17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 206

ЮНИТЕКСИС: электронные кассиры – комплексный подход к автоматизации оборота наличных

Автоматизация оборота наличных в банковских отделениях и крупных супермаркетах становится сегодня актуальным трендом. Настоящая...
ЮНИТЕКСИС: электронные кассиры – комплексный подход к автоматизации оборота наличных


Алексей Богаткин, исполнительный директор компании ЮНИТЕКСИС

Автоматизация оборота наличных в банковских отделениях и крупных супермаркетах становится сегодня актуальным трендом. Настоящая статья посвящена ряду ключевых технологических вопросов развития данного направления как в банковской рознице, так и в сфере розничной торговли.
Несмотря на динамичное развитие карточного бизнеса во всем мире, наличные средства прочно занимают свою нишу и в ближайшей перспективе не намерены ее покидать. При этом в таких странах, как США, Япония, Канада, Австралия, на ряде других развитых рынков их участники уже давно научились считать издержки, в том числе связанные с обслуживанием оборота наличных, и активно автоматизируют данное направление.

В одном из прошлых номеров журнала «ПЛАС»* уже рассматривались различные сервисы, базирующиеся на использовании банковских карт, которые развивает компания Uniteller, входящая в ту же группу компаний, что и ЮНИТЕКСИС. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей свое видение вопросов автоматизации оборота наличных. ЮНИТЕКСИС: электронные кассиры – комплексный подход к автоматизации оборота наличных - рис.1

В целом автоматизация оборота наличных – очень широкая тема. Сюда можно отнести и банкоматы, в том числе с функцией cash-in, и киоски самообслуживания. В настоящей статье мы сконцентрируемся на оборудовании, которое в первую очередь предназначено для использования не самим клиентом, но персоналом банковских отделений и торгово-сервисных предприятий – кассирами и операционистами. Речь пойдет об электронных кассирах. Последние делятся на два типа – устройства, осуществляющие только прием наличных денег (cash-диспенсеры), а также решения, поддерживающие технологию cash-ресайклинга и выполняющие операции как по приему, так и по выдаче наличных (cash-ресайклеры).

Сегодня российский рынок только начинает внедрять такого рода решения, связанные с автоматизацией оборота наличных, и именно на данном этапе крайне важно определиться с правильным подходом и выбором конечного решения. Причем цена ошибки здесь очень чувствительна, ведь цена одной машины составляет 20–40 тысяч евро, а цена программного решения, включая услуги по внедрению, может достигать стоимости внедряемого оборудования. Какие же рекомендации можно дать участникам банковской и торговой розницы, принявшим решение оптимизировать оборот наличных с помощью электронных кассиров?

Очевидно, что в первую очередь нужно ответить на вопрос: какова цель проекта? Каких результатов хочет достичь заказчик?

На этом этапе правильнее было бы разделить банковский сектор и сферу розничной торговли, поскольку и задачи, а, соответственно, и подходы к автоматизации наличного обращения у этих сегментов различные.

Электронные кассиры в розничном банковском бизнесе

Для банков важными факторами, подталкивающими их к внедрению систем автоматизации оборота наличных, являются: снижение издержек за счет уменьшения количества инкассаций и непродуктивных действий персонала, надежность и минимизация рисков. Используя электронные кассиры (cash-ресайклеры и cash-диспенсеры), банк может также снизить издержки на организацию кассовых узлов в отделениях.

Уровень автоматизации розничных банков в России достаточно высок, и, конечно, важным моментом является интегрированность новой системы в общую IT-инфраструктуру банка.

Четкое планирование бизнес-процессов банка позволяет как рассчитать эффект от внедрения решения, так и спроектировать систему на уровне бизнес-задач, определив количество устройств и общие требования к характеристикам оборудования, предполагающегося к установке в каждой из точек.

Итак, для каких операций в банках используются электронные кассиры? Традиционно к ним можно отнести следующие:

• прием и выдача наличных клиентам;

• операции валютообмена;

• проверка подлинности, пересчет и сортировка принятых банкнот.

К специфическим требованиям российских банков по сравнению с их коллегами из США, Австралии и Европы можно отнести необходимость работы устройства одновременно с несколькими валютами.

Итак, с задачами мы определились. Теперь на первый план выходит подбор конкретного типа устройства. С одной стороны, многие модели электронных кассиров от различных производителей сопоставимы как по набору параметров, так и по цене. С другой – есть ряд принципиальных различий, которые необходимо учитывать при выборе оборудования. Так, cash-ресайклеры бывают двух типов – барабанные и кассетные, что в значительной степени влияет на логику работы с машиной.

Выдача денежных средств осуществляется через одно окно либо через два диаметрально противоположных окна. Существуют машины с депозитарными отсеками или кассетами для инкассации, и помещенные в такие кассеты купюры обратно в ресайклер уже не поступают. Есть электронные кассиры, поддерживающие работу с монетами, когда диспенсер монет подключен к машине, которая и управляет им, а команды от рабочей станции оператора поступают по единому протоколу в машину.

У вендоров и поставщиков оборудования в данном случае свой интерес – продать банку максимальное количество машин, причем, как правило, одна компания предлагает машины максимум двух типов.

Если обратиться к международному опыту, например, США, то мы увидим, что на рынке все построено по правилам четкого разделения труда: есть заказчики – банки, есть производители машин и есть независимые интеграторы – разработчики и поставщики программных решений, позволяющих решить проблему клиента оптимальным способом, и при этом такие интеграторы, как правило, независимы от производителей машин.

В России традиционно превалирует другой подход, уходящий корнями в истоки бизнес-модели по продаже и сервису банкоматов, когда порой одна компания является и эксклюзивным поставщиком в нашу страну оборудования, и единственным интегратором и поставщиком программного обеспечения для этого оборудования.

Хочется отметить, что именно в автоматизации оборота наличности связка «поставщик оборудования – интегратор» как раз и влечет за собой существенные ограничения для клиента, и в результате – отсутствие оптимального решения бизнес-задач заказчика. Причем в отличие от банкоматов сами по себе электронные кассиры не обладают серьезной встроенной программной логикой – они представляют собой просто «железо», хотя и высокотехнологичное, сложное и дорогое.

А вот управлять этим железом нужно как можно более тонко и осторожно, т.к. при стоимости одной машины в 40 тысяч евро цена ошибки совсем не кажется незначительной.

Как же в этой ситуации банку реально обеспечить свои потребности? Составными частями программного решения в данном случае будут являться:

• «низкоуровневые» приложения для управления непосредственно оборудованием;

• «высокоуровневые» приложения, обеспечивающие взаимодействие с пользователем;

• в российских условиях данную функцию правильнее поручить АБС;

• программные компоненты, обеспечивающие протокол взаимодействия между двумя другими классами приложений.

Отдельно стоит остановиться на функции АБС в автоматизации оборота наличности. В США, например, некоторые банки не хотят проводить долгую и дорогую интеграцию машин с АБС и мирятся с тем, что кассиры работают в двух системах: в АБС заносят проводку, а в системе управления наличностью просто дают команду той или иной машине произвести операцию. Конечно, в России немного банков захотят пойти по такому пути: слишком много дополнительных рисков, трудозатрат на проведение сверок и контроля действий персонала. Кроме того, на нашем рынке хватает квалифицированных специалистов, которые смогут в разумные сроки провести интеграцию электронных кассиров с АБС банка.

При этом можно выделить следующие типы интеграции с АБС:

• Offline-взаимодействие: отдельное специализированное ПО или, в ряде случаев, даже аппаратный модуль управляют электронным кассиром. Такое ПО не интегрировано с АБС, а кассир проводит операции сразу в двух системах;

• Online-взаимодействие: управление электронным кассиром интегрировано в АБС, команды выдачи/приема наличных подаются автоматически, результат отработки устройством операции также автоматически обрабатывается АБС (например, с рабочего места кассира или операциониста). Такая интеграция производится чаще всего с использованием универсальных наборов разработчика (SDK), которые внедряются в АБС для реализации базовых команд, а для обслуживания устройств используются дополнительные решения, имеющие свой собственный пользовательский интерфейс и входящие в комплект поставки;

ЮНИТЕКСИС: электронные кассиры – комплексный подход к автоматизации оборота наличных - рис.2

• Middleware: ПО управления электронным кассиром при совершении операции выдачи наличных «сканирует» информацию о сумме операции с экрана АБС или вставляет данные о принятой сумме денежных средств в соответствующее поле ввода в окне АБС. Основная идея заключается в том, что для интеграции такого типа никакие изменения в АБС не вносятся, разработчики банковского ПО на проект не отвлекаются, и, по сути, АБС даже «не знает» об использовании электронного кассира. Данный вид интеграции позволяет быстро начать использовать оборудование, но программное обеспечение требует очень точной настройки и четкого соблюдения персоналом всей технологии работы. Такой подход чаще всего используется как временное решение, например, используемое на стадии пилотного проекта, или пока выполняется полноценная онлайновая интеграция устройств в АБС.

Такое многообразие вариантов приводит к выводу о необходимости предварительного консалтинга, по результатам которого выстраивается схема будущего решения: количество и характеристики требуемого оборудования, задачи по интеграции программных решений и т.д.

Компания ЮНИТЕКСИС представляет на рынке линейку продуктов компании Compuflex Corp. (США), которые уже на протяжении 10 лет успешно работают более чем в 200 банках в различных странах мира. Compuflex работает на американском и других рынках как независимый разработчик и поставщик ПО (independent software house). Такое позиционирование компании, как показывает практика, позволяет ей эффективно выстраивать партнерские взаимоотношения как с вендорами оборудования, так и с разработчиками АБС и непосредственно с заказчиками – банками. Каждая из этих категорий партнеров видит в интеграторе того, кто с наименьшими потерями и максимальным эффектом решает его бизнес-задачи. Так, интеграция АБС с решениями, предлагаемыми поставщиком ПО, позволяет наполнить АБС дополнительным функционалом и повысить ее ценность для клиентов.

Для производителей оборудования это конкурентное преимущество при продаже машин в банки. Ну а для банков – инструмент, позволяющий сконцентрироваться на решении бизнес-задач, а не на «утрамбовывании» каждого из поставщиков и решении технических вопросов.

Электронные кассиры в сфере розничной торговли

В крупном супермаркете дневной оборот наличных больше, чем в отделениях многих банков, и автоматизация процесса продажи товаров тоже находится на высоком уровне. В отличие от банков, в розничной торговле операции выдачи средств клиентам мало распространены и касаются в основном случаев возврата товаров, а ритейлеры инкассируют большую часть собранной за день выручки в банк.

В мировой практике существует множество подходов к автоматизации оборота наличных в розничной торговле. Решения полного цикла предполагают, что ни кассиры, ни старшие кассиры даже не касаются денег, переносимых в специальных кассетах. В подобные решения встраиваются также кассы самообслуживания (self-check-out). Реализация такого рода проектов предполагает значительные инвестиции, ведь каждую кассу нужно оснастить электронным кассиром и диспенсером монет, и в России данная модель вряд ли приживется.

Более актуальной задачей является снижение трудозатрат старших кассиров и ревизоров, оптимизация бизнес-процессов сдачи наличных от кассиров старшему кассиру и передачи последним смены своему коллеге, а также дальнейшей инкассации наличных в банк. Основная функция в данном случае – это пересчет и сортировка наличных и удобные кассеты для их хранения и последующей инкассации.

Машин под такие задачи нужно меньше, чем в банке, и требования к ним не такие жесткие, как у банков. Например, ритейлеру не нужна мультивалютность – все расчеты осуществляются в рублях.

Пожалуй, главным критерием при выборе электронного кассира в этом случае является в первую очередь вместимость устройства.

Но, как и в случае с банками, в розничной торговле важна законченность решения для конечного пользователя, причем требования к программному решению диктуются прежде всего его относительной автономностью и большим разнообразием функций, которые система должна выполнять. Действительно, основные пользователи системы – старшие кассиры и внутренние ревизоры – не взаимодействуют с клиентом, их функционал «оторван» от задач других сотрудников супермаркета. Но этот функционал – прежде всего контроль денежных потоков в режиме online, оперативное формирование отчетности и сдача смены старшим кассиром своему коллеге «одним кликом» – крайне важен. Решать эти задачи в ERP-системе торгового предприятия – все равно что писать в среде 1С программу для игры в шахматы. Вместе с тем и ПО, поставляемое с cash-машинами, не предназначено для этого. А с ERP такое решение может интегрироваться на уровне выгрузки бухгалтерских проводок о движении наличности.

Не только сдача смены, но и инкассация при внедрении такого решения становится проще. По договоренности с банком можно загружать в электронный кассир заранее опломбированные кассеты, в которые при выполнении программным обеспечением операции «инкассация» устройство направит нужное количество купюр.

В США распространена практика так называемой удаленной инкассации. Доступ в систему автоматизации оборота наличности торгового предприятия предоставляется сотрудникам банка, которые просто зачисляют на расчетный счет предприятия ту сумму наличности, которая находится в машине. Банк при этом получает дополнительную комиссию, минимизируя свои риски, а торговое предприятие – более быструю оборачиваемость денежных средств, ведь ускорение зачисления выручки на счет на 1– 2 дня – это уже определенное конкурентное преимущество.

Итак, подведем итоги. Основной задачей автоматизации любого бизнес-процесса, в том числе и наличного оборота, является получение интегрированного решения в минимально короткие сроки.

При этом электронные кассиры и системы АБС и ERP не обеспечивают решения такой задачи в рамках разумных инвестиций. В такой ситуации становится очевидной необходимость промежуточного решения, интегрирующего возможности техники и высокоуровневых «пользовательских» приложений и выполняющего всю логику взаимодействия с электронным кассиром. Надеемся, что в России будет выбран именно такой путь, по которому уже идут многие страны, давно и успешно автоматизирующие процессы обслуживания оборота наличных.

Визитная карточка
ЮНИТЕКСИС

Компания ЮНИТЕКСИС является независимым разработчиком и поставщиком программных решений для банков и финансовых учреждений, сферы самообслуживания, систем автоматизации и управления бизнесом, высоконагруженных информационных систем различного назначения, а также систем электронных платежей.
Программная платформа автоматизации оборота наличных компании ЮНИТЕКСИС поддерживает большинство имеющихся на рынке cash-машин, при этом сама компания не занимается поставкой оборудования, что позволяет ей придерживаться объективного подхода к выбору аппаратных решений при реализации проекта заказчика.
Линейка продуктов ЮНИТЕКСИС включает в себя, помимо программной платформы автоматизации оборота наличных, решение для файлового обмена и удаленного управления банкоматами, терминалами и другими устройствами самообслуживания uniXchange, платежное решение для приема банковских карт в устройствах самообслуживания uniPayment, систему автоматизации факторинговой деятельности и другие. В 2008г. в группе компаний была также создана компания Uniteller, предоставляющая услуги по организации и обслуживанию приема платежей по банковским картам в сегменте систем самообслуживания и в Интернете.

Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 9 (161) ’2010 сс. 55 - 59

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube