17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 675

Банкомат на службе в банке

О том, какими факторами руководствуется банк при выборе как производителя банкоматов, так и предлагаемых им технологий и решений, и как...
Банкомат на службе в банке

О том, какими факторами руководствуется банк при выборе как производителя банкоматов, так и предлагаемых им технологий и решений, и как он оценивает экономическую эффективность внедрения того или иного автоматизированного устройства банковского самообслуживания сквозь призму конкретных бизнес-задач, рассказывают Андрей Фролов, начальник управления пластиковых карт Собинбанка, активно развивающего свой карточный бизнес, и прежде всего массовое кредитование по картам, а также Надир Бакеев, заместитель директора департамента информационных технологий банка «Петрокоммерц», одного из ведущих игроков на российском рынке розничных банковских услуг, в том числе удаленных, и Дмитрий Казаков, начальник отдела технической поддержки процессингового центра банка.


 

Практически перед каждым банком, реализующим сегодня стратегию развития розничного бизнеса, стоит задача оптимизации своей работы и повышения эффективности клиентского обслуживания. В этой связи банки уделяют особое внимание развитию сетей банковского самообслуживания, способных разгрузить, а в некоторых случаях и заменить отделения. Сегодня банкоматами пользуются не только держатели банковских карт, но и те, кто осуществляет один из видов массовых платежей (оплата услуг ЖКХ, операторов сотовой связи, обмен валюты ипр.). В свою очередь, клиенту удобнее проводить все нужные ему операции со своими счетами и совершать платежи в удобное для него время без необходимости посещения ближайшего отделения, не подстраиваясь под его режим работы и не тратя времени в очереди к кассиру.

Помочь банку в решении этих задач может компания Diebold – один из ведущих мировых производителей банкоматов и сопутствующего программного обеспечения. Она содействует целому ряду российских банков в создании и развитии сетей банкоматов, которые со временем становятся неотъемлемой частью их каналов продаж. Diebold поставляет свою продукцию на российский рынок с 1991 года и выиграла тендеры в целом ряде российских банков, в том числе «Собинбанке» и «Петрокоммерце». Оба финансовых института, шагая в ногу со временем, выделили сети банковского самообслуживания в отдельное бизнес-направление. При этом они взяли на вооружение устройства Diebold последнего поколения – Opteva 720 и Opteva 760 с функцией автоматизированного депозитария. Основная функция модуля Cash-In – прием и зачисление наличных (рубли, доллары, евро) на карточные и иные счета (поддерживаемые банковскими хостами), в том числе с конверсией валюты пополнения в валюту счета. На этом устройстве дополнительно можно реализовать функцию зачисления платежей и валютообмена.

Банкоматы Diebold оборудованы одним из самых надежных на рынке устройств Cash-In производства Giesecke & Devrient. Его наличие, пусть даже в довольно высокой ценовой категории, уменьшает вероятность приема неплатежеспособных (поддельных, ветхих) купюр, в чем любой банк, продвигающий услуги по приему платежей, максимально заинтересован.

«Собинбанк» активно развивает свой карточный бизнес: объем выпущенных банком карт составляет в настоящее время порядка 620 тыс. штук. Карты являются инструментом для реализации практически всего портфеля розничных услуг, предлагаемых банком. При этом приоритет отдается массовому кредитованию по картам. Поэтому для «Собинбанка» так важно внедрение устройств самообслуживания, способных выполнять широкий набор функций: от предоставления доступа к карточному счету до выдачи ипотечного и потребительского кредита с возможностью последующего погашения.

«Петрокоммерц» также ведет масштабную деятельность в этой области, отводя развитию банкоматного эквайринга и ATMсети одну из главных ролей. Его банкоматы предоставляют широкий перечень платежных сервисов и дополнительных опций. Несмотря на то что у каждого из банков свои приоритеты в развитии этого направления, оба они выбрали оборудование Diebold. Их выбор был обусловлен целым рядом причин.

Так, на момент проведения «Собинбанком» тендера требуемое решение, включающее в себя банкомат и сопровождающее его программное обеспечение, могли предложить только две компании – NCR и Diebold. Аналогичное решение Wincor Nixdorf появилось позднее.

«Петрокоммерц» отмечает, что решающую роль в его выборе в пользу Diebold сыграли сразу несколько факторов – разработанная компанией эффективная cash-in технология, оптимальное соотношение между ценой и качеством продукции и предлагаемая схема финансирования сделок. Отсутствие проблем со сроками поставки также можно отнести к числу неоспоримых достоинств Diebold. Банки отметили, что одним из преимуществ сотрудничества с Diebold является политика компании, направленная на снижение цен на оборудование при внедрении последовательной серии проектов с одним клиентом.

Первая партия банкоматов Diebold была закуплена банком «Петрокоммерц» в 2000 году. Отметим, что он был одним из первых заказчиков компании в России, который внедрил первое устройство продуктовой линейки Opteva в Москве в начале 2004 года.

При внедрении в ATM-сети «Петрокоммерц» такого платежного сервиса, как оплата услуг ЖКХ, Diebold предложила для проведения тестирования сканеры штрих-кода. Они позволяют минимизировать ошибки при вводе реквизитов платежа и в конечном счете способствуют росту потока клиентов. По итогам тестирования компания в короткие сроки организовала поставку партии этих устройств. Ими можно дооборудовать уже установленные банкоматы.

Сеть банкоматов «Собинбанка» насчитывает 230 устройств производства Diebold. Их число банк намерен увеличить, расширив свою ATM-сеть в регионах. В феврале 2006г. «Собинбанк» заключил договор на поставку и обслуживание первых 100 банкоматов Diebold Opteva 720 с компанией «Ланит», отношения с которой банк поддерживает с 1998г. Эти машины были установлены и подключены к его ATM-сети в течение одного месяца. К настоящему времени число таких устройств составляет 190 единиц.

Помимо функции приема наличных модель Opteva 720 поддерживает все традиционные для стандартных ATM функции, которые пользуются спросом у держателей карт и приносят банку доход, – снятие наличных, предоставление информации о балансе счета и выписки, зачисление платежей в адрес поставщиков услуг. В будущем «Собинбанк» намерен заменить весь имеющийся у него парк банкоматов на устройства с модулем приема банкнот и обработки купюр пачкой (BNA – Bulk Note Acceptor) и проверкой подлинности наличных.

Модуль BNA позволяет принимать до 100 купюр с возможностью отдельного хранения забытых и изъятых банкнот (если функция «захвата» фальшивок включена). Важной особенностью модуля является наличие специальной заслонки – шатер, которая закрывает доступ клиенту к пачке денег, помещенных в приемное окно после начала операции. Это позволяет предотвратить несанкционированный доступ к деньгам в случае остановки устройства, например, при замятии банкноты. Одним из перспективных направлений по развитию ATM-сети «Собинбанка» является реализация совместного проекта с банком «Финсервис» (банком-агентом «Собинбанка»). В рамках этого проекта в торговых предприятиях сети «Седьмой Континент» открываются банковские мини-офисы, в которых устанавливаются банкоматы «Собинбанка». В текущем году этот проект будет активно продвигаться в российских регионах, и, соответственно, будет расти число расположенных там банкоматов «Собинбанка».

Все банкоматы «Собинбанка», установленные в розничной сети «Седьмой Континент», оснащены функциями досрочного погашения экспресс-кредита и функцией валютообмена. Примечательно, что потребительский кредит, оформленный в мини-офисе банка «Финсервис», расположенного в магазине «Седьмой Континент», зачисляется на банковскую карту. В отличие от традиционного карточного кредита, наличные по экспресс-кредиту держатель может получить в банкомате без снятия комиссионных.

Наличие функции обмена валюты в банкоматах было обусловлено требованием со стороны сети «Седьмой Континент». Реализация функции обмена валюты в банкоматах имеет ряд неоспоримых преимуществ: банки получают возможность обслуживания через банкоматы не только клиентов – держателей банковских карт, но и просто лиц, имеющих наличные деньги. Кроме того, использование автоматического приемника банкнот на порядок снижает риски, обусловленные издержками «человеческого фактора», и прежде всего риск приема фальшивых купюр. И, наконец, сроки установки банкоматов гораздо меньше, чем сроки открытия обменных пунктов. Банкоматы к тому же не подлежат регистрации в ЦБ, что значительно сокращает время на их введение в эксплуатацию.
Банкомат на службе в банке - рис.1
«Собинбанк» также планирует реализовать услугу по приему наличных путем размещения рядом с банкоматом автоматической депозитной машины, принимающей наличные покупюрно. Одним из основных требований со стороны «Собинбанка», которому должно будет отвечать это устройство, – соответствие всем требованиям, предъявляемым к банкомату.

Иными словами, оно должно быть оснащено всеми функциональными блоками банкомата: PIN-клавиатурой, купюроприемником, картридером и чековым принтером. При этом аппарат должен обладать минимальными габаритами. Функция выдачи наличных поддерживаться не будет. «Собинбанк» уже урегулировал вопрос с «Ланитом» о возможности «повесить» данное устройство на обслуживаемые компанией банкоматы, при условии, что последнее не затронет внутреннее устройство ATM и не помешает его работе. В рамках процесса по повышению безопасности транзакций «Петрокоммерц» и «Собинбанк» приняли решение о миграции всех установленных ими терминальных устройств на обслуживание карточек EMV-стандарта.

«Петрокоммерц» отмечает, что никаких трудностей с поддержкой EMV-протокола в устройствах Diebold не возникало. Одним из положительных моментов сотрудничества было названо налаженное взаимодействие между техническими специалистами банка и командой инженеров Diebold. Они совместными усилиями успешно решали возникающие при внедрении устройств технические проблемы. Вендор смог предложить эффективные пути их решения, которые в максимальной степени удовлетворяли всем требованиям заказчика.

При этом нельзя не отметить некоторые проблемы, указанные банками. Например, с внедрением в ATM-сети устройств с функцией приема наличных банки констатировали увеличение количества сбоев в их работе. Из общего числа сбоев 90% приходится на так называемый сбой BNA. Это устройство представляет собой сложнейший механизм. Далеко не все клиенты банков обучены обращению с ним. Несмотря на то что банки предупреждают клиентов об ограничении числа купюр, которые можно одновременно вложить в купюроприемник (допустимый максимум – 50 банкнот), те порой вкладывают намного большее количество банкнот. Ряд клиентов пользуются устройством как тестером подлинности купюры: после окончания процедуры проверки они отказываются от дальнейшего проведения операции и забирают свои деньги обратно. Довольно часто сбои происходят из-за качества самих купюр, а также при работе с банкнотами достоинством одна тысяча рублей.

В процессе расширения своей банкоматной сети «Петрокоммерц» столкнулся с необходимостью наличия специалиста по сервисному обслуживанию удаленных друг от друга и от головного офиса банкоматов и установленного ПО. «Петрокоммерц» и Diebold уже разрабатывают алгоритм работы по банкоматному аутсорсингу – банку нужна организация единого Call-центра, к специалистам которого можно будет обращаться при возникновении проблем в работе того или иного банкомата в сети и контролировать время исполнения заявки.

Со своей стороны, Diebold может выбрать путь организации аутсорсинга в зависимости от удаленности региона, в котором расположен тот или иной банкомат, – создание сервисных структур в регионе или заключение договора со своими дистрибьюторами на сервисное обслуживание расположенных в данном регионе банкоматов, и т. д. Банку важно, чтобы его банкоматная сеть работала в режиме 24×7, и минимизировать время простоя банкомата в случае его неисправности, а решить эту проблему должна аутсорсинговая компания, которой он будет оплачивать постгарантийное обслуживание терминальных устройств.

Так, на прошедшей в Милане 22–23 мая клиентской выставке-конференции Diebold представила усовершенствованную версию своего ПО с открытым кодом Agilis EmPower. Эта программная платформа предоставляет банкам возможность вести мониторинг работоспособности и текущего состояния всей ATM-сети и каждого ее элемента в отдельности, готовить аналитическую отчетность, оперативно реагировать на меняющиеся потребности своих клиентов, объединить и повысить эффективность работы всех имеющихся каналов клиентского обслуживания (филиалов, отделений, банкоматов, операционных касс, Call-центра, а также канала продаж через Интернет) и т.д. По мнению специалистов банков, вендоры, поставляющие такие программные решения, должны предоставить своим клиентам не только возможность приобретать полнофункциональное решение, но и определенный набор функционала ПО, который банк смог бы выбрать сам в зависимости от решаемых им задач. Кроме того, в Милане Diebold представила ряд новинок в своем модельном ряду – терминал с функцией cash-recycling, автоматизированный сейф для оборудования рабочего места кассира, различные решения активного и пассивного противодействия мошенничеству, а также информационно-транзакционный терминал (мультикиоск). Сейчас на рынке практически нет подобных разработок.

Представленный компанией Diebold мультикиоск отличается удобным интерфейсом пользователя и интерактивной клавиатурой. Это устройство может распознавать неплатежеспособные банкноты и составлять профиль клиента при его повторном обращении. Все эти функциональные особенности позволят банку, внедрившему мультикиоски в свою эквайринговую сеть, еще больше приблизить своих клиентов к предлагаемым услугам. Сегодня над внедрением подобных киосков задумываются многие банки. В ближайшее время приступить к тестированию аналогичного устройства собирается «Петрокоммерц».

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube