курс цб на 18.10: USD 65.4026 EUR 75.6512
криптовалют: BIT 6442.5$ ETH 203.57$
Архив / 2018 / ЖУРНАЛ ПЛАС №3 / 717 просмотров

«Идеальный шторм» для внедрения инноваций

36

О развитии цифрового банкинга, системе мгновенных платежей и P2P-переводах, омниканальности, а также о том, как искусственный интеллект и нейронные сети изменят будущее банкинга, журнал «ПЛАС» беседует с Алгирдасом Шакманасом, вице-президентом Росбанка.

ПЛАС: Можно ли утверждать, что современные возможности цифровых каналов сегодня уже по максимуму покрывают основные потребности клиентов?

А. Шакманас: Потребности не только отличаются от клиента к клиенту, они еще и постоянно меняются. Поэтому просто свести их в один статистический профиль не представляется возможным. Например, некий крупный банк обслуживает более одного миллиона клиентов, 15% из которых критически нуждаются в каком-либо продукте или сервисе, а остальным 85% это совершенно не нужно. В случае крупного банка 15% – это сотни тысяч клиентов, поэтому перед банком не стоит вопрос: важно это или нет? Работая с текстовым редактором Word, большинство пользователей используют только 10% его функций. Но когда миллионы клиентов пользуются 1/10 функционала, при этом перечень востребованных сервисов у каждого свой, в итоге необходим широкий набор функций.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, отвечу – потребности основной массы клиентов сегодня действительно покрываются по максимуму. По моему мнению, банки делают гораздо больше того, что требует основная масса клиентов. Но, как я уже говорил, клиентские запросы постоянно меняются. В процессе взаимодействия со своим банком клиенты, с одной стороны, сами понимают, что могут совершать те или иные операции удаленно. С другой стороны, банк предоставляет какие-то функции, об удобстве и простоте которых клиент раньше даже и не подозревал. Например, раньше большинство россиян были уверены, что только синий штамп на платежке позволит, в случае необходимости, удостоверить совершение той или иной финансовой операции. Теперь их потребительский опыт эволюционировал.

Банки пока не покрывают все потребности 10–15% клиентов, которые хотят иметь более широкий набор возможностей

Кроме того, меняется и регуляторное пространство. Делаются первые реальные шаги по удаленной биометрической идентификации клиентов. Это большая инфра-структурная работа в масштабах всей страны. Отрабатываются межбанковские и регуляторные аспекты. Эти изменения фактически дадут клиенту возможность работать с банком исключительно онлайн. В то же время я считаю, что банки пока не покрывают все потребности тех 10–15% своих клиентов, которые хотят иметь более широкий набор возможностей. Очень часто инвесторы на финтех-мероприятиях приводят в пример такие проекты, как Airbnb или Uber, предлагая создать банк или квазибанк по аналогии с ними. Однако впоследствии они очень быстро понимают, что не все так просто. Потому что любые новые правила проверяются методом проб и ошибок, а правила для банков  повышают ответственность вдвойне, поскольку финансовая сфера чрезвычайно чувствительна.

Регулятор и банки защищают интересы своих клиентов, и вопросы безопасности всегда стоят на первом месте. Очевидно, что классический пример максимальной безопасности – компьютер, отключенный от сети. С другой стороны, сегодня можно зарегистрироваться через свой gmail- или Яндекс-аккаунт, через учетную запись в Facebook или «ВКонтакте», получив доступ ко всему функционалу. В результате банк ищет баланс между удобством пользования сервисами и безопасностью.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере: