5 февраля 2016, 09:36
Количество просмотров 168

СКМ: мультифункциональный инструмент с логотипом Visa

По мнению экспертов, за почти десятилетний срок внедрения микропроцессорных технологий в локальных городских транспортных проектах...
СКМ: мультифункциональный инструмент с логотипом Visa

ПЛАС: С начала реализации проекта “Социальная карта москвича” прошел почти год. Каковы на сегодняшний день основные результаты работы программы, включая транспортную сферу?

О. Айбазов: Фактически можно утверждать, что цели, первоначально поставленные правительством г.Москвы при реализации данного проекта, выполняются в полном объеме. Создается эффективная, современная и прозрачная система учета льгот, предоставляемых москвичам, при этом разработана уникальная технология персонализации и эмиссии карт.

На сегодняшний день во всех районных управлениях социальной защиты населения столицы обеспечиваются прием анкет и выдача социальных карт льготным категориям граждан. Получение карточки проводится на добровольной основе, она выдается бесплатно. Правительством Москвы установлен жесткий срок изготовления социальной карты, включая проведение всех информационных процессов. С момента подачи заявки до момента получения карты проходит 10 рабочих дней. Если же говорить о конкретных результатах развития проекта, то следует прежде всего отметить рост числа пользователей СКМ. Так, помимо льготников, социальная карта выдается также школьникам и студентам. На данный момент держателями карт СКМ, созданных на базе карты Visa Electron, является порядка 500 тыс. жителей Москвы. Примечательно, что положительная динамика эмиссии СКМ отмечается уже на протяжении трех последних кварталов. Так, во II квартале 2003г. на рынок было поставлено около 210 тыс. СКМ по сравнению с 84 тыс. и 23 тыс. в I квартале 2003г. и в IV квартале 2002г. соответственно. Разумеется, об окончательных результатах не только реализации, но даже развития проекта говорить пока рано: система постоянно развивается.

ПЛАС: Банк Москвы является в настоящее время единственным эмитентом банковского приложения СКМ. Планируется ли в будущем привлекать к проекту и другие банки?

О. Айбазов: Несомненно, при дальнейшем масштабировании проекта, особенно при выходе его за пределы Москвы, когда станет актуальной задача выпуска социальных карт в других регионах России, возникнет необходимость привлекать к эмиссии и иные банки из числа крупных ритейловых игроков.

Что же касается Банка Москвы, то за время реализации проекта им накоплен уникальный опыт работы в этом направлении. Отмечу, что Банк Москвы изначально был одним из основных участников проекта СКМ наряду с такими организациями, как Комитет социальной защиты населения г.Москвы, Московский метрополитен, Московская железная дорога, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Департамент экономической политики и развития идр.

ПЛАС: В прошлом году СКМ стала еще и полноценной международной банковской картой. Почему выбор пал именно на карточные продукты Visa International?

О. Айбазов: Действительно, в июне 2002г. начался новый этап развития проекта – выпуск социальных карт с логотипом Visa Electron. В августе прошлого года в Варшаве была осуществлена первая платежная международная транзакция по “Социальной карте москвича”, а с сентября началась эмиссия социальных карт для московских школьников и студентов, в том числе с логотипом Visa Electron.

Решение использовать в социальном проекте технологию международной платежной системы было продиктовано желанием обеспечить нашим пользователям глобальную сеть обслуживания. Нам бы не хотелось привязывать держателей карт СКМ к какой-то локальной платежной технологии. Поэтому карточный продукт начального уровня Visa International – Visa Electron – был выбран в качестве наиболее привлекательной и безопасной платформы для перевода социальной карты на платежную технологию.

Безусловно, с появлением на карте логотипа международной платежной системы московская социальная карта получила международный статус. Такая карта обладает гораздо большей потребительской ценностью, поскольку может приниматься как платежный инструмент в 31 тыс. российских предприятий розничной торговли и сферы услуг и в 21 млн. торгово-сервисных точек по всему миру.

Для дальнейшего развития проекта крайне важно, чтобы СКМ из простого средства учета социальных льгот превратилась в полноценный многофункциональный продукт, сочетающий в себе не только социальные приложения, но и платежные функции.

Нельзя не отметить, что когда мы только объявили о решении использовать карточный продукт Visa Electron в социальном проекте, в наш адрес стали звучать некие критические высказывания. Некоторые споры не утихают и до сих пор. Даже в центральном регионе России многие участники рынка платежных технологий относились со скепсисом к такому варианту развития проекта.

Однако, несмотря ни на что, наша позиция по этому вопросу оставалась следующей: нельзя ограничивать потребительский выбор пенсионеров и других льготников только социально ориентированными магазинами. Пользователи должны иметь возможность приобретать товары и услуги в любом магазине, а также получать деньги в любом банкомате. И, как показало время, мы не ошиблись в своем выборе.

ПЛАС: Станет ли социальная карта EMV-совместимой?

О. Айбазов: СКМ станет EMV-совместимой уже в самое ближайшее время. Первая партия таких карт с дуальным интерфейсом уже выпущена в рамках пилотного проекта Банка Москвы, в котором будет задействовано около 20 тыс. карт СКМ с приложением EMV.

ПЛАС: Каким образом внедрение смарт-карт в целом, и СКМ в частности, способно повысить эффективность работы системы оплаты проезда в общественном транспорте?

О. Айбазов: Прежде всего смарт-карту гораздо труднее подделать, чем обычную “магнитку”. При этом мошенник не сможет ограничиться изготовлением просто муляжа карты. Низкая экономическая целесообразность подделки транспортной смарт-карты отпугнет от этого “бизнеса” многих мошенников.

Кроме того, использование бесконтактной смарт-карты способно значительно повысить пропускную способность транспортных турникетов и, следовательно, частично решить проблему очередей. Это, в частности, подтверждает использование бесконтактных проездных смарт-карт в Московском метрополитене.

В целом смарт-карты являются гораздо более гибким инструментом для построения эффективной системы оплаты проезда в общественном транспорте.

Далее, сейчас мы совместно с Банком Москвы, ГУП МСР и Московским метрополитеном ведем активную работу по разработке новой системы оплаты проезда в метро. Ее суть заключается в том, что пользователю выдается СКМ, называемая транспортниками “вездеходом”. Она дает владельцу право на проезд в метро без ограничения количества поездок и длительности маршрута. Данные о поездках, совершенных пользователем, сохраняются в реестре системы и в памяти чипа карты. В конце месяца эти данные и совокупная стоимость совершенных пользователем поездок передаются в Банк Москвы, который списывает с его карточного счета соответствующую сумму или, при необходимости, кредитует его в рамках овердрафта.

РОЗАН наращивает поставки карт Visa

“Розан Файнэнс” (РОЗАН) сообщила об увеличении поставок банковских карт Visa International на российский рынок.

Получив сертификацию Visa по всем карточным продуктам платежной системы еще в марте 2002г. и являясь в настоящее время единственной компанией-производителем ее карт в России и СНГ, РОЗАН более чем за год своей деятельности поставила на рынок свыше 1,45 млн. карт Visa.

В портфеле заказов банковских карт РОЗАНа продукты Visa Electron составляют 89,1%, Visa Virtuon – 0,7%, Visa Classic – 8,1%, Visa Business – 0,3%, Visa Gold – 1,8%. При этом компания демонстрирует положительную динамику роста объемов производства продуктов платежной системы на российском рынке. Так, в I квартале 2003г. ее поставки карт Visa составили 410,2 тыс. по сравнению с 110 тыс. в IV квартале 2002г. К настоящему времени РОЗАН произвела почти 1,1 млн. карт Visa с магнитной полосой.

Кроме того, РОЗАН поставила на рынок более 200 тыс. EMV-карт с приложением VSDC. При этом показатели реализации EMV-карт возросли с 4,2 тыс. штук в IV квартале 2002г. до 5,5 тыс. в I квартале 2003г. Во II квартале 2003г. аналогичный показатель компании составил более 50 тыс. EMV-карт.

На данный момент клиентами РОЗАН являются 45 банков, среди которых Банк Москвы, “Возрождение”, Газпромбанк, МежПромБанк, АльфаБанк, Мастер-Банк, “Северная Казна”, БИН-Банк, Банк Санкт-Петербург, “Первое О.В.К.”, ПриватБанк (Украина), Конверсбанк (Армения) идр.

Всего на территории России сегодня обращается свыше 5 млн. карт платежной системы Visa International.

Такая система оплаты проезда выгодна всем участникам проекта, и прежде всего самим пользователям. Ведь они автоматически избавляются от необходимости покупать проездные билеты, стоять в очередях в кассах и т. д. К тестированию данной технологии мы приступим до конца нынешнего года. Кроме того, со временем мы планируем привлечь к проекту железную дорогу и столичных операторов таксофонной связи. По результатам пилота участники тестирования примут решение о дальнейшей судьбе системы. Однако, по моему мнению, данный проект является крайне перспективным развитием технологии СКМ.

ПЛАС: В последнее время все более четко прослеживается проблема повышения эффективности учета и предоставления транспортных льгот. Какие перспективы открывает внедрение СКМ в этом направлении?

О. Айбазов: Собственно, усовершенствование системы учета предоставляемых льгот изначально и являлось одной из основных целей создания СКМ.

Мы уже разработали системы учета льгот в Москве и в ближайшее время намерены выработать аналогичные схемы для льготников в Подмосковье. По моему мнению, СКМ на сегодняшний день является наиболее эффективным инструментом для учета льгот, в том числе и на проезд в общественном транспорте. При этом наиболее перспективной площадкой для реализации систем учета льгот с использованием карты СКМ видятся именно метрополитен и железная дорога.

ПЛАС: Однако в перспективе для эффективной работы системы по предоставлению транспортных льгот потребуется, чтобы она имела всероссийское распространение?

О. Айбазов: Безусловно, до тех пор, пока существуют федеральные льготы на проезд в общественном транспорте, проблема их учета останется актуальной.

С одной стороны, для эффективной работы системы необходимо, чтобы у транспортных операторов в различных регионах России был единый подход к учету льгот. С другой – необходимо наличие общероссийского инструмента, служащего в качестве идентификатора льготников.

Пока эти механизмы не будут выработаны, об эффективности работы российской системы учеты льгот говорить не придется. До сих пор при учете льгот и получении соответствующего возмещения в различных регионах России происходят достаточно курьезные вещи. Так, например, житель Магаданской области имеет федеральные льготы на проезд в общественном транспорте, обеспечиваемые, соответственно, бюджетом Магаданской области. Однако в случае, если этот льготник обслуживается подмосковной железной дорогой, компенсацию за предоставление льгот получит, как ни странно, Магаданская область. И это отнюдь не единичный случай! А если принять во внимание, сколько жителей других регионов ежедневно пользуются услугами московских пригородных поездов, то можно оценить, сколько денег недополучает Московская железная дорога из-за отсутствия эффективных схем учета льгот.

EMV-успехи компании РОЗАН

“Розан Файнэнс” поставила на рынок более 200 тыс. EMV-карт Visa более чем за год, прошедший после получения сертификации в данной платежной системе.

По словам представителей РОЗАН, сегодня компании приходится выполнять, в том числе, и небольшие заказы на производство EMVкарт, связанные, в частности, с перевыпуском привилегированных карт на базе EMV или с реализацией ко-брендинговых проектов.

Принимая участие в отечественных EMV-проектах в качестве поставщика карт, компания РОЗАН предлагает банкам-клиентам комплексный набор услуг, включающий в себя не только производство EMVкарт, но и проведение их предварительной персонализации (персонализации производителя), а также, при соблюдении особых условий, окончательной персонализации (для выдачи клиенту).

Большинство отечественных банков предпочитают проводить персонализацию своих карт собственными силами. На развитых карточных рынках эти функции берут на себя специализированные организации – персонализационные бюро.

Банку, желающему персонализировать смарт-карты собственными силами, потребуются дополнительные инвестиции в адаптацию персонализационного оборудования и ПО. Воспользовавшись услугами сторонней персонализационной компании, эмитент сможет сэкономить значительные средства – десятки, а иногда и сотни тысяч долларов.

На данный момент РОЗАН поставил EMV-карты таким банкам, как “Возрождение”, Мастер-Банк, БИНБанк, КредитУралБанк, Банк СанктПетербург, Собинбанк, “Северная Казна”, Росбанк; еще пять банков сделали заказы общим объемом около 100 тыс. EMV-карт.

ПЛАС: Таким образом, мы подошли к вопросу продвижения социальных карточных программ в регионы. Планируется ли развитие технологии СКМ в других городах России?

О. Айбазов: Действительно, сейчас в необходимости разработки единого российского карточного удостоверения личности мало кто сомневается. Время, когда можно было относиться к таким проектам со скепсисом, прошло. Социальные карточные системы сейчас реализуются по всему миру. Недавно к созданию единого национального карточного удостоверения личности приступили Китай, Вьетнам, Бахрейн и ОАЭ. В таких развитых странах, как США, Англия и Франция, реализация социальных карточных программ идет полным ходом.

На мой взгляд, технология, используемая нами в проекте “Социальная карта москвича”, является одной из наиболее перспективных платформ для создания социальных карточных проектов и в других регионах России. Фактически, разрабатывая СКМ, мы предполагали, что проект может получить всероссийское распространение. Сегодня РОЗАН готова сотрудничать с компаниями и государственными организациями, у которых есть заинтересованность в развитии аналогичных социальных карточных программ в регионах. Таким образом, мы открыты для диалога с местными системными интеграторами и не претендуем на роль единственного исполнителя социальных карточных программ. Напротив, мы считаем, что при реализации региональных проектов функции системного интегратора должна брать на себя местная компания. Мы, в свою очередь, видим себя в качестве консультанта при реализации социальных карточных проектов. При реализации проекта “Социальная карта москвича” у нас накопился богатый опыт, которым мы готовы поделиться со своими коллегами.

СКМ перспективна при реализации социальных проектов регионального уровня, прежде всего благодаря своей многофункциональности. Давайте вернемся к основному функционалу социальной карты. Во-первых, СКМ – это банковская платежная карта с глобальной сетью обслуживания. Во-вторых, СКМ является социальным карточным продуктом, который дает возможность учитывать предоставление различных льгот, оплачивать коммунальные услуги и т. д. Втретьих, СКМ в определенных случаях может использоваться в качестве идентификационной карты.

Что касается перспектив технологии “Социальной карты москвича” в странах СНГ, то и в этом направлении нами ведутся достаточно активные работы. Впрочем, здесь все зависит от позиции местной администрации. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и политический аспект данной проблемы.

Например, по мнению ряда экспертов, наличие идентификационного документа, единого для всех странчленов СНГ, является крайне важным условием дальнейшей интеграции. На мой взгляд, если участники СНГ будут продолжать идти по этому пути, как это делает, например, Евросоюз, то создание такого документа вообще становится одной из первоочередных задач. В Европе идентификационные карточные проекты уже стартовали во многих странах-членах ЕС. Поэтому интеграция этих карточных программ в единую идентификационную систему – вопрос времени. В СНГ мы можем использовать опыт стран-членов ЕС и применить его для создания собственной идентификационной системы.

ПЛАС: В России сейчас активно реализуются социальные проекты, основанные на локальных технологиях. Например, социальные программы платежных систем ACCORD или “Золотая Корона”. Не тормозит ли, на ваш взгляд, наличие множества таких локальных проектов процесс создания национальной социальной карточной программы?

О. Айбазов: Я бы не стал делать столь категоричных заявлений. Мы никогда не утверждали о превосходстве нашей технологии над аналогичными разработками других компаний.


“Технология, используемая в проекте “Социальная карта москвича”, – наиболее перспективная платформа для создания социальных карточных проектов в регионах России”


Хотелось бы только отметить, что технология СКМ была разработана нами в соответствии со стандартом ISO-14443 A.Фактически мы, как и многие другие разработчики во всем мире, применили на практике разработки, описанные в стандартной документации International Standardization Association. На платформе ISO-14443 A функционируют и многие другие социальные карточные проекты, в том числе и в России. Именно соответствие общему стандарту, признанному разработчиками во всем мире, делает нашу систему привлекательной для использования ее в создании общенациональной социальной карты.

Вообще, как мне кажется, ситуация, когда на рынке существует несколько технологических платформ, вовсе не обязательно создает препоны для создания некой консолидированной системы. Главное, чтобы эти технологические разработки имели простые и универсальные интерфейсы взаимодействия.

На практике это будет выражаться, например, в том, что при смене места жительства гражданину, имеющему федеральные льготы, не придется даже менять социальную карту. Достаточно будет провести перерегистрацию чипа в местном отделении органов социальной защиты, приложив карту к ридеру. Именно к такой степени интеграции и надо стремиться разработчикам социальных карточных программ.

Читайте также:

Что же касается локальных проектов, то, как я уже отмечал, в них нет никакой угрозы для рынка в целом. Более того, сама технология СКМ первоначально также функционировала как локальный проект правительства Москвы. Кроме того, при реализации местных проектов специалисты приобретают ценные практические знания. А в конечном итоге большинство разработчиков локальных технологий приходят к пониманию того, что их системы должны соответствовать мировым стандартам.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 6-7 (86-87) ’2003 стр. 56

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube