17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 169

Российский рынок платежных карт: непростое время новых возможностей

Несмотря на глобальный финансовый кризис, сегодня Россия по-прежнему продолжает выступать одним из наиболее динамично развивающихся...
Российский рынок платежных карт: непростое время новых возможностей

Несмотря на глобальный финансовый кризис, сегодня Россия по-прежнему продолжает выступать одним из наиболее динамично развивающихся рынков платежных карт как на постсоветском пространстве, так и в Европе в целом. Положительная динамика сохраняется как на рынке эмиссии и эквайринга, так и в области дальнейшего развития инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание платежных карт.

Эмиссия

По данным ЦБ РФ на 22 сентября 2009 г., количество кредитных организаций в России, занимающихся эмиссией и/или эквайрингом банковских карт, составило 709 банков, из которых 669 осуществляли эмиссию карт, а 635 – эквайринг.

На 1 июля 2009 г. российскими банками-эмитентами было выпущено в общей сложности 122897457 карт. Это почти на 10% (на 11393610 карт) выше аналогичного показателя на 1 июля 2008 г. и примерно на 19% (19581675 карт) превышает данные на начало 2008 г. В то же время, по мнению аналитиков, количество активных карт на рынке России составляет порядка 50% от общего объема эмиссии.

Российский рынок платежных карт: непростое время новых возможностей - рис.1В течение первого полугодия 2009 г. по эмитированным на территории России картам было проведено 618435012 операций (включая операции за рубежом) на общую сумму 2 277 726 млн рублей. При этом по сравнению с аналогичным показателем 2008г. количество операций по картам российских банков выросло на 17,6%, а совокупный объем – на 6,8%. Из общего количества операций, проведенных по картам российских банков во втором полугодии 2009г., на долю операций по снятию наличных пришлось порядка 71%, объем которых составил почти 91% совокупного оборота по картам.

Российский рынок платежных карт: непростое время новых возможностей - рис.2По приблизительным подсчетам, порядка 74–75% эмитированных на российском рынке карт приходятся на продукты Visa Inc. и MasterCard Worldwide.

Из карточных продуктов российских платежных систем сегодня наибольшее распространение получили карты РПС «Золотая Корона». По состоянию на 1 июля 2009г., общее количество эмитированных карт платежной системы превышало 19 млн, или порядка 15,5% рынка эмиссии. На карты ОРПС (ранее – СБЕРКАРТ), объем эмиссии которых составил 3,5 млн карт, на конец второго полугодия приходилось 2,8% рынка. Совокупная доля рынка, занимаемая ко-брендовыми картами NCC|UC (свыше 1 млн карт), достигала 0,8%.

На карты Union Card (свыше 6 млн) приходилось около 4,8% совокупного объема эмиссии.

Российский рынок платежных карт: непростое время новых возможностей - рис.3По различным подсчетам, совокупная доля карт остальных международных (AmEx, Diners Club, China UnionPay) и российских платежных систем, включая одноэмитентные, не превышает 2% российского рынка. При этом на карты Diners Club приходится сегодня около 0,02% общей эмиссии (свыше 30 тыс. карт).

По мнению экспертов, в соревновании между российскими и международными платежными системами последние уже в течение 5–7 лет значительно выигрывают, и вернуть скольконибудь значительную долю рынка эмиссии локальным платежным системам уже не удастся.

Российский рынок платежных карт: непростое время новых возможностей - рис.4Ряд специалистов полагают, что дальнейшее развитие российских платежных систем возможно только при мощной административной поддержке со стороны государства в рамках национальной платежной системы, создать которую предполагается на базе одной из существующих российских систем. Ожидается, что законопроект «О национальной платежной системе», авторами которого выступили сотрудники Министерства финансов России, Центробанка, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Ассоциации российских членов Европей (АРЧЕ), будет внесен на рассмотрение правительства РФ уже в ноябре 2009г. Нельзя также забывать, что российские карточные системы не уступают своим западным конкурентам в технологическом плане, включая обеспечиваемый уровень безопасности и приемлемую стоимость проведения транзакций.

Читайте также:

Полный текст статьи читайте в журнале ПЛАС Дайджест’ 2009  сc. 32 - 36

 

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube