18 февраля 2016, 11:58
Количество просмотров 264

IFS: от рассвета до заката

Как хорошо помнят наши читатели, в мае прошлого года Константин Булукин дал интервью журналу “ПЛАС”, в котором поделился амбициозными...
IFS: от рассвета до заката

Как все начиналось (1981–1989)
Если верить корпоративным буклетам самой компании IFS International (которые, кстати, сегодня уже становятся библиографической редкостью), компания была создана в 1981г. Ее основателем, а также первым президентом и главным исполнительным директором выступил Чарли Касерта (Charles Casserta). Американец с итальянскими корнями, Чарли принес в IFS (тогда еще не имевшую в своем названии гордого дополнения “International”) десятилетний опыт работы в области программного обеспечения для финансовой индустрии, обширные профессиональные связи на Восточном побережье США, а также немного личных сбережений. Ближайшим партнером Чарли в новой компании оказался Фрэнк Паскито (Franck Pascuito), которому сразу пришлось по душе выполнение представительских функций для молодой компании, расправляющей крылья в модном тогда направлении – автоматизации финансовых транзакций. Однако реальные средства, на которые компания относительно безбедно прожила первые пять лет, поступили от индивидуального инвестора – Джерри Тишкова (Jerry Tishkoff), который на излете своей вполне успешной карьеры поддался уговорам молодых Чарли и Фрэнка и вложил серьезную сумму в многообещающий start-up.

Свежеиспеченная компания разместилась на территории небольшого технопарка Технологического университета Ренселлар (Rensselaer Technology Park), недалеко от провинциального городка Трой (Troy) в двухстах с лишним километрах на север от Нью-Йорка. Крайняя непрестижность местоположения, труднодоступность, отсутствие инфраструктуры, близость к беднейшим “цветным” кварталам и прочие бытовые неудобства компенсировались всевозможными местными льготами на развитие высоких технологий и наличием доступа к практически бесплатным трудовым ресурсам – студенты с удовольствием принимали участие в новых разработках.

Практически до самого конца 80-х годов прошлого века IFS International ничем не отличалась от сотен и тысяч других мелких американских компаний, выполнявших небольшие заказы в области программирования и системной интеграции для местных банков и предприятий. Однако все это время активный и амбициозный основатель IFS не оставлял попыток выйти на более широкий рынок. Этот шаг требовал от молодой компании авторитета, специализации и собственных продуктов – всего того, чего горстке соратников Чарли так и не удалось добиться на начальном этапе развития. И тогда Чарли решается на первый радикальный шаг – все средства компании и ее инвесторов идут на приобретение ближайшего конкурента – компании Convey Companies, Inc. (штат Огайо). Расположенная неподалеку от корпоративной штаб-квартиры NCR в Дейтоне, Convey благодаря соседству с всемирно известным производителем банкоматов сумела к тому времени развить неплохой бизнес по поставке и обслуживанию ATM.

После завершения сделки вся клиентская база Convey, состоящая из десятков мелких и средних банков в Восточных штатах, досталась IFS. К чести компании, она смогла быстро перейти от роли “боксмувера”, занятого примитивной продажей устройств, к работам по интеграции, разработке сценариев, а затем и более сложного программного обеспечения для банкоматов NCR. Фантазия Чарли и его ближайшего сподвижника – Марка Гилдера, талантливого архитектора и разработчика программных систем, достигла апогея. Они уже рассчитывали, что вскоре IFS сможет предложить банкам уникальный для того времени набор операций на банкоматах – выполнение платежей и переводов, получение кредитов, погашение бонусных очков и многое другое.

Однако вскоре стало очевидно, что слишком далеко по этому пути компании пройти не удастся. Непреодолимым барьером оказались доминировавшие тогда на рынке процессинги – Deluxe Data, BASE24 и ON/2. Реализованные на сложнейших аппаратных платформах с использованием специализированных операционных систем и уникальных языков программирования, эти решения гарантировали бесперебойную работу тысяч и десятков тысяч устройств, обеспечивая выполнение на одной системе до десяти и более миллионов транзакций в день. Проблема заключалась в том, что поддерживаемые транзакции были донельзя примитивными, а всякие попытки внести что-то новое и привлекательное для банковских клиентов наталкивались на технические ограничения реализации, жесткую позицию компаний-разработчиков, огромные материальные затраты и боязнь банков и процессинговых компаний что-либо трогать в исключительно дорогих, сложных и абсолютно закрытых системах.

И тогда Чарли вновь решается на радикальные меры. Он видит, что IFS решительно переросла наследие Convey Companies. Предлагая только терминальное программное обеспечение для банкоматов NCR, она имеет все шансы навсегда остаться никому неизвестной провинциальной компанией. Выход подсказал Марк Гилдер (Mark Guilder): необходимо избавляться от имиджа программистов для NCR и… создавать собственный продукт для управления сетями банкоматов, а заодно и всем парком банковских периферийных устройств. Получив согласие Чарли, Марк быстро заложил основы того, что впоследствии получило международную известность под именем TechNique Plus II.

Золотой век (1990-1995)
Благодаря прозорливости Чарли и техническому таланту Марка с появлением TechNique Plus II открылась новая история компании IFS, к названию которой тогда же прибавилось слово “International”.

Успеху способствовали сразу несколько глобальных тенденций. Вопервых, мировой рынок решительно двинулся в сторону открытых систем и технологий. Набрала популярность платформонезависимая операционная система UNIX, в ранг индустриального стандарта вознесся Oracle. Открытые решения в среде UNIX/Oracle на современных аппаратных платформах предлагали тот же уровень надежности, безотказности и производительности, что и такие специализированные закрытые архитектуры, как Stratus и Tandem. Поскольку выполненные на закрытых платформах системы для процессинга и управления банкоматами с самого начала позиционировались как высокопроизводительные решения для соответствующих масштабных проектов, вскоре рынок этих продуктов, ограниченный крупными банками, процессинговыми компаниями, биржами и другими финансовыми организациями высшего звена, стал демонстрировать заметный спад темпов роста, обусловленный насыщением. Продажи новых систем продолжались большей частью по инерции, ввиду отсутствия реальных альтернатив, а стоимость их сопровождения росла с каждым годом – специалистов в области закрытых архитектур становилось все меньше, а исторические “наслоения” в продуктах – все сложнее и серьезнее. (Какое стратегическое решение этой проблемы было впоследствии найдено идеологами гигантов процессингового рынка – это тема для отдельной статьи.)

Альтернативу предложила IFS International. Выполненный в строгом соответствии с концепцией построения открытых систем, легкий, масштабируемый продукт TechNique Plus II сумел быстро завоевать доверие рынка и составил реальную конкуренцию гигантам процессинговых решений. Особенной популярностью продукт пользовался вне устоявшихся рынков Северной Америки и Западной Европы, где молодым банкам, вынашивающим самые амбициозные планы, в действительности приходилось приступать к созданию карточного бизнеса с нуля. Благодаря открытости и масштабируемости решения, а также за счет щадящих финансовых условий разработка IFS оказалась предпочтительным выбором для многих банков и процессинговых центров на “новых территориях”. Это явилось второй серьезной предпосылкой для успеха компании.

Потенциальные преимущества IFS стали постепенно реализовываться. Вслед за парой малозначительных проектов для местных отделений небольших банков в США у компании появились первые заокеанские клиенты. Естественным путем для выхода на европейский рынок стали партнерские соглашения с транснациональными американскими компаниями – такими, как UNISYS и Digital Equipment Corporation. В частности, UNISYS принес IFS таких клиентов, как местный филиал банка TSB в городе Корк (Ирландия) и крупнейший розничный банк Чехии – Ceska Sporitelna. В свою очередь, благодаря сотрудничеству с DEC компания получила нескольких клиентов в странах Восточной Европы (Польша, Румыния, Хорватия, Эстония и Латвия) и была приглашена к участию в ряде проектов в Юго-Восточной Азии.

Реализуя свои стратегические планы, Чарли настойчиво ищет союза с крупнейшими участниками рынка, и в первую очередь добивается признания со стороны Visa International. В 1993-1995г. IFS становится участником ряда маркетинговых программ и инициатив Visa. И одна из них – марш-бросок на Восток, в страны бывшего советского блока. В рамках конференций Visa в Праге и Москве с использованием продукта TechNique Plus II выполняются первые банкоматные транзакции по картам платежной системы в Чехии и России. Участие в Московской конференции, кстати, привело к появлению у компании первого российского клиента. Им стал межбанковский процессинговый центр “Кардцентр”. Несмотря на то, что проект не оказался слишком успешным (не достигнув взаимопонимания в ходе его реализации, стороны прекратили выполнение контрактных обязательств, и IFS ретировался, оставив исходные коды незавершенной версии TechNique Plus II местным разработчикам), Чарли впоследствии тепло отзывался об участниках проекта. Даже его, темпераментного итальянца, поразила самозабвенность российских инженеров. “В процессе инсталляции люди не покидали процессинговый центр, русские и американцы ночевали вповалку на полу около компьютера”, – любил вспоминать первый президент IFS, когда его спрашивали о России. Однако итоговые бизнес-результаты, с его точки зрения, оказались крайне неудовлетворительными, и Чарли принял решение никогда больше не возвращаться самостоятельно в страну, где в те годы один банковский кризис спешил на смену другому.

Значительно более перспективным обещал стать расширяющийся альянс с Visa International. Смарт-карты уже рвались на рынок платежных технологий, и Visa открыла для “приближенных” разработчиков спецификации своего электронного кошелька VISA Cash. На этом фоне, реализовав лишь примитивную операцию загрузки средств на смарт-карту по технологии VISA Cash, IFS мгновенно оказалась в центре технологического сообщества. Пилотная инсталляция в штабквартире Visa International в СанФранциско, участие в Олимпийском проекте Visa в Атланте, а также крохотные пилотные инсталляции у тяжеловесов рынка – Sumitomo, Barclays и, наконец, Citibank – все это, естественно, не принесло реальных денег, зато обеспечило IFS долгосрочную прописку в списке авторизованных вендоров платежной системы. Отсюда открывалась прямая дорога к молодым банкам на новых рынках. Обращения в компанию стали поступать со всех уголков Земли – из Африки и с Карибских островов, из Юго-Восточной Азии и с Ближнего Востока.

Для укрепления имиджа подлинно международной компании Чарли открывает небольшой офис IFS в Лондоне и получает виртуальный офисный адрес в Сингапуре. Лондонский офис возглавил Саймон Тиболд (Simon Theobald). Молодой и мобильный, чуткий и внимательный к реальным нуждам клиентов, улыбчивый, легкий на слова и обещания, Саймон стал настоящим маркетинговым приобретением для компании, где до сих пор преобладали вечно уставшие, замкнутые в себе “технари” с угрюмыми серьезными лицами.

Вне всяких сомнений, перед компанией открылось безоблачное будущее, обещающее лишь устойчивый рост и дальнейшее процветание. Однако, как показала практика, лучшее – враг хорошего.

Умный в гору не пойдет (1996-1998)
В то время как Чарли и Марк просиживали на совещаниях с разработчиками, обсуждая детали реализации новых функций в TechNique Plus II, в мире бизнеса стали происходить интересные вещи. В одном ряду с крупнейшими по капитализации монстрами реального сектора экономики – Wal Mart, General Motors, General Electric – одна за другой вдруг замелькали доселе никому неизвестные компании, все активы которых состояли из кодов программных продуктов, а гигантская капитализация была обусловлена не чем иным, как чаяниями инвесторов относительно роста рынков сбыта соответствующих решений в десятки и сотни раз. Индекс NASDAQ, биржи, где преимущественно котируются акции технологических компаний, устанавливал рекорд за рекордом. Все чаще оттуда доносились сводки об ошеломляющих успехах первичного размещения акций (IPO) компаний, выходящих на рынок информационных технологий. Сказочное превращение в одну ночь из скромного инженера в мультимиллионера стало реальностью не для одного десятка основателей софтверных компаний. Апофеозом стало IPO Netscape, которое за два дня сделало основателя компании Джима Кларка (Jim Clark) обладателем 2 млрд. долл. в бумагах своей компании не только без единой продажи и единого клиента, но и… до завершения разработки промышленной версии Интернет-браузера Netscape.

Всего в двух часах автомобильной езды от NASDAQ Чарли продолжал оперировать цифрами совсем другого порядка. Добиваясь технического совершенства продукта и пытаясь запустить проекты у клиентов, расположенных за многие тысячи километров друг от друга, Чарли и его ближайшие сподвижники работали на пределе человеческих возможностей. Растущая популярность продукта TechNique Plus II привела к четырехкратному увеличению объема продаж IFS с момента ее выхода на рынок. В количественном выражении это означало 2,4 млн. долл. всех поступлений в 1997г. при объявленной в годовом отчете прибыли в 50 (!) тыс. долл. При такой арифметике дистанция с Джимом Кларком и другими лидерами “новой” экономики исчислялась световыми годами. Стало очевидно, что ни улучшение технических характеристик продукта TechNique Plus II, ни расширение клиентской базы в два-четыре-десять раз никак не отразится на масштабах этой дистанции.


В 1998 г. компания выходит на первичное размещение акций на NASDAQ, предложив инвесторам выкупить более 8 млн. простых акций (почти 100% компании) по цене 5 долл. за штуку


Если успех на IPO стал сопутствовать компаниям, не имеющим ни завершенных продуктов, ни реальных клиентов, а порой даже и ни одного года, законченного с положительным балансом, то почему бы не попытать счастья IFS, у которой уже был популярный продукт, рынок, живые клиенты, а также мизерная, но вполне реальная прибыль? Сказано – сделано. В 1998г. компания выходит на первичное размещение акций на NASDAQ, предложив инвесторам выкупить более 8 млн. простых акций (почти 100% компании) по цене 5 долл. за штуку. Хотя цена не взмыла в десятки и сотни раз относительно первоначального предложения, как это бывало с другими технологическими компаниями, Чарли и другие сооснователи IFS впервые ощутили себя миллионерами. Биржевые торги закрылись на отметке 8 долл. за одну акцию IFS.

Окрыленный успехом, а главное – впервые открывшейся возможностью планировать бизнес, не выпрашивая частных инвестиций и не перебиваясь от одного клиентского платежа до следующего, Чарли еще глубже погрузился в спецификации продуктов, отрываясь лишь для обсуждения маркетинговых планов или разрешения растущих проблем с имеющимися клиентами. Тем временем компания уже не принадлежала своему бессменному президенту. Ее новыми владельцами стали сотни тысяч частных и институциональных инвесторов, чьи интересы в полном соответствии с традиционной бюрократией Комиссии по ценным бумагам США (SEC) представлял вновь избранный Совет директоров.

Совет директоров, хотя и абсолютно лояльный Чарли, отвечал перед акционерами за приумножение их средств, вложенных в IFS. Рост акций в то время определялся единственным параметром – ростом рынка, т. е. увеличением количества потенциальных клиентов. Вскоре стало очевидно, что сегмент процессинговых решений в принципе не может расти такими же темпами, как сегмент программных продуктов массового спроса – браузеров, поисковых систем и т. д. В результате этого “открытия” в глазах бесстрастных аналитиков IFS автоматически превратилась в аутсайдера в своем сегменте рынка. Акции компании с 8 долларов за штуку в течение нескольких месяцев упали до 2-3 долларов (и это на фоне все еще продолжавшегося роста индекса NASDAQ).

По стопам CISCO (1999–2000)
Исправить ситуацию предпринял попытку Саймон, получивший к тому времени статус старшего вице-президента IFS. Пользуясь простой арифметикой, он пытался объяснить Совету директоров, что никакой реалистичный рост продаж не обеспечит привлекательных для инвесторов темпов роста бизнеса. Реальный механизм роста лежит в приобретении других компаний, главным образом путем обмена акциями. Не найдя поддержки у Чарли и большинства текущих директоров, Саймон проводит кропотливую работу по расширению Совета директоров под предлогом улучшения имиджа компании в глазах инвесторов. Вскоре данная структура превращается в клуб “кому за 60”, членами которого стали респектабельные ветераны, вышедшие в отставку в ранге исполнительных директоров национальных и транснациональных компаний.

Председателем Совета директоров стал Джон Синглетон (John Singleton), который до пенсии немало лет посвятил службе “Big Blue” – IBM. Одним из первых своих декретов Джон Синглетон назначает президентом и главным управляющим (CEO) компании Дэвида Ходжа (David Hodge). Этот 60-летний выпускник Военной академии в Вэст-Пойнте, отслужив во Вьетнаме, всерьез увлекается высокими технологиями, занимая руководящие посты в крупных телекоммуникационных компаниях, и даже принимает участие в создании получившей всемирную известность компании Fiserve. Дэвид переезжает поближе к городку Трой, пробегает по утрам свои дежурные 6 миль, вечерами играет в барах на саксофоне и не мешает старшему вицепрезиденту Саймону Тиболду реализовывать свои планы по развитию компании. Обескураженный Чарли Касерта немедленно покидает компанию.

Подход Саймона к развитию бизнеса радикально отличается от подхода Чарли – продажами TechNique Plus II сыт не будешь, а как хочется последовать примеру размножавшихся на глазах Интернет-богачей и выйти на пенсию в 35 лет, ну хотя бы простым миллионером... Стратегия Саймона – демонстрация роста за счет приобретения готового бизнеса. Приобретя путем обмена акций частную компанию с годовым доходом, например, в 10 млн. долл. (что уже в три раза больше собственных показателей), IFS продемонстрирует рынку четырехкратный рост доходов, что неизбежно приведет к росту котировок ее акций, на которые после этого можно купить компанию с доходом в 20 млн. и т. д и т.п.

Успешность такого подхода продемонстрировал Джон Чеймберс (John Chambers), который, практически не инвестируя в исследования и разработку продуктов, вывел CISCO (правда, на некоторое время) в тройку крупнейших компаний мира только за счет неустанного поглощения и приобретения готовых компаний. Ему вторили Денис Козловский (Denis Kozlovsky) из TYCO и многие другие, хотя и не вышедшие на первые позиции, но обеспечившие миллиардную капитализацию своим компаниям. Очевидно, лавры и доходы Чеймберса не давали покоя Саймону. Наконец Совет директоров сдался. Курс на рост за счет приобретений и поглощений был провозглашен стратегическим.

Вслед за провозглашением курса последовала и первая сделка. С подачи Дэвида Ходжа IFS путем обмена акций приобретает компанию NCI. NCI была создана бывшим сотрудником Phillips, а затем Digital, Пер Олафом Изелиусом (Per Olaf Eselius). Швед по национальности, г-н Изелиус переехал в США и обосновался в г.Шарлотт (Charlotte), Северная Каролина, – в то время наиболее быстрорастущем центре деловой активности в Америке. Его компания быстро наладила разработку несложных программ, которые позволяли обеспечить современные каналы доступа клиентов к банковским системам предыдущих поколений. Таким образом, банки могли сохранять свои старые закрытые (главным образом – базирующиеся на mainframe IBM) системы и в то же время предоставлять клиентам возможность работы через Интернет, по телефону или из филиала самообслуживания. Такой подход оказался чрезвычайно востребованным, и вскоре NCI приобрела более тысячи клиентов, которые в совокупности обеспечивали около 10 млн. долл. поступлений.


Акции IFS, около года балансировавшие в районе 1 доллара, упали до 60, 40, а затем и 10 центов. Концепция роста за счет аквизиций вышла из моды


Мысли об успешном IPO не оставляли и Пер Олафа, однако его останавливали сложности подготовки к размещению акций и очевидная невозможность сочетать активное управление компанией и работу с инвесторами. Поэтому когда Дэвид Ходж предложил ему без лишних хлопот стать частью публичной компании и войти в Совет директоров специально созданного холдинга – IFS International Holdings (NASDAQ: IFSH), Пер Олаф, недолго поторговавшись, согласился. План IFS начал реализовываться. Первая сделка состоялась. Однако ни второй, ни последующим уже никогда не суждено было материализоваться.

По стопам ENRON (2001-2002)
Воодушевленный проведенной с NCI сделкой, Саймон продолжал заражать своим оптимизмом обновленный Совет директоров. Директора отвечали ему взаимностью. Дэвид Ходж провозгласил его своим преемником и вскоре отошел на второй план в качестве номинального руководителя холдинга, предоставив всю полноту исполнительной власти новому CEO и президенту – г-ну Саймону Тиболду.

Между тем мир опять начинал меняться. Индекс NASDAQ замер и вдруг рухнул, за ним обрушились две башни Центра международной торговли в Нью-Йорке, разразился скандал вокруг ENRON – компании, которая наиболее откровенно пользовалась приемами и формулами “новой экономики”. Для недавних героев бизнеса начались трудные времена – Джим Кларк, оставив бизнес, успел уплыть на своей яхте за 50 млн. долл., Джон Чеймберс попросился в отставку (впрочем, уволен не был, положение CISCO на сегодняшний день удалось выправить), а Дениса Козловски со товарищи попросили в суд.

Акции IFS, и без того около года балансировавшие в районе 1 доллара, упали до 60, 40, а затем и 10 центов. Приобретать компании стало не на что, да и сама концепция роста за счет аквизиций вышла из моды. Инвесторы вернулись к консервативному анализу доходов и расходов, уделяя внимание реальным продуктам и продажам. А вот как раз с этим, незаметно для увлеченного работой с акционерами высшего руководства, у IFS вдруг все стало обстоять из рук вон плохо.

Уход Чарли потянул за собой отставку Марка Гилдера, за ним Ренди Марсикано (Randy Marsicano), одного из ведущих руководителей проекта, затем всех, кто имел хотя бы какое-то отношение к продукту TechNique Plus II (который к тому времени официально редуцировал свое наименование до TPII). Потеряв связь с харизматическими ветеранами, да и просто не видя в компании ни одного заинтересованного специалиста, сюда перестали заглядывать и студенты. Среди вновь пришедших разработчиков замелькали китайские, а затем и украинские фамилии.

Все еще находясь в списках вендоров Visa International и MasterCard International, IFS какое-то время продолжала сохранять хорошую мину при плохой игре, главным образом за счет партнеров в Чехии, Польше и России. Те же, давно утратив все связи с компанией, не получая от нее ни кодов, ни консультаций, ни поддержки, не только самостоятельно обеспечивали работоспособность текущих инсталляций, но и небезуспешно пытались осуществлять новые продажи локальных клонов TPII.

Саймон, разрываясь между лондонским офисом и штаб-квартирой в Трое, отчаянно пытается спасти положение. В ход идут все средства. В частности, на работу приглашается известный и неоднократно отмеченный судебной системой США “специалист” в области раздувания рыночной стоимости компаний Гарри Ларкин (Gary Larkin). Переехав в 1986г. из Австралии в США и предлагая себя в самых различных амплуа – от коммивояжера в Китае, Японии и Таиланде до устроителя коммерческого турнира по пляжному волейболу для женщин и конкурса красоты в СанДиего, неутомимый Гарри по меньшей мере дважды (по делам компаний Nemdaco и Pritchard) призывался к суду в штате Калифорния(Знакомство с достижениями Гарри советуем начать с его сайта www.3rdrockcom.com. Подсказка: самое интересное представляет собой деятельность компаний, к которым имел отношение г-н Ларкин.).

Не выходя из своей квартиры в местечке Оушенсайд (Oceanside) близ Сан-Диего, в 6 часах перелета от штабквартиры IFS, Ларкин мгновенно организует продажу лицензий TPII на 2 млн. долл. Покупателем выступила некая компания e-Point (учредителем и единственным сотрудником которой был сам г-н Ларкин). Рынок не замедлил “отреагировать” – котировки акций IFS с 10 центов подскочили до 12 и быстро успокоились на отметке в… 1 цент. Через 3 месяца компания ePoint успешно разорилась, не успев заплатить ни цента по сделке, и громкие доходы были тихо списаны в расходы в квартальном отчете(Имеется в распоряжении редакции “ПЛАС”.). С тех пор рыночная стоимость компании никогда не поднималась выше 8 тыс. (!) долл.

2002г. компания в последний раз публикует квартальный отчет(Имеется в распоряжении редакции “ПЛАС”, а также может быть получен на сайтах NASDAQ, SEC и из других публичных источников.) на NASDAQ в соответствии с требованиями SEC. В своем публичном заявлении о невозможности впредь публиковать отчеты по требованиям SEC руководство IFS ссылается на нехватку средств на подготовку отчетов (по их утверждению – около 20 тыс. долл.).

На обломках “империи”
Развитие ситуации становится необратимым. Саймон подает в отставку. Последней из компании уходит Гленда Коул (Glenda Cole). Отвечая на протяжении всего срока существования IFS за сопровождение текущих клиентов, Гленда оставалась на посту до тех пор, пока еще хоть кто-то нуждался в помощи IFS. Наследство в виде вороха “бесценных” акций, долгов по налогам и ипотеке, судов с местными органами власти, собственными юристами и бывшими руководителями IFS(Полный перечень процессов приводится в вышеупомянутом отчете и имеется в распоряжении редакции “ПЛАС”.), достается вышеупомянутому Перу Олафу. Не имея ни возможности, ни желания что-то делать с TPII и его оставшимися немногочисленными пользователями, Пер Олаф ретируется в Шарлот и пытается сосредоточиться на полуразрушенном в результате слияния с IFS бизнесе своей родной компании NCI. В течение последующего года, формально оставаясь в ранге CEO и президента, он еще пытается организовать продажу бизнеса IFS. Цена предложения падает с 3 млн. долларов до 400 тыс. Покупатель так и не находится.

К концу 2001г. с IFS как бизнесструктурой все кончено. Клиенты либо полностью перешли на сопровождение своими силами или силами своих партнеров (Чехия, Польша, Россия), либо начали миграцию на продукты других поставщиков (страны Балтии, Западная Европа, с 2002г. – Россия). Объявленные проекты в Австралии (Sonic Communications – PULSE), Африке и Юго-Восточной Азии (Siam City, Coconut Planters) либо так никогда и не материализовались, либо не были завершены. В частности, несмотря на то, что последние из разработчиков IFS, включая получившего известность в России программиста Джима Уолша (Jim Walsh), прихватив с собой исходные коды разрозненных модулей TPII, отправились на работу в Sonic Communications, чтобы завершить начатый IFS и частично оплаченный заказчиком проект для небольшой (около 100 устройств) австралийской сети банкоматов PULSE, руководство PULSE (оно же руководство Sonic Communications) остановило свой выбор на конкурирующем продукте – Postilion – компании Mosaic Software(Соответствующую информацию можно получить на сайте www.mosaicsoftware.com.).

C начала 2002г. IFS фактически уходит с рынка – ни одной выставки, ни одной публикации, ни одной новой инсталляции, выполненной непосредственно специалистами компании. О ней быстро забывают. Имя IFS (IFS International Holdings – существует как минимум полдюжины более удачливых IFS, не имеющих никакого отношения к предмету нашей публикации) сейчас абсолютно неизвестно в США, Канаде, Великобритании, странах Юго-Восточной Азии да и практически в любых других регионах мира. Компания не участвовала и не была приглашена ни к одному международному тендеру. IFS исчезает из списка сертифицированных вендоров Master Card International

19 августа 2002г. Пер Олаф Изелиус официально заявляет, что у компании не хватает средств для продолжения текущих операций. Несмотря на беспрецедентные меры – единовременное увольнение более 50% персонала, частные займы и отказ старших менеджеров, включая самого Пера Олафа, от получения зарплаты, независимый аудитор IFS – Urbach Kahn & Werlin LLP – выносит вердикт: “текущее положение IFS ставит под сомнение возможность продолжения функционирования компании (“raise substantial doubt about the company’s ability to continue as going concern”). Итак, некогда прогрессивная и динамичная компания прекращает свое фактическое существование. (Юридически, являясь публичной компанией, IFS International может значиться в списках сколь угодно долго. Например, пока кто-либо не возбудит процедуру банкротства. В связи с тем, что за компанией не осталось никаких активов, кроме долгов и прочих обязательств, желающих инициировать дорогостоящую юридическую процедуру пока не находится). Вряд ли данное событие можно отнести к разряду трагедий. Рынок информационных технологий продолжает оставаться самым динамичным, жестким и конкурентным. Ежегодно на нем появляются и исчезают тысячи компаний, многие из которых успевают достичь размеров, существенно превышающих IFS в ее лучшие годы. Это естественный процесс.

К счастью, закат IFS не отразился каким-либо серьезным образом ни на рынке, ни на заказчиках, ни на дееспособных сотрудниках самой компании. На рынке появилось немало участников, предлагающих куда более современные и совершенные решения, чем TPII в его наилучшей форме. Заказчики модернизировали свои системы сами или обратились к новым поставщикам – по нашей информации, никто из бывших клиентов IFS не понес серьезных потерь в связи с прекращением ее деятельности.

IFS: от рассвета до заката - рис.1
Образец факса, призывающего банки к конструктивному сотрудничеству с IFS Payment Services. Конструктивность позиции в этом случае подкреплена не только одним из образцов подписи г-на Ларкина (см. следующее фото), но и номером факсимильного аппарата, с которого было отправлено послание: при попытке дозвониться до отправителя выяснилось, что номер принадлежит сторонней организации

Дэвид Ходж вернулся в родную Fiserve, Фрэнк занялся преподаванием в Технологическом университете Ренселлар, Саймон основал собственную компанию mPower, Гленда перешла на работу в JBASE и сотрудничает с Саймоном, остальные разошлись по многочисленным IT-компаниям в США, Европе и Австралии. В принципе, здесь можно было бы поставить жирную точку, памятуя, что об усопших не принято плохо говорить, а ничего хорошего, кроме воспоминаний, на сегодняшний день не осталось. Но в России, как известно, на этот счет имеются свои национальные традиции.

Дети лейтенанта Шмидта
Первая попытка “реинкарнации” IFS была осуществлена в Москве весной 2002г., когда компания ПCиТ (дочерняя структура Union Card) объявила себя единственным легитимным наследником IFS International в России и СНГ. Указом самого Гари Ларкина на бланках IFS с факсовых номеров Union Card всем руководителям бывших клиентов IFS – Сбербанка России, Газпромбанка, Альфа-Банка и ING-Eurasia – были направлены строжайшие предписания немедленно разорвать текущие договорные отношения и перейти на обслуживание в ПСиТ. Во исполнение обязательств по обслуживанию от банков требовалось передать в ПСиТ исходные коды установленного у них программного обеспечения, а также объяснить специалистам ПСиТа, как это программное обеспечение работает.

Вслед за посланиями текущим клиентам рынок наводнили письма, сулящие судебные разбирательства, арест счетов и другие кары всем банкам, которые замышляли (а заодно и тем, которые и не помышляли) приобрести для своих процессинговых центров нечто отличное от TPII в версии ПСиТ. Письма (факсы и электронные сообщения) по-прежнему подписывались г-ном Ларкиным(В распоряжении редакции “ПЛАС” имеются по крайней мере три абсолютно непохожих друг на друга образца подписи г-на Ларкина.) и отправлялись с номеров ПСиТ, из Интернеткафе, турагентств и других сторонних организаций.

Предоставим читателю в качестве домашнего задания самостоятельно поразмышлять над вопросом: зачем вполне уважаемой компании ПСиТ, широко известной на рынке собственными разработками, понадобилось ассоциировать себя с призраком IFS, от которого уже давно отвернулась вся информированная часть рынка? Тем более что экстравагантная акция не возымела никакого практического действия: IFS продолжал испускать дух, что невозможно было скрыть в силу публичности компании, а ПСиТу еще не удалось преодолеть последствий скандала, связанного с компрометацией тысяч карточек международных платежных систем.

Однако это еще не конец истории. Есть проблема – будет решение. Ровно через год, в мае 2003г., IFS вновь “возвращается” в Россию, на этот раз в образе 100%-ной дочерней компании IFS International – ЗАО “Ай Эф Эс Расчетные Технологии” (IFS Payment Services) – эксклюзивного полномочного официального представителя IFS International в России и СНГ (уже почему-то везде, кроме Украины).

На измученные отечественные банки вновь обрушились письма-призраки. Правда, на этот раз они были на бланках, с обратным адресом и за подписью генерального директора Константина Булукина. Письма, адресованные первым лицам и акционерам крупнейших банков как в России, так и за рубежом (в число их адресатов попал, в частности, филиппинский Security Bank), теперь не содержали конкретных указаний, а лишь призывали адресатов к “конструктивному” сотрудничеству в области борьбы с пиратским программным обеспечением. Впрочем, конструктивность позиции, как и прежде, подкреплялась щедрыми посулами ослушникам судебных разбирательств и скандалов в сочетании с трогательной заботой об их репутации.

Образ самой IFS во втором пришествии также претерпел существенные изменения. “Реинкарнированная” компания вдруг обрела могущественного инвестора-спасителя в лице лидера мирового рынка решений для процессинга пластиковых карт – Sonic Global Solutions, всемирная известность которой, по всей видимости, должна быть прямо пропорциональна длине названия компании. При этом весьма кстати Sonic оказалась частной компанией, и вся информация о ее деловой активности тут же была объявлена коммерческой тайной. В пресс-релизе, доступном исключительно на сайте ЗАО “Ай Эф Эс Расчетные Технологии” http://www.ifsps.ru, утверждается, что Sonic Global Solutions завершила приобретение всех активов IFS International, включая, естественно, всю клиентскую базу последней в России. По информации из того же источника, последняя акция возымела успех – два банка в регионах России изъявили желание опробовать на себе продукцию IFS/Sonic – нечто под названием TPIII. Кроме того, в одном из пресс-релизов, размещенных на сайте, в безапелляционном тоне заявляется, что Visa Russia якобы подтвердила готовность сертифицировать инсталляцию TPII.

Казалось бы, ничего особенного не происходит. Одним TPII больше, другим меньше – рынок сам в состоянии оценить качество каждого из продуктов и сделать выбор. Однако, начав по многочисленным просьбам наших читателей собственное журналистское расследование, мы посчитали необходимым довести его до конца и поделиться с участниками рынка всеми полученными результатами. Результаты оказались более чем любопытными.

В частности, согласно сведениям, полученным из налоговой инспекции, 100%-ная дочка IFS International, компания “Ай Эф Эс Расчетные Технологии”, является частной российской компанией, зарегистрированной по юридическому адресу: Москва, ул. Новопесчаная, 12 (где изначально и по сей день находится кинотеатр “Ленинград”), на имя единственного владельца – гражданина России г-на Александра Николаевича Шпакова. Осведомленный читатель не раз встречал упомянутого г-на в стенах одной известной (и тоже упомянутой в рамках этой статьи) организации. Там же работала и г-жа Диляра Мусина, которая выступила заявителем по регистрации компании “Ай Эф Эс Расчетные Технологии”.

Сам сайт www.ifsps.ru (очевидно, в результате чистого совпадения) разместился на одном домене с web-ресурсами www.unioncard.ru и www.psit.ru. По данным РосНИИРОС (Российский НИИ Развития Общественных Сетей), web-серверы www.ifsps.ru, www.psit.ru и www.uc.ru расположены на одном физическом сервере, находящемся в сети, зарегистрированной на Union Card. Имена www.psit.ru и www.ifsps.ru являются синонимами (или альтернативными именами – alias) имени www.uc.ru.

По сведениям из Государственной Регистрационной палаты при Минюсте России, IFS International не имеет официальных представительств на территории России. Уставной фонд ЗАО “Ай Эф Эс Расчетные Технологии” составлял 50 тыс. рублей, что явно недостаточно для финансирования столь масштабной деятельности компании в России.

Возможно, финансовую поддержку этой структуры оказывает мировой лидер – компания Sonic. Простой поиск в Интернете привел нас на сайт www.sonicglobalsolutions.com, состоящий из одной страницы. Судя по размещенной на ней информации, сайт был создан 1 октября 2003г. и с той поры ни разу не обновлялся. На просьбу помочь установить деловые отношения с мировым лидером в области платежных технологий, которую мы направили в австралийское посольство в России, сотрудники последнего любезно ответили, что о лидере по имени Sonic им, к сожалению, ничего не известно, и предложили… начать сотрудничество с Key Corp. или FNS. Знакомые австралийцы подсказали, что адрес, по которому Sonic Global Solutions прописан в Сиднее – некое местечко St.Leonards, – обычно используется для регистрации старт-апов или технических (shell) компаний, состоящих из секретаря и адвоката – реальные лидеры рынка избегают района St.Leonards. При этом указанные на сайте “Ай Эф Эс Расчетные Технологии” телефоны Sonic сохраняют круглосуточное молчание.

IFS: от рассвета до заката - рис.2
Найдите 10 отличий между этими тремя образцами подписи г-на Ларкина, которыми были скреплены факсы и электронные сообщения, отправленные в разное время первым лицам и акционерам крупнейших банков как в России, так и за рубежом. А 12 отличий? А 20? А теперь угадайте: какая из подписей подлинная?

Как бы то ни было, компания Sonic Global Solution в 2003-2004гг. (т. е. после якобы имевшего место быть приобретения активов IFS) не приняла участие ни в одной профессиональной выставке или конференции даже в своем регионе, не заявила на сертификацию ни одной инсталляции ни в одной из платежных систем, да и вообще нигде не значится в списках рекомендованных вендоров. Остается только гадать, где компания “Ай Эф Эс Расчетные Технологии” получила программное обеспечение, которое было продано двум российским банкам и заявлено на сертификацию в Visa International (разумеется, опять же по информации самой “Ай Эф Эс Расчетные Технологии”).

Не удалось найти никакой достоверной информации и о сделке между IFS International и Sonic Global Solutions. Более того, IFS по-прежнему присутствует на NASDAQ как самостоятельная компания. Также нигде не упоминает о счастливом приобретении ни один из известных “Соников” – ни Sonic Communications, ни Sonic Global Solutions. Размещенные на сайте “Ай Эф Эс Расчетные Технологии” верительные грамоты на право представлять, привлекать и карать для пущей убедительности снабжены отчетливыми новенькими печатями Sonic Global Solutions. Хотя всем мало-мальски знакомым с деловой практикой англосаксов доподлинно известно, что ни у американцев, ни у англичан, ни у австралийцев круглые печати не в почете. Они используются преимущественно, как вы, наверное, уже догадались… правильно, офшорными или shell-компаниями.

P.S. Мы искренне надеемся, что максимально полно выполнили просьбу наших читателей. Все изложенные в статье факты подтверждаются находящимися в распоряжении редакции документами, полученными нами из открытых источников – главным образом с сайтов NASDAQ, SEC, Sonic Global Solutions и IFS International (в настоящее время закрыт), а также ряда аналитических изданий. Мы верим, что скрупулезность нашего расследования и достоверность приведенных фактов позволят положить конец затянувшейся истории о лжеIFS и лже-TPII во всех возможных перевоплощениях.

Читайте также:

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая публикация не имеет целью каким-либо образом охарактеризовать те или иные упомянутые в ней продукты или компании, оказывая таким образом влияние на выбор наших читателей. Задача, которую ставила перед собой редакция “ПЛАС”, приступая к журналистскому расследованию, была гораздо скромнее: мы просто попытались реализовать наше профессиональное право называть вещи своими именами.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 3 (93) ’2004 стр. 33

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube