EC and Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on interchange fees for card-based payment transactions подчеркивалось развитие интернет-платежей и мобильных платежей, которые тем не менее отстают от общего потенциала технологий и от распространения этих технологий в Европе.

Согласно исследованиям Forrester Research, число онлайн-пользователей в Европе должно было вырасти до 205 млн человек в 2015 году против 157 млн в 2010-м. Проникновение мобильных платежей также должно было увеличиться: в 2012 году в Европе насчитывалось порядка 26,7 млн пользователей таких технологий против 85 млн в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 32,8 млн в Северной Америке (данные, приведенные в отчете Gartner). Считается, что неудовлетворенный потенциал мобильных платежей в 2012 году в Европе составлял порядка 50 млрд евро.

В материалах Forrester Research также подчеркивалась важность включения игроков 3PP в рамки PSD, поскольку по базовому сценарию текущие провайдеры могли ограничивать доступ новым игрокам, что замедлило бы развитие платежной системы Европы. Необходимость создания высококонкурентной среды как условия развития, где операторы интернет-транзакций могли бы выступать дополнительным фактором давления на тарифы карточных платежных схем, де-факто превращая PISP в локальную систему платежей Европы.

На конференции в Брюсселе по вопросам развития платежных сервисов и регулирования карточных расчетов Комиссар по конкурентной политике заявил о стоимости карточных операций для мерчантов в размере 25 млрд евро в год, что в свою очередь составляет до трети дохода банков, при этом должное регулирование (и дерегулирование) платежных сервисов способно снизить это бремя.

Насколько заметным будет позитивный эффект от вступления в силу новых правил использования платежной инфраструктуры, покажет только время. Сейчас можно лишь отметить относительную слаженность действий Евросистемы для создания высококонкурентных условий развития инновационных платежных и расчетных сервисов, что предопределяет уровень развития рынка торговли и услуг Европы в целом. В свою очередь опыт проецирования практик PSD на национальное законодательство стран ЕС, а также дерегулирования платежной инфраструктуры других стран, включая Россию, заслуживает отдельного исследования.


С полным текстом исследования вы можете ознакомиться на портале PLUSworld.ru в рубрике «Форум экспертов»

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube