17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 185

Мобильный маркетинг: новые бизнес-модели

Еще в конце 2006г. доля такой услуги, как мобильный маркетинг, в общем портфеле дополнительных услуг (VAS), предоставляемых российским...
Мобильный маркетинг: новые бизнес-модели



По оценкам специалистов и консалтинговых агентств, к концу 2006г. объем мирового рынка мобильного контента составлял порядка 78 млрд. долл. США. Предполагается, что к 2011г. он возрастет почти на 100% и достигнет отметки в 150 млрд. долл. В свою очередь, емкость российского рынка мобильного контента составляла к концу 2006г. порядка 408 млн. долл. Однако, по оценкам специалистов, уже к 2010г. он преодолеет знаковый рубеж в 1 млрд. долл.

Вплоть до недавнего времени львиную долю доходов мобильных контент-провайдеров в России составляла продажа логотипов, игр и мелодий для сотовых телефонов. Однако уже в конце 2006 г. – начале 2007 г. провайдеры отметили существенный спад продаж в этом сегменте, а также резкую смену клиентских интересов. Так, например, по мнению аналитиков российского консалтингового агентства ComNews Research, в ближайшие месяцы на отечественном рынке в совокупной структуре VAS-услуг будет активно возрастать доля таких сервисов, как мобильный маркетинг, мобильная коммерция и мобильная реклама. Из них мобильный маркетинг, на долю которого к концу прошлого 2006 г. приходилось всего 7% в общем портфеле VAS-услуг российских контент-провайдеров (см. рис. 1), был назван одной из самых перспективных и востребованных на сегодняшний день услуг.
Мобильный маркетинг: новые бизнес-модели - рис.1
Первые проекты в области мобильного маркетинга на российском рынке были реализованы еще в 2003г. Только за период 2004г. – I квартал 2005 г. в России было реализовано более 70 проектов мобильного маркетинга. Уже к концу 2006г. объем российского рынка мобильного маркетинга вырос до 5–7 млн. долл. При этом основными факторами, определяющими динамичное развитие этого рыночного сегмента, специалисты называют запрет на рекламу ряда изделий (табака, спиртосодержащих продуктов) в традиционных СМИ, повышение интереса к мобильному маркетингу со стороны новых участников ритейлового рынка из других рыночных секторов (например, из сферы услуг), развитие новых технологий, а также активные действия контент-провайдеров.

Специалисты полагают, что по сравнению с традиционными маркетинговыми каналами мобильный маркетинг имеет ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых – мгновенная доставка информационных и графических сообщений целевым клиентским группам, установление с ними надежного коммуникационного канала, возможность проведения дифференцированной рассылки по различным клиентским данным (демографическим, географическим и т.д.), чтение клиентами получаемых сообщений почти в 100% случаях, а также высокий уровень откликов. Так, по данным ряда исследователей, компании, использующие мобильный маркетинг, обеспечивают рост своих продаж до 37%.

При этом наиболее популярными форматами мобильного маркетинга в настоящее время остаются технологии SMSи MMS-сообщений, которые применяются для рассылки информации о предоставляемых скидках в рамках организации дисконтных программ и проведения BTL-меропритятий (так называемой непрямой рекламы), а также для рассылки платежных продуктов – дебетовых и кредитных банковских карт. Все эти тенденции в полной мере нашли свое отражение в деятельности компании «Мобильные Дисконтные Системы» (MDS).

Являясь сегодня одним из ведущих российских сервис-операторов технологий на основе мобильной связи и Интернет-технологий, MDS была образована в 2005г. Разработанный и продвигаемый компанией продукт, который предназначен для организации и продвижения проектов в области мобильного маркетинга – технология «Штрих-код в мобильном телефоне» – базируется на использовании SMS-технологий для организации на базе рассылки штрих-кода таких платежных и маркетинговых продуктов, как программы лояльности, билеты на транспорт и зрелищные мероприятия, платежные карты, системы электронного документооборота, системы контроля и доступа, а также страховые полисы. Уже в течение первого года своей работы на рынке продвигаемая компанией технология зарекомендовала себя в качестве наиболее эффективного способа взаимодействия покупателя и продавца.

Партнером по реализации проекта выступает контент-провайдер «SMS траффик». К настоящему времени штат сотрудников MDS насчитывает уже более 30 специалистов, организована собственная служба технической поддержки, отработана процедура внедрения технологии, реализации и сопровождения проектов. Сегодня на базе технологии «Штрих-код в мобильном телефоне» реализовано свыше 45 проектов в 15 городах России. Основными продуктами, продвигаемыми компанией на рынке, являются мобильный купон, мобильный флаер, мобильная дисконтная карта и мобильный подарочный сертификат (в рамках организации программ лояльности и проведения дисконтных программ), мобильный билет, платежная (дебетовая или кредитная) банковская карта, электронные счета и квитанции (для организации систем электронного документооборота), персональная карта клиента (для организации систем контроля и доступа), а также страховой полис.

Мобильный купон представляет собой электронный штрих-кодовый купон различного дизайна, содержащий логотип, штрих-код и числовой код (последние могут быть скрыты от пользователя), а также дополнительный комментарий (например, информацию о размере предоставляемой клиенту скидки). В коде купона закодирована дата окончания его действия, при этом действительность купона определяется при его считывании в торговой точке.

Технологические возможности системы «Штрих-код в мобильном телефоне» позволяют осуществлять отправку купонов абонентам прямо с рабочих мест кассиров торговых точек, предоставляющих скидки в режиме online. Абонент также может получить купон, скачав его с WAPсайта торговой компании, послав SMSзапрос на специальный короткий номер операторов связи.

Мобильные флаеры, также представляющие собой аналогичный штрих-кодовый купон и доставляющиеся абоненту с использованием SMS-технологий, более широко применяются для проведения маркетинговых акций организациями, работающими в индустрии развлечений, – клубами, дискотеками, парками развлечений, кинотеатрами и т.д.

Электронная штрих-кодовая карта, рассылаемая с использованием MMS-технологий, в отличие от первых двух продуктов может также содержать фотографию владельца мобильного телефона и дополнительные сведения о клиенте (например, номер паспорта), что значительно повышает степень ее защищенности и позволяет более точно провести идентификацию клиента. Кроме того, электронные штрихкодовые карты выпускаются с более продолжительным сроком действия.
Мобильный маркетинг: новые бизнес-модели - рис.2
Помимо дисконтных программ, такая карта может быть использована для создания базы клиентов, которым предоставляется VIP-обслуживание, в системах разграничения доступа, а также выполнять функции страхового полиса и удостоверения личности. Персональная карта доступна только абонентам, предоставившим при регистрации все необходимые личные данные. Кроме того, мобильная карта может быть выполнена в виде java-приложения, привязанного к серийному номеру мобильного телефона либо к коду подтверждения (запросу, посылаемому на сервер MDS java-приложением после его загрузки в мобильный телефон пользователя), что позволяет надежно защитить карту от копирования, предотвратив возможность скачивания последней другим пользователем В числе крупнейших клиентов компании MDS, организовавших маркетинговые и BTL-акции с использованием мобильных купонов, флаеров и дисконтных карт MDS, – московская сеть клиник «МедЦентрСервис», сеть аптек «03», сеть автосалонов «Автомир-Ростов», а также сеть туристических агентств «Горячие туры». В августе текущего года маркетинговый проект на базе штрих-кодовых продуктов MDS намерена реализовать сеть спортивных магазинов «Спортмастер».

Мобильный подарочный сертификат – электронный штрих-кодовый сертификат, содержащий штрих-код и числовой код, данные, подтверждающие личность клиента, а также выполненный в виде javaприложения. Подарочный сертификат дает клиенту право совершить в предприятии торговли и сервиса покупку на определенную сумму, заранее внесенную в кассу или на счет торговой точки. Покупатель также может переслать ссылку на приобретенный им и пока неактивированный мобильный подарочный сертификат на мобильный телефон другого пользователя в качестве подарка.

Сервис «Мобильный билет» был запущен на российском рынке в апреле 2007г. В его рамках абонентам сотовой связи любых операторов предоставляется возможность приобретать билеты в виде штрих-кода, пересылаемого на мобильный телефон, и предъявлять их на контроле непосредственно с экрана телефона. Данный сервис предназначен для распространения билетов на шоу-мероприятия, в кино, клубы, а также билетов на авиационный и железнодорожный транспорт.

Для получения мобильного билета пользователю необходимо выбрать билет в расположенном на web-сайте компании MDS каталоге, ввести свои данные и номер мобильного телефона (или назвать эти данные, позвонив по указанному на сайте телефону) и выбрать способ оплаты (из доступных сегодня – платежные Интернет-системы Web-money и «Мобильный кошелек»). Затем, получив на свой мобильный телефон SMS-сообщение с описанием билета и его ценой, пользователь должен оплатить стоимость билета в сетях терминалов «Объединенной Системы Моментальных Платежей» (ОСМП) или других терминальных сетях, принимающих платежи в пользу данных платежных Интернет-систем. В ближайшее время к приему платежей за мобильные билеты подключатся также «Money Mail» и «Яндекс.Деньги».

В сентябре 2007г. MDS приступит к размещению каталога билетов, которые можно будет приобрести с использованием разработанной компанией технологии в ряде сетей платежных терминалов (прежде всего в сетях ОСМП, e-port и Киберплат). В проекте – реализация возможности приобрести билет с размещенных на мобильном телефоне пользователя приложений «Мобильный кошелек» (ОСМП), GSM-keeper (WebMoney), RuPay.

После подтверждения клиентом оплаты по телефону или по размещенному на сайте MDS электронному адресу, с указанием реквизитов платежа, на телефон пользователя направляется мобильный штрих-кодовый билет, который при посещении мероприятия контролер считает сканером с экрана мобильного телефона. В настоящее время к распространению мобильных билетов по технологии MDS, которые доступны на webсайте mobiticket.ru, приступили «Клуб RАЙ», Концертный зал «МИР» на Цветном бульваре, спорткомплексы «Олимпийский» и «Лужники», ГУУК «ММДМ», концертные агентства «Мельница», «ICA-music» и ряд других. Мобильные билеты продавались на такие мероприятия, как концерт Андреа Бочелли (в спорткомплексе «Олимпийский»), концерт NIN (в Лужниках) и мюзикл «Буратино» (в Концертном зале «МИР»).
Мобильный маркетинг: новые бизнес-модели - рис.3
Мобильная платежная (дебетовая или кредитная) штрих-кодовая карта выполнена в виде java-приложения, открывающегося после набора ПИН-кода. Передать карту на мобильный телефон другого пользователя невозможно.

При оплате покупки абонент открывает на своем мобильном телефоне javaприложение, предварительно введя ПИНкод, и предъявляет штрих-код платежной карты кассиру, который, в свою очередь, считывает штрих-код сканером с экрана. После идентификации клиента в платежной системе проводится транзакция на сумму покупки, которая списывается со счета абонента.

Мобильный страховой полис содержит логотип страховой компании и штрих-код, в котором может быть закодирован номер страхового полиса либо код страховой программы. Для покупки страхового полиса абонент должен выбрать в каталоге, размещенном на Web-сайте компании MDS либо в платежном терминале (ОСМП), название страховой компании, страховую программу и нужные ему страховые услуги. Затем заполняет анкету, где оставляет необходимые данные о себе, выбирает способ оплаты страховых услуг (наличными, через платежные Интернет-системы WebMoney, Яндекс.Деньги, с помощью приложения «Мобильный кошелек», оплатой банковской картой или путем безналичного перевода) и оплачивает полученный счет. После оплаты система MDS формирует 2 SMS-сообщения и отправляет их на мобильный номер телефона абонента. В первом из них содержится ссылка для скачивания электронного полиса в мобильный телефон, номер страхового полиса и страховой программы, во втором – информация о страховых услугах, контакты и т.д. Доставка всех перечисленных штрихкодовых продуктов MDS на мобильный телефон пользователя осуществляется при помощи специальных сервисных сообщений, поддерживаемых телефонными аппаратами и операторами связи. При этом основными требованиями к мобильному телефону пользователей являются наличие цветного дисплея и поддержка WAP (или GPRS).
Мобильный маркетинг: новые бизнес-модели - рис.4
Таким образом, с технической точки зрения потенциальными абонентами технологии MDS «Штрих-код в мобильном телефоне» в России сегодня являются порядка 40% всех абонентов мобильной связи, телефоны которых поддерживают WAP и GPRS. В свою очередь, от торгово-сервисного предприятия внедрение данной технологии не потребует сколько-нибудь значительных инвестиций в модернизацию существующей инфраструктуры обслуживания клиентов. Так, для считывания штрих-кода с экрана телефона касса (контрольно-пропускной пункт и т. д.) должна быть оснащена сканерами типа Imager либо некоторыми моделями многоплоскостных лазерных сканеров, которые поддерживают функцию чтения штрих-кодов с экранов мобильных телефонов. Стоимость такого рода устройств составляет сегодня порядка 2,5 тыс. рублей. Интересно отметить, что большинству предприятий торговли и услуг, которые захотят присоединиться к использованию технологии «Штрих-код в мобильном телефоне», не потребуется проведения замены имеющихся сканирующих устройств – перечисленные типы сканеров широко распространены на российском рынке и установлены уже в большинстве торговых сетей. Так, сегодня в их числе почти все современные модели ручных сканеров типа Imager и ПЗС.

В планах компании MDS по развитию данного бизнес-направления на ближайшее будущее – привлечь к использованию сервиса «Мобильный билет» российских операторов железнодорожного транспорта и авиакомпании, расширить перечень клиентов, продающих билеты на зрелищные мероприятия, а также создание инфраструктуры для обеспечения автоматического контроля билетов в инфраструктуре пригородного железнодорожного сообщения.

Так, в сентябре 2007 г. компания предполагает запустить пилотный проект по запуску технологии «Мобильный билет» совместно с УФС (Универсальной финансовой системой) в ОАО «Российские Железные Дороги». В свою очередь, в рамках дальнейшего развития направления «Мобильная карта» предполагается реализация проекта по созданию электронных страховых полисов на базе персональных штрих-кодовых карт.

В числе одного из наиболее перспективных бизнес-направлений руководство компании MDS называет организацию системы выставления и оплаты электронных счетов, реализованной на базе посылаемых на мобильные устройства абонентов (персональные компьютеры, КПК и мобильные телефоны) штрих-кодов. Последний будет содержать идентификатор счета, который позволяет мгновенно определить в базе данных все реквизиты счета, назначение и сумму платежа. Получив штрих-кодовый электронный счет на мобильное устройство, абонент может оплатить его в любом платежном терминале, оснащенном функцией считывания баркода, либо ввести код вручную.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube