17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 170

RBR: Общий рост карточного рынка Центральной и Восточной Европы скрывает стагнацию в ряде стран региона

Результаты недавнего исследования компании RBR «Платежные карты. Центральная и Восточная Европа», содержащего анализ развития 14...
RBR: Общий рост карточного рынка Центральной и Восточной Европы скрывает стагнацию в ряде стран региона

Результаты недавнего исследования компании RBR «Платежные карты. Центральная и Восточная Европа», содержащего анализ развития 14 основных рынков региона (Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония) в период 2009-2010гг., продемонстрировали, что количество карт, обращающихся на рынке Центральной и Восточной Европы, выросло на 10%.

Однако при рассмотрении каждой страны в отдельности оказалось, что на рынках четырех стран, а именно в Болгарии, Эстонии, Польше и Румынии, количество карт за тот же период времени сократилось. В большинстве случаев причиной сокращения стало закрытие карт (в частности, кредитных) на фоне глобального финансового кризиса.

Россия вновь лидирует по темпам роста

Как уже не раз происходило в последние годы, на рынок России вновь приходится львиная доля прироста количества карт, обращавшихся в регионе в период 2009-2010гг.: из 27 млн карт, пополнивших данный показатель, 25 млн при-шлись на Россию. Появление на рынке большей части этих карт приходится на 2010 г., на момент, когда местные банки главным образом справились с проблемой недостаточного развития потребительского кредитования, имевшего мес-то в 2009-2010 гг.

Также на Россию приходится девять из десяти предоплаченных карт, обращавшихся в регионе на тот период. Одна из причин столь массового выпуска предоплаченных карт в России - высокая популярность подарочных (непополняемых) карт, предназначенных для оплаты покупок в определенной торгово-сервисной сети, которые пришли на смену бумажным подарочным сертификатам, а также массовый выпуск виртуальных карт, предназначенных для оплаты покупок в Сети.

Карты предоплаты чаще всего используются для расчета за интернет-услуги и пополнения баланса мобильного телефона. Подавляющее большинство предоплаченных карт приходится на небанковские организации, но при этом банк вы-ступает спонсором такой программы.

К концу 2010 г. локальные платежные карты составили всего 9% от всего чис-ла обращавшихся карт в Центральной и Восточной Европе. Вместе с тем 99% всех международных карт - Visa (включая Visa Electron и V PAY) и MasterCard (включая Maestro и MasterCard Electronic); остальные - American Express и др. В странах Центральной и Восточной Европы карты Visa составили 52% от общего количества обращавшихся на рынке карт, занимая первое место. Далее следуют карты MasterCard - 38%.

Объём платежей по картам в Центральной и Восточной Европе превысил 110 млрд евро

В период 2009–2010 гг. объем платежей по картам в регионе рос намного быстрее, чем количество карт, – 49% против 10%. И вновь Россия внесла наибольший вклад в увеличение объема платежей. Заметную роль сыграла и Польша, где держатели карт стали более активными пользователями в условиях динамичного развития сети приема карт.

В 2010 г. в Центральной и Восточной Европе по картам было потрачено в общей сложности 111 млрд евро, тогда как в 2008г. – всего 90 млрд евро. В течение уже нескольких лет Словения сохраняет безусловное лидерство по размеру среднего объема платежей в пересчете на одного взрослого держателя карты. Далее следует Эстония. Среди населения Словении иметь счет в банке является общепринятым, и зарплаты, как правило, перечисляются на счета работников при помощи операций кредитования счета. Кроме того, платежная инфраструктура страны очень разветвлена, и карты принимаются в большинстве магазинов, а сектор карт pay later (специальных расчетных карт) развит в Словении гораздо лучше, чем в любой другой стране региона.

Более 90% -терминалов соответствуют EMV-стандартам

 По всей Центральной и Восточной Европе наблюдалось значительное расширение сети приема карт. Даже на таких развитых рынках как польский, где в определенных секторах торговли (автозаправочные станции, супермаркеты и пр.) развитие уже практически достигло своего предела, был зафиксирован существенный рост. Однако даже при существующих условиях ценообразования и эквайринга остается еще много рынков с потенциалом для развития.

С 2009 по 2010 г. произошло значительное увеличение количества EFTPOS терминалов – на 20% (до 1,3 млн). Большая их часть приходится на Россию (434518 на 01.01.2011г., по данным ЦБ РФ) и Польшу, при этом в совокупности на обе эти страны пришлось 680000 устройств. В остальных странах количество терминалов не превышает 100000 устройств в каждой. Кроме того, Россия опережает всех и по количеству введения в эксплуатацию новых EFTPOS-терминалов. Значительный рост терминальной сети отмечают также в Чехии, Венгрии и Казахстане.

 По такому показателю, как соотношение показателей количества терминалов и численности населения страны, в тройке лидеров оказались Хорватия, Эстония и Словения. Помимо этого, рынки первых двух стран оказались единственными в регионе, где на один EFTPOS-терминал приходится менее 100 платежных карт, тогда как средний показатель по Центральной и Восточной Европе – 224. В данной области Казахстан, Россия и Украина имеют огромный потенциал для расширения сети терминалов, т.к. в каждой из этих стран на одно устройство приходится пока свыше 300 карт.

В целом банки Центральной и Восточной Европы добились больших успехов в EMV-миграции своих сетей EFTPOSтерминалов, чем в выпуске EMV-карт. Самыми продвинутыми здесь можно назвать рынки стран Балтии (Эстония, Латвия и Литва) и Чехии. При этом такие страны как Россия и Украина продолжают отставать по этому показателю.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube