Борис Прокопов,зам. директора Расчетного центра Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ)
Елена Кишкурно, зам. начальника управления организациии развития платежных систем Главного управления платежной системы НБ РБ
К настоящему моменту рынок электронных платежных инструментов в Республике Беларусь в целом сформировался. Однако, учитывая опыт экономически развитых стран мира, регулятору рынка электронных платежных инструментов страны (Национальному банку Республики Беларусь) и белорусским банкам предстоит еще многое сделать для того, чтобы достичь среднемировых показателей.

История развития рынка платежных карт в Республике Беларусь во многом аналогична истории развития рынков ряда других стран постсоветского пространства, в первую очередь России, Украины, Казахстана и стран Балтии. За пятнадцать лет с момента выпуска банками страны первых карт рынок карт республики прошел период становления и к настоящему моменту в целом практически сформировался, войдя в стадию динамичного развития. Так, масштабы инфраструктуры обслуживания карт непрерывно растут, банки разрабатывают и предоставляют своим клиентам новые платежные сервисы, расширяется межсистемная интеграция и развиваются каналы удаленного доступа к банковским услугам посредством интернет- и мобильной связи.
Характерной особенностью белорусского рынка платежных карт является то, что на всем протяжении своего развития он сочетал в себе частную коммерческую инициативу банков наравне с государственным регулированием и контролем со стороны Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ). Безусловно, основная нагрузка по эмиссии банковских пластиковых карт и созданию эквайринговой сети в республике легла на плечи белорусских банков и платежных систем, но в данной статье хочется отметить регулирующую роль государства и результаты развития рынка.
Роль НБ в развитии карточного рынка страны
Начнем с того, что ни один из новых платежных инструментов на рынке республики не появился без предварительной нормативной проработки НБ РБ. Так развивались и карты, и электронные деньги, и способы оплаты на основе технологий, обеспечивающих удаленный доступ к счетам в банках. По мере развития рынка нормативная база совершенствовалась, и в настоящее время она представляет собой целый комплекс норм организационно-правового, информационно-технологического и методологического характера.
Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС"6 (146) ’2009 сс. 50-56