8 июня 2018, 11:25
Количество просмотров 1177

ЕРИП сегодня и завтра: белорусский нацпроект на пути к биометрии

Что представляет собой сегодня один из ключевых национальных проектов Республики Беларусь в платежной сфере – ЕРИП? Какие изменения претерпела эта инициатива за последние годы, и какое отражение в ней нашла цифровая трансформация рынка? Насколько интересен для команды данного проекта российский опыт, в первую очередь опыт развития ЕСИА? Эти и другие вопросы мы обсуждаем в беседе
с Еленой Антони, председателем правления ОАО «НКФО «ЕРИП».
ЕРИП сегодня и завтра: белорусский нацпроект  на пути к биометрии

ПЛАС: Что на сегодняшний день представляет собой Единое расчетное и информационное пространство? Как изменилось выстраивание взаимоотношений производителей услуг и расчетных агентов на рынке Республики Беларусь с появлением ЕРИП? Каким спектром сервисов сегодня могут воспользоваться граждане страны?

Е. Антони: Начну с небольшого исторического экскурса. Единое расчетное и информационное пространство (ЕРИП) было создано Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения организации приема платежей от физических и юридических лиц. Проект успешно функционирует с 2008 года. Работа системы основана на электронном взаимодействии производителей услуг, банков (расчетных агентов) и платежных агентов Республики Беларусь.

ЕРИП – комплексная технологическая система, позволяющая мгновенно оплачивать товары и услуги через интернет, а также осуществлять платежи в бюджет, коммунальные и другие платежи. Техническое ядро ЕРИП – автоматизированная информационная система «Расчет». ЕРИП определяет единые правила и процедуры подключения и проведения платежей и обеспечивает взаимодействие всех участников.

Суть системы приема платежей в рамках ЕРИП заключается в том, что вместо большого количества разрозненных прямых договоров с банками на прием платежей в свою пользу производитель услуг заключает с владельцем АИС «Расчет» только один договор, действие которого распространяется на всех расчетных и платежных агентов. Для организации приема платежей производитель услуг предоставляет базу плательщиков только в одну точку, которая доступна через ЕРИП во всех пунктах совершения платежей. Информация о принятых платежах направляется производителю услуг тоже из одной точки, имеет единую структуру и не вынуждает этого производителя услуг для обработки платежей поддерживать множество форматов, действующих по прямым договорам с банками.

Плательщик может обратиться в любой пункт совершения платежей – к расчетному агенту или платежному агенту, и произвести оплату в различных каналах банковского обслуживания (в кассах, устройствах самообслуживания, системах дистанционного банковского обслуживания) как наличными денежными средствами, так и безналичным путем.

ПЛАС: Как выглядит сегодня дерево услуг ЕРИП? Насколько удобно оно для пользователя?

Е. Антони: Дерево услуг является одной из основных «несущих» конструкций ЕРИП. За годы существования системы оно сильно разрослось и продолжает это делать, поскольку к ЕРИП постоянно подключаются новые поставщики услуг, общее число которых уже превысило 50 тысяч. Оптимизация структуры дерева всегда была для нас важной задачей, влияющей на качество работы всех участников и, конечно же, удобство плательщиков. В начале года начаты мероприятия очередного этапа последовательной оптимизации дерева ЕРИП – уже утверждены стандарты и подходы, которые доведены поставщикам услуг. Сейчас существует разделение как по отраслевому, так и по региональному признаку. Но мы переходим к структуре, когда вначале будет отображаться категория услуг, затем регион, а уже после него – конкретная услуга. Данное изменение – процесс сложный, потому что пользователи уже привыкли к определенному виду дерева услуг.

ЕРИП изменяет дерево услуг и разрабатывает инструментарий, который избавит пользователя от долгого поиска услуги

Суть в том, что услуг уже более 50 тысяч, и как их ни структурируй, все равно получается огромное количество информации. Вопрос с деревом не будет таким актуальным, когда услугу вообще не придется искать. Поэтому ЕРИП не только изменяет дерево услуг, но и параллельно разрабатывает инструментарий, который избавит пользователя от долгого поиска услуги. Это может быть оплата по QR-коду и платежной ссылке, контекстный поиск и корзина платежей. Также необходимо, чтобы возможность поиска услуг встраивалась в сервисы по оплате либо в приложения производителей и поставщиков услуг.

ПЛАС: Какое в целом развитие получила система за последние пару лет? В конце 2017 года Национальный банк Республики Беларусь расширил лицензионные полномочия НКФО ЕРИП. Как новые возможности отразились на финансовой деятельности организации, и какие перспективы они открывают?

Е. Антони: За последние пару лет система выросла количественно и существенно изменилась с точки зрения развития новых направлений деятельности. Если говорить о количественных показателях, то за 2017 год объемы платежей в системе выросли в полтора раза по сравнению с предыдущим годом.

ЕРИП сегодня и завтра: белорусский нацпроект  на пути к биометрии - рис.1

С точки зрения качественных изменений первым и самым важным стало то, что в 2016 году было создано ОАО «НКФО «ЕРИП», которому Национальный банк Республики Беларусь передал функции владельца системы.

ЕРИП является инновационной платформой, открытой для новых направлений и участников, в основе которой лежат передовые технологии и опыт банковского обслуживания населения. Данная система является уникальной и единственной для Республики Беларусь в целом и банковской системы страны в частности.

Сегодня ЕРИП – это не только АИС «Расчет», но и система расчетов для ЖКХ, межбанковская система идентификации и еще ряд, может быть, пока еще небольших, но потенциально интересных направлений деятельности.

Расширение лицензионных полномочий в первую очередь позволило нам принять на себя роль расчетного агента для платежного агента РУП «Белпочта». Также это предоставляет нам ряд возможностей для создания более гибких схем взаимодействия с нашими партнерами и участниками системы.

ПЛАС: В апреле 2015 года организована пилотная зона эксплуатации автоматизированной информационной системы «Единая информационная система расчетов за потребленные населением жилищно-коммунальные и другие услуги», на базе которой с 1 октября 2016 года внедрена система расчета безналичных жилищных субсидий. Какие преимущества она дала участникам рынка и населению и каких результатов на сегодняшний день удалось добиться в этом направлении?

Е. Антони: АИС «Расчет ЖКУ» – централизованная на уровне всей страны автоматизированная система, предназначенная для начисления и последующих расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Она была создана как единый инструмент для предприятий ЖКХ. Система дает возможность, применяя общие стандарты и правила, организованно вести как работу по учету объемов потребляемых коммунальных услуг и начислению платы за них, так и контроль за последующим поступлением оплаты в масштабах всей страны.

В ЕРИП уже более 50 тыс. услуг, и как их ни структурируй, все равно получается огромное количество информации

До внедрения АИС «РАСЧЕТ-ЖКУ» насчитывалось около 160 организаций (РСЦ), осуществлявших учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Анализ показал, что предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, имеют разный уровень информационного развития, эксплуатируют различные программные продукты. Только организациями ЖКХ использовалось более 30 программных продуктов для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В отдельных товариществах собственников программные продукты отсутствовали вообще. Такая ситуация препятствовала внедрению единых подходов, стандартов, решений и обусловливала существенный рост затрат, сдерживала развитие отрасли.

Как следствие, наблюдались следующие проблемы:

  • различные подходы в организациях в сфере начисления, учета и расчета платы за услуги ЖКХ (различная отчетность, формы справок и т. д.);
  • не было единой системы, позволяющей производить оперативный анализ работы в данной сфере для Министерства жилищно-коммунального хозяйства, местных органов власти;
  • имели место сбои в перечислении денег от населения поставщику услуг (деньги зачастую поступали на счета производителей услуг через 10–15, иногда 30 и более дней);
  • неудобство при оплате услуг ЖКХ населением (в некоторых городах население оплачивало жилищно-коммунальные услуги несколькими платежами);
  • много ручной работы по составлению отчетности и аналитической информации в адрес вышестоящих организаций.

В настоящее время в АИС «Расчет-ЖКУ» обрабатывается 4,3 млн лицевых счетов. Это практически все домашние хозяйства Республики Беларусь. Также эта система в 2017 году позволила в полной мере обеспечить на базе АИС «Расчет-ЖКУ» поддержку малообеспеченного населения путем предоставления адресных безналичных жилищных субсидий для лиц, которым эта компенсация положена в рамках законодательства. На ОАО «НКФО «ЕРИП» возложена задача по расчету безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу (без обращения гражданина в службу субсидирования, на основании данных в системе). Это помогает более точно определять перечень нуждающихся граждан и суммы выделяемых субсидий, а также освобождает граждан от необходимости собирать документы и самостоятельно заниматься получением адресной помощи.

ПЛАС: Платежные технологии постоянно и стремительно развиваются. Какие из них вы видите наиболее перспективными в рамках ЕРИП? Что нового уже удалось внедрить в системе и что еще планируется в ближайшей перспективе?

Е. Антони: Мы не только пристально и с большим интересом следим за тем, как развиваются платежные технологии в мире, но и постоянно «примеряем» их на себя, рассматриваем возможные варианты приземления их на белорусскую почву. Из новых интересных проектов, реализованных ЕРИП, следует в первую очередь выделить МСИ – межбанковскую систему идентификации, которая начала свою работу с 1 октября 2016 года. Система представляет собой механизм централизованного взаимного обмена банками Республики Беларусь идентификационной информацией своих клиентов. Она позволяет клиентам банков, единожды пройдя процедуру идентификации в одном из банков, получать банковское обслуживание с помощью цифровых каналов в любом банке Республики Беларусь в удобное время.

За 2017 год совокупные объемы платежей в ЕРИП выросли в полтора раза по сравнению с предыдущим годом

В настоящее время осуществляют выгрузку данных в МСИ по физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам 25 банков. В системе проведена сверка данных с другими государственными системами учета по паспортным данным для физических лиц и реестрами юридических лиц. Сегодня в ней хранится информация более чем по 7 млн уникальных клиентов – физических лиц, из которых более 5,3 млн имеют возможность произвести регистрацию в МСИ с помощью мобильного телефона или email (население Республики Беларусь – 9,5 млн граждан).

Для оформления банковских продуктов с использованием дистанционной идентификации физических лиц посредством МСИ подключено 15 банков. Также к системе подключен Кредитный регистр, благодаря чему граждане могут дистанционно ознакомиться со своей кредитной историей. Количество уникальных записей по юридическим лицам – 162,8 тыс. из 166,7 тыс., зарегистрированных в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь. В качестве направлений дальнейшего развития МСИ мы видим внедрение биометрических технологий и технологий обогащения данных, построения собственной Big Data.

Также практически несколько месяцев назад мы начали реализовывать пилотный проект по организации новой технологии приема платежей посредством QR-кодов. Уже сейчас есть первые результаты, и понятно, что у него хорошие перспективы по масштабированию и развитию.

Параллельно идет проработка вопроса по реализации глобального проекта – построения единой транспортной информационной системы (централизованного аналога АИС «Расчет-ЖКУ» в транспортной сфере).

ПЛАС: Эффект от использования накопленного объема структурированной статистической информации дает бизнесу большие преимущества. Учитывая возможности ЕРИП, как вы планируете использовать имеющиеся у вас данные? Каковы перспективы развития рынка Больших данных в целом? Планируется ли внедрение в системе платформы искусственного интеллекта, технологии машинного обучения и т. п.?

ЕРИП сегодня и завтра: белорусский нацпроект  на пути к биометрии - рис.2Е. Антони: Безусловно, в процессе своей работы мы накапливаем большой объем структурированной статистической информации как о плательщиках и поставщиках товаров и услуг, так и о клиентах банков – физических и юридических лицах. Личные данные мы планируем предоставлять самим пользователям, в том числе для личного кабинета, где будет накапливаться статистика и аналитика. В то же время одна из задач – научиться извлекать пользу из обезличенно-статистической информации. Мы уже пользовались ею, когда строили различные статистические модели, позволяющие в масштабах страны рассчитывать изменение финансовых потоков при различных условиях, и видим, что спектр ее применения можно значительно расширить.

Надо понимать, что в данном случае НКФО «ЕРИП» не так уж уникальна. Аналогичными данными в своих областях располагают телекоммуникационные компании, частично банки или крупные сетевые сервисы. На наш взгляд, преимущества будет получать не тот, у кого данных больше, а тот, кто сумеет реализовать действительно полезные рынку кейсы. Если говорить о нас, то мы предполагаем, что обезличенные данные ЕРИПа могут быть полезны предприятиям, которые хотят «понять, где их место в экономике». ЕРИП не может предоставлять компаниям конкретные данные про конкурентов, но способно дать возможность сравнить себя с отраслью.

ПЛАС: Какими темпами идет расширение системы за счет появления новых расчетных агентов, агрегаторов и поставщиков услуг? С какими идеями и предложениями обращаются банки и агрегаторы в ЕРИП? РУП «Белпочта» выступает единственным платежным агентом в ЕРИП – какова его роль, и есть ли планы по более масштабному участию этой структуры в оказании финансовых услуг населению – по примеру российского Почта Банка?

Е. Антони: Расчетными агентами системы являются банки Республики Беларусь. Все они подключены к ЕРИП и предоставляют полный доступ к оплате товаров и услуг в системе. Также в качестве платежного агента эту же деятельность выполняет РУП «Белпочта». Что касается агрегаторов, работающих с ЕРИП, то их число расширяется, а также расширяются и возможности сервиса, предоставляемого ими производителям услуг.

С развитием дистанционного обслуживания мы должны иметь возможность предлагать аналогичные сервисы и там, где сейчас еще практикуются платежи наличными

В качестве очень показательного примера можно привести одного из наших агрегаторов, предложивших агрегированную систему оплаты за школьное питание, реализованную в Минске. Это пример идеи, которая родилась на стыке реального сектора экономики и финансовой сферы. Разработанным сервисом пользуются как учителя и комбинаты школьного питания, так и родители учеников. Можно посмотреть меню, заплатить за питание, увидеть информацию о том, обедал ребенок или нет, вести учет и списание продуктов. Это одновременно планирование, контроль и оплата. Причем платеж – только один из элементов, 80% сервиса решает проблему школ и комбинатов школьного питания.

Еще один агрегатор пришел к нам с предложением реализации оплаты посредством использования QR-кода. На базе этого предложения родился пилотный проект, который сейчас уже очевидно перерастает в полноценное направление деятельности.

Растет также количество поставщиков услуг. От них мы не так часто слышим предложения о развитии, чаще это все же замечания о неудобствах, но это тоже дает нам подсказки, в каких направлениях надо совершенствоваться.

РУП "Белпочта" в силу своей уникальности выполняет существенную социальную роль

РУП «Белпочта» в силу своей уникальности выполняет существенную социальную роль. Зачастую именно отделения почты в отдаленных уголках страны являются единственными, кто предоставляет людям платежные услуги, играя и просветительскую, и организационную, и, по сути, банковскую роль. О планах развития РУП «Белпочта» в целом лучше, конечно, беседовать с ее представителями. Что касается нашего сотрудничества, то, на наш взгляд, это один из важнейших партнеров. Они ориентированы на развитие, на расширение предоставляемых сервисов и всегда открыты к новому. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что порядка 30% платежей осуществляется именно через Белпочту, и мы совместно заинтересованы в том, чтобы с развитием дистанционного обслуживания иметь возможность предлагать аналогичные сервисы и там, где сейчас еще практикуются платежи наличными. Например, уже сейчас большая часть отделений почты оборудована терминалами самообслуживания для оплаты через ЕРИП, планируется внедрение технологии сканирования QR-кодов на счетах-извещениях за ЖКУ.

ЕРИП сегодня и завтра: белорусский нацпроект  на пути к биометрии - рис.3

ПЛАС: Насколько стабильно функционирует ЕРИП? С какими техническими сложностями приходится сталкиваться в работе?

Е. Антони: ЕРИП функционирует в режиме 24/7/365, и это накладывает на нас достаточно жесткие требования как к используемому оборудованию и программному обеспечению, так и к подбору команды, занимающейся обслуживанием системы. Нам удается соответствовать высоким требованиям обеспечения бесперебойного функционирования, в 2017 году мы обеспечили коэффициент доступности системы 0,99998 (при плановом 0,9995), что свидетельствует о высокой надежности построенной системы.

Что касается технических сложностей, то без них не обходится ни одна система такого уровня. Не следует забывать, что ЕРИП состоит из большого количества участников, таких как банки и агрегаторы, а также Белпочта. Она включает в себя достаточно сложные интеграционные решения, и от каждого из участников зависит устойчивость ее функционирования. Каждое существенное изменение должно проходить серьезные этапы согласования участниками, разработку, внедрение и тестирование. В то же время система постоянно развивается, и все эти изменения происходят непрерывно. Грамотное управление изменениями в данной ситуации – самый важный принцип, который позволяет сохранять постоянную работоспособность системы.

ПЛАС: Насколько остро стоят перед Единым пространством вопросы обеспечения безопасности? Какие меры предпринимаются организацией по повышению его уровня?

На ОАО "НКФО "ЕРИП" возложена задача по расчету безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу

Е. Антони: Говоря об обеспечении безопасности, необходимо выделить два аспекта: безопасность платежей в системе и защита самой системы от внутренних и внешних рисков. Что касается первого, то все производители услуг, которые у нас появляются, проходят проверку, мы заключаем с ними договоры. Случаев, чтобы появилась организация, которая «набрала» бы денег потребителей и не оказала услугу, у нас не было. Сама система построена таким образом, что для оплаты используется инструментарий банков, защищенный так же, как и все банковские операции. Более того, все платежи производятся только по инициативе пользователя, и оплата может быть произведена только в адрес получателей, зарегистрированных в ЕРИП и соответствующим образом проверенных. Нет риска заплатить пользователю вне системы, поскольку это физически невозможно сделать.

Что же касается защиты информации и самой системы, то мы постоянно над этим работаем. В связи с расширением количества услуг НКФО и критичности бизнес-процессов в автоматизированных системах НКФО был принят и последовательно реализовывается план мероприятий, включающий в себя меры по совершенствованию  средств защиты информации (СЗИ), прохождению тестирования СЗИ и проведению аттестации с получением государственных сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям по защите информации.

ПЛАС: Изучаете ли вы российский опыт? Возможность и необходимость интеграции таких сервисов в рамках ЕАЭС?

Е. Антони: Безусловно, опыт ближайших соседей нам очень интересен. А если говорить о России, то мы достаточно часто, прогнозируя развитие, можем опираться на статистику развития сервисов в вашей стране для принятия решений об их применимости и востребованности у нас. Из конкретных примеров текущего времени нас очень интересует реализация проекта ЕСИА, мы заинтересованы в возможной интеграции с ней нашей системы МСИ. Считаем, что это поможет нам совместно развивать рынок трансграничных финансовых услуг.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube