2 марта 2016, 13:16
Количество просмотров 182

“Банковские розничные услуги в России” что сделано и что предстоит?

10 июня 2005г. в московском Marriott Grand Hotel состоялась международная конференция “Банковские розничные услуги в России”, организованная...
“Банковские розничные услуги в России” что сделано и что предстоит?

10 июня 2005г. в московском Marriott Grand Hotel состоялась международная конференция “Банковские розничные услуги в России”, организованная Ассоциацией российских банков и компанией LBS International Conferences.

Данное мероприятие, посвященное анализу текущей ситуации в розничном секторе отечественного финансового рынка и перспективам его дальнейшего развития, собрало свыше 50 представителей банковского сообщества России и других стран СНГ, включая руководителей и специалистов крупнейших отечественных банков – Сбербанка России, Внешторгбанка, Газпромбанка, Альфа-банка, МДМ-банка, ФК “Уралсиб”, ИМПЭКСБАНКа, Международного Московского Банка, банка “Возрождение” и ряда других, а также работающих на российском рынке розничных кредитно-финансовых организаций со 100%-ным иностранным капиталом – Ситибанка и Райффайзенбанка.

Об актуальности тематики конференции свидетельствовало участие в ее работе, помимо руководства АРБ, ряда региональных банковских союзов и ассоциаций, представителей органов российской исполнительной и законодательной власти, международной платежной системы Visa International, известных страховых и консалтинговых компаний.

Мероприятие открылось выступлением Александра Лебедева, президента LBS International Conferences, отметившего важность всестороннего обсуждения текущего состояния и перспектив развития российского рынка розничных банковских услуг. В ходе пленарного заседания с обзорным докладом “Банковская розница: тенденции и перспективы” выступил исполнительный вице-президент АРБ Анатолий Милюков, который ознакомил делегатов с основными показателями развития этого сегмента в России. Так, объем депозитов за период с 2002 по 2005г. вырос в стране с 700 млрд. рублей до почти 2 трлн. руб. (ежегодный прирост составил 24–27%), объем выданных физическим лицам кредитов за этот же период увеличился с 95 млрд. руб. до 300 млрд. руб.

В то же время, как показывает статистика, развитие банковской розницы по-прежнему сопряжено с рядом серьезных проблем. Так, например, структура востребованных населением финансовых услуг остается несбалансированной – 90% потребителей пользуется сервисами проведения коммунальных платежей, около 20% – вкладами и денежными переводами, 10% – услугами по обмену валют, 3% – банковскими картами. Объем потребительского кредитования составляет на сегодняшний день лишь 3,8% к ВВП России, в то время как в США аналогичный показатель достигает 74%, в Евросоюзе – 52%, в Венгрии – 40%, в Чехии – 32%, в Польше – 28%.

Недостаточно высокими темпами в России развивается ипотечное кредитование, по ипотечным схемам сегодня приобретается лишь около 1,5% жилья.

В качестве важнейшей тенденции развития отечественной розницы Анатолий Милюков отметил рост конкуренции и существенное возрастание доли розничных банков с иностранным капиталом (по прогнозу АРБ, через 2–3 года их доля рынка увеличится до 40%). В числе других позитивных моментов были названы прогнозируемое увеличение объема кредитов физическим лицам за ближайшие годы в 4–5 раз, снижение уровня банковских издержек на развитие розничной сети, постепенный переход на карточное кредитование, развитие Интернетбанкинга и онлайнового кредитования, повсеместное внедрение скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщиков, расширение страхования рисков невозврата кредитов, а также накопление кредитных историй в кредитных бюро.

“Банковские розничные услуги в России” что сделано и что предстоит? - рис.1
“Банковские розничные услуги в России” что сделано и что предстоит? - рис.2

Основными объективными факторами, определяющими темпы дальнейшего развития рынка розничных банковских услуг, остаются рост уровня жизни и доходов населения (что увеличит платежеспособный спрос), а также наличие у российских банков “длинных” ресурсов. Необходимым условием повышения конкурентоспособности отечественной банковской системы является динамичный рост ресурсной базы. По словам докладчика, многие виды стратегически важных долгосрочных ресурсов (например, пенсионные накопления) идут сегодня мимо коммерческих банков, поэтому по такому показателю, как соотношение банковских активов к ВВП, Россия уступает развитым странам в 3–5 раз. При этом одним из возможных путей расширения долгосрочных ресурсов для кредитования экономики был назван рост денежной массы.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы РФ Анатолий Аксаков в своем докладе “Розничные банковские услуги: совершенствование законодательства” рассмотрел вопросы законодательного обеспечения развития банковской розницы, стимулирования роста долгосрочной ресурсной базы банков и снижения риска кредитования.

При этом особое внимание было уделено законодательным аспектам формирования системы кредитования малого бизнеса, который является одним из самых массовых потребителей банковских услуг в России. Сегодня потребность предприятий малого бизнеса в кредитовании удовлетворяется на 20–30%. По мнению А.Аксакова, участие государства в механизмах снижения кредитного риска может разорвать порочный круг привязки национальной экономики к сырьевому сектору, аккумулирующему в себе основную часть финансовых потоков. На этом фоне депутаты Госдумы предлагают создать систему банков развития, ориентированных на кредитование несырьевых секторов экономики, включая малый бизнес. Еще одно перспективное направление законодательной работы связано с совершенствованием залога – упрощением процедуры реализации залога, а также исключением до сих пор распространенных случаев повторного залога уже заложенного имущества. Для этого предлагается создание единого реестра залогов.

Опыту работы среднего банка в сфере услуг для физических лиц был посвящен доклад начальника управления розничного бизнеса Межотраслевого Промышленного Банка Людмилы Хохряковой “Развитие розничных продуктов из сопутствующей услуги в перспективный бизнес для средних банков”.

Об этапах формирования и перспективах становления ОАО “Национального бюро кредитных историй” участникам конференции рассказал директор по развитию НБКИ Алексей Волков в своем докладе “ Бюро кредитных историй: конфигурация будущего рынка”. Как известно, при принятии закона “О кредитных историях” в декабре 2004г. предпочтение было отдано коммерческим кредитным бюро. Мировая практика показывает, что независимые кредитные бюро, начинающие свою деятельность в России практически “с чистого листа”, смогут реально оказать существенное влияние на рынок кредитования лишь через несколько лет. Следует отметить, что на конец 2004г. в стране было выдано 542 млрд. руб. кредитов физическим лицам, доля кредитов в расходах граждан оценивалась в 3,5%, а объем розничных кредитов к ВВП не превышал 2,5%.

По мнению докладчика, важным этапом становления будущего рынка кредитных историй стало учредительное собрание НБКИ, прошедшее в марте 2005г. Тогда определились первые 16 акционеров и было заключено лицензионное соглашение с компанией Trans Union CRIF, занимающей одни из ведущих позиций в области IT-решений для бюро кредитных историй. Так, внедрение IT-системы Trans Union CRIF позволяет НБКИ не только вести кредитные истории, но и осуществлять кредитный менеджмент.

На втором собрании НБКИ в мае 2005г. число акционеров увеличилось до 40, был определен перечень услуг и продуктов бюро (кредитные отчеты, обработка кредитных заявок, идентификация заемщиков, управление рисками), а также тарифные планы.

Как отметил А. Волков, 12 июля 2005г. НБКИ начнет проведение цикла практических семинаров для специалистов кредитных организаций – пользователей кредитной информации. Это связано с приближением важного рубежа, установленного законом “О кредитных историях”, – с 1 сентября нынешнего года отечественные кредитные организации обязаны в случае письменного согласия заемщика передавать информацию о кредитах в кредитные бюро. В то же время до сих пор не определен соответствующий государственный регулирующий орган, предположительно, им станет Федеральная Служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР).

Особый интерес делегатов конференции вызвала работа сессии “Будущее карточных и платежных технологий для развития розничного рынка”, открывшейся докладом первого вице-президента Пробизнесбанка Эльдара Бикмаева “IT и эффективное управление автоматизацией банковских процессов”.

Презентация менеджера международной консалтинговой компании Deloitte&Touche Игоря Цветкова “Создание банковских call-центров как развитие дистанционных каналов обслуживания потребителей” содержала целый ряд интересных статистических выкладок в данной области. Так, в Европе сейчас четко выделяются две группы: традиционные банки, у которых на дистанционные каналы обслуживания приходится около 12% продаж, а также группа новых банков, где эта доля превышает 80%.

В России дистанционное банковское обслуживание в последнее время успешно развивается, телефонные службы отечественных банков предоставляют доступ к 20–25% продуктов и услуг, активно используются новые каналы – Интернет, электронная почта, SMS, WAP, а также банкоматы с расширенной функциональностью. По мнению И.Цветкова, участникам отечественного рынка сегодня стоит обратить внимание на международный опыт создания наиболее комплексного вида дистанционного банковского обслуживания – так называемых контакт-центров, интегрирующих все каналы связи клиента с банками и продаж финансовых продуктов. При этом эффективное дистанционное обслуживание может реализовываться только как часть CRM, полноценной системы управления клиентскими отношениями. С этой точки зрения контакт-центр можно рассматривать как продолжение CRM.

Заместитель генерального директора представительства Visa International в России, вице-президент Visa СЕМЕА Оливер Хьюз (Oliver Hughes) представил вниманию делегатов доклад “Кредитные карты в России: тенденции рынка и предпочтения потребителей”, в котором он рассмотрел ключевые этапы развития направления карточного кредитования в стране.

В России начало процесса становления карточного рынка исторически было связано с дебетовыми картами. В то же время во всем мире наиболее популярными карточными продуктами остаются кредитные карты. Это связано с тем, что последние не привязывают своего держателя к определенной торговой точке, а револьверные кредитные карты позволяют клиенту постоянно возобновлять кредитный лимит при своевременном погашении задолженности. В свою очередь, для предприятий торговли такие карты означают привлечение новых покупателей, рост оборота и повышение лояльности клиентов.

В ходе доклада О.Хьюз условно выделил следующие этапы развития российского карточного рынка. Период 1998–2002гг. – это становление рынка банковских карт на основе дебетовых карточных продуктов. На 2001–2004гг. приходится этап массового развития рынка с преобладанием зарплатных проектов. С 2003г. начинается бум розничного кредитования, а с 2005г. – становление рынка кредитных карт.

По мнению вице-президента Visa СЕМЕА, динамичный рост оборотов по российским кредитным картам начнется с 2006г., так как существенный рост их эмиссии приходится на 2005г. Переходу к новому этапу способствовал следующий комплекс условий: выпуск критической массы банковских карт (в том числе – более 17 млн. карт Visa), сформирована эквайринговая инфраструктура (включая около 84 тыс. торговых точек, принимающих карты Visa), появление стабильной базы заемщиков, появление законодательной базы для предоставления grace period, в ближайшем будущем – начало реальной работы бюро кредитных историй.

О.Хьюз также ознакомил участников конференции с некоторыми данными исследования отечественного рынка потребительского кредитования (осень 2004г.), проведенного по заказу Visa International. Так, 74% опрошенных россиян отметили, что брали розничные кредиты в предприятиях торговли, 16% – получали потребительский кредит в отделениях банков, 10% – оформили кредитные карты (в основном – с разрешенным овердрафтом). Исследование помогло выявить основные типы поведения заемщиков. Первую группу характеризует так называемый “импульсивный кредит” на сумму от 100 долл. США до 2 тыс. долл. Для этой группы главным критерием выбора кредитодателя является скорость и простота оформления кредита. Для второй группы заемщиков характерен вынужденный, обусловленный объективной необходимостью кредит в объеме от 600 долл. до 3 тыс. долл. Основным критерием выбора банка для ее представителей служит величина первого взноса, процентная ставка по кредиту, размер ежемесячных выплат и срок погашения кредита. Именно эта группа потребителей представляет собой целевую аудиторию для продвижения кредитных карт. Третий тип поведения – “запланированный кредит” на долгосрочную перспективу и крупные покупки от 3 до 10 тыс. долл.

Результаты исследований позволяют оценить долю платежей в торговосервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте. В России она составляет 32%. Для сравнения: в Великобритании этот показатель составляет 98%, в Германии – 93%, в Испании – 80%, в Египте – 62%, во Франции – 57%, в Румынии – 11%, на Украине – 3%.

По данным Visa International, на сегодняшний день общее количество карт всех платежных систем с кредитными возможностями составляет на российском рынке около 5,3 млн. К ним относятся карты с разрешенным овердрафтом (около 1,5 млн.), револьверные кредитные карты, выпущенные в отделениях банков (около 800 тыс.), а также самая многочисленная группа кредитных карточных продуктов – кредитные карты, распространяемые через торговую сеть (около 3 млн.).

Обостряющаяся конкуренция на рынке розничного кредитования вынуждает его участников применять максимально либеральный подход к предоставлению документов, подтверждающих кредитоспособность потенциального заемщика. Сегодня российские банки применяют 3 различных механизма продвижения кредитных карточных продуктов: предложение их уже существующей клиентской базе (держателям дебетовых зарплатных карт банка), формирование кредитного портфеля за счет предоставления таких карт клиентам с кредитной историей, а также формирование клиентской базы “с нуля”.

В заключение своего выступления О.Хьюз отметил, что российские потребители пока еще не до конца оценили такое нововведение 2005г., как льготный период кредитования. На этом фоне Visa International совместно с ведущими розничными банками страны сейчас проводит активную разъяснительную кампанию, посвященную преимуществам grace period, который позволяет клиентам бесплатно пользоваться “чужими деньгами”, т.е. занятыми у банка финансовыми средствами.

Тема карточного кредитования была продолжена в работе сессии “Потребительское кредитование”. Докладчики, в числе которых – Анна Горячева, начальник департамента по работе с розничными клиентами Газпромбанка, Александр Колошенко, член Правления Райффайзенбанка, и Валерий Кардашов, первый заместитель председателя Правления банка Metrobank, поделились своим опытом продвижения соответствующих программ и отметили растущую роль кредитных карт в качестве современного инструмента доступа к услугам кредитования.

Работу конференции освещало 15 информационных агентств и специализированных печатных СМИ, среди которых “Аналитический банковский журнал”, “Банковское обозрение”, “Акционерный вестник”, “Слияния и поглощения”, “Национальный банковский журнал”, “Эксперт”, “Ведомости”, “Русский полис”, “Бизнес”, “Вестник Ассоциации менеджеров” и журнал “ПЛАС”.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (105) ’2005 стр. 2

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube