1 сентября 2018, 15:23
Количество просмотров 285

Почта Банк: главная цель ЕБС – повышение доступности банковских услуг

Как запуск Единой биометрической системы повлияет на цифровое развитие Почта Банка? Ожидает ли его руководство увеличения тех или иных показателей розничного бизнеса, а также снижения затрат на обслуживание клиентов? Какой толчок даст ЕБС развитию ДБО? Как решаются сегодня банком вопросы повышения финансовой грамотности населения? На эти и другие вопросы журнала «ПЛАС» отвечает Дмитрий Руденко,
президент – председатель правления Почта Банка.
Почта Банк: главная цель ЕБС – повышение доступности банковских услуг

Конечно, запуск Единой биометрической системы позитивно сказывается на росте числа клиентов, взаимодействующих с банком удаленно. Единожды сдав биометрические образцы и данные паспорта, граждане, особенно маломобильные или проживающие в районах с невысоким банковским покрытием, получают удаленный доступ к широкому спектру банковских услуг – к счетам, кредитам, вкладам. Это позволяет снизить затраты на их обслуживание, однако мы не ожидаем какой-то масштабной экономии именно после внедрения ЕБС.

Мы стремимся к построению цифрового банка с крупнейшей в стране физической сетью

Говоря о росте доли клиентов, которые обслуживаются дистанционно, мы в первую очередь ориентированы на развитие интернет-банка и уже целого семейства мобильных приложений – Почта Банк Онлайн, Почта Банк Бизнес (для предпринимателей) и Почта Банк. Младший (для детей). Проникновение цифровых каналов в клиентскую базу уже сегодня составляет порядка 90%, и я уверен, что в будущем его доля продолжит расти.

ЕБС – новый уровень безопасности

Стоит коснуться и такого момента, как безопасность. Реализация проекта ЕБС позволяет значительно сократить пространство для фрода – в первую очередь тем банкам, которые раньше не работали с биометрическими технологиями. Согласитесь, не самая приятная ситуация, если вы потеряете паспорт и его найдет мошенник, переклеит фотографию и закроет в банке ваш вклад. Или возьмет на ваше имя кредит, который не будет выплачивать, и испортит вам кредитную историю. Единая биометрическая система усиливает уровень защиты банков и клиентов: при использовании ЕБС риск того, что злоумышленник воспользуется вашими паспортными данными, снижается кардинально.

Что касается Почта Банка, то использовать биометрическую идентификацию клиентов и сотрудников мы начали одними из первых на рынке еще в 2015 году. Технология, разработанная компанией Vision Labs, осуществляет сравнение фотографий, сделанных в режиме реального времени, с имеющейся базой данных снимков на предмет их идентичности. От Единой биометрической системы уже работающее в банке решение отличается применением двухфакторной технологии идентификации – т. е. тем, что в ЕБС для верификации используются две модальности (фото лица и голос).

Клиентские центры Почта Банка в почтовых отделениях – точки первого контакта клиента с банком

Сегодня распознавание по лицу применяется в ключевых бизнес-процессах Почта Банка, включая обслуживание клиентов и принятие кредитных решений. В 2016–2017 гг. использование этих технологий дало банку возможность предотвратить потери от подозрительных сделок на общую сумму порядка 3 млрд рублей. Системой распознавания лиц оборудованы несколько тысяч точек присутствия банка в отделениях почтовой связи и в стрит-ритейле, а также более 50 тыс. магазинов – партнеров банка по POS-бизнесу.

Возвращаясь к Единой биометрической системе, хочу отметить, что основной эффект от ее запуска заключается все-таки не в противодействии фроду или переводе клиентов в онлайн, а в повышении доступности банковских услуг для россиян. Пройдя удаленную идентификацию, вы получаете своего рода цифровой паспорт, который в перспективе даст вам возможность дистанционно открыть счет или любой другой продукт в любом банке на территории РФ, который поддерживает эту технологию, не посещая в обязательном порядке ни один из офисов ни одного из этих банков лично. Сегодня сдать контрольные биометрические шаблоны можно в 122 клиентских центрах Почта Банка в 83 регионах России. До конца 2018 года их число увеличится до 400.

Почта Банк: главная цель ЕБС – повышение доступности банковских услуг - рис.1

Развитие ДБО сквозь призму новых технологий

Особое внимание на фоне запуска ЕБС стоит уделить дальнейшему развитию дистанционных банковских сервисов, которое сегодня происходит в рамках нескольких устойчивых тенденций. Первая касается значительного роста функциональности ДБО. Вспомните банковское мобильное приложение несколько лет назад – кроме информации о состоянии счета, элементарных операций и нескольких видов платежей оно фактически ничего не давало клиенту. Сегодня приложения практически полностью заменяют банковские офисы. Например, с помощью Почта Банк Онлайн можно открыть любой банковский продукт, совершить любой платеж в адрес нескольких тысяч поставщиков услуг, отследить доставку посылки по ее трек-номеру, погасить кредит и т. д.

К одним лишь технологиям будущее точно не сводится, их развитие не вытеснит физического формата присутствия

Вторая тенденция – внедрение в дистанционные каналы новых сервисов, созданных на базе искусственного интеллекта. Например, в нашем мобильном приложении ряд клиентских операций, подверженных максимальному риску, – открытие кредита или закрытие вклада – сегодня подтверждается с помощью биометрических технологий. А для того чтобы совершить платеж, не нужно вручную вбивать реквизиты с квитанции – ее можно просто сфотографировать. Приложение распознает все данные и автоматически заполнит необходимые поля, а вам останется лишь проверить правильность введенных данных.

В целом мы живем в эпоху бурного развития технологий, мощного ИТ-скачка, который сделал технологии массовыми. Это легко отследить по эволюции сотовых телефонов. От большой и тяжелой «трубы» с ограниченным функционалом стоимостью в несколько тысяч долларов мир всего за пару-тройку десятилетий пришел к доступным смартфонам с сенсорными экранами, базовые технические возможности которых практически не отличаются друг от друга. Разве что дизайном, скоростью работы и престижностью того или иного бренда, которые зависят от ваших индивидуальных предпочтений и возможностей кошелька.

Нетрудно заметить, что еще вчера многие современные технологии были декорациями фантастического боевика. Не говоря уже о том, что распознавание людей по лицу становится повсеместно распространенной практикой, вызвать такси можно с помощью пары кликов в телефоне, открыть вклад в банке – сидя дома на диване, с помощью голоса и фото. Не берусь предсказывать дальнейшее развитие технического прогресса, но если лет через 30 мы откажемся от наземного транспорта и перейдем на летающие автомобили, то я этому сильно не удивлюсь.

Почта Банк: главная цель ЕБС – повышение доступности банковских услуг - рис.2

Цифровой банк с крупнейшей физической сетью

Что касается долгосрочных целей Почта Банка на фоне упомянутого бурного развития технологий, то все они четко прописаны в стратегии развития до 2023 года. Ключевая из них была сформулирована правительством РФ еще на этапе подготовки к созданию почтового банка – повышение доступности банковских услуг для россиян по всей стране. При этом важнейшие критерии изменения доступности – это физическое, ценовое и цифровое измерения.

Поэтому мы стремимся к построению цифрового банка с крупнейшей в стране физической сетью. А предлагать продукты на условиях чуть более привлекательных, чем конкуренты, нам позволяет низкозатратная модель работы. Мы избегаем лишних расходов с самого начала: Почта Банк не работает с иностранной валютой, у нас нет бронированных касс, дорогих офисов и большой продуктовой линейки. Масштабирование этой бизнес-модели позволяет сделать низкие издержки важным конкурентным преимуществом.

Классическим банкам, конечно, в текущих рыночных и экономических условиях приходится непросто, поэтому применительно к ним распространенный сегодня тезис о вытеснении банкинга финтехом отчасти справедлив. Клиентские центры Почта Банка в почтовых отделениях – это, по большому счету, точки первого контакта клиента с банком. Один раз посетив клиентский центр и подписав договор, клиент получает возможность пользоваться услугами банка с помощью мобильного приложения и при желании может перейти на полностью удаленное взаимодействие с банком. Поэтому мы уделяем большое внимание развитию цифровых каналов.

Повышение финансовой грамотности россиян – один из ключевых социально значимых проектов Почта Банка

Я нормально смотрю на диджитал-технологии и считаю, что за ними будущее. При этом я точно не нахожусь в лагере людей, которые считают, что это и есть будущее, а другого не будет. К одним лишь технологиям будущее точно не сводится, их развитие не вытеснит физического формата присутствия. Они будут дополнять друг друга. Клиенты, особенно люди в возрасте, ведут себя в банках довольно консервативно. Допустим, речь идет о вкладах на крупную сумму – 5–6 зарплат или пенсий. Как показывает практика, в таких случаях люди не торопятся заходить в приложение и не испытывают особого восторга от того, что в банке можно открывать вклады дистанционно. Прежде чем доверить свои средства банку, взять кредит или оформить дебетовую карту, многим людям свойственно общаться вживую с сотрудником банка – хотя бы при первом визите.

Финансовая грамотность населения: компетентность против доверчивости

И здесь мы переходим к вопросу повышения финансовой грамотности россиян. Подчеркну, что это один из ключевых социально значимых проектов Почта Банка. На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем в этом направлении с Минфином РФ, сотрудники банка в регионах ежегодно проводят более тысячи мастер-классов и образовательных лекций. Причем не только для взрослых и пенсионеров, но и для детей. Мы руководствуемся простым принципом – здоровые финансовые привычки должны закладываться с детства. Для подростков мы даже разработали отдельное мобильное приложение – Почта Банк. Младший, которое позволит родителям знакомить их с современными платежными инструментами. Это очень важно с учетом развития технологий и стремительной социализации детей.

Что касается российских пенсионеров, то это отдельный участок работы. Их уровень финансовой грамотности постепенно растет. Сегодня пожилые люди, как правило, знакомы с современным банковским обслуживанием, банкоматами и картами. Они не только пользуются дистанционными каналами обслуживания, но и сравнивают предложения различных банков на предмет привлекательности их условий. Серьезная проблема заключается в том, что в силу своей доверчивости пенсионеры зачастую становятся жертвами зло-умышленников. Поэтому в работе с ними мы всегда делаем акцент на том, как распознать мошенников, всевозможные финансовые пирамиды и уметь отличить звонок из банка или пенсионного фонда от так называемых фишинговых звонков, когда мошенники представляются сотрудниками органов социальной опеки и пытаются под этой ширмой завладеть средствами пожилых людей. Уверен, что со временем мы добьемся на этом пути заметных результатов!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube