17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 362

MasterCard PayPass: турецкий дуплет

Восьмого декабря минувшего года, во второй день работы парижской выставки CARTES 2010, издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов побеседовал...
MasterCard PayPass: турецкий дуплет

Восьмого декабря минувшего года, во второй день работы парижской выставки CARTES 2010, издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов побеседовал с Джеймсом Давлоуросом (James Davlouros), вице-президентом, руководителем департамента мобильных платежей и инновационных технологий компании MasterСard Worldwide. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с итогами этого весьма интересного разговора, касающегося будущего бесконтактных и мобильных платежных технологий в разрезе сразу двух проектов, недавно запущенных MasterСard в Турции.


В этом году я побывал в Турции и понял, что это прекрасное место для внедрения инноваций. Значительная часть населения там приходится на молодежь, которая интересуется различного рода новыми высокотехнологичными сервисами и т. п. Можно ли, исходя из этого, утверждать, что это главная причина того, почему платежная система MasterCard сосредоточила свое внимание именно на этой стране с точки зрения продвижения бесконтактных и мобильных платежей?

Д. Давлоурос: На самом деле мы не выбирали именно Турцию. В Европе сегодня уже четыре или пять стран, где мы активно работаем с мобильными платежами, включая, конечно же, и Турцию. Большой объем работы проводится в Польше, Франции, Великобритании, где мы активно внедряем NFC-технологию, в странах Восточной Европы. Следует отметить, что в целом во всех странах, где мы работаем, новые технологии так или иначе приобретают все большее распространение.

Турция – действительно страна молодежи, в этом ее уникальная особенность. Средний возраст населения составляет здесь порядка 27 лет, это страна, где я чувствую себя пожилым человеком. Разумеется, интерес к инновационным платежным технологиям во многом обусловлен именно такой демографией. Кроме того, молодым потребителям легче их осваивать, и этот процесс развивается здесь быстрее, чем на других рынках. Подтверждение тому – несколько заявлений, сделанных представителями MasterCard за первые дни работы выставки CARTES 2010.

Так, вчера (7 декабря 2010 г. – Ред.) мы заявили, что активно работаем с Garanti Bank, одним из самых инновационных банков в мире, в направлении бесконтактных и мобильных платежей. Также мы сотрудничаем с компанией Gemalto, поставщиком решения N-Flex, представляющим собой SIM-карту с антенной. В Турции мы реализуем проект мобильных платежей в партнерстве с мобильным оператором Avea. Мы запустили новый сервис, который представляет собой решение на базе NFC-технологии, позволяющее обеспечить ее использование на большинстве моделей телефонов, что дает потребителям возможность оплачивать покупки в магазинах, принимающих платежи по технологии PayPass.

Кроме того, сегодня (8 декабря 2010г. – Ред.) было заявление о Bank Asia, еще одном турецком банке, запускающем массовый карточный продукт на базе решения microSD в сотрудничестве с компанией Watchdata. Так что вы правы, говоря, что Турция – страна инноваций.

А. Гризов: Каковы основные бизнес-сегменты, в которых сегодня используется NFC-технология? Какие секторы экономики уже ей охвачены? Насколько активно используется NFC в проектах оплаты проезда на общественном транспорте?

Д. Давлоурос: В основном решения NFC используются для приема платежей в торгово-сервисных предприятиях быстрого обслуживания. Например, в fastfood сетях, кофейнях, газетных киосках и т. п. Но в Турции эта технология применяется в системах общественного транспорта. Например, для пересечения пролива Босфор вы можете приобрести билет на паром с помощью карты PayPass. Но, конечно, системы оплаты проезда на общественном транспорте являются ключевым рынком для такого рода инноваций. Во всем мире государственные структуры ищут возможность эффективного использования карт на базе технологии PayPass, чтобы позволить потребителям оплачивать проезд с помощью нашей технологии.

А. Гризов: Насколько универсально оборудование для приема бесконтактных платежей, используемое сегодня торговыми точками или транспортными операторами в тех странах, на рынках которых MasterCard продвигает PayPass? Принимаются ли в большинстве случаев только продукты MasterCard или обслуживаются аналогичные продукты любой другой платежной системы?

Д. Давлоурос: Да, сегодня есть проблема с существующими системами оплаты проезда на общественном транспорте, не поддерживающими PayPass. Это терминалы, используемые для выполнения конкретных платежных задач, например, в Лондоне – система оплаты проезда на общественном транспорте Oyster на базе одноименных бесконтактных карт, держателями которых на сегодняшний день являются более 34 млн человек, во Франции, в свою очередь, используется другой, собственный стандарт для бесконтактных платежей.

В России мы также запускаем новую бесконтактную технологию. Проблема здесь в том, что в некоторых случаях уже установленные считывающие бесконтактные модули надо модифицировать, чтобы они поддерживали наши протоколы и наши технологии. Так что проблема есть, и ее нужно решать. При этом многие государственные структуры во всем мире ищут возможность постепенного перевода таких терминалов на работу с PayPass, постепенной модификации инфраструктуры, интеграции PayPass, и, в ряде случаев, бесконтактных технологий других платежных систем.

А. Гризов: В таком случае, с точки зрения областей применения бесконтактные платежи могут быть широко востребованы в сегменте автозаправочного бизнеса, особенно на автоматизированных АЗС. В том числе и в России, где во многих регионах зимой использование обычной платежной или топливной карты на платежном терминале самообслуживания, совмещенном с топливораздаточной колонкой, бывает крайне затруднительно из-за низких температур. Трудно представить, как можно вставить и вынуть карту из слота терминала голыми руками при в морозе –30°С, а ведь в Сибири бывает еще холоднее… На этом фоне бесконтактные карты здесь очень бы пригодились.

Д. Давлоурос: Безусловно. Я сам из Канады, так что прекрасно понимаю, о чем вы говорите. У нас бывает и –30°С, и –40°С.

В такой мороз не хочется даже выходить из машины, а тем более – совершать платежи. Так что бесконтактная технология идеальна в этом случае. Но как работает PayPass? Он работает с транзакциями на суммы меньше определенного лимита, устанавливаемого банками-эмитентами. Например, в Европе это 25 евро. Правда, в некоторых странах, например, в Канаде, несколько лет назад компания Petrol Canada рискнула повысить этот лимит. Дело в том, что банки устанавливают определенный лимит, скажем, 25 долларов. Но если топливная компания, такая как Petrol Canada, хочет повысить лимит и взять на себя риск, она может это сделать. В данном случае компания так и поступила, чтобы позволить покупателям заправлять полный банк по бесконтактной карте без использования технологии Chip&PIN.

А. Гризов: В прошлом и в позапрошлом годах журнал «ПЛАС» проводил международный форум, посвященный автозаправочному бизнесу в России и странах СНГ, где обсуждался широкий круг вопросов с представителями платежной индустрии и операторами автозаправочного бизнеса. Последние признались, что не слишком опасаются приема поддельных банкнот или карт, поскольку весь процесс контролируется системами видеонаблюдения. Их камеры позволяют в дальнейшем по записи легко отследить человека и номер его машины, а также полностью восстановить ситуацию. Так что с точки зрения операторов автозаправочного бизнеса работа их служб безопасности на заправочных станциях крайне эффективна.

Д. Давлоурос: Да, операторы сетей АЗС могут сказать банку – не волнуйтесь, если пройдет мошенническая транзакция, мы во всем разберемся. Вопрос только в том, что именно влечет риск и каким образом. Кроме того, в этом диалоге требуется совместное участие автозаправочного предприятия, эквайера и банка-эмитента. Но вы правы – это отличная идея, «зимние» бесконтактные платежи!

А. Гризов: Как я понимаю, пока бесконтактным платежам за бензин уделяется не так много внимания? В основном идет работа с системами оплаты проезда в общественном транспорте, сетями розничной торговли и быстрого обслуживания?

Д. Давлоурос: PayPass – в некотором роде синоним быстроты и удобства. Эта технология дает покупателю возможность быстро и безопасно оплачивать то, что ему требуется приобрести быстро.

И потом, это хороший способ избежать возни с наличными. Скажем, у меня не хватает наличных или я не хочу получить 3 доллара мелочью в качестве сдачи. PayPass – быстрая и эффективная альтернатива наличным.

На некоторых рынках или в некоторых категориях торговых предприятий подобное качество чрезвычайно важно. Но когда речь идет о мобильных технологиях, я думаю, ситуация немного иная. Конечно, нам важны все преимущества PayPass в их нынешнем виде, но нам также крайне интересны мобильные устройства. Например, я могу получать и просматривать предложения на мобильном телефоне, скачивать дисконтные ваучеры, участвовать в программах лояльности, просматривать несколько последних транзакций. При наличии предоплаченной карты я могу проверить ее баланс непосредственно с телефона. Так что мобильный телефон принципиально меняет картину. Он позволяет потребителю лучше понимать, как платить, чем платить и что получить взамен. Потому что, когда речь идет о мобильных платежах, главное – удобство потребителя плюс дополнительные услуги.

А. Гризов: Теперь несколько слов о безопасности. Как вы оцениваете уровень безопасности мобильных платежей по сравнению с платежами по обычным картам?

MasterCard PayPass: турецкий дуплет - рис.1

Д. Давлоурос: Разумеется, этот показатель для мобильного портативного устройства должен быть как минимум таким же, как для платежной карты. Наша компания уделяет внимание многим аспектам данного направления, из которых два самых важных – безопасность и взаимная совместимость. В том, что касается безопасности, мы должны обеспечить корректную работу устройства. Согласно существующим процедурам, отдельные наши продукты подлежат сертификации – продукты, напрямую задействованные в процессе осуществления транзакции. Например, есть так называемый модуль безопасности, по сути, на него записываются данные кредитной, дебетовой или предоплаченной карты. И этот элемент должен быть одобрен MasterCard, поэтому мы тоже должны проверять его уровень безопасности с максимальной тщательностью. Существуют и другие решения, такие как мобильный ПИН-код, который используется тогда, когда важно обеспечить наиболее высокую степень защиты транзакции. Кроме того, сам мобильный телефон можно, как и карту, блокировать и разблокировать в качестве платежного инструмента по желанию пользователя.

А. Гризов: Есть ли у вас какие-либо планы насчет продвижения новых инициатив такого рода на российском рынке?

Д. Давлоурос: Российский рынок также является ключевым для сектора бесконтактных платежей благодаря высокому уровню проникновения мобильных устройств и высокой потребности потребителей в удобстве оплаты покупок. И мы активно работаем с российской командой MasterCard, чтобы внедрить здесь нашу технологию. Россия является ключевым рынком, благодаря степени принятия потребителями мобильных устройств, а также удобству оплаты и совершения покупок.

А. Гризов: Насколько я понимаю, даже в начале 1990-х платежные системы пытались найти эффективное решение, позволяющее внедриться на рынок мелких транзакций, 1–5 долларов, и захватить значительную его долю. Все эти проекты вроде электронных кошельков периодически пытались контролировать некоторые транзакции на мелкие суммы, но на практике обычно речь шла о транзакциях на суммы в 50, 70, 100 долларов или фунтов стерлингов. В то же время каждый год предпринимались попытки реализовать очередной пилотный проект, каждый из которых в итоге быстро «сворачивался». Теперь же, наконец, появилась технология, которая просуществует достаточно долго?

Д. Давлоурос: Вы совершенно правы – мы говорим о технологиях, которые сейчас едва заметны, но они есть и за ними будущее. Разница между прошлым и настоящим заключается прежде всего в реальности происходящего. Мобильные платежи уже занимают свою нишу, и участники рынка должны сделать стратегию развития мобильных платежей приоритетной. Все мы видели, что на CARTES 2010 технология NFC имела огромный успех. Теперь у нас есть более совершенные устройства, технологии, стандарты, и все это поможет в развитии мобильных платежей.

MasterCard PayPass: турецкий дуплет - рис.2
Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube