17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 1445

«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных

ИНКАМАТ как ответ на вызовы времени Александр Тафинцев на протяжении более 13 лет руководил созданием, развитием и эксплуатацией ЕИТКС...
«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных


ИНКАМАТ как ответ на вызовы времени


Александр Тафинцев на протяжении более 13 лет руководил созданием, развитием и эксплуатацией ЕИТКС - единой информационно-телекоммуникационной системы Российского объединения инкассации Центрального Банка Российской Федерации [РОСИНКАС] на должности начальника управления телекоммуникаций и информационных технологий. Разработчик и обладатель патента на полезную модель «Система инкассации денежной наличности» № 111328. Кандидат технических наук. 

Проблемы современного процесса инкассации наличных Согласно Положению Банка России №318-П от 24.04.2008 транспортировка наличных денежных средств между участниками наличного денежного обращения (НДО) предполагает две операции:


  1. Инкассация - сбор и доставка наличных денег клиентов в кредитную организацию, в т. ч. сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета и счета по вкладам (депозитам) клиентов;
  2. Перевозка - транспортировка наличных денег между внутренними структурными подразделениями одной кредитной организации, между различными кредитными организациями, между кредитной организацией и учреждением Банка России, осуществляющим кассовое обслуживание кредитной организации, между кредитной организацией и клиентом, а также транспортировка наличных денег, изъятых из программно-технических средств (ПТС) и подлежащих вложению в ПТС.
«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.1 Обе операции связаны с высоким риском нападения грабителей. Поэтому для их осуществления в кредитных организациях создаются специализированные подразделения инкассации. Высокая затратность услуг по инкассации и перевозке наличных денег обусловлена требованиями безопасности при их транспортировке. Основными требованиями являются:
  • состав бригады инкассаторов не менее 3 человек;
  • бригада должна быть вооружена боевым или служебным оружием;
  • наличные деньги должны перевозиться в бронированном автомобиле, оснащенном средствами связи и спутникового мониторинга;
  • бригады должны быть обеспечены персоональными средствами связи и средствами индивидумальной защиты (бронежилеты и бронешлемы).

Кроме того, в помещениях производственных подразделений инкассаторских служб должны оборудоваться комнаты для хранения оружия и прочие специальные комнаты, что требует значительных затрат на обустройство и эксплуатацию.

Эти факторы приводят к высокой стоимости инкассации. Как следствие, на периферии профессиональная инкассация вообще отсутствует. Кроме того, даже там, где имеются инкассаторские службы, мелкие клиенты предпочитают сдавать наличность в кредитные организа- ции самостоятельно.

К недостаткам инкассации можно отнести и долгое зачисление проинкассиро- ванных денег на счет клиента: как правило, на следующие сутки, а в праздничные и выходные дни задержка с зачислением может составлять до 3-5 суток. При этом для осуществления полного цикла инкассации до зачисления проинкассирован- ных сумм на счет клиента, кроме бригады инкассаторов, привлекается еще и касса пересчета, что еще больше увеличивает общую стоимость обслуживания.«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.2

Возможности повышения безопасности инкассации

Различные производители предлагают средства, повышающие безопасность транспортировки наличных денег. Однако ни одно из них пока не нашло широкого применения в России. Причина такого положения в том, что производители предлагают средства, которые повышают безопасность только одной операции или только на одном этапе операции либо нацелены на улучшение условий сдачи денег клиентами. Ни одно из предлагаемых решений не является комплексным, т.е. не обеспечивает повышение безопасности для всех операций одновременно, но при этом все они значительно увеличивают расходы инкассаторских служб.

 Для повышения безопасности перевозок наличных денег ряд фирм на протяжении 5–7 лет предлагают различного рода спецконтейнеры (СК), оборудованные устройством окрашивания наличных денег при попытке несанкционированного вскрытия. Причина малого спроса на СК в том, что их можно использовать только при перевозке наличных денег между кредитными организациями или кредитными организациями и их внутренними структурными подразделениями. Подобные контейнеры в последнее время активно использует инкассаторская служба Сбербанка России (см. статью «Сбербанк России: новая технология сделает нападения на инкассаторов бессмысленными» в журнале ПЛАС № 12/2010). В докладе на международном форуме «Технологии безопасности-2012» Михаил Дроздов, директор Управления инкассации Сбербанка России, отметил, что за два года с начала использования СК в подразделениях инкассации банка не было ни одного вооруженного нападения на бригады инкассаторов.

Однако Сбербанк применяет СК только для перевозки денежной наличности, а для инкассации используются все те же сумки. Использовать СК для инкассации вместо сумок невыгодно: стоимость сумки составляет несколько сот рублей, стоимость контейнера – несколько тыс. евро. При этом на каждую точку инкассации выделяется не менее 4 сумок.

 Поэтому инкассаторы Сбербанка продолжают носить оружие и перемещаться в бронированных автомобилях. Хотя тот же М.Дроздов утверждает: «Путь постоянного наращивания уровня индивидуальной защиты инкассаторских работников и повышения класса защиты спецавтомобилей является заведомо тупиковым».

 Разновидностью СК являются специальные кейсы с устройством окрашивания банкнот, предназначенные для снижения риска утраты инкассированных наличных денег на «тротуарном» этапе. В этом кейсе инкассатор-сборщик переносит деньги, упакованные сдающим кассиром в полиэтиленовый мешок, от помещения кассы до автомобиля, а в автомобиле перекладывает наличные в металлический ящик или сейф. Использование таких кейсов заставляет преступников перенести нападения со сборщиков на инкассаторские автомобили. Значит, применение оружия и бронированных автомобилей по-прежнему остается обязательным условием и не решает проблему в корне.

Автоматические сейфы, прописанные в Положении Банка России № 318-П, позволяют «отвязать» время сдачи денег кассиром от времени прибытия бригады инкассации, что дает возможность оптимизировать маршрут. Однако из сейфов инкассаторы изымают деньги в сумках или пластиковых мешках и в таком незащищенном виде доставляют в кредитную организацию традиционным способом, а оптимизация маршрута дает лишь незначительное уменьшение затрат, которая нивелируется затратами на приобретение подобных устройств.

 Уже несколько лет на рынке предлагаются различные модификации автоматических депозитных машин (АДМ). Они обеспечивают прием от кассиров наличных денег и их автоматическое зачисление на расчетный счет фирмы. Сами наличные после детекции помещаются в специальный мешок, который автоматически затягивается при вскрытии инкассаторами сейфа АДМ. Предполагается, что инкассаторские службы или фирмы будут приобретать АДМ и устанавливать у своих клиентов. АДМ целесообразно устанавливать в местах, где сосредоточено много точек инкассации, например в торговых центрах, эти устройства действительно позволяют ускорить зачисление денег на счет клиента и оптимизировать маршрут инкассации по времени, отвязав время сдачи от времени заезда инкассаторов. Но ажиотажного спроса на них не наблюдается. Дело в том, что использование АДМ не позволяет инкассаторским службам отказаться от традиционного способа транспортировки, т.к. деньги из АДМ извлекаются в незащищенном мешке и в таком виде должны быть доставлены для последующей обработки в кассовый центр.

Не решают задач по снижению себестоимости перевозки наличных денег и банкоматы-ресайклеры с замкнутым оборотом наличности, не требующие частой загрузки наличными. Стоимость одного ресайклера сопоставима с суммой оплаты ежедневной инкассации бригадой одной точки в течение 15–18 лет. Поэтому область их использования ограничена крупными торговыми центрами, а значит, их количество будет небольшим и практически не скажется на числе точек маршрута инкассации, которые необходимо обслуживать традиционным способом.

 Из вышеизложенного следует, что инкассаторскими службами будут востребованы только те решения, которые при повышении безопасности будут удобны клиентам и дадут реальную возможность снизить стоимость услуг на операции по транспортировке наличных денег. Существенно снизить затраты услуг служб инкассации можно только за счет сокращения численности бригад, т.к. 70–75% себестоимости их услуг составляют расходы на оплату труда и соответствующие налоги и сборы. И если для перевозки ценностей уже имеются соответствующие решения, то для инкассации не предлагается ничего, кроме брезентовых сумок или одноразовых пластиковых пакетов.

ИНКАМАТ – комплексное решение проблем инкассации и перевозки наличных денег

 Итак, очевидно, что инкассация и перевозка наличных денег требуют комплексных решений. Таким решением может стать «Система инкассации денежной наличности» (патент на полезную модель № 111328) с условным названием «ИНКАМАТ».

ИНКАМАТ – мобильное программно-техническое средство для инкассации денежной наличности (банкнот), предназначенное для автоматизации инкассации денежной наличности. ИНКАМАТ может устанавливаться как внутри салона инкассаторского автомобиля с кузовом «фургон» или «микроавтобус», так и в выделенных помещениях крупных торговых центров.

Принципиальная схема ИНКАМАТА напоминает схему ресайклера, выполненного в мобильном варианте, в котором прием наличности производится из загрузочной кассеты, оснащенной устройством, окрашивающим банкноты в случае несанкционированного вскрытия специальной краской. Кассета оснащается флешпамятью и служит для укладки кассиром купюр, предназначенных для инкассации.

«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.3

Принцип работы ИНКАМАТа

Кассир клиента укладывает денежную наличность, предназначенную для инкассации, в специальную загрузочную кассету. Одну или несколько таких кассет инкассаторская служба заблаговременно при заключении договора на инкассацию передает клиенту. При этом в память загрузочной кассеты заносится код, назначенный клиенту при заключении договора. После закрытия крышки в загрузочной кассете активируется специальное устройство, предназначенное в случае несанкционированного вскрытия для окрашивания банкнот специальной краской. Для повышения безопасности повторное вскрытие кассиром заполненной загрузочной кассеты возможно только с использованием одного или двух специальных ключей. Возможен вариант, когда на всем маршруте используется одна загрузочная кассета. При этом по прибытии на точку инкассатор заносит порожнюю неактивированную кассету в помещение, где кассир укладывает в нее денежные купюры. В этом случае кассету может вскрыть только ИНКАМАТ.

Загрузочная кассета с деньгами, предназначенными для инкассации, переносится в прибывший инкассаторский автомобиль и устанавливается в ИНКАМАТ, который считывает код загрузочной кассеты и выводит на экран для визуального контроля наименование клиента, а также информацию о его расчетном счете и банке, где он открыт. В случае использования для всех клиентов одной загрузочной кассеты код клиента вводится в ИНКАМАТ вручную.

Нажатием специальной кнопки кассир дает команду на начало инкассации. В этот момент происходит деактивация защитного устройства, загрузочная кассета вскрывается и вложенные в нее купюры поочередно поступают в устройство, оснащенное специальными детекторами, обеспечивающими проверку банкнот на подлинность.

Банкноты, прошедшие проверку, поступают в приемную кассету, предназначенную для соответствующего номинала. Количество банкнот, загруженных в кассету, постоянно записывается во флэш-память приемной кассеты. Банкноты, несущие признаки ветхости, направляются в кассету для приема ветхих купюр.

Не прошедшие проверку банкноты направляются в кассету для сомнительных банкнот. По окончании инкассации при наличии сомнительных банкнот на специальную карточку распечатывается наименование клиента, количество поступивших от него сомнительных банкнот и соответствующий штрих-код. Данная карточка направляется в кассету для разделения купюр разных клиентов. Штрих-код позволит на последующих этапах ускорить процесс регистрации и экспертизы сомнительных банкнот.

 После заполнения одной приемной кассеты соответствующего номинала банкноты направляются во вторую, пустую кассету того же номинала. На экране при этом появляется специальный символ и издается звуковой сигнал, оповещающий о заполнении приемной кассеты. Инкассатор должен своевременно заменять заполненные кассеты на порожние. В автомобиле должен иметься необходимый запас порожних приемных кассет. Приемные кассеты, как и загрузочные, оборудуются устройством для окрашивания банкнот. Приемные кассеты выдаются инкассатору на маршрут в состоянии активированной защиты. В этом состоянии они находятся и в ИНКАМАТе, что исключает несанкционированное вскрытие приемной кассеты в любом месте, кроме кассового центра.

После изъятия всех банкнот из загрузочной кассеты на экране ИНКАМАТа появляется надпись «Кассета пуста» и соответствующий значок. Прием банкнот завершается нажатием кнопки «Завершить прием». После заполнения таблицы распределения принятой суммы по символам на экране появляется кнопка «Зачислить». Ее нажатие завершает процесс инкассации. При этом формируются два сообщения, которые после шифрования по мобильному VPN/ GPRS-каналу направляются:

• в процессинговый центр для передачи сведений в банк клиента о сумме к зачислению на его счет;

• в кассовый центр со сведениями о распределении суммы, сданной клиентом, об источнике поступления денег, о наполненности приемных кассет и состоянии отдельных узлов ИНКАМАТа.

Одновременно данная информация записывается на жесткий диск ИНКАМАТа и заносится во внутренний журнал. Для кассира распечатывается квитанция со всей необходимой информацией.

По окончании инкассации загрузочная кассета в деактивированном состоянии извлекается из ИНКАМАТа и передается кассиру для последующих вложений или остается в автомобиле для использования на других точках. Полные приемные кассеты по прибытии с маршрута направляются:

 • непосредственно в кассовый центр для дальнейшей обработки денежной наличности (формирование корешков и упаковка пачек);

• в специальную кладовую для последующей отправки в удаленный кассовый центр. Порожние приемные кассеты остаются в автомобиле или сдаются в сервисную службу.

«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.4

Преимущества использования ИНКАМАТа

• Быстрое зачисление денег на счет клиента.

 • Снижение стоимости услуги за счет: уменьшения численности бригады до одного человека; отказа от бронированных автомобилей; снижения затрат на оборудование и содержание производственных помещений.

• Увеличение клиентской базы.

• Расширение сети инкассаторских подразделений: при необходимости ИНКАМАТ может использовать даже самое небольшое структурное подразделение банка.

 • Подача в кассовый центр только платежеспособных банкнот, отсортированных по номиналам и ветхости, упрощает последующую обработку денежной наличности, сводя ее к упаковке, и позволяет снизить численность работающих. При этом кассовый центр может работать только в дневное время (исключается необходимость дополнительной оплаты сотрудникам работы в ночные часы).

• Повышение безопасности инкассации за счет использования специальных кассет, исключающих несанкционированный доступ к денежным купюрам на всех этапах транспортировки.

• Контроль аппарата управления инкассаторских служб за движением кассет и процессом инкассации на каждом маршруте за счет создания единого центра сбора информации от ИНКАМАТов.

Дополнительные возможности использования ИНКАМАТа

В случае достижения унификации с банкоматами по конструкции кассет появится возможность принимать в ИНКАМАТ кассеты из банкоматов с остатками банкнот и использовать заполненные приемные кассеты ИНКАМАТа для заправки банкоматов. Подобным образом универсальные кассеты могут использоваться и в платежных терминалах. Кроме того, универсальные кассеты могут быть учтены в конструкции счетно-упаковочных машин для касс пересчета, что позволит исключить ряд ручных операций. Достаточно вставить приемную кассету ИНКАМАТа в гнездо счетно-упаковочной машины, а на выходе получить готовые пачки.

Универсальные кассеты ИНКАМАТа также можно было бы использовать в конструкции электронного кассира (для оснащения операционного зала банка) или для перевозки наличных денег между кредитными организациями и для подкрепления внутренних структурных подразделений кредитных организаций.

В ряде случаев у клиентов возникает необходимость в получении в банке или внесении в банк крупной суммы наличных (например, при погашении кредита). Как правило, клиенты перевозят деньги самостоятельно, подвергая себя и сопровождающих большому риску нападения преступников, о чем свидетельствует статистика. Вместе с тем при определенных доработках ИНКАМАТ можно было бы использовать для выполнения указанных операций прямо на территории заказчика или в месте доставки по указанию клиента.

Инкассаторский автомобиль, оснащенный ИНКАМАТом, можно использовать как мобильный банкомат. Например, для получения пенсий по электронным картам в удаленных населенных пунктах или в районах городов, где по техническим причинам или по соображениям безопасности установка стационарного банкомата невозможна. В этом случае ИНКАМАТ будет посещать данные населенные пункты по графику. Востребованность подобных автомобилей подтверждается созданием в 2011 г. по заказу Сбербанка мобильного банковского офиса на базе бронированного автомобиля, оборудованного информационно-платежным терминалом и банкоматом.

Перечисленные возможности ИНКАМАТа позволяют позиционировать его как мобильный мини-банк (МоМБ), являющийся связующим звеном в цепочке программно-аппаратных устройств, обеспечивающих НДО. По предварительным оценкам, в случае массового производства стоимость автомобиля, оснащенного ИНКАМАТом, будет незначительно отличаться от стоимости типового бронированного автомобиля для инкассации. Служба инкассации, которая первой начнет внедрение ИНКАМАТа, получит значительные преимущества на рынке.

ИНКАМАТы глазами участников рынка

«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.5«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.6«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.7

С. Чаленко, директор департамента кассовых операций Промсвязьбанка

 Предложенная автором идея системы инкассации денежной наличности, названная ИНКАМАТом, является инновационным решением проблем инкассации, главными из которых являются риск криминальных нападений и высокая себестоимость.

Заслуживает внимания и идея создания на базе ИНКАМАТа мобильной миниоперационной кассы банка, которая позволит по желанию клиента оперативно перенести банковские операции с наличностью в любое удобное для него место. При этом в банкомате наряду с обозначенными должны быть функция проверки банкнот на радиационное загрязнение и возможность ручного вноса банкнот, забракованных устройством, но являющихся, по оценке кассира-оператора, платежеспособными. ИНКАМАТ также должен быть оснащен счетчиком монет, позволяющим информировать процессинговый центр о сумме принятых монет.

 Востребованность ИНКАМАТа будет зависеть от его стоимости. Цена ИНКАМАТа без стоимости автомобиля с экономической точки зрения не должна превышать 1 млн руб.

 Вместе с тем следует отметить, что данная идея должна быть одобрена Банком России. Для этого необходимы испытания и опытная эксплуатация реальных образцов, по итогам которых, возможно, потребуется внесение изменений в руководящие документы Банка России, регулирующие наличное денежное обращение, как это было ранее сделано после появления банкоматов, автоматических сейфов и других устройств.

Г. Синкевич, зам. Генерального директора по производству РОСИНКАС

Идея использования ИНКАМАТа, мобильного программно-технического устройства для инкассации денежной наличности, заслуживает внимания уже потому, что направлена на замену «прадедовских» инкассаторских сумок на новую современную технологию. Предлагаемое автором использование кассет с устройством окрашивания банкнот при несанкционированном доступе на всем пути от клиента до кассы пересчета станет реальной защитой инкассируемых денежных средств и сделает бессмысленным нападение на инкассатора и автомобиль. Более того, эти же кассеты могут быть использованы и для перевозки, и для временного хранения денежной наличности.

Предложение автора патента интересно еще и тем, что с повышением безопасности позволит и снизить затраты. Сейчас трудно судить, в какой мере они снизятся, так как неизвестно, сколько будет стоить автомобиль, оснащенный ИНКАМАТом с комплектом порожних кассет. Наилучшим вариантом была бы стоимость такого автомобиля в пределах стоимости современного бронированного автомобиля (около 2 млн руб.). Но даже сокращение состава бригады и перевод работы кассы пересчета с ночного в дневной режим дадут значительную выгоду.

Следует отметить, что отказ от бронирования положительно скажется и на эксплуатационных качествах инкассаторских автомобилей, а это, в свою очередь, снизит затраты на их ремонт и обслуживание.

Если рассматривать применение ИНКАМАТа только в инкассации, то предлагаемая автором конструкция избыточна. В этом случае нет необходимости сортировать банкноты по номиналу на борту автомобиля, т.к. все равно деньги поступают в конце операции в кассу пересчета. Но даже если применить универсальные кассеты, которые после заполнения ИНКАМАТом будут использоваться для заправки банкоматов, число приемных кассет также можно сократить. Выделенные кассеты следует оставить только для номиналов, которые чаще всего используются в банкоматах, а остальные банкноты направлять в общую кассету.

 Для полного удовлетворения потребностей инкассации в конструкции ИНКАМАТа следует предусмотреть также устройство для приема монет с функциями пересчета и детекции.

 Идея ИНКАМАТа открывает совершенно новое направление в инкассации и имеет перспективу дальнейшего развития. Есть уверенность, что после успешных испытаний данное устройство будет одобрено Банком России и рекомендовано для использования.

«Неразрешимые» проблемы инкассации и транспортировки наличных - рис.8Ю. Лобода, зам. Директора ЦБ РФ

 Департамент НДО по поручению руководства Банка России рассмотрел присланные предложения по вопросу совершенствования технологии инкассации и благодарит Вас за проявленный интерес к данному вопросу. В соответствии с Положением Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П кредитные организации при выполнении операций с наличными деньгами могут использовать программно-технические средства (ПТС). При этом виды (модели) применяемых ПТС, а также порядок их установки определяются кредитной организацией.

Заинтересованность кредитной организации в применении определенного вида (модели) ПТС зависит от объемов выполняемых ими операций с наличными деньгами, специфики и видов предоставляемых клиентам банковских услуг, технических характеристик оборудования, позволяющих снизить операционные риски кредитной организации, возникающие при работе с наличными деньгами, а также финансовых затрат кредитной организации на осуществление кассовых операций, в т. ч. с применением ПТС.

Технология применения ИНКАМАТа предусматривает проверку платежеспособности и подлинности банкнот, а в случае выявления неплатежеспособных (сомнительных) банкнот – их отсортировку в специальные отдельные кассеты. При этом согласно Положению № 318-П выявленные неплатежеспособные банкноты передаются клиенту. Кроме того, на выявленные при пересчете или принятые на экспертизу сомнительные банкноты клиенту должен выдаться документ, подтверждающий прием от него сомнительных банкнот, с указанием номинала, года, образца, серии и номера каждого сомнительного денежного знака.

Считаем целесообразным учесть вышеизложенные замечания.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube