курс цб на 22.01: USD 66.3634 EUR 75.5481
криптовалют: BTC 3533.4$ ETH 115.81$
Архив / 2018 / ЖУРНАЛ ПЛАС №10 / 555 просмотров

UCS: российский рынок растет усилиями всех его участников

Почему многие российские банки не спешат отдать на аутсорсинг свой эквайринговый бизнес? Как влияют на рынок эквайринга мобильные платежные сервисы на основе токенизации? Чем может обернуться для традиционного карточного сегмента развитие в России Системы быстрых платежей? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с Джоном Бэйлиссом (Jon Bayliss), генеральным директором компании UCS.

ПЛАС: Какие изменения в финансовой индустрии оказали наиболее сильное влияние на рынок эквайринга в России за последние 5 лет?

Д. Бэйлисс: По данным World Payments Report 2018, совокупный среднегодовой темп роста безналичных платежей во всем мире в период с 2016 по 2021 год составит 12,7%, при этом развивающиеся рынки покажут рост в 21,6%. Ожидается, что доля последних, которая сейчас достигла примерно одной трети мирового объема безналичных платежей, в 2021 году составит порядка 50% мирового объема при темпах роста, превышающих темпы развитых рынков примерно в три раза. В период 2015–2016 годов общее количество безналичных платежей в мире выросло на 10,1% и достигло показателя в 482,6 млрд транзакций. Наиболее заметный рост был отмечен в России (36,5%), Индии (33,2%), Китае (25,8%), а также в Южно-Африканской Республике (15,1%). Россия лидирует, в основном благодаря государственным инициативам, направленным на стимуляцию роста приема карт. Мощный толчок развитию безналичных платежей дала национальная платежная система «Мир» (По данным World Payments Report 2018, подготовленного BNP Paribas и Capgemini). 

Рынок эквайринга в России развивается энергично и опережает западные рынки по целому ряду показателей

В целом рынок эквайринга в России развивается энергично и опережает западные рынки по целому ряду показателей, в том числе, в области различных инноваций. Основными трендами в последние годы стали широкое распространение токенизации и новые методы аутентификации держателей карт, стремительный рост интернет-платежей и конкуренция банков за предприятия малого и среднего бизнеса в контексте торгового и интернет-эквайринга, активное развитие денежных переводов с карты на карту (Р2Р), использование технологий работы с Big Data для аутентификации клиентов и создания персонифицированных предложений для потребителей и, конечно, рост доли карт «Мир» в розничных и интернет-платежах. Я бы также отметил возрастающую роль аутсорсинга, когда банки передают часть своих функций по процессингу транзакций специализированным компаниям, тем самым оптимизируя свои бизнес-процессы.

ПЛАС: Согласно недавнему исследованию компании RBR, европейские банки все чаще отдают процессинг на аутсорсинг. Считаете ли вы, что для России характерна такая же ситуация? Почему банки в РФ до сих пор стремятся сами развивать эквайринг и процессинг?

Д. Бэйлисс: Действительно, сегодня банки в Европе больше сосредоточены на предоставлении традиционных услуг, а в сфере эквайринга и процессинга в основном преуспевают небанковские профессиональные эквайринговые организации, поскольку развитие эквайринга требует высоких технологий и, соответственно, значительных инвестиций. В России же многие банки по-прежнему продают эквайринговые услуги самостоятельно.

UCS приветствует рост использования смартфонов для совершения платежей как через платежные решения, так и посредством мобильных приложений

Стоит отметить, что сегодня UCS сотрудничает с более чем 150 банками в России, предоставляя им услуги процессинга и операционной поддержки. Не каждый банк обладает достаточными финансовыми и технологическими ресурсами для осуществления всего цикла эквайринговой деятельности, и здесь UCS, располагающая собственными операционными и процессинговыми мощностями, принимает на себя наиболее ресурсоемкие процессы и является стратегическим партнером для банков.

Должен сказать, что «входной билет» в этот бизнес – капиталовложения, исчисляемые миллионами долларов США. Помимо закупок оборудования и технологий, среди обязательных расходов – страхование от рисков компрометации данных, что уже само по себе стоит миллионы долларов. Если углубляться в детали, то для того чтобы, например, организовать свой процессинговый центр, банку необходимо пройти ряд сертификаций для получения права осуществлять такую деятельность. Непременные условия – обеспечение физической и информационной безопасности в соответствии с требованиями международных стандартов безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS; сертификация в платежных системах, включая стоимость лицензий; приобретение соответствующего оборудования и программного обеспечения, включая кастомизацию и поддержку; организация телекоммуникационной составляющей, включая закупки и поддержку основных и резервных каналов связи и т. д. И в дополнение к этому не забывайте про такие расходные статьи, как стоимость рабочих мест и затраты на организацию закрытого периметра помещений и входных шлюзов для безопасного входа и выхода сотрудников, обязательное содержание собственной службы безопасности, наличие и работоспособность резервных источников питания на случай отключения электро-энергии, организация внутренней службы производства и хранения заготовок карт и готовых карт, отдельной внутренней службы аудиторов, центра клиентской поддержки и многое другое. Все это необходимо для обеспечения бесперебойной работы в круглосуточном режиме, что является обязательным условием в этом бизнесе.

Таким образом, платежная индустрия – динамично развивающиеся технологии, в которые необходимо постоянно инвестировать, уделяя особое внимание безопасности, инновациям, окупаемости затрат и растущей себестоимости услуг. Именно поэтому сотрудничество с  компанией, подобной нашей, позволяет банкам полностью сконцентрироваться на управлении взаимоотношениями со своими клиентами, не отвлекая силы и ресурсы на непрофильные направления, и повышать качество клиентского опыта без колоссальных начальных инвестиций.

ПЛАС: Произошли ли, на ваш взгляд, какие-либо значительные изменения во взаимоотношениях между банками и иными финансовыми структурами и предприятиями малого и среднего бизнеса за последний год? Как меняется их подход в отношении СМБ?

Д. Бэйлисс: Сегодня банки проявляют все больший интерес к малому и среднему бизнесу, формируя пакетные и специальные предложения для таких клиентов. Особое внимание банки уделяют тем предприятиям, которые по каким-то причинам до сих пор не принимают к оплате банковские карты. Это связано с тем, что

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере: