курс цб на 17.11: USD 65.9931 EUR 74.9022
криптовалют: BTC 5514.4$ ETH 172.4$
Архив / 2018 / ЖУРНАЛ ПЛАС №5 / 261 просмотр

Модель маркетплейса как отражение трансформации рынка

Cфера финансовых и банковских услуг переживает кардинальное изменение. Появляются финтех-инноваторы, необанки, «цифровые дисрапторы» (Digital Disruptors) традиционных основ банковской системы. На этом фоне в банковском секторе зарождаются новые бизнес-модели сотрудничества между представителями самых различных секторов.

Цифровые маркетплейсы являются одним из новых каналов связи с потребителями. Продукты и услуги маркетплейсов более персонифицированы, в отличие от традиционных банковских, что и привлекает клиентов, а передовые технологии обеспечивают гибкость функционирования этих новых структур.

Иван Басов, руководитель аналитического направления Ассоциации «ФинТех»
Юлия Рязанцева, аналитик Ассоциации «ФинТех»

Маркетплейс как бизнес-модель

Как известно, дословно маркетплейс означает место встречи различных продавцов с клиентами. С развитием технологий эта модель ушла в онлайн и приняла вид сайтов и приложений. Маркетплейсы функционируют во многих сферах – от продажи различных предметов до предоставления финансовых услуг. Продавцы предлагают продукты и услуги под своими брендами и самостоятельно определяют цены на них. Один и тот же товар или услуга у разных продавцов могут быть выставлены по различным ценам. Маркетплейс предлагает своим партнерам платформу с широкой сетью потребителей и стабильным потоком клиентов. Зарабатывает площадка на взимании комиссий с продавцов товаров и услуг. Клиент может сравнить предложения различных продавцов, сопоставить характеристики, почитать отзывы и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

В финансовой сфере маркетплейсы пока не получили широкого распространения, но отдельные проекты уже работают

Близко к маркетплейсам стоит модель агрегатора. Несмотря на кажущуюся схожесть, агрегаторы имеют ряд отличий. Агрегатор собирает информацию о продавцах товаров и услуг, заключает с ними партнерство и представляет их продукты и услуги под своим собственным брендом. Поскольку агрегатор является брендом, предлагаемые им продукты и услуги должны обладать идентичным качеством и единой ценой. Цена зависит от агрегатора и фиксируется в контракте между агрегатором и партнером по предоставлению товара/услуги. Фактически у агрегаторов работает стратегия двух клиентов: клиентами являются и потребители, и партнеры, которые предоставляют свои товары и услуги. Агрегаторы собирают провайдеров услуг в одной отрасли и организуют их под своим именем. Например, в сфере такси агрегатором является Uber, в сфере отелей – Airbnb. Агрегаторы могут взимать комиссионные с партнеров-провайдеров товаров/услуг либо партнеры назначают минимальную цену, по которой они согласны работать. Среди маркетплейcов примерами финансовых платформ могут служить Zopa, Prosper, Paipaidai.

Обе бизнес-модели активно используются в различных отраслях: гостиничном бизнесе, перевозок такси, доставке еды. Постепенно модели доходят и до производителей медиаконтента.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере: