Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 25.08: USD 65.6046 EUR 72.6243
криптовалют: BTC 10140.5$ ETH 190.8$
Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №10 » 1009 просмотров

Госрегулирование эквайринговых комиссий: палка с N-ным количеством концов?

Госрегулирование эквайринговых комиссий: палка с N-ным количеством концов?

Как известно, в начале декабря вице-премьер Дмитрий Козак поручил Банку России, Минфину, Федеральной антимонопольной службе и представителям бизнеса до 1 февраля наступающего 2019 года подготовить предложения о снижении комиссии при расчетах банковскими картами в торгово-сервисной сети. Таким образом, извечная дискуссия между эквайрерами и мерчантами о «справедливой величине» торговой уступки выходит на новый виток. Как считает независимый эксперт Елена Виноградова, мы имеем дело с достаточно опасной тенденцией, которая не только теоретически может, но и практически гарантированно существенно осложнит жизнь не только банкам, но и ТСП, а в особенности российскому населению, об интересах которого так сильно печется нынешнее правительство.

Многочисленные исследования российского рынка безналичных платежей на протяжении последних пяти лет показывают высокие темпы роста объемов транзакций с помощью банковских карт в торгово-сервисной сети. Так, согласно статистике Банка России, доля таких платежей в 2018 году впервые превысила долю операций по снятию наличных и по итогам января-сентября 2018 года составила 89%, увеличившись на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. В свою очередь, в общем объеме розничных платежей карточные операции составили более 46%.

Тому есть несколько причин, среди которых – технологичность и удобство безналичной оплаты, расширение сети приема карт и, наконец, постепенное привыкание населения использовать карты для оплаты повседневных покупок. Не последнюю (если не главную) роль в таком росте сыграли и программы лояльности – кешбэк с покупок или бонусы, которые выплачивают банки-эмитенты своим клиентам.

Государство, конечно же, заинтересовано в дальнейшем росте безналичных платежей, и те тенденции, которые происходят в последние годы, должны, безусловно, радовать регулятора. Так почему же опять поднимается вопрос о регулировании комиссий за эквайринговое обслуживание? Не окажется ли попытка госрегулирования в слепом следовании практике ряда развитых рынков роковой для тех уже упомянутых положительных тенденций российского рынка, которые демонстрируются в последние годы? Давайте попробуем разобраться.

Для начала опишем роль в развитии безналичных платежей каждого из участников рынка, которые получают свою комиссию от эквайринга, и посмотрим, что будет, если эта комиссия начнет регулироваться государством c целью снизить стоимость эквайринга для мерчантов.

Стоимость эквайринга для торгово-сервисных предприятий складывается из трех основных составляющих:

  • комиссия банка-эквайрера;
  • комиссия платежных систем;
  • комиссия банка-эмитента.

Если взять сумму торговой уступки, выплачиваемой ТСП за эквайринговое обслуживание, за 100%, то усредненно в процентном отношении эти составляющие выглядят, соответственно, как: 5/15/80%.

Кстати, совсем недавно эта пропорция выглядела как 10/10/80, но доля комиссии эквайрера в последние годы постоянно снижается за счет роста комиссий платежных систем и банков-эмитентов.

Уже сейчас доходность эквайрингового бизнеса стремится к нулю, жесткая конкуренция между эквайрерами за контракт с мерчантом привела к тому, что многие из них работают в убыток, и им все чаще приходится поднимать комиссию, чтобы не уйти в глубокий минус. Для многих эквайреров этот бизнес становится дотационным, и они вынуждены покрывать убытки от эквайринга за счет иных банковских продуктов. Это может привести к тому, что эквайреров на рынке будет все меньше, конкуренция исчезнет, развитие технологий прекратится, и в результате комиссия за эквайринг не только не понизится, но и возрастет выше существующего уровня.

Теперь перейдем ко второй составляющей – комиссии платежных систем, которые являются организаторами процесса обмена платежной информацией между всеми участниками рынка и устанавливают правила и требования к используемым технологиям. Наряду с международными платежными системами Visa, Mastercard и рядом других сегодня активно растет доля российской национальной платежной системы «Мир».

Также можно отметить, что в силу значительного доминирования на российском рынке Сбербанка (более 60% эмиссии и эквайринга) все операции по выпущенным им картам проводятся внутри эквайринговой сети банка, что по сути уже является собственной платежной системой.

Целесообразно ли регулировать комиссии платежных систем?

Давайте обратимся к совсем недавней истории создания и развития платежной системы «Мир». Изначально регулятор имел возможность установки фактически любых тарифов, однако требования рынка обусловили тот факт, что все тарифы российской платежной системы, особенно в части вознаграждения эмитентов, оказались максимально приближены к действующим тарифам МПС. В противном случае было бы гораздо сложнее (если вообще возможно) добиться наблюдаемых сегодня значительных успехов в части выпуска и приема карт «Мир». Здесь надо отметить и следующее серьезное конкурентное преимущество ПС «Мир» над другими системами: все тарифы национальной системы для ее участников установлены в рублях, тогда как большая часть тарифов иностранных платежных систем установлена в иностранной валюте. Очевидно, что при изменении курса рубля последние могут значительно повысить себестоимость эквайрингового обслуживания.

Так стоит ли регулировать тарифы платежных систем административными мерами? Или рынок сам придет к тому, что тарифы МПС, более высокие и труднопрогнозируемые из-за колебаний валютного курса (которые в действительности больше похожи на обычные девальвационные процессы. – Ред.) и частого повышения и/или введения новых видов плат этими участниками (как правило, это происходит дважды в год), рано или поздно вынудят банки переводить свою эмиссию на карты «Мир» за счет сокращения своего участия в МПС?

И наконец, последний по счету (но отнюдь не по значимости) тип участников рынка, которые получают свою, причем самую значимую, часть комиссии от эквайринга, – это банки-эмитенты. Банки-эмитенты внесли и продолжают вносить серьезный вклад в развитие безналичных платежей путем активного стимулирования держателей карт разнообразными программами лояльности. Без активных мер по стимулированию использования карт в повседневных тратах этот процесс не только перестанет развиваться, но может быстро пойти на убыль в связи с тем, что привычка платить картами еще не крепко укоренилась в умах покупателей.

В том случае, если законодательно снизить комиссию, которую получают эмитенты от операций в торговых сетях со стороны мерчантов, банки в первую очередь постараются сохранить тот же доход, под тем или иным предлогом взимая разницу с самих держателей карт. В результате пострадают физические лица – то самое население, под видом заботы о котором сегодня и обсуждается сама возможность регулирования комиссий! И сами карты, и операции по ним могут стать для держателей платными, а уж про банковские программы лояльности и кэшбэк придется забыть в любом случае. В условиях, когда привычка платить картами у российского потребителя еще окончательно не укоренилась, это чревато масштабным отказом от безналичных расчетов со стороны физических лиц.

С другой стороны, справедливости ради нельзя не отметить и некоторое злоупотребление со стороны банков-эмитентов, которое приводит к неоправданному росту себестоимости эквайринга. Размер комиссии банка-эмитента, которую он получает от таких операций, зависит от статуса карты: чем выше статус, тем выше комиссия, которую получает эмитент, и, соответственно, тем выше себестоимость эквайринга (равно как и величина торговой уступки). В свою очередь, более высокий статус карты должен быть оправдан, как правило, большими расходами по ней со стороны держателя, однако на практике это правило банками зачастую не соблюдается. Известны даже примеры того, что по согласованию с платежными системами банк одномоментно изменяет статус обычных классических карт на премиальные (при этом комиссия банка-эмитента может меняться – например, с 1,5% по классическим картам до 2% по премиальным картам или картам с кэшбэком). Как уже говорилось, в связи с этим себестоимость эквайринга существенно растет.

Таких уловок, на мой взгляд, допускать нельзя. Соблюдение правил всеми участниками как раз и может стать вопросом регулирования со стороны государства, причем я имею в виду именно и исключительно контроль их соблюдения и сохранения равноправия всех участников.

Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к следующим выводам: если говорить о регулировании рыночных тарифов государством, то необходимо подходить к нему с большой оглядкой, поскольку в настоящий период времени это может только повредить положительным тенденциям развития безналичных платежей. Ритейлеры, несмотря на свое недовольство тарифами на эквайринг, уже не смогут отказаться от приема карт к оплате – прежде всего они сами пострадают от сокращения продаж, если вернутся к приему только наличных. А если, не вникая глубоко во все правила функционирования платежных систем, принудительно установить низкие цены на эквайринг, это, скорее всего, приведет к остановке в развитии рынка безналичных платежей и даже к откату назад. И пострадает здесь прежде всего сам потребитель. Ведь снижение торговой уступки не приведет к снижению цены на товар, но точно повысит стоимость использования карт для физических лиц и в дальнейшем приведет к снижению интереса населения к расчетам картами в целом.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных